Судовая электроэнергетическая система (СЭЭС) – это совокупность электроустановок, объединенных процессом производства, преобразования и распределения электроэнергии и предназначенных для питания приемников электроэнергии (ПЭ). В ее состав входят:
1. Судовые источники электроэнергии. (генераторы и аккумуляторы).
2. Судовые преобразователи эл. энергии.
3. Судовые линии эл. передач (ЛЭП).
4. Судовые электрораспределительные щиты
Источники эл. энергии по назначению подразделяются на основные, резервные и аварийные.
Генераторные источники дополнительно классифицируются по виду привода на:
a. Дизель генераторы. (ДГ).
b. Турбо генераторы. (ТГ).
c. Газотурбогенераторы. (ГТГ),
d. Утилизационные турбогенераторы. (УТГ).
e. Валогенераторы. (ВГ).
Преобразователи эл. энергии по виду привода подразделяются на статические и электромашинные.
ЛЭП по способу канализации эл. энергии выполняются фидерными и магистральными.
Электрораспределительные щиты подразделяются на главные (ГРЩ), и аварийные (АРЩ), щиты питания с берега (ЩПБ), вторичные (ВРЩ).
Структурные схемы и параметры СЭЭС.
1. Автономная, без связи с судовой энергетической установкой.
2. Комбинированная, со связью через отбор мощности.
3. Единая, объединенная с ГЭУ.
Основные параметры – это род тока, напряжение, частота и показатели качества электроэнергии.
Ток. Применяется преимущественно трехфазный переменный ток. Это повышает надежность системы за счет применения высоконадежных АД и магнитных пускателей, поднять КПД на 3%, снизить массу, габариты и эксплуатационные расходы на 20-30% и стоимость на 35-50%.
Недостатки СЭЭС переменного тока - в значительной степени устранимы.
Напряжение. Напряжение и частота на зажимах источников эл. энергии не должна превышать 7500в при 50 гц – в единых СЭЭС трехфазного переменного тока; 400в при 50 гц и 460в при 60 гц - в автономных и комбинированных СЭЭС.
Показатели качества электроэнергии. Регламентируются Регистром. В установившемся режиме работы к ним относятся следующие:
ΔUs = (U-Uн)100 / Uн
Δfs =(f – fн)100 /fн
Rs = (Umax – Umin)100 / Uн
Судовые электростанции.
СЭС – это энергетический комплекс, обеспечивающий производство и распределение эл.энергии и включающий в себя судовые источники электроэнергии, первичный распределительный щит и помещения со своим оборудованием. По назначению и составу СЭС подразделяются на основные и аварийные.
Структура СЭС должна гарантировать высокое качество эл.энергии, бесперебойность электроснабжения, экономичность использования источника эл.энергии и безопасность технической эксплуатации.
На современных судах обычно предусмотрена параллельная работа генераторов на одну систему сборных шин, секционированную с помощью коммутационных аппаратов и съемных шинных накладок для обеспечения раздельной работы дизель и валогенераторов, (дизель и турбогенераторов), питания мощных потребителей от отдельного генератора, ремонта ГРЩ и других целей. Секционирование шин на две системы с симметричным распределением генераторов и ПЭ необходимо осуществлять на всех судах при общей мощности параллельно работающих генераторов не ниже 750 кВт. Возможно использование дополнительных систем шин: шин синхронизации, шин электродвижения, шин освещения и шин бытовых ПЭ, отделенных от сборных шин трансформаторами.
На добывающих судах структура СЭС связана с наличием специальных ПЭ – мощных промысловых лебедок и условиями промысла. Ранее применяли автономные дизель-генераторные СЭС постоянного и переменного тока. Позднее стали применять комбинированные СЭС переменного тока с валогенераторами отбора мощности от дизель-редукторной СЭУ с ВРШ. В настоящее время применяют комбинированные СЭС.
Рис. 3.1. Структурная схема единой СЭС БМРТ "Алтай"
Рис. 3.2. Структурная схема автономной СЭС
ТР "Хибинские горы
3.3. Структурная схема комбинированной СЭС РТМ-С "Прометей"
Дата: 2019-07-30, просмотров: 1187.