Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации школьников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности; социальная группа, в которую входит ребенок; сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации школьников.
Социализация в школе начинается с младших школьников и продолжается до окончания школы. Задача школы — создать все необходимые условия для успешной социализации учащихся. Для этого педагоги должны четко знать и понимать, что нужно дать ученику для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
7. Как вы думаете, каково социализирующее воздействие средств массовой информации (телевидение, иллюстрированные журналы) на детей:
Средства массовой информации имеют
две стороны влияния.
Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.
Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие, агрессия, нездоровая мораль.
Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
Дошкольного возраста:
— Специалисты по детской психологии всего мира давно пришли к неутешительному выводу - современные СМИ оказывают негативное влияния на развитие детей. Грубость, агрессия, жестокость врываются в маленький мир ребенка не только из фильмов, программ для взрослых, но и из любимых всеми мультфильмов, страниц детских книг, видеоигр и т.д. Дети, словно губка, впитывают то, что видят на экранах, слышат по радио, в результате у них формируются новые модели поведения, дети стараются отождествить с тем или иным героем, подражая ему во всем. В виртуальной действительности у ребенка притупляются чувства, действительность искажается, грань между реальностью и вымыслом стирается и, как следствии - немотивированная жестокость, психические расстройства. Детская психика отличается от психики взрослого человека. Детское подсознание не защищено здравым смыслом, который позволил бы провести границу между реальностью и домыслом. Дети что увидят и услышат, то и запомнят. До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Психологами установлено, что длительный просмотр телевизионных программ подавляет волю и сознание. Информация, не требующая умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится в реальную жизнь. Ребенку трудно сосредоточиться на каком-либо задании, учебная информация воспринимается им с трудом. Ведь для нормальной умственной деятельности ребенку нужны активные игры, общение со сверстниками, живые эмоции. Виртуальное общение не может заменить ему окружающий мир с его впечатлениями. Качество современных транслируемых программ, книжная продукция также зачастую оставляет желать лучшего. Именно неправильно подобранная информация может существенно повлиять на модель поведения ребенка. В современном мире ценности все чаще становятся условными, добро и зло часто трудно различить. Вампиры, гоблины, ведьмы - все эти персонажи часто играют не свою роль в мультиках, играх, книгах и т.д.
Младшего школьного возраста: Многие родители задают закономерный вопрос - влияет ли телевидение на сознание ребенка? К сожалению, ответ неутешительный - да, влияет и очень сильно. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста. Но сколько это совсем мало - примерно 2 часа в день. На школьников и дошкольников приходится около трех - четырех часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Что успевает увидеть ваш ребенок за эти 5 уроков - три сцены насилия и убийств, в сцены - поведения не одобряемого общественностью (употребление наркотиков, курение и др.) и одну сексуальную сцену. Неужели все это не окажет влияния на сознание ребенка. Ведь к окончанию школы ребенок увидит около 8000 сцен с убийствами и 100000 сцен с применением насилия. Однажды среди заключенных (американских) был проведен опрос - может ли телевидение научить вас новым криминальным трюкам, 8 из 10 человек ответили положительно; 3 из 10 сказали, что пытались совершить преступления, руководствуясь увиденным. Исследования показали, что просмотр передач, содержавших сцены насилия вызывает у ребенка агрессивное поведение. Такие дети в несколько раз больше совершают правонарушений, чем дети, которые не увлекаются просмотром таких телепередач.
