Перечислите известные вам отрасли (разделы) социальной психологии. С чем, на ваш взгляд, связано их появление в современном мире.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.

Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.

Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.

Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Социальная психология связана с рядом других наук. Прежде всего с социологией и общей психологией.

Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Кроме вышеназванных, социальная психология связана междисциплинарными отношениями с такими отраслями знаний, как:

• философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;

• исторические науки, дающие возможность анализировать развитие социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества;

• экономические науки позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей;

• культурология и этнография позволяют социальной психологии корректно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений;

• педагогические науки дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

 

4. Американский социальный психолог Дэвид Майерс считает, что многие социально-психологические феномены отражены в образчиках народной мудрости, каковыми, к примеру, являются пословицы и поговорки. Например: «По одёжке встречают, по уму провожают»; «Ум хорошо, а два лучше»; «От худого семени не жди хорошего племени». По вашему мнению, чем бытовые, житейские знания отличаются от научных?

Первое отличие: житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Существует особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, (выражаются теми же словами однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.)

Второе отличие: особенность житейских знания состоит в том, что они носят интуитивный характер, знании приобретаются путем практических проб. К примеру: дети путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты. Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Третье отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. Житейский опыт передается от предыдущего поколения с большим трудом. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое отличие: состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Приведите свои примеры пословиц и поговорок, говорящих о том, что наши предки были людьми наблюдательными и стремились к обобщению социально-психологических фактов, хоть и делали это неосознанно.

Баба с возу — кобыле легче. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей, или ситуаций, то все будет только лучше.)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)

В одно ухо влетело, в другое вылетело. (Означает, что человеку совсем не интересно то, о чем ему говорят в данный момент. Он даже не запомнил, или не хотел запоминать все, что ему сказали, или о чем его просили.)

Встречают по одежке, а провожают по уму. (Пословица означает, что первое мнение о человеке складывается по его внешнему виду. Окончательное же мнение о нем сложится после того, как его узнают лучше, исходя из его внутреннего мира, его общения, уровня интеллекта.)

Легок на помине. (Знаменитая русская поговорка. Говорят в том случае, когда только вспомнил о конкретном человеке, он тут же сразу пришел. У меня лично, очень часто так бывает.)

Не рой другому яму, сам в неё ввалишься. (Пословица означает: зло, которое ты творишь без причины по отношению к другому человеку, обязательно вернется к тебе, но во два раза больше. Этот факт подтвержден многолетним опытом жизни людей.)

Под лежачий камень и вода не течет. (Смысл пословицы в том, что если ничего не будешь делать для достижения цели, то никогда ее не достигнешь.)

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. (Пословица учит человека: если уж что-то сказал, значит отвечай за свои слова. Также, если хочешь сказать кому-то плохие и обидные слова, сто раз подумай, стоит ли это говорить. Потом ситуацию можно уже не исправить никогда, или натворить беду.)

Цыплят по осени считают. (Пословица означает: обо всех делах судят по их итогу. Для детей: Если хозяин цыплят хорошо за ними ухаживал, прилагал усилия и свой труд, то осенью из всех цыплят вырастут большие курочки и петушки, то есть будет результат. Так и в других делах — если прилагать усилия, быть упорным и трудолюбивым, то обязательно достигнешь успеха.)

Яблоко от яблони недалеко падает. (Пословица означает, что дети очень часто похожи на своих родителей как в характере, так и в поступках.)

5. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками, выражающими их детали, признаки, особенности:

А. Основные   Б. Вспомогательные   В. Методы активного воздействия   1. Тесты 2. Социометрия 3. Социально-психологический тренинг 4. Наблюдение 5. Опрос

 

Ответ:

1 2 3 4 5
Б В В А Б

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 495.