Практическому психологу, равно как и учителю, необходимо развивать в себе социально-перцептивную сензитивность. Что это за качество и как конкретно его можно совершенствовать?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

 

15. Ситуация: Женщина жалуется подруге: «У меня на работе творится полная неразбериха!». Та ей отвечает: «И не говори. У меня то же — сплошная нервотрёпка!»

Вопрос: Прокомментируйте ситуацию с точки зрения коммуникативных барьеров. Что нужно предпринять для того, чтобы участники разговора действительно поняли друг друга? ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

16. Какого рода коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя и учеников разного возраста? Как их можно преодолеть?

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

По определению И.А. Зимней, «затруднение, «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации».

Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А. Кан-Каликом:

· «барьер» несовпадения установок;

· «барьер» боязни класса;

· «барьер» отсутствия контакта;

· «барьер» негативной установки на класс;

· «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

· «барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);

· «барьер» подражания и др.

Проблема педагогических конфликтов и способы их предупреждения. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия.

 

17. Какие коммуникативные барьеры могут мешать взаимодействию учителя и администрации; возникают при общении с родителями, коллегами?

Исследователи указывают - поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это невыход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:

"Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения». Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность.

Вообще, трудность преодоления психологических барьеров в общении определяется тем, что психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты, и нужно стараться преодолевать данные барьеры.

[i]

18. Канадский психолог А. Пиз считает, что жесты, телодвижения и расположение людей в пространстве на самом деле более информативны, чем слова, которые люди произносят в процессе общения. Выскажите и обоснуйте собственное мнение по этому поводу.

К примеру, в книге «Язык телодвижений» Алан Пиз пишет, что если собеседник сидит, запрокинув ногу на ногу и обхватив ее руками, значит это твердый и упрямый человек. Чтобы с таким оппонентом найти общий язык, нужно использовать неординарный подход. Такие и похожие на них рекомендации незаменимы в налаживании партнерских и деловых отношений. Стоит также отметить, что множество отсылок автора имеют отношение к прямым продажам. В «Языке телодвижений» Аллан Пиз обращает внимание на одну интересную закономерность: положение в обществе напрямую влияет на разнообразие жестов. К примеру, человек, находящийся на вершине социальной и профессиональной лестницы, в процессе коммуникации использует богатый словарный запас. В это же время менее профессиональный и образованный человек использует меньше слов, больше полагаясь на жесты.

19. Дейл Карнеги, один из создателей теории управления другими людьми, считал, что манипуляция — лучшее средство получить желаемое и использование её оправдано. Выскажите своё отношение к данному мнению.

Любое взаимоотношение между людьми строится на общении, и в процессе любого общения, человек имеет какую-нибудь цель, которой хочет достичь посредством этого общения. Об этом можно даже не догадываться, полагая что общаешься просто так, в то время как на самом деле преследуешь некие интересы, пусть даже незначительные. Соответственно и ваш собеседник, тоже преследует свои интересы, либо намеренно, либо опять-таки неосознанно. Манипуляция собеседником, достаточно распространенный прием в общении, он гораздо чаще применяется, чем вы можете себе это представить. Манипуляция, то есть побуждение человека делать то, что нужно вам, это не всегда эгоистично и подло с точки зрения общественной морали. Иногда это очень даже полезное действие, не только для того, кто манипулирует, но и для того, кем манипулируют.

20. Какие способы манипуляций чаще всего используют:

Маленькие дети:

Детские психологи выяснили, что дети уже с самого раннего возраста могут использовать различные способы воздействия на окружающих в своих интересах. Если бы так поступали взрослые, то это назвали бы манипуляцией. Но поскольку дети действуют скорее инстинктивно, неосознанно, только в целях удовлетворения собственных насущных нужд, то их действия принято называть маленькими хитростями. Родительская задача - понять, в какой момент ребенок начинает управлять ими в своих интересах.

Самый эффективный способ управления родителями - слезы. У младенца просто нет другого способа дать понять родителям, что ему некомфортно. Но у более старших детей, когда им на помощь уже приходит речь, слезы часто служат для того, чтобы получить желаемое, особенно если раньше родители уже поддавались такому способу управления.

