Как известно, социальная психология как наука, прошла в своём развитии ряд этапов. Пользуясь предложенной схемой, расшифруйте, в чём состояла сущность каждого этапа становления социальной психологии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В социальной психологии широко известен метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено (Морено, 1958). Дайте характеристику сущности данного метода.

 

Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу — социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы — социограммы , после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее межличностных отношений.

 

Суть дела сводится к тому, что социометрия широко применяется для фиксации своеобразной «фотографии» межличностных отношений в группе, уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в ней. В этом качестве социометрия, безусловно, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социометрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным: при помощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непосредственный слой отношений.

 

Социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например, о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

 

Проведите социометрию с условной малой группой (герои фильмов, художественных произведений и т.п.)

Группа Студенты 1 курса

Цель исследования: Оценка личностных эмоциональных качеств среди студентов 1 курса.

Вопросы:

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?

 

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

 

Социоматрица

На основании полученных результатов составляется матрица . Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

 

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Александров Паша   1 2     3        
2 Иванов Сергей     1 2   3        
3 Петров Дима   2   3         1  
4 Сарченко Сергей   2 1             3
5 Алферова Ира             1 3 2  
6 Володина Галя   3         2   1  
7 Ладзина Наташа         1 2     3  
8 Ловшина Нина         1 3 2      
9 Покровская Алла         2 1 3      
10 Самойлова Таня           2 1 3    

Кол-во выборов (M)

0 4 3 2 3 6 5 2 4 1

Кол-во взаимных выборов

0 3 2 2 3 3 3 1 3 0

 

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками (у нас в таблице они выделены зеленым цветом). Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

C =

M
n - 1

 

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен 4 : 9 = 0,44

 

Психологами замечено, что для подростков, тяготеющих к девиантному поведению (употребление алкоголя, наркотиков, совершение правонарушений) группы членства (школьные классы) теряют привлекательность, и они создают собственные референтные группы. С чем, на ваш взгляд, это связано? Обоснуйте своё мнение.

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.

1. Особенности подросткового возраста. Подростковый период сам по себе наиболее уязвим: характер и психика ребенка в этот период крайне неустойчивы, способность противостоять отрицательному внешнему влиянию выражена слабо. Именно неустойчивость психики в этом возрасте становится причиной не только развития алкогольной и наркотической зависимости, но и других нарушений, к примеру, социального характера — подростковой преступности. Особенности подросткового возраста, создающие благоприятную почву для развития пагубных привычек: незрелость психики; крайняя подверженность различным внешним влияниям; стремление к самоутверждению; желание доказать всем, что он уже взрослый человек; отсутствие развитого чувства ответственности за собственные поступки и их последствия; легкомыслие. Как правило, подростки начинают принимать наркотики, находясь в группе сверстников или более старших подростков. Желание выделиться или не "отстать" от других, склонность к подражанию, стремление следовать групповым нормам поведения, желание что-то "доказать" родителям, как правило, действуют в комплексе. Ни один подросток, впервые затянувшийся сигаретой с наркотическим "дурманом", никогда не допускает мысли о том, что когда-то может приобрести болезненную зависимость от спиртного и наркотиков. Он воспринимает все это как "баловство", не отдавая себе отчета в том, что развитие зависимости начинается уже с самого первого момента употребления наркотика. Естественно, в том, что подросток попадает под негативное влияние группировки, есть и вина взрослых.
Отсутствие со стороны родителей интереса к жизни подростка, безнадзорность, поглощенность собственными проблемами, мнимое бессилие, конфликтная обстановка в семье — все это в той или иной степени способствует постепенному "отторжению" подростка, ищущего возможности самореализации, понимания, дружеского участия, признания.

