Стиль | Характеристика |
Авторитарный | для руководителя характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя — вне группы или выше ее. Дела в коллективе (группе) планируются руководителем заранее, решения принимаются единолично, голос — решающий, при этом подчиненные знают лишь непосредственные, ближние цели, дальние — неизвестны. |
Либеральный | Руководитель с доминированием этого стиля не проявляет склонности к похвале и порицаниям, для него типичны полная устраненность от дел коллектива и отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, при этом сам руководитель в ее составе. Дела в группе идут сами по себе, т.к. руководитель не дает никаких указаний, фронты работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп. |
Демократический | Руководитель доводит до подчиненных инструкции в форме предложений, поэтому для него типичны товарищеский тон, уважительное и внимательное отношение к коллегам, при этом позиция руководителя — внутри группы и коллектива. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание — с советами. Мероприятия планируются не заранее, а в группе, решения принимаются на основе коллегиального обсуждения, за реализацию которых отвечают руководитель и подчиненные. |
27. Понаблюдайте, как в вашей учебной группе проявляется феномен лидерства? В каких областях занимают лидерские позиции те или иные участники группы? Вступают ли они в противоречия между собой? С официальным руководством группы? Приведите примеры.
Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
· по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
· по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
· по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д. Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.
Различают:
Ø Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
Ø Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р.Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.
ТЕМА 3.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Закончите определение: «В течение всей жизни личность не только усваивает, но и активно воспроизводит в поведении опыт, накопленный человечеством и воплощённый в достижениях современной цивилизации. Этот социально-психологический процесс носит название социализации личности». Столяренко А.М.
2. Как становится ясно из предшествующего определения социализация личности, активный процесс. В чём конкретно, на ваш взгляд, проявляется активность личности, усваивающей социальные нормы? Является ли эта активность неизменной на разных возрастных этапах развития личности? Подтвердите свою точку зрения примерами.
На социальную активность оказывает влияние то, каким образом личность усваивает социальные нормы, т.е. от механизмов социализации. Существует несколько подходов к рассмотрению этих механизмов в психологии, социологии. Мы рассмотрим социально-педагогические механизмы социализации.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
3. Каким образом соотносятся понятия «социализация» и «психическое развитие»? Почему некоторые психологи, например, З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Кольберг, в качестве теорий социализации рассматривают периодизации психического развития?
Социализация, социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие существуют в диалектическом единстве, а поэтому следует выделить их общие черты и различия. Общие черты, направленность на развитие личности; использование одного и того же потенциала социума; взаимодействие с потенциалом социума; направленность на разрешение проблем социализации личности; использование как потенциала личности, так и потенциала социальной среды; начало с определения исходного уровня развития знаний, навыков, умений и личностных качеств; все явления замеряемы и подлежат процедурам мониторинга; каждое из явлений имеет социальное значение в жизни индивида и социальной среды.
Различия социального обучения, социального воспитания, социального развития и социализации заключаются в следующем: различные цели и соответственно результат каждого из них; различные методы решения задач обучения, воспитания, развития и социализации в целом; использование педагогического потенциала социума происходит по-разному; каждое из этих явлений не может быть реализовано автономно, независимо от другого; различные формы реализации задач обучения, воспитания, развития и социализации.
Между этими явлениями существует четкая взаимозависимость: воспитание строится на результатах обучения; обучение имеет воспитательную функцию; развитие строится на воспитательных ресурсах и возможностях личности. Обучение может совершенствоваться на основе воспитания и развития личности. Поэтому между ними существуют диалектическая взаимосвязь и взаимозависимости, проявляющиеся в реальной практике социализации человека на всех возрастных этапах его жизнедеятельности.
4. Психолог В.Г. Крысько среди факторов, влияющих на социализацию личности, отдельно выделяет «тип поселения». Вот что он пишет: «Тип поселения (село, посёлок, город) в силу определённых причин придаёт своеобразие процессу социализации людей, в нём проживающих». (В.Г. Крысько. Схемы. Социальная психология. Владос, 2001г., стр.111). Как вы понимаете данное высказывание? К какому типу поселений относится место, где вы родились? Какое влияние на процесс вашей социализации оказал этот населённый пункт и его особенности?
Мезофакторы- это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
Этнос (нация) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, зафиксированным в самоназвании.
Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той шириной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности.
Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.
5. Вы наверняка замечали, что уровень усвоения тех или иных общественных норм, разный у разных людей. Психологи, как правило, выделяют следующие уровни:
Уступчивость: Тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.
Одобрение, интернализация: Тип подчинения социальным нормам, когда человек с ними полностью согласен.
Идентификация: Тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.
Дайте характеристику каждому из перечисленных уровней. Есть ли, по вашему мнению, иные варианты отношения человека к тем или иным социальным нормам? Если есть, то в чём конкретно они выражаются?
Когда Диана посещает свою бабушку, то сталкивается с некоторыми неудобствами. Например, в этом доме принято, что женщины во время обеда подают мужчинам блюда, уносят их грязную посуду, занимаются уборкой. Диана не считает это правильным, но в доме своей бабушки делает, — ведь если она откажется, то обидит родственников. За столом Диана обслуживает своего мужа, который соответственно ей подыгрывает. Обычно муж Дианы не ждет, пока женщины обслужат его, но дома у бабушки подчиняется норме, оставаясь сидеть, вместо того чтобы помочь. Этот пример иллюстрирует важный признак уступчивости: если угроза наказания за неподчинение отсутствует, то поведение становится другим.
Нередко бывает, что внутренне мы полностью соглашаемся с нормами, которым подчиняемся. Такой тип подчинения называется одобрением или интернализацией . Когда я была еще совсем ребенком, мать практически полностью обслуживала моего отца и выполняла все его приказы, говоря, что так и должно быть, потому что «мужчины главнее женщин». При этом она не просто внешне подчинялась этой норме, но и внутренне принимала ее. Часто именно влиянию информации мы обязаны тем, что принимаем социальные нормы и модели поведения, не поддающиеся трансформации из-за того, что человек в них безоговорочно верит. Однако когда ситуация социального контекста меняется (например, если женщина начинает зарабатывать деньги), то человек тоже может измениться. Моя мать тоже изменилась и с тех пор больше не верит, что «мужчины главнее женщин» и что женщины должны делать всю работу по дому.
Третий тип подчинения, называемый идентификацией, имеет место, когда мы повторяем действия ролевых моделей просто потому, что хотим быть похожими на них. В качестве примера можно привести мальчика, который восхищается своим традиционно мужественным отцом и постепенно впитывает большую часть его взглядов. Одна из моих студенток описала, как в детстве идентифицировалась с героиней телевизионного сериала «Маленький дом в прерии», которую звали Мэри:
6. Какую роль в социализации ребёнка играют образовательные учреждения: детский сад, школа? Изменилась социализирующая функция этих учреждений за последнее десятилетие? Обоснуйте своё мнение.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Социальная роль - это поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией.
На социализацию человека значительное влияние оказывают наследственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.
Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объекту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения социального опыта для развития и саморазвития.
Условия, обусловливающие социализацию личности на различных возрастных этапах, — это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.
Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.
Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.
Ведущими факторами в этой деятельности должны быть:
1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.
2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.
4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.
5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 1374.