Причем существует зависимость, что просмотр боевиков в 7-8 лет может предопределить агрессивность в старшем возрасте 17-19 лет. В нашей стране, как и в Америке, Канаде и других странах с появлением телевидения резко взрастало количество преступлений. В свое время по кинотеатрам (!) СССР прошел фильм "Фантомас" и вы наверняка вспомните, что делали тогда подростки, игравшие в Фантомаса доходили вплоть до переворачивания машин. А сколько подростков покалечилось, пытаясь повторить прыжок Тарзана после просмотра одноименного фильма. Часто агрессия у ребенка вызвана не заложенной в нем агрессивностью, а желанием подражать героям любимых фильмов. Так же дети не всегда могут различить вымысел от жизненных реалий. И он думает, что так поступающие на экране, так поступают и в жизни, что и он может так делать, особенно это касается легко внушаемых детей. Ошибкой было бы думать, что просмотр боевиков снизит агрессивность ребенка, к сожалению это не так, скорее это только спровоцирует недопустимые поступки.
Почему же дети становятся более агрессивными. Есть такая психологическая особенность ребенка. Действия взрослого воспринимаются им как правило, и ребенку легче скопировать поведение, чем вникнуть в смысл правильности слов человека. И если вы с ребенком будете перебегать дорогу в неположенном месте, то и, вырастя, он тоже так будет делать, даже зная правила, но это входит в его сознание уже плотно и не поддается коррекции. Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, их меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка. Часто наблюдается и такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры часто склонны к беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть и т.д.
К сожалению наше телевидение значительное время посвящает агрессии и насилию, что приводит к росту агрессии у детей и часто приводит к беспричинным страхам. Можно посоветовать родителям меньше давать детям смотреть агрессивные передачи и фильмы примерно до 12 лет и ограничить их просмотр в более старшем возрасте. И вообще задумайтесь, возможно вы проводите около телевизора примерно 2-3 часа в день, значит около 1000 часов в год вычеркнуто из вашей жизни. Как бы вы могли их использовать? Например, одни из лучших способов - это провести их со своими детьми.
Подростков:
— Средства массовой информации являются также источниками негативной, жестокой информации: в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие.
Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию массовых медиа средств. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Эту проблему нужно решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение. Мы убеждены, что сообщаемая информация должна воспитывать в подрастающем поколении понимание жизни, добрые советы, положительный настрой, а не формировала в воспитанниках негатив и разочарование.
Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у подростков потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие средств массовой информации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.
Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.
Юношей: Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.
8. Американский психолог Ф. Райс считает, что в подростковом возрасте референтная группа, как институт социализации, не вытесняет родительскую семью. «Влияние группы и родителей, — пишет Райс, — распространяется на разные сферы жизни тинэйджера, а потому они не заменяют друг друга, а, скорее, взаимодополняют».
Прокомментируйте данное высказывание. На какие сферы жизни подростка, по вашему мнению, преимущественно влияют:
Референтные группы:
Референтная группа выполняет функции фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида. Особенно влияние данного феномена проявляется в подростковом возрасте, когда семья утрачивает авторитет в глаза подростка, а друзья становятся наиболее значимыми людьми, чье мнение является самым важным. В зависимости от особенностей той группы, которая стала референтной для подростка, меняется его поведение. Референтными для подростков обычно становятся малые неформальные группы. Уже в 60-е гг. предметом исследования стало влияние неформальных групп на развитие личности школьника. 95% пятнадцатилетних входят в ту или иную неформальную группу. Эти группы играют преимущественно компенсаторную роль, удовлетворяя те потребности развивающейся личности, которые недостаточно или вообще не удовлетворяются школой или семьей. Возможности асоциального развития наблюдались среди членов тех неформальных групп, которые были гетерогенными по возрастному и половому составу. Эти группы состояли преимущественно из учащихся, которые отвергались в своем школьном классе. Школьный класс также можно рассматривать как малую группу. Любое ученическое сообщество - это «официальное или формальное сообщество людей, специально организованных для решения более или менее конкретной социальной задачи, которая может быть реализована путем осуществления определенной ученической деятельности». В школьном классе есть формальная и неформальная структуры, которые, как правило, не совпадают
Семья: Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Существуют и неполные семьи, и семьи с детьми-инвалидами и т.д. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, то есть, сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать или отца, бабушку или дедушку и т.д. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию личности.