2. Стремление объединяться в группы — нормальное, здоровое стремление ребенка, находящегося в подростковом периоде. Ограничить его общение стенами дома и школы невозможно, да и не нужно. Однако родителям следует обязательно быть в курсе того, чем занимаются подростки в свободное время, какие люди составляют окружение ребенка. Очень часто подростки в компании начинают выпивать просто от "безделья". Отсутствие интереса к учебе, спорту, отсутствие возможности провести время приятно и полезно — эта духовная пустота окружающего мира и толкает подростков на то, чтобы как-то "разнообразить" свою жизнь. Инициатором, как правило, становится кто-то один; однако в силу особенностей возраста, о которых уже неоднократно говорилось выше, члены подростковой группировки начинают тянуться за "лидером". Кто-то стремится к подражанию, хочет "не отстать" от других; кто-то, в глубине души понимая, что поступает неправильно, просто боится быть осмеянным приятелями за то, что оказался таким "положительным". Безусловно, подросток, воспитывающийся в неблагополучной семье, гораздо легче поддается негативному влиянию сверстников: во-первых, потому что зачастую с раннего детства имеет перед глазами "пример для подражания" в лице собственных родителей; во-вторых, потому что не имеет должного контроля со стороны взрослых, четких положительных ориентиров. Однако членами подобных подростковых группировок, в которых происходит развитие наркомании, становятся дети и из благополучных семей, в которых родители вообще не употребляют спиртного. Подростки очень сильно подвержены влиянию. Переоценка жизненных ценностей, смешение позиций и приоритетов может произойти с любым из них, включая и тех, кто до поры до времени относился к категории "благополучных". Родители не должны забывать об этом.

3. Стремление к подражанию — достаточно стабильно встречающееся у большинства подростков явление, которое не во всех случаях может оказать отрицательное влияние. Иногда это стремление оказывается для подростка полезным, так как в качестве объекта для подражания выбирается герой положительный. Подростки в своем стремлении подражать доходят до имитации, иначе говоря, создают себе кумира. Они стремятся быть похожими на него абсолютно во всем: одеваются так же, как он, стараются подражать его походке, речи, манере разговора. Задача родителей подростка — не допустить, что бы он выбрал в качестве примера для подражания отрицательного героя — будь то персонаж фильма, книги, телепередачи или же (что особенно важно!) реально существующий человек. Формирование положительного идеала, позитивного образца для подражания в какой- то степени уже само по себе способно оградить подростка от дурного влияния. Известно, что собственная нравственная позиция у подростка отсутствует, его эстетические понятия формируются под влиянием окружающих людей. Если по тем или иным причинам подросток не получает позитивного влияния от родителей, он легко попадает под воздействие любого человека, который внушает ему чувство уважения.

4. Еще одной причиной смешения идеалов в подростковом периоде является так называемая реакция протеста. В данном случае речь идет, опять же, о благополучных детях и благополучных семьях, о ситуации, когда, казалось бы, ничто не предвещает беды. Реакция протеста в подростковом возрасте проявляется наиболее часто. Как правило, она возникает у подростка в ответ на непонимание или нанесенную взрослыми обиду, повышенные требования, которым он не в состоянии соответствовать, ущемление самолюбия близкими людьми, родителями или педагогами. В состоянии обиды на родителей подросток способен совершить все, что угодно, просто "назло" матери или отцу; к тому же, именно употребление наркотиков способно на какое-то время притупить обиду, заглушить ее, поднять настроение, повысить свою самооценку. Реакция протеста возникает у подростка и в том случае, когда он становится свидетелем конфликтов между родителями. Конфликты между родителями подросток на уровне подсознания часто воспринимает направленными против себя самого. В этом случае возникает все та же реакция протеста, желание заглушить обиду, что и провоцирует в дальнейшем возникновение патологического пристрастия к наркотикам или алкоголю.

Таким образом, мы приходим к выводу, что основной причиной употребление алкоголя, наркотиков, совершение правонарушений среди подростков является неблагоприятная обстановка в семье.

7. Перечислите критерии, на основании которых можно классифицировать малую группу как коллектив.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

 


Выбор конкретной санкции

Джеральд Гильберт предлагает следующую удобную классификацию санкций.

Лишение ученика прав:

на свободное распоряжение своим временем,

на использование определенных предметов,

на доступ в некоторые помещения школы.

Информирование других людей о поведении ученика:

организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика,

информирование родителей ученика.

