Аспекты учетной политики организации (методологическая, организационно-техническая)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особое место в учетной политике занимают ее методологи­ческие, организационно-технические аспекты. Методологические аспекты включают следующие позиции:

1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средства в обороте.

2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и по нематериальным активам.

3. Варианты схемы записей для отражения начисленной амор­тизации нематериальных активов.

4. Способы распределения общепроизводственных и общехо­зяйственных расходов.

5. Варианты списания общехозяйственных расходов на про­изводственные счета или на счет 90 “Продажи”.

6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и присоединению материальных ценностей.

7. Метод расчетов материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.

8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

9. Перечень резервов предстоящих расходов.

10. Порядок создания и использования резервов под сниже­ние стоимости материальных ценностей, под обесценение вло­жений в ценные бумаги и под сомнительные долги.

14. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.

12. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).

13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).

14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолжен­ности.

15. Учет резервного капитала (счет 82).

16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.

16. Курсовые разницы и порядок их учета.

17. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.

18. Варианты выбытия основных средств.

19. Варианты учета на счете 90 “Продажа”.

20. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).

21. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).

22. Варианты определения и распределения чистой (результа­тивной) прибыли.

23. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

1

24. Порядок образования и закрытия счета 99 “Прибыли и убытки” и др.

Организационно-технические аспекты охватывают следую­щие пункты:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организацию работы в бухгалтерии.

3. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и кон­троля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обяза­тельств. Разработку порядка документооборота.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технологическую обработку учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Систему взаимоотношений с аудиторскими и другими орга­нами.

Учетная политика организации утверждается приказом ру­ководителя организации и приобретает юридическую силу. По­этому в нее необходимо включить все перечисленные выше ас­пекты, которые должны быть подкреплены нормативными доку­ментами. Приведенный перечень является примерным, количество пунктов может измениться в сторону увеличения или уменьше­ния в зависимости от направления хозяйственной деятельности и величиной организации.

В последние годы система ведения бухгалтерского учета в России претерпела значительные изменения, дополнения и уточ­нения. Поэтому при разработке учетной политики организации необходимо исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, других федеральных законов, указов Президента РФ, По­становлений Правительства РФ и положений, приказов, инст­рукций и писем Министерства финансов РФ и других норматив­ных документов; обязательно следует использовать План счетов от 31 октября 2000 г. № 94н.

Некоторые дополнения и изменения, весенные в последние годы в положение по бухгалтерскому учету “у четная полити­ка организации”

1. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных оценивается исходя из цены организации на аналогичные товары (ценности).

2. Порядок определения инвентарной стоимости объекте! основных средств и бухгалтерских проводок рассматривают пс разным направлениям.

3. Порядок учета и использования полученных материальны; и денежных средств безвозмездно ведется на счете 98 “Доходь будущих периодов”, субсчет 2 “Безвозмездные поступления” рас сматриваются по разным каналам.

4. Амортизационное отчисление по объектам основные средств, полученных по договору дарения и безвозмездно, впред] начисляются.

5. Увеличен период начисления амортизации по нематери альным активам — до 20-ти лет в случае невозможности установ ления срока их использования и т. д.

 

Основы организации бухгалтерского учёта.

 

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблю­дение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации; он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками орга­низации требований главного бухгалтера в части порядка оформле­ния и предоставления документов и сведений для учета.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгал­терией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в органи­зации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализирован­ной организации или соответствующим органам (специалис­там) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

.Принципы организации работы бухгалтерии базируются на законодательно-нормативных актах: Федеральном законе “О бух­галтерском учете”, “Положении по бухгалтерскому учету” “Учет­ной политике организации (ПБУ 1/98)”, “Плане счетов бухгал­терского учета и инструкции по его применению (приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н)”

Выбор организационной формы ведения бухгалтерского учета — важный фактор рационализации учетного процесса; он зависит от величины организации, централизованного и децентрализован­ного учета, количества структурных подразделений, объема и ас­сортимента произведенной и проданной продукции, возможнос­ти использования современных автоматизированных технологий.

Вариантов ведения бухгалтерского учета в организации мно­го; рассмотрим два из них — предметный и функциональный.

Предметное разделение труда работников бухгалтерии пред­полагает распределение документов (счетов) согласно названи­ям отделов, а внутри в разрезе — учетного персонала.

Схематично это выглядит так:

главный бухгалтер организации;

заместитель главного бухгалтера;

старшие бухгалтеры отделов (подразделения);

учетный персонал бухгалтерии по отделам:

капитала и резерва (80, 81, 82, 83, 86...);

расчетный отдел по расчетам со сторонними организациями (60, 62, 63, 66, 67, 76 и др.)

производственный (20, 25, 26, 28, 29)

расчетов (69, 70, 68, 71, 75, 73)

продажи и финансовых результатов (41, 43, 90, 91, 99, 84.) и т.д.

Эти отделы могут быть организованы с некоторыми уточне­ниями в соответствии с разделами нового плана счетов.