Каково, на ваш взгляд, главное условие сохранения родительского влияния на ребёнка и в подростковом возрасте?
Родители в любом случае остаются фигурой значимого взрослого, которые в ситуациях поиска эмоциональной близости превосходят сверстников и оказываются в более доверительных отношениях со своими детьми. В тоже время прямую поддержку подросткам свойственно искать именно у сверстников, тем самым разделяя свою эмоциональную и, если можно так сказать, плотскую жизнь.
В любом случае, отношения с родителями в подростковый период остаются крайне значимыми для ребёнка, играя исключительную роль в эмоциональной подпитке подростка.
В чём исключительная ценность подобных отношений? В первую очередь – это общий эмоциональный фон. Альтруизм, солидарность, соучастие и открытость делают эти отношения крайне ценными в плане психологической поддержки подростка. При этом важно отметить, что значимость отношений со взрослыми для подростка условно не имеет причин. Она не связана с возможностью обратиться за помощью, и не привязана к зависимости от позиций семьи. Как раз наоборот, самые тёплые и положительные устойчивые чувства по отношению к родителям переживают подростки, которые успешно проходят период автономизации и самостоятельно справляются с вызовами этого периода.
9. Что такое неуспешная социализация? Какими причинами можно объяснить случаи неуспешной социализации? Приведите примеры.
В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Одна из таких ситуаций — пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.
Поведение в концентрационном лагере:
Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии. Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке, первым из которых был шок. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процесс ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни. Они подражали поведению охраны, иногда использовали обрывки одежды для имитации их униформы.
Сходные реакции и изменения личности наблюдаются в других критических ситуациях. Например, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу или “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пытается сопротивляться оказываемому давлению. Затем наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны, олицетворяющей власть — допрашивающего. По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации “обращается вспять”.
1. начальный этап. Шок и полное отторжение. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя будто в жизни ничего не изменилось, и скоро все вернется. Противостоит новым условиям.
2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика становится очень неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.
3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.
14. Проанализируйте наиболее значительные этапы вашей личной социализации. Какие социальные институты оказали на вас наибольшее влияние? Приведите примеры
15. Многие психологи и западные, и отечественные, уверены, что самореализация (или самоактуализация) личности — высший этап её развития. По вашему мнению, общество и социальные институты (в том числе — школа, ВУЗ, другие образовательные учреждения) способствуют процессу самореализации или, наоборот, затрудняют его? Обоснуйте своё мнение. Каковы, на ваш взгляд «идеальные условия», в которых смог бы раскрыться человек?
Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи, ведь все мы приходим в этот мир не просто так, а значит, – раскрытие способностей, талантов, реализация того, что заложено природой в каждом из нас. Самоактуализация человека – это процесс и способ достижения значимых для себя целей.
Для того чтобы лучше понять, что такое Самоактуализация, имеет смысл рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу. Учёный считал, что все люди без исключения имеют примерно следующие потребности:
Физиологические (пища, питьё, сон). Такие же потребности есть и у других живых существ. Без достаточного количество еды, воды и сна организм погибает;
В безопасности жизнедеятельности. Помешать собственно выживанию могут и внешние факторы: чрезмерные холод и жара, природные стихии, отсутствие крыши над головой, нападение маньяка и т. д. Если человеку ничто не угрожает, то он ощущает спокойствие и уверенность в себе;
В любви. Удовлетворив перечисленные выше потребности, человек наверняка останется жив, но вряд ли будет чувствовать себя счастливым. Всем нам необходимы любовь, поддержка близких, дружеские связи;
В уважении и признании. Что бы ни делал человек, ему важно ощущать себя успешным. Действительно приятно, когда работа получает высокую оценку, будь то шедевр мирового искусства или просто мастерски сваренный борщ;
В познании и творчестве. Эта потребность наиболее ярко выражена у детей, которые задают очень много вопросов и пытаются экспериментировать со всем, что попадается им на глаза. К сожалению, с возрастом желание познавать и творить для большинства людей становится не столь актуальным;
Эстетические. Красота важна для людей, так как она гармонична, а гармония создаёт ощущение стабильности и порядка. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «красота спасёт мир»;
Духовные. Удовлетворение потребностей этого уровня и есть самоактуализация. Личность самоактуализируется в самопознании, стремлении совершенствовать себя, получать как можно больше знаний о мире, развивать свои способности.