Возмещение учеником убытков:

починка, ремонт предметов, вещей,

возвращение вещей на место, замена на равноценные.

Рассмотрим эти санкции подробнее.

Лишение ученика прав

Лишение ученика права на свободное распоряжение своим временем. Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после, проводя таким образом время не так, как им хочется. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.

Лишение учеников права пользования предметами и оборудованием. Ученики, которые портят учебники, лабораторную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, спортивное снаряжение и т. д., могут быть лишены права пользования ими на ограниченное время.

Лишение права доступа в определенные помещения школы. Когда ученики хулиганят в столовой или библиотеке, их можно в качестве санкции на определенное время лишать права бывать именно в столовой или в библиотеке.

Возмещение убытков

Когда ученики устраивают безобразия, ломая, разрушая, выводя из строя то, что принадлежит школе, можно в качестве санкции потребовать от них, чтобы они возместили убытки, а именно починили имущество или возместили его стоимость.

Ремонт и починка предметов. Важно, чтобы ученик научился отвечать за свои проделки, связанные с порчей имущества, восстанавливая испорченное. Если он исцарапал парту, пусть зачистит и выкрасит ее. Если испачкал туалет, пусть вымоет его как следует. Специальное время, которое нам приходится тратить на организацию «восстановительных работ» и наблюдение за ходом «трудовой повинности», — это не даром потерянное время. Именно в этот момент мы фактически учим главному — ответственности.

Денежное возмещение убытков. В тех случаях, когда учащийся проколол шины школьного автобуса, разбил стекло, разорвал библиотечную книгу или разбил школьный магнитофон, он должен возместить школе убытки.

Должен ли ученик оплачивать испорченные им вещи? Да, если деньги на это идут действительно из его кармана. Нет, если за него это делают родители. Иными словами, ученик таким образом учится простому правилу: он может бить, колотить и ломать сколько угодно, если он может заплатить за покупку такой же вещи. Но если у него нет денег, чтобы самому оплатить убытки, он должен внести плату, работая в школе в качестве уборщицы, гардеробщицы или дворника в свое свободное время. Плата за работу пойдет на покупку испорченной вещи. Затраченное на тщательное наблюдение за организацией и прохождением этой «трудовой повинности» время опять-таки сторицей окупится в будущем. Это и есть реальное воспитание. А праздник, который вы устроите в честь этого ученика по окончании его работы, будет положительным эмоциональным подкреплением его достойного «взрослого» поведения в будущем

 

 

18. Закончите определение: «Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы называется конформизм».

19. На просьбу дать свою, личную трактовку феномена групповой сплочённости, студенты отвечали: «Чувство «мы»», «Желание возвращаться в эту группу», «Особый психологический климат».

Что для вас означает понятие «групповая сплочённость»? Приведите пример малой группы, которая, по вашему мнению, является образцом сплочённости.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Обобщив имеющиеся исследования (А.А. Александров, 1991, Ж. Годфруа, 1992; К.Рудестам, 1993) И.Вачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

Ø совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

Ø достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю, нежелательно, например, объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);

Ø атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

Ø активная, эмоционально насыщенная совместная деятель­ность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

Ø привлекательность ведущего как образца, модели опти­мально функционирующего участника;

Ø квалифицированная работа ведущего, использующего спе­циальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

Ø наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

Ø присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участни­ков (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачива­ются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

 

20. Психологи считают групповую дискуссию важной формой принятия группового решения. Какие требования предъявляются к руководителю дискуссии? Какие трудности могут возникать по ходу дискуссии?

Групповая дискуссия (ГД) — способ организации взаимодействия участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость.

Требования к личности ведущего ГД:

  1. Хорошее физическое и психическое здоровье, чтобы выдерживать высокие нагрузки;
  2. Соблюдение профессиональной этики и порядочность:
  3. Предсказуемость поведения;
  4. Уверенность в себе;
  5. Трудолюбие и высокая продуктивность;
  6. Цельность характера, прямота, честность;
  7. Независимость суждений, умение составить собственное мнение и в то же время способность признавать ограниченность собственной компетентности, опыта и суждений;
  8. Высокий интеллектуальный уровень;
  9. Рассудительность.
  10. Развитые аналитические способности, умение расчленить сложные явления на элементы, синтезировать данные, классифицировать, уравновешивать и оцени­вать основные факторы проблемных ситуаций;
  11. Развитое воображение;
  12. Владение искусством межличностных отношений.