При функциональном разделении труда работников бухгалте­рии структурные подразделения создаются по участкам учетной работы. Каждый работник или определенная группа учетного пер­сонала специализируется на выполнении однородных учетных операций. Такой вариант в большей степени соответствует фор­мированию информационной системы путем использования со­временных автоматизированных технологий. Здесь важно уметь правильно выбрать ведение бухгалтерского учета и отразить в учет­ной политике организации.

Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм связи его с подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета.

В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтети­ческий и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений (отделов, цехов, участков и т.д.), осуществляющих лишь первичную реги­страцию хозяйственных операций.

В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где сосредото­чен синтетический и аналитический учет, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает сводку балансов и отчетов подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по

организации. Кроме того, главная бухгалтерия контролирует по­становку учета в отдельных подразделениях организации.

Применение централизованного и децентрализованного учета зависит от ряда факторов. Немаловажную роль играет производ­ственная необходимость предоставления отдельным подразделе­ниям большей самостоятельности. Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации (цехов, участков, отделов и т.д.), а также от их географического положе­ния (близость или отдаленность от главной бухгалтерии). Децент­рализованный учет чаще применяют в крупных организациях.

 

Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта и их назначение

 

Переход к рыночным отношениям, возникновение междуна­родных и финансовых связей выдвинули в число актуальных воп­рос совершенствования бухгалтерского учета в России и его при­ближения к международным стандартам финансовой отчетности.

На западе считают, что бухгалтерский учет и отчетность в России не отвечают международным стандартам, концепциям, постулатам и принципам бухгалтерского учета, принятым в стра­нах с развитой рыночной экономикой. Однако в мире трудно найти хотя бы одну страну, которая строила бы свою национальную систему бухгалтерского учета, основываясь полностью только на международных стандартах. Чаще всего это компромисс между международными стандартами бухгалтерского учета и особенно­стями национальных бухгалтерских школ тех стран, представи­тели которых участвуют в разработке международных стандартов.

В последние годы среди специалистов в области учета и ауди­та бытуют различные мнения по поводу использования между­народных стандартов в бухгалтерском учете России. Их можно условно разделить на три направления:

первое — рекомендовать целиком и полностью использовать международные стандарты в бухгалтерском учете;

второе — отказаться вообще от использования международ­ных стандартов и разработать только свои национальные, рос­сийские;

третье — разработать российские стандарты путем приспо­собления международных стандартов к национальным бухгалтер­ским требованиям.

На наш взгляд, последнее мнение более правильно по следу­ющим соображениям.

Во-первых, следует принять во внимание национальные тра­диции, накопленные положительный опыт бывшего СССР и России в организации и ведении бухгалтерского учета, а также нормативные документы, не противоречащие международным стандартам учета. Во-вторых, в настоящее время, пока в России не построен капитализм и она находится на стадии перехода от одного типа экономики к другому, переносить и использовать категории капитализма (в том числе и стандарты) в России очень трудно. Следовательно, при разработке стандартов бухгалтерско­го учета в России необходимо учитывать специфику переходного периода, формирования новой финансовой и денежно-кредит­ной системы, особенности налогообложения, структурные соот­ношения различных форм собственности, состояние экономики страны и т. д. В конечном итоге следует создать свои Российские национальные стандарты.

Унификацией принципов бухгалтерского учета за “рубежом занимается Комитет международных стандартов финансовой от­четности (КМСФО), который является независимым органом частного сектора. Комитет был основан в 1973 г. ведущими про­фессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. С 1983 г. членами КМСФО стали все бухгалтерские организации — члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). В настоящее время в работу КМСФО вовлечены и другие организации во многих странах мира, не являющихся членами КМСФО, но применяющих Междуна­родные стандарты финансовой отчетности.

Штаб правления КМСФО размещается в Лондоне и воз­главляется Генеральным секретарем. В 1995 г. при штабе КМСФО учрежден высший международный консультативный Совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокие положения в бухгалтерском учете, бизнесе, и дру­гие пользователи финансовых отчетов. Роль этого Совета зак­лючается в обеспечении принятия международных стандар­тов бухгалтерского учета и повышении доверия к работе КМСФО.

Доходная часть бюджета КМСФО образуется за счет взно­сов международных профессиональных организаций, крупней­ших аудиторских компаний и транснациональных корпора­ций, а также выручки от продажи публикаций и разработок комитета.

В настоящее время (по состоянию на 1 января 1999 г.) фак-' тически действуют 39 международных стандартов в финансовой

-отчетности (табл. 14.1).

(Международные стандарты финансовой отчетности — это \ свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, \ разработанных высокопрофессиональными международными органи- I зациями и носящих рекомендательный характер.

Разумеется, в ближайшее время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгалтерс­ком учете России, по всей вероятности, трудно, но стремиться к этому надо; в конечном итоге внедрение международных стан­дартов финансовой отчетности в России приведет к совершен­ствованию и реформированию действующей системы бухгалтер­ского учета на всех его уровнях.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 223.