Считается, что для того, чтобы возникла потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить все вышеперечисленные потребности. Однако жизнь сложна и разнообразно, поэтому в действительности всё очень даже непросто. Достаточно вспомнить великого композитора В.А.
Моцарта, который записывал ноты своих гениальных произведений на клочке бумаги огрызком карандаша и не всегда имел деньги на хлеб. Да и с признанием при жизни гения были проблемы. В то же время многие более чем обеспеченные люди так и остаются на уровне удовлетворения потребностей, указанных в начале списка, или даже деградируют.
Большую роль в процессе становления человека играет его стремление к самоактуализации, а оно, в свою очередь, зависит от целей, мотивов, желаний, установок и особенностей воспитания личности.
Процесс самоактуализации
С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно.
Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметить пути для самосовершенствования. Если по каким-либо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.
Следующий этап – это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие – его.
В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания.
Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.
ТЕМА 4.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1. Проанализируйте функции общения в онтогенезе и филогенезе.
ФИЛОГЕНЕЗ
– Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.
В процессе филогенеза меняется содержание общения.
Это изменение проявляется в следующем:
1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.
Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;
2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;
3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:
а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;
б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);
в) изобретение и начало использования знаковых форм;
г) появление, совершенствование технических средств.
ОНТОГЕНЕЗ
В онтогенезе общение развивается следующим образом (Немов, 1995):
1) от рождения до 2 – 3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;
2) от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;
3) от 8 – 10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;
4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.
Здесь начало разделения делового и личностного общения;
5) от 3 до 6 – 7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;
6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.
Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.
2. В течение дня понаблюдайте за ситуациями общения, которые складываются на разных уровнях (ритуальном, деловом, интимно-личностном). Какие характерные особенности поведения людей связаны с тем или иным уровнем? Приведите примеры.
Социально-ролевой уровень общения - уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер.
Как удается совершенно разным людям понять друг друга, найти общий язык, договориться, согласовать свои цели и действия? По мнению специалистов в области человеческого общения, такая возможность возникает только в том случае, если люди обладают значительным объемом информации, сходной как по происхождению и содержанию, так и по структуре. К информации такого рода следует отнести, в частности, умение выделять стандартные, или типичные, социальные ситуации – такие как деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, свадьба, разговоры в очередях, отдых в кругу семьи и многие другие. Представляя собой часть информационного багажа нормального человека, такое знание используется в качестве контекстуальных рамок, применение которых участниками взаимодействия становится предпосылкой взаимопонимания между ними.
В теории межличностного общения известно несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. Рассмотрим две из них.
Деловой уровень общения - уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует Я-Вы контакт.
Интимно-личностный уровень общения - уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.
В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.
На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне – знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.
На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений – рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия. Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. Выделенные Берном способы структурирования времени представляют собой по существу способы организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения – четыре основные и два пограничных случая.
1) На одном полюсе пограничный случай – замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически – вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, даже во время вечеринки. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем, если только оно не превращается в привычку.
2) Ритуалы – привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения – возможность провести время совместно, но не сближаясь.
3) Времяпрепровождения – полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения – структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.
4) Совместная деятельность – взаимодействие между людьми на работе, целью которого прежде всего является эффективное выполнение поставленной задачи.
5) Игры – наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.
Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, большинство людей в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь ша тки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.
6) За игрой следует второй пограничный случай, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий, – близость. Двустороннюю близость можно определить, как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.