Эффективность форм группового обсуждения во многом зависит от двух условий: поведения руководителя и соблюдения участниками правил игры в каждом конкретном случае. При этом, основная ответственность снова ложится на ведущего и в соблюдении второго условия, так как он должен отслеживать выполнение правил, обеспечивать знание их всеми участниками.

Ведущий группового обсуждения ответственен за создание в группе особого климата — климата доверия. Для этого он должен осуществлять в процессе своей работы сразу две роли — роль ведущего и роль участника. Это относится и к взрослому, ведущему процесс обсуждения в группе детей или школьников. Иначе он рискует повторить ошибку того наивного по мнению Я. Корчака воспитателя, который стремится воздействовать на детей, полагая что он зрелый и сформированный, не поддается их воспитывающему влиянию.

Какие ошибки характерны для ведущего процесса группового обсуждения? Перечислим важнейшие из них.

1. Отсутствие четкой постановки проблемы, допущение различного ее толкования участниками обсуждения.

2. Неравномерное распространение усилий в двух направлениях — организации содержательного обсуждения и поддержании психологической атмосферы сотрудничества. Если начинает превалировать первое, возможно возникновение различных внутригрупповых конфликтов, монополизация дискуссии лидерами, непродуктивная критика в адрес выступающих и др. В случае преобладания действий ведущего во втором направлении цель дискуссии, скорее всего, достигнута не будет.

3. Неумение держать нить обсуждения, повторы, отступления и окончательный уход от темы.

4. Неумение активно использовать парафраз, то есть переформулировать и обобщать высказывания участников, без изменения и утраты их первоначального смысла.

5. Неравномерное распределение внимания между участниками. Ободрение активных, мало внимания устранившимся от обсуждения.

6. Неумение задавать поддерживающие и развивающие вопросы.

7. Нарушение (чаще всего в сторону увеличения) временного регламента.

8. Неумение выслушивать собеседника.

9. Несбалансированность ролей участника и ведущего. При преобладании первой роли участие в дискуссии сводится к администрированию, формальному управлению, ставит ведущего в положение «над» группой. В случае преобладания второй роли, ведущий теряет нити управления дискуссией.



21. Задача: В производственной бригаде появился новый рабочий. На официальных собраниях, где обсуждались вопросы жизни и деятельности коллектива, он соглашался с высказываемыми мнениями, предложениями, поддерживал их. Складывалось впечатление, что он принял существующие в бригаде нормы, правила поведения, систему групповых ценностей. Однако в неофициальной обстановке этот рабочий высказывал противоположные суждения, оспаривал общепринятую точку зрения, «за глаза» критиковал руководство бригады и наиболее авторитетных её членов.

Эффект ореола

В социальной психологии подобного рода ассоциации получили название гало-эффектов или, проще говоря, эффектов ореола. Суть эффекта в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно ореол или нимб затмевает для окружающих все другие черты. Если говорить об ореоле физической красоты, то он к тому же распространяется не только на характеристики самого красивого индивида, но и на других людей. Оказывается, находиться в компании красивого человека просто выгодно.

Эффект ореола действует в однополых парах, причем как женских, так и мужских. Люди с заурядной внешностью рядом с красивым индивидом воспринимаются как более привлекательные. И, наоборот, рядом с некрасивым — менее привлекательными.

— Трехлетние малыши выказывали откровенное предпочтение миловидным напарникам по играм, уделяя гораздо меньше внимания непривлекательным детям (Пайнс Э., Маслач К., 2000).

Эффект ореола– распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно («положительный ореол»), то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются лишь положительные моменты, а отрицательные как бы не замечаются.

