Современный этап развития общества характеризуется существенными демографическими изменениями. Низкие показатели рождаемости и смертности привели к положению, когда пропорции молодых и пожилых людей в составе населения выравниваются. Появился специальный термин для обозначения стремительного роста числа пожилых людей: «Новый международный демографический порядок».
Такая демографическая ситуация породила множество проблем гораздо более широкого спектра. Эти проблемы носят столь острый характер, что в конце прошлого столетия мировое сообщество активно включилось в поиск подходов к их решению. В частности, в 1982 г. был принят первый международный документ - Международный (Венский) план действий по проблемам старения. В нем обозначены общие контуры деятельности в интересах пожилых людей в семи приоритетных областях:
· здравоохранение и питание;
· защита пожилых людей как потребителей;
· обеспечение жильем и охрана окружающей среды;
· семья;
· обеспечение ухода и занятость;
· культура и образование.
В 1991 г. Генеральной Ассамблеей ООН приняты принципы в отношении пожилых людей: «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», которые, по существу, представляет собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в отношении старых людей (Приложение 1).
В 1994 г. Комитетом по пожилым людям при Совете Европы разработаны рекомендации, включающие принципы, которыми следует руководствоваться при разработке программ, касающихся пожилых людей. В этом документе также указывается специфическая роль пожилых людей в обществе:
· «Пожилые формируют важные человеческие, социальные и экономические ресурсы.
· В быстро изменяющемся обществе пожилые являются носителями «вечных» человеческих ценностей.
· Взаимосвязь поколений чрезвычайно важна как на семейном, так и на институциональном уровне и нуждается в постоянной государственной поддержке.
· Пожилые люди играют положительную роль в поддержании связи поколений как внутри семьи, так и в обществе в целом, они передают свой опыт, знания, «ноу-хау».
Однако их права и их способность жить полноценной жизнью зависит, в частности, от помощи, ухода и поддержки, которые оказываются со стороны супругов, детей и других членов их семьи или ближайших соседей независимо от государственной системы социального обеспечения. Эта помощь, забота и поддержка частично являются результатом определения прав и обязанностей и членов семьи, и самих пожилых людей».
В 1998 г. Советом Европы была выбрана тема для исследования: «Пожилые люди в своей семье – юридическая и социальная ответственность». Данное исследование было направлено на выявление проблем стареющего населения в контексте семейных отношений и неформальной солидарности. В экспертный совет, назначенный Советом Европы, вошли ученые различных европейских государств, в том числе и России. В частности, нашу страну представляла кандидат психологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета О.В. Краснова.
1999 г. был объявлен международным годом пожилых людей.
В 2000 г. в Турине на заседании министров труда Большой восьмерки была принята так называемая Туринская хартия Большой восьмерки «К активной старости». В ней была подчеркнута необходимость проведения политики, направленной на противостояние возрастным предрассудкам и дискриминации.
В 2001 г. в Коммюнике глав государств и правительств «группы восьми», принятом на саммите в Генуе была выражена поддержка идее повышения активности пожилых людей, которые «…представляют собой огромный резерв ресурсов для экономики и общества».
В 2002 году в Мадриде состоялась вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения. На ней были подведены итоги первой Всемирной ассамблеи, состоявшейся в 1982 г. в Вене, и принят новый долгосрочный план в контексте глобальной задачи построения общества для людей всех возрастов.
Объединение международных усилий позволяет получить более целостное представление о проблемах, связанных с увеличением доли пожилых людей в составе населения, обобщить опыт по их решению, накопленный в различных странах, лучше понять общие и специфические (этнические) социальные закономерности, связанные с новым международным демографическим порядком. Поэтому особый интерес представляют результаты исследования, организованного Советом Европы в 1998 г. накануне международного года пожилых людей. Информация была получена на основе обобщения ответов на вопросник, на который ответили 29 стран (из 41) членов Совета Европы. В частности, было показано, что большинство государств СЕ сталкиваются с тремя феноменами, хотя они по-разному проявляются в различных странах:
· демографический дисбаланс, связанный со старением населения, как результат понижения смертности и увеличения продолжительности жизни;
· драматические изменения в моделях семьи, например, редкое вступление в брак, увеличение разводов и пр.;
· увеличение затрат на систему социального обеспечения пожилых людей и необходимость контроля этих затрат, что заставляет многие государства их переосмысливать и ориентироваться на программы общественной поддержки, которые могут сократить расходы государства.
Демографические, социальные и семейные изменения в 90-х гг. явились причиной глубоких перемен в политике, обслуживании и помощи пожилым во всех европейских странах. Исследование, проведенное Советом Европы, выявило как сходство, так и различия в этих переменах. Различия между странами – членами Совета Европы - существуют в результате разных моделей «государства всеобщего благоденствия» и из-за разных возможностей систем обслуживания пожилых. Выявленные сходства касаются как требований пожилых и их семей к обслуживанию, так и политики государств, их стратегии в обеспечении обслуживания.
Сходства в требованиях пожилых и их семей к обслуживанию:
· потребность пожилых после выхода на пенсию оставаться активными в жизненных полезных взаимодействиях так долго, как это возможно;
· потребность пожилых жить в своем собственном доме, даже если они становятся зависимыми, и на последней стадии их жизни;
· потребность родственников в том, чтобы справиться с интенсивными эмоциональными взаимоотношениями со своими пожилыми и с уходом за зависимыми пожилыми; должен быть доступным выбор уровня включенности в уход без того, чтобы изменять свою жизнь, работу или дом.