3. Понятие «перцепция» знакомо вам из курса «Общая психология». Как психологический процесс, перцепция обладает характерными особенностями. В чём специфика социальной перцепции по сравнению с предметной? Почему мы говорим «восприятие и понимание человека человеком»?
Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Социальная перцепция обычно проявляется как:
1) восприятие членами группы: а) друг друга; б) членов другой группы;
2) восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»;
3) восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;
4) восприятие группой другой группы (или групп).
Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:
- психологическая чувствительность, представляющая собой повышенную восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, внимание к нему, устойчивое стремление и желание разобраться в нем;
- знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия, которое основывается на личностных качествах партнеров по взаимодействию, на их опыте взаимоотношений;
- навыки и умения восприятия и наблюдения, позволяющие людям быстрее адаптироваться к их условиям, дают возможность избегать трудностей в совместной деятельности, предотвращают возможные конфликты во взаимодействии и общении.
Особенностями социальной перцепции являются:
- активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
- целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
- мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется (равнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно, как положительное отношение к партнеру.
Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта).
4. Понаблюдайте, каким образом реагируют люди, когда в ситуациях общения сталкиваются с факторами «превосходства», «привлекательности», «отношения». Приведите примеры.
Факторы превосходства, привлекательности и отношения к нам
В нейтральных ситуациях по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно можно назвать ряд его социально-психологических характеристик: возраст, социальный слой, профессию. И, наоборот, тем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше могут допускать ошибок. Ошибки восприятия партнера обусловлены влиянием ряда факторов.
Фактор превосходства. Партнеры по общению могут отличаться своим социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом. Ошибки неравенства обозначается как фактор превосходства. Фактор превосходства может возникнуть на базе двух источников информации: 1) одежда человека, его внешнее оформление, знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, машина, оформление кабинета; 2) манера поведения человека (как человек сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит).
Под влиянием фактора привлекательности какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются. Если человек нам нравится внешне, мы автоматически считаем его более умным, интересным и т.д.
В экспериментах американского психолога А.Миллера с использованием метода экспертных оценок было доказано, что красивые по всем параметрам превосходили некрасивых. Чем более привлекателен для нас человек, тем он кажется нам лучше во всех других отношениях. Но в разные эпохи у разных народов были свои эталоны красоты. Следовательно, привлекательность носит скорее социальный характер. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым.
Фактор отношения к нам. Люди, которые к нам хорошо относятся, оцениваются нами выше тех, кто относятся к нам нейтрально или плохо. Чем выше оценивался некто, тем больше сходство его взглядов с собственными. Причем, убежденность в родстве душ столь велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые не замечают.
Первое впечатление почти всегда правильно, так как задачей первого впечатления является определение групповой принадлежности партнера.
Механизмы восприятия и понимания:идентификация, эмпатия, рефлексия.
Идентификация – уподобление себя другому человеку.
Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Данный механизм возможен в отношении немногочисленной группы людей.
Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия – своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
5. Приведите примеры социальных стереотипов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности? Можете ли вы сказать, что одни стереотипы сформировались достаточно давно, а другие существуют сравнительно недавно? Приведите примеры.
Что такое социальный стереотип? Устойчивые и упрощенные матрицы образов социальных объектов (человек, группа, профессия, гендер, этнос). Стереотипы мышления при этом, могут оказаться ложными и формировать ошибочное знание. Как правило, в основе стереотипа лежат наблюдения, основанные на реальных фактах и личном опыте, но иногда стереотип выполняет деструктивную роль, когда применен в ситуации, выпадающей из общего шаблона и происходит «наклеивание» ярлыков на человека. Примеры социальных стереотипов:
Ø Без «блата» нельзя построить успешную карьеру;
Ø Ребенок должен быть послушным;
Ø Чтобы быть успешным необходимо закончить престижный ВУЗ;
Ø Всем мужчинам только одно от женщин надо...;
Ø Все бухгалтеры – зануды, а адвокаты - жулики;
Ø Деньги – зло;
Ø Японские машины самые качественные;
Ø Евреи - самые хитрые;
Ø Мужчина - бабник, выпивоха.