Перекладывание вины на несуществующего или существующего друга, старшего или младшего брата, или на домашнее животное - весьма популярная уловка, с помощью которой дети пытаются избежать наказания и добиться поощрения. Не стоит подыгрывать им, так как ребенок никогда не поймет, что перекладывать свою вину на другого человека не просто не этично, но и может лишить его уважения друзей и близких людей.

Часто бывает так, что дети в своих целях используют болезни. Однажды поняв, что во время болезни им разрешают многое, дети начинают изображать плохое самочувствие ради получения выгоды - например, чтобы пропустить посещение детского сада или школы, или получить новую игрушку. При первых же жалобах ребенка на плохое самочувствие необходимо сразу же обращаться к врачу. Тогда очень скоро маленький притворщик прекратит использовать эту уловку для попыток манипулировать родителями.

Вербовщики в религиозные секты:

Внушение, или суггестия, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Объектом могут быть и большие группы людей - массовое внушение. Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в общем соответствует потребностям и интересам.

Продавцы

Манипуляция добротой
Вообще, человек – коллективное существо, и в нем на уровне инстинктов встроена доброта, взаимопомощь, взаимовыручка. Если вам сделали добро, то вам непременно хочется отблагодарить человека и тут же сделать добро в ответ. Как это используется?
Вот, представьте: вы пришли в магазин одежды, а продавец с вами обращается как с королем. Вы хотите галстук, он вам сразу со всего магазина все галстуки принесет, и так вам поможет, и сяк, и крутится перед вами. И даже если вам ни одна вещь в магазине не подошла, вам будет очень неловко отказать в покупке продавцу. Вы почувствуете себя очень дискомфортно: он к вам так добр, а вы, неблагодарная скотина, ничего не купили. Вы с большой долей вероятности купите у него товар, просто чтобы отблагодарить за добро.
Делай как все!
Например, несколько лет назад кампания МТС писала такие слоганы: «Нас уже миллион», потом через неделю – «Нас уже 10 миллионов», и т.д. То есть, это была попытка убедить вас, что все так делают. И вы купите этот товар, уже не думая, нужен он вам или нет, а просто на уровне инстинктов.
И часто товар, который еще никто не покупал, рекламируется так, как будто он уже осчастливил всех людей, и вы один отстали от жизни и ещё не купили его.
 Эффект контраста
Вот как применяется этот прием. Например, продавец говорит: «Вот этот товар у меня стоит 200 рублей, а где-то там он стоит 500 рублей». И человек цену в 200 рублей уже не воспринимает такой уж большой, и ему уже не жалко отдать за карандаши 200 рублей.
Или, например, можно поставить на прилавок очень плохую вещь по очень высокой цене рядом с другими вещами, и цены на эти вещи будут казаться смехотворными.
Эффект последовательности
Вы пришли покупать, к примеру, автомобиль. Вам назвали цену, скажем, 1000 долларов. Вы оформляете документы, платите деньги, а как только собираетесь уехать, вам говорят: «Извини дорогой, но магнитола продается отдельно, и если хочешь уехать, доплати за неё еще 200 долларов». Человек в такой ситуации намного охотней отдаст эти 200 долларов, чтобы закончить дело, нежели отдаст их вначале покупки, если бы ему сразу объявили, что машина стоит 1200. Тогда он бы мог и отказаться, но раз уж купил, то вряд ли откажется и доплатит ещё.
Эффект дефицита
То, чего мало в нашей жизни, кажется ценнее того, чего навалом. Это используют так: объявляют об эксклюзивной коллекции, ограниченной серии. Если у нас не купите, то потом нигде не найдете. Хотя вещи из этой коллекции могут быть не такими уж хорошими, но, раз их мало, они кажутся более ценными.
Цена – качество
Существует стереотип, что хорошая вещь дешевой не бывает. И поэтому можно даже дешевые вещи продавать по высокой цене. И они будут быстрее раскупаться, чем по низкой. Парадокс. Но он иногда срабатывает.

 















Дата: 2019-07-30, просмотров: 458.