Сходства в политике и стратегиях обеспечения обслуживания:
· движение в направлении от институционального ухода к уходу в общине;
· разнообразие и увеличение моделей в дневных центрах, домах-интернатах и т.д.;
· гибкий путь обслуживания в ответ на индивидуальные потребности;
· повышение качества интегрированного ухода и координации социального и медицинского обслуживания;
· улучшение координации между профессиональным, волонтерским и неформальным уходом;
· принятие программ для поддержания и помощи родственникам и неформальным помощникам.
Необходимость в разнообразных формах социальной поддержки пожилых людей и их семей способствовало появлению инноваций в социальном обслуживании. К таковым можно отнести:
Уход на дому.
В некоторых странах уход на дому организован хорошо, но в большинстве из них эта инновация только начинается. Например, в Греции, Литве недавно начали программы, которые стимулируют местные власти. Исследование показывает, что помощь на дому должна предоставлять обширный выбор обслуживания: уход за индивидом, жильем, приготовление пищи, медицинский уход, педикюр, стрижка, помощь в бюрократических процедурах, юридическая и психологическая помощь и т.д.
Кратковременная помощь.
Это специальные дома для пожилых, которые могут использоваться ими для некоторого отдыха, и места для отдыха помощников, также нуждающихся в отдыхе от своей работы. Эта инновация практикуется в Великобритании, Сан-Марино, Швеции и Финляндии.
Группы самопомощи.
Группы самопомощи пожилых и их родственников – также недавняя инновация. Хороший пример такой программы, начатой в 1987 г. в Словении, где была создана Ассоциация социальной геронтологии. Модель самопомощи решает целый ряд задач: она предохраняет пожилых от одиночества, развивает солидарность поколений и подготавливает взрослых к проблемам старого возраста.
Уход на дому как альтернатива уходу в учреждениях.
Страны, подобные Швейцарии, начинают изучение «домашних» проектов для пожилых с разными условиями проживания. Это могут быть квартиры, в которых пожилые имеют возможность сохранять свою независимость и в то же время выбирать некоторые услуги (ночные няни, магазины и т.п.).
В Финляндии существует много новых программ, поддерживающих проживание пожилых в их собственных домах или «домашних» группах. Домашняя группа – это общий дом для пожилых, которые нуждаются в значительной повседневной помощи. Обычно в ней менее 10 резидентов. Все они делят общую кухню, гостиную, сауну и санитарные комнаты. Содействие оказывается обслуживающим персоналом, состоящим из подготовленных помощников и медсестер. Не осталась в стороне и Россия, где еще в 1958 г. в Киеве был открыт первый Институт геронтологии, а в 70-е годы были намечены социальные и научные программы – «продление жизни», «Здоровье», «Оптимизация биосферы». Другое дело, что они, по сути дела, до сих пор не получили развития.
С начала 90-х годов была создана система социального обеспечения пожилых людей. Она существовала и раньше, однако в основном ее деятельность сводилась к начислению и выплате пенсий. На первых этапах своего становления социальные службы главное внимание уделяли бедствующим и одиноким старикам. Однако стала формироваться сеть социального обслуживания пожилых на дому, решались проблемы медико-социальной профилактики, появились новые понятия типа «индивидуальный уход», «индивидуальная оценка потребностей пожилых». С 1991 года, когда был открыт первый социальный институт в России, вопросы социального обслуживания стали занимать первое место среди других проблем социальной защиты. Впервые в истории страны на самом высоком уровне (на заседаниях правительства) стали обсуждать вопросы не только пенсионного обеспечения, но и образования пожилых, их свободного времени и др.
В ходе становления социальной службы стал развиваться индивидуальный подход к пожилым клиентам, оценивалась их потребность в различных видах услуг (не только социальных, но и психологических). Сейчас на территории страны более ста вузов готовят специалистов по социальной работе.
Несмотря на социальные потрясения, которые охватили страну после эпохи застоя, в 1997 году Правительство Российской Федерации утвердило долгосрочную (до 2010 г.) федеральную целевую программу «Старшее поколение», что повлекло разработку соответствующих региональных программ. Цель программы – создание условий для повышения качества жизни пожилых людей на основе совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания; обеспечения доступности медицинской помощи, социальных, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг; внедрения новых стратегий ухода; содействия активному участию пожилых людей в жизни общества. За последние годы было создано множество общественных организаций для пожилых людей и самими пожилыми людьми. Проводится большое количество научных и научно-практических конференций по проблемам старости, что также свидетельствует о возросшем интересе общества к данной проблеме.
В мире на сегодняшний день существует свыше трех миллионов научных источников по глобальному постарению населения и вытекающих из него проблем. Около двух тысяч институтов во многих странах работают по различным аспектам старения.
Вопросы для самоконтроля
1. Что мотивирует интерес к образованию у пожилых людей?
2. Каковы источники информации, в которых реализуются познавательные потребности пожилых людей?
3. Уточните личностные особенности и особенности мотивации учения, которые необходимо учитывать в процессе обучения пожилых людей?
4. Приведите примеры образовательной работы с пожилыми людьми.
5. Расскажите об особенностях образования пожилых людей в Германии. Как повлиял опыт образования пожилых людей в Германии на общественное сознание?
6. Какие цели реализуют пожилые люди, включаясь в образовательный процесс?
7. Перечислите, какие проблемы пожилых людей реализует танцевальная терапия?
8. Назовите причины, которые обеспечивают эффективность танцевальной терапии в психокоррекционной работе с пожилыми людьми.
9. Как изменялись представления о роли воспоминаний в жизни пожилых людей?
10. Назовите виды деятельности, связанные с работой с воспоминаниями. Какие цели психологического воздействия они преследуют?
11. Какие требования к специалисту предъявляет работа с воспоминаниями?
Дата: 2019-07-31, просмотров: 311.