6. Дж. Олпорт писал: «Стереотипы, прежде всего, выполняют функцию «экономии мышления», содействуют сокращению процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также упрощают принятие решений…» Прокомментируйте данное высказывание.———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
7. Как проявляются стереотипы в педагогической деятельности? Что можно порекомендовать учителю, который заметил, что его отношением к тому или иному ученику руководит стереотипное мнение?
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п. )
Механизм стереотипизации, хорошо известный нам из общей теории межличностного познания, «работает» и в процессе познания педагогом личности учащегося. Причем здесь также налицо все его разновидности: социальные, эмоционально-эстетические, антропологические.
Так, у педагога под влиянием собственного педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист» и т. д. Впервые встречаясь с учащимся, который уже получил характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает у него наличие определенных качеств. Конечно, не стоит думать, что этот набор стереотипов неизменен, что все педагоги рисуют себе одинаковый образ «отличника», «двоечника», «общественника-активиста» и т. д. Наоборот, все оценочные стереотипы носят подчеркнуто субъективный, индивидуальный характер. В этом нет ничего удивительного, поскольку каждый стереотип представляет собой закрепленный опыт общения с учащимися, опыт данного конкретного педагога. Представим себе такую ситуацию. Несколько преподавателей узнают, что в их группе будет учиться активист, ярко выраженный лидер. Реагировать они будут по-разному. Один в силу своего стереотипа может предположить, что управлять группой станет легче, другой, опираясь на горький опыт общения с «активистами», решит, что новичок непременно карьерист, выскочка, который ведет себя вызывающе и т. п.
Говоря об индивидуальном содержании педагогических стереотипов, все-таки нельзя забывать об общей направленности распространенности многих из них. Общеизвестно, что среди преподавателей чрезвычайно распространен следующий стереотип: хорошая успеваемость учащихся связана с характеристиками личности. Тот, кто успешно учится, априорно воспринимается как человек способный, добросовестный, честный, дисциплинированный. И наоборот, «двоечник» — это бесталанный несобранный лентяй.
В ряде исследований, а также в педагогической публицистике можно найти описания и другого педагогического стереотипа: очень часто «неблагополучными» детьми считаются «ершистые», беспокойные ученики, те, кто не может усидеть на занятиях, молча, пассивно реагировать на замечания, те, кто неизменно вступает в пререкания. Практика показывает, что чаще всего педагоги просят психолога «поработать» именно с такими «неуправляемыми» детьми, считая их склонными к асоциальному поведению. А вот учеников, которые охотно подчиняются педагогу, поступают согласно его указаниям и замечаниям, обычно считают благополучными, не относят к категории «трудных». Этот феномен, хотя и заслуживает самого детального рассмотрения, тем не менее по сути своей связан с общими, универсальными психологическими закономерностями. В этой связи особого упоминания заслуживает работа индийских психологов П. Джанак и С. Пурнима. Их эксперименты показали, насколько лесть и преувеличенно трепетное отношение к указаниям начальства приводят к тому, что руководитель одобряет «льстеца». Интересно, что падкими на лесть оказались и те руководители, которые пользовались репутацией бесстрастных, объективных, подчеркнуто официальных в обращении с подчиненными.
То, что профессиональная оценка педагогом личностных качеств ученика может зависеть от его внешней привлекательности, может показаться неправдоподобным. Однако этот эффект проявляется не только в оценках подростков, но и малышей. В ходе одного из экспериментов студентам университета будущим педагогам были выданы описания проступков, совершенных семилетними ребятами. К этим описаниям были приложены фотографии «виновников». Оценивая свое отношение к этим малышам и их поведение, студенты проявили большую снисходительность к обладателям более привлекательной внешности (А. А. Бодалев, 1983).