Если общее впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств отрицательное, то в последующем его положительные качества и поступки либо не замечаются совсем, либо недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Преподаватели часто связывают хорошую успеваемость учащегося с характеристиками его личности: успешно учится, значит, способный, добросовестный, честный, дисциплинированный; успевает плохо – бесталанный, ленивый, несобранный и т.п.

Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

 

9. Перечислите основные ошибки каузальной атрибуции. Проиллюстрируйте их соответствующими примерами.

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции:

1.Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.

2.Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей.

3.Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Роль сильнее индивидуальности. Но необходимо учитывать также и то, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т.д).

4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский детектив К.Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.

10. К. Роджерс, известный американский психолог и психотерапевт, обращаясь к своим ученикам, писал: «Не надо предлагать клиенту ваши уютные, мягкие и разношенные домашние тапочки. Лучше сами попытайтесь влезть в его тесные туфли». О каком механизме межличностного понимания идёт речь? Аргументируйте своё мнение примерами.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

 

11. Сравните механизмы социальной перцепции, а именно идентификацию и эмпатию. Каковы, на ваш взгляд, условия правильного понимания человеком других людей?

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.

 

13. Понаблюдайте за своим поведением. Какие механизмы социальной перцепции характерны лично для вас? Приведите примеры.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса: качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

 

13. Расшифруйте понятие «психологическая совместимость». Обозначьте ее критерии. Как вы считаете, действительно ли в другом человеке нас привлекают те качества, которых нет у нас?

Психологическая совместимость – это способность людей (двоих или группы) находится в длительных взаимоотношениях, при которых не наблюдаются сложные конфликты характеров, требующие вмешательства со стороны для урегулирования конфликтов или обеспечения эффективного взаимодействия.

О социально-психологической совместимости принято говорить в рамках взаимодействия с людьми в профколлективе и обществе. Психологическая совместимость людей в социуме строится на общности целей (так как социальные объединения имеют общую цель), отношении к выполняемой деятельности (как проявления социальных отношений), моральных и ценностных установках (как отражающих факторов внутреннего устройства социальной группы), а также личностных характеристик каждого отдельного индивида. Учитывая характеристики каждого человека, можно способствовать улучшению психологической совместимости в коллективе, а как следствие будет повышаться личностный комфорт, микроклимат, результаты продуктивности. Микроклимат, складывающийся в социальном круге, характеризует общее состояние и качество взаимосвязи всех участников, включает эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный и поведенческий компоненты, а также имеющий градацию по уровням осознанности происходящих процессов.

Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:

1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);

2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;

3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;

4. субъекты с разным практическим интеллектом

Психологическая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность – общительность, эмоциональность – эмоциональность), так и при их противоположности (сильный – слабый).

Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости: Психофизиологический уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п. Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности. Психологический уровень. Социально-психологический или личностный уровень. Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.

Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость, это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.

 

 

Закончите определение: «Общности людей, отличающиеся наличием слабых постоянных контактов между всеми представителями, но объединённые и сплочённые зачастую не меньше, а потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь — это большие социальные группы».

14. Какие виды больших социальных групп вам известны? Приведите примеры.

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы: интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

 

15. Объясните основные понятия этнической психологии.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических харак­теристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами.

Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности.

Выделяют следующие общественно-исторические типы этни­ческих общностей: нация, народность, племя и род. Примени­тельно ко всем группам используется понятие «этническая психо­логия». По отношению к нации и народности иногда применяет­ся понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»).

В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскультурные ис­следования»,или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение пси­хологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов.

Этническая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей народа, обусловленных единством его про­исхождения.

Этнические (национальные) стереотипы — широко распространен­ные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представите­лях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др.), просмот­ренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы. Гетеростерео -тип — это представление об этнопсихологическом облике другого на­рода (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.

Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном созна­нии (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).

Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и на­пряженностью, носит название аккультурации, а процесс социаль­ной адаптации — эджастмент (приспособление)

 

16. По вашему мнению, зачем необходимо знать функции этнопсихологических явлений? Аргументируйте своё мнение примерами.

Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обще­стве свои функции. Выделяют следующие функции этнопси­хологии:

• гносеологическую;

• описательную;

• прогностическую;

• культурологическую;

• коммуникативную;

• этнополитическую;

• воспитательную.

