Особое место в учетной политике занимают ее методологические, организационно-технические аспекты. Методологические аспекты включают следующие позиции:
1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средства в обороте.
2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и по нематериальным активам.
3. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 “Продажи”.
6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и присоединению материальных ценностей.
7. Метод расчетов материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
9. Перечень резервов предстоящих расходов.
10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
14. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
12. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
15. Учет резервного капитала (счет 82).
16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
16. Курсовые разницы и порядок их учета.
17. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
18. Варианты выбытия основных средств.
19. Варианты учета на счете 90 “Продажа”.
20. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
21. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
22. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
23. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
1
24. Порядок образования и закрытия счета 99 “Прибыли и убытки” и др.
Организационно-технические аспекты охватывают следующие пункты:
1. Выбор формы бухгалтерского учета.
2. Организацию работы в бухгалтерии.
3. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработку порядка документооборота.
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Технологическую обработку учетной информации.
7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
8. Систему взаимоотношений с аудиторскими и другими органами.
Учетная политика организации утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может измениться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величиной организации.
В последние годы система ведения бухгалтерского учета в России претерпела значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации необходимо исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, других федеральных законов, указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов; обязательно следует использовать План счетов от 31 октября 2000 г. № 94н.
Некоторые дополнения и изменения, весенные в последние годы в положение по бухгалтерскому учету “у четная политика организации”
1. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных оценивается исходя из цены организации на аналогичные товары (ценности).
2. Порядок определения инвентарной стоимости объекте! основных средств и бухгалтерских проводок рассматривают пс разным направлениям.
3. Порядок учета и использования полученных материальны; и денежных средств безвозмездно ведется на счете 98 “Доходь будущих периодов”, субсчет 2 “Безвозмездные поступления” рас сматриваются по разным каналам.
4. Амортизационное отчисление по объектам основные средств, полученных по договору дарения и безвозмездно, впред] начисляются.
5. Увеличен период начисления амортизации по нематери альным активам — до 20-ти лет в случае невозможности установ ления срока их использования и т. д.
Основы организации бухгалтерского учёта.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации; он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления документов и сведений для учета.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в организации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).
.Принципы организации работы бухгалтерии базируются на законодательно-нормативных актах: Федеральном законе “О бухгалтерском учете”, “Положении по бухгалтерскому учету” “Учетной политике организации (ПБУ 1/98)”, “Плане счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению (приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н)”
Выбор организационной формы ведения бухгалтерского учета — важный фактор рационализации учетного процесса; он зависит от величины организации, централизованного и децентрализованного учета, количества структурных подразделений, объема и ассортимента произведенной и проданной продукции, возможности использования современных автоматизированных технологий.
Вариантов ведения бухгалтерского учета в организации много; рассмотрим два из них — предметный и функциональный.
Предметное разделение труда работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри в разрезе — учетного персонала.
Схематично это выглядит так:
главный бухгалтер организации;
заместитель главного бухгалтера;
старшие бухгалтеры отделов (подразделения);
учетный персонал бухгалтерии по отделам:
капитала и резерва (80, 81, 82, 83, 86...);
расчетный отдел по расчетам со сторонними организациями (60, 62, 63, 66, 67, 76 и др.)
производственный (20, 25, 26, 28, 29)
расчетов (69, 70, 68, 71, 75, 73)
продажи и финансовых результатов (41, 43, 90, 91, 99, 84.) и т.д.
Эти отделы могут быть организованы с некоторыми уточнениями в соответствии с разделами нового плана счетов.
При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учетной работы. Каждый работник или определенная группа учетного персонала специализируется на выполнении однородных учетных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путем использования современных автоматизированных технологий. Здесь важно уметь правильно выбрать ведение бухгалтерского учета и отразить в учетной политике организации.
Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм связи его с подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета.
В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений (отделов, цехов, участков и т.д.), осуществляющих лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где сосредоточен синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает сводку балансов и отчетов подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по
организации. Кроме того, главная бухгалтерия контролирует постановку учета в отдельных подразделениях организации.
Применение централизованного и децентрализованного учета зависит от ряда факторов. Немаловажную роль играет производственная необходимость предоставления отдельным подразделениям большей самостоятельности. Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации (цехов, участков, отделов и т.д.), а также от их географического положения (близость или отдаленность от главной бухгалтерии). Децентрализованный учет чаще применяют в крупных организациях.
Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта и их назначение
Переход к рыночным отношениям, возникновение международных и финансовых связей выдвинули в число актуальных вопрос совершенствования бухгалтерского учета в России и его приближения к международным стандартам финансовой отчетности.
На западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не отвечают международным стандартам, концепциям, постулатам и принципам бухгалтерского учета, принятым в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в мире трудно найти хотя бы одну страну, которая строила бы свою национальную систему бухгалтерского учета, основываясь полностью только на международных стандартах. Чаще всего это компромисс между международными стандартами бухгалтерского учета и особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, представители которых участвуют в разработке международных стандартов.
В последние годы среди специалистов в области учета и аудита бытуют различные мнения по поводу использования международных стандартов в бухгалтерском учете России. Их можно условно разделить на три направления:
первое — рекомендовать целиком и полностью использовать международные стандарты в бухгалтерском учете;
второе — отказаться вообще от использования международных стандартов и разработать только свои национальные, российские;
третье — разработать российские стандарты путем приспособления международных стандартов к национальным бухгалтерским требованиям.
На наш взгляд, последнее мнение более правильно по следующим соображениям.
Во-первых, следует принять во внимание национальные традиции, накопленные положительный опыт бывшего СССР и России в организации и ведении бухгалтерского учета, а также нормативные документы, не противоречащие международным стандартам учета. Во-вторых, в настоящее время, пока в России не построен капитализм и она находится на стадии перехода от одного типа экономики к другому, переносить и использовать категории капитализма (в том числе и стандарты) в России очень трудно. Следовательно, при разработке стандартов бухгалтерского учета в России необходимо учитывать специфику переходного периода, формирования новой финансовой и денежно-кредитной системы, особенности налогообложения, структурные соотношения различных форм собственности, состояние экономики страны и т. д. В конечном итоге следует создать свои Российские национальные стандарты.
Унификацией принципов бухгалтерского учета за “рубежом занимается Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), который является независимым органом частного сектора. Комитет был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. С 1983 г. членами КМСФО стали все бухгалтерские организации — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). В настоящее время в работу КМСФО вовлечены и другие организации во многих странах мира, не являющихся членами КМСФО, но применяющих Международные стандарты финансовой отчетности.
Штаб правления КМСФО размещается в Лондоне и возглавляется Генеральным секретарем. В 1995 г. при штабе КМСФО учрежден высший международный консультативный Совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокие положения в бухгалтерском учете, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль этого Совета заключается в обеспечении принятия международных стандартов бухгалтерского учета и повышении доверия к работе КМСФО.
Доходная часть бюджета КМСФО образуется за счет взносов международных профессиональных организаций, крупнейших аудиторских компаний и транснациональных корпораций, а также выручки от продажи публикаций и разработок комитета.
В настоящее время (по состоянию на 1 января 1999 г.) фак-' тически действуют 39 международных стандартов в финансовой
-отчетности (табл. 14.1).
(Международные стандарты финансовой отчетности — это \ свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, \ разработанных высокопрофессиональными международными органи- I зациями и носящих рекомендательный характер.
Разумеется, в ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгалтерском учете России, по всей вероятности, трудно, но стремиться к этому надо; в конечном итоге внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех его уровнях.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.