8. В результате эксперимента, западные психологи выяснили, что даже при восприятии маленьких детей срабатывает так называемый «эффект ореола»: По мнению взрослых, ребёнку, обладающему приятной внешностью, присущи и другие положительные характеристики. Как вы можете объяснить этот факт? Встречались ли вы с подобными фактами в своей жизни?
Эффект ореола
В социальной психологии подобного рода ассоциации получили название гало-эффектов или, проще говоря, эффектов ореола. Суть эффекта в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб затмевает для окружающих все другие черты. Если говорить об ореоле физической красоты, то он к тому же распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Оказывается, находиться в компании красивого человека просто выгодно.
Эффект ореола действует в однополых парах, причем как женских, так и мужских. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные. И, наоборот, рядом с некрасивым — менее привлекательными.
— Трехлетние малыши выказывали откровенное предпочтение миловидным напарникам по играм, уделяя гораздо меньше внимания непривлекательным детям (Пайнс Э., Маслач К., 2000).
— Эффект ореола– распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно («положительный ореол»), то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются лишь положительные моменты, а отрицательные как бы не замечаются.
Если общее впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств отрицательное, то в последующем его положительные качества и поступки либо не замечаются совсем, либо недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Преподаватели часто связывают хорошую успеваемость учащегося с характеристиками его личности: успешно учится, значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – бесталанный, ленивый, несобранный и т.п.
Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
9. Перечислите основные ошибки каузальной атрибуции. Проиллюстрируйте их соответствующими примерами.
Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции:
1.Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.
2.Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей.
3.Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Роль сильнее индивидуальности. Но необходимо учитывать также и то, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т.д).
4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К.Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.
10. К. Роджерс, известный американский психолог и психотерапевт, обращаясь к своим ученикам, писал: «Не надо предлагать клиенту ваши уютные, мягкие и разношенные домашние тапочки. Лучше сами попытайтесь влезть в его тесные туфли». О каком механизме межличностного понимания идёт речь? Аргументируйте своё мнение примерами.
Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.
11. Сравните механизмы социальной перцепции, а именно идентификацию и эмпатию. Каковы, на ваш взгляд, условия правильного понимания человеком других людей?
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.
13. Понаблюдайте за своим поведением. Какие механизмы социальной перцепции характерны лично для вас? Приведите примеры.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса: качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.
13. Расшифруйте понятие «психологическая совместимость». Обозначьте ее критерии. Как вы считаете, действительно ли в другом человеке нас привлекают те качества, которых нет у нас?
Психологическая совместимость – это способность людей (двоих или группы) находится в длительных взаимоотношениях, при которых не наблюдаются сложные конфликты характеров, требующие вмешательства со стороны для урегулирования конфликтов или обеспечения эффективного взаимодействия.
О социально-психологической совместимости принято говорить в рамках взаимодействия с людьми в профколлективе и обществе. Психологическая совместимость людей в социуме строится на общности целей (так как социальные объединения имеют общую цель), отношении к выполняемой деятельности (как проявления социальных отношений), моральных и ценностных установках (как отражающих факторов внутреннего устройства социальной группы), а также личностных характеристик каждого отдельного индивида. Учитывая характеристики каждого человека, можно способствовать улучшению психологической совместимости в коллективе, а как следствие будет повышаться личностный комфорт, микроклимат, результаты продуктивности. Микроклимат, складывающийся в социальном круге, характеризует общее состояние и качество взаимосвязи всех участников, включает эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный и поведенческий компоненты, а также имеющий градацию по уровням осознанности происходящих процессов.
Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:
1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);
2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;
4. субъекты с разным практическим интеллектом
Психологическая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность – общительность, эмоциональность – эмоциональность), так и при их противоположности (сильный – слабый).
Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости: Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п. Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности. Психологический уровень. Социально-психологический или личностный уровень. Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.
Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость, это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 611.