Под гносеологической функцией следует понимать задачу познания закономерностей, возникающих в психике субъек­тов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматри­вает также изучение возможности познания и отношение зна­ния к объективной реальности, в ходе чего исследуются сту­пени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Под описательной функцией следует понимать задачу рас­познания и определения характерных черт и признаков каж­дой этнической общности. Это функция психологического ис­следования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.

Как одну из функций этнопсихологии, имеющую большое значение для государств на современном этапе, выделяют про­гностическуюфункцию. Суть ее заключается в теории и прак­тике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихоло­гии. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возник­новения этнических конфликтов на территории определенно­го государства либо спрогнозировать межличностные отноше­ния членов нескольких этнических общностей.

Под культурологической функцией понимается изучение этнопсихологией культурных процессов, происходящих в кон­кретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольк­лора, присущих определенной этнической общности.

Коммуникативная функция предполагает изучение процес­сов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной функции является изучение особенностей поведения членов различных этничес­ких групп в межличностном общении.

Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей выработкой рекомен­даций по бесконфликтной политике государства по отноше­нию к населяющим его этническим группам, учитывая инте­ресы национального большинства и меньшинства страны.

Под воспитательной функцией понимается изучение психо­логии представителей различных этнических групп с целью формирования наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики их психических особеннос­тей. С другой стороны, воспитательная функция позволяет из­бегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, целью ко­торого является бесконфликтное общение в пределах много­национального государства.

 

17. Назовите основные характеристики межэтнического общения и поясните, как их надо учитывать при взаимодействии с представителями разных этносов.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

- дружественный;

- нейтральный;

- конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

 

 

18. Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями разных этнических групп, наблюдаемые вами в обыденной жизни.

Этноцентризм- (от греч. ethnos — группа, племя и лат. centrum — центр, средоточие) взгляд на мир через призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона, основы для оценки и выработки суждений о других культурах; предпочтение собственного образа жизни всем остальным, отражение отношений как внутри самой группы, так и ее отношений с другими группами. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения, кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший. Одним из проявлений этноцентризма является «ксенофобия» – немотивированная, негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам, к иностранцам.

 

19. Выделите, пожалуйста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа. ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————


 


Как известно, социальная психология как наука, прошла в своём развитии ряд этапов. Пользуясь предложенной схемой, расшифруйте, в чём состояла сущность каждого этапа становления социальной психологии.

 

 

       
 

 


 

 

 

 


2. Дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной науке проходила в два этапа. Дайте характеристику предмету дискуссии на каждом из обозначенных этапов:

1 этап: 20-е гг. ХХ в.

В 20-е гг. дискуссия о предмете С.П. была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет захватила и область социально-психологического знания. Эта идейная борьба развернулась между материалистической и идеалистической психологией. Для судьбы С.П. особое значение имела точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позицию идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. С.П., по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.

Эта позиция была неприемлема для тех психологов, которые включали психологию в систему марксистского знания. Возражения Челпанову приняли различные формы.

Была высказана идея о том, что нет необходимости выделять какую-то специальную социальную психологию, т.к. с точки зрения марксистской философии вся психология становится социальной. Предлагалось подразделить единую психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения была представлена в работах В.А. Артемова.

Другой подход был предложен с точки зрения реактологии. Также предлагалось сохранения единства психологии, но пути распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Коллектив понимался как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. Реактология была развита К.Н. Корниловым.

Для П.П. Блонского "социальность" рассматривалась как особая деятельность людей связанных с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и "деятельность" животных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречия между социальной и какой-либо другой психологией здесь снималось.

Еще одно возражение исходило от В.М Бехтерева. Он предложил создать особую науку - рефлексологию. Определенную отрасль ее можно использовать для решения социально-психологических проблем. Это отрасль "коллективная рефлексология", ее предмет - это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психолгический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Полезная идея в том, что коллектив рассматривается как нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные при взаимодействии людей. Недостаток в том, что эти особые качества и свойства интерпретировались как развивающиеся по тем же законам, что и качества индивида. Отельные положения рефлексологии имели значения для социально-психологического знания, но целом концепция Бехтерева не стала основой подлинно научной С.п.

Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача не была выполнена в20-е гг. Ключевые методологические проблемы не были решены. Не было четкости и относительно предмета социальной психологии. Тогда существовало два различных понимания предмета С.П. с одной стороны, С.П. отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей и, прежде всего явлений связанных с коллективом. Те, которые принимали первую трактовку, считали, что никакая особая социальная психология не требуется. Те, которые поддерживали вторую точку зрения, не смогли предложить адекватное решение проблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию.

Результатом этой борьбы мнений явился тот факт, что лишь первая из обозначенных трактовок предмета С.п. получила права гражданства - как учение о социальной детерминации психики. На этом закончилась первая попытка построения С.П. как особой дисциплины. Социология же в те годы вообще оказалась под ударом, поэтому о существовании социальной психологии в ее рамках вопрос вообще не поднимался. Само понятие "С.П." стало интерпретироваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения.

С.п. не существовала как самостоятельная наука, но, несмотря на это, проводились отдельные исследования, являющиеся по своему предмету строго социально-психологическими. Эти исследования проводились в педагогической практике (А.С. Макаренко, А.С. Залужный), в рамках философии, психологии. Важную роль сыграли исследования Выгостского Л.С. С одной стороны, это учение Выготского о высших психических функциях. Это учение позволяло сделать вывод, что главный механизм развития психики - это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Что давало солидную основу для решения собственно социально-психологических проблем. С другой стороны, в работах Выготского высказывалось специфическое понимание предмета С.П. Выготский не соглашается с точкой зрения, что дело С.п. - изучение психики собирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет С.П. Идеи Выготского явились необходимой предпосылкой, для того чтобы точно определить предмет С.П.

 

2 этап: 50-е — начало 60-х гг. ХХ в.

В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете С.П. Этому способствовали два обстоятельства:

Во-первых, расширяющиеся запросы практики.

Во вторых, серьезные изменения в области самой психологии.

Советская психология превратилась в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. К тому же произошли некоторые изменения в жизни общества, что было связано с некоторым смягчение идеологического пресса.

Дискуссия началась в 1959 г. статьёй А.Г. Ковалева, после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963г., а также на страницах журнала "Вопросы философии" (1962, № 2,5) Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимание предмета психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношение С.П. с психологией, с одной стороны, и социологией - с другой. Все точки зрения могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

По вопросу о предмете С.П. сложились три подхода. Первый из них, получивший распространение среди социологов, понимал С.П. как науку о "массовых явлениях психики". В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования С.П. личность. Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. С.П. была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика С.П. представляется достаточно широко. Были предприняты попытка дать полную схему проблем в рамках данного подхода. Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) Социальная психология личности;

2) С.П. общностей и общения;

3) Социальные отношения;

4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, С.П. исследует:

1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия,

2) особенности групп,

3) психическую сторону процессов общества.

Относительно самостоятельно дискутируется вопрос и "границах" С.П.Здесь можно выделить четыре позиции:

1) С.П. есть часть социологии;

2) С.п. есть часть психологии;

3) С.П. есть наука "на стыке" психологии и социологии, причем стык понимается двояко: а) С.П. отторгает определенную часть психологии и социологии;

б) она захватывает "ничью землю" - область, не принадлежащую к ни социологии, ни к психологии. все указанные подходы можно свести к двум подходам: инртадисциплинарному (первые два подхода) и интердисциплинарному (треий подход).

Какая же граница отделяет С.П. от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой. На уровне общей теории для социологии и С.П. общими проблемами являются проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п.Следовательно здесь проходит одна граница. В области специальных социологических теорий можно найти такие, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения социология личности. Можно сказать, что в области специальных социологических теорий границы между социологией С.П. размываются. По предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования.

Относительно "границ" между общей психологией и С.П. вопрос еще более сложен. Задача С.П. ответить на вопрос как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах. В отличие от общей психологии С.П. должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 542.