Социальная работа с пожилыми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За последнее столетие на европейской территории возникло огромное разнообразие в семейных традициях и их влияние на отношение к пожилым людям.

Одним из главных демографических изменений в течение ХХ в. было возникновение мультипоколенной семьи как структурно-нормативного явления. Совсем недавно стало обычным явлением то, что члены семей трех, четырех, а то и пяти различных поколений одновременно живы. При этом наблюдается тенденция к раздельному проживанию. Последнее обстоятельство вызвало во многих странах исследование частоты, содержания и функций межпоколенных взаимоотношений. Эти исследования показали, что вопреки препятствиям, которые связаны с раздельным проживанием, между поколениями в одной семье существуют частые контакты, регулярный обмен информацией.

Во многих странах вопросы солидарности поколений в семье закреплены законами и конституцией, гражданским или семейным кодексом и законодательством по страхованию и поддержке. В большинстве стран эти фундаментальные тексты датированы концом XIX века. Они были модифицированы или адаптированы, отражая изменения в стилях жизни и социальном обеспечении. Из 29 стран – членов Совета Европы – 19, в том числе и Россия, имеют закрепленные обязанности поддерживать членов своей семьи. Во многих странах суды редко имеют дело с юридическими правилами Гражданского или Семейного Кодекса. Члены семьи руководствуются моральным долгом, потребностью поддерживать своих пожилых родственников. Большую роль играют культурные модели, характерные для каждого общества. В Испании, например, пожилые люди неохотно обращаются к профессионалам, если им требуется обслуживание на дому.

Изменения семейных моделей (особенно повышение числа разводов) и географические расстояния между пожилыми и их детьми делают проблематичным помощь пожилым родителям.

Международное сравнение межпоколенной семейной солидарности ясно показывает, что наибольшее содействие в семье развито в странах с более прогрессивной социальной политикой, независимо от обязанностей поддержки. Например, пожилые люди получают больше поддержки со стороны своих семей в Германии, чем в Великобритании или США, хотя размер пенсии в Германии гораздо больше, чем в двух последних странах.

Со времен Второй мировой войны в течение десятилетий ожидалось, что семейная солидарность будет постоянно уменьшаться. Государства Западной Европы берут на себя большую часть заботы о нуждающихся. Однако все чаще правительства этих стран начинают осознавать, что государству становится все труднее нести такую нагрузку.

Недавние исследования во всем мире продемонстрировали, что межпоколенные взаимоотношения в семье играют все еще ключевую роль в жизни человека.

Практическая помощь чаще оказывается со стороны молодого поколения старшему. Например, в Испании 68% пожилых людей получают помощь от младшего поколения. Помощь оказывается, даже если получатель не испытывает трудностей и реально не нуждается в поддержке. Это путь традиционного поведения в мультипоколенной семье при совместном проживании. Но такая помощь оказывается, даже если старые родители проживают отдельно.

 Анализ роли пожилых в семье должен также принимать во внимание то содействие, которое они оказывают молодому поколению, особенно материальную поддержку (деньгами, жильем, заботой о внуках и т.д.).

Все большее количество старых людей составляет значительную часть населения, и, наряду со здоровыми и независимыми пожилыми людьми, выросло количество тех, кто нуждается в помощи и содействии.   Семья при этом выступает как основной помощник в уходе за пожилыми людьми. Не смотря на значительные изменения в структуре и распределении ролей современной семьи: увеличение количества работающих женщин, неполных семей, разводов и т.д. – члены семьи значительно чаще оказывают помощь пожилым родственникам, в большем объеме и в течение более длительного периода, чем это было раньше. Даже в скандинавских странах, где государственная социальная политика направлена на развитие формальных социальных систем обслуживания пожилых людей, семейный уход продолжает доминировать и его роль становится все более важным. Во Франции половина престарелых, прикованных к постелям или инвалидным креслам, получают помощь только от своей семьи.

Работу помощника могут выполнять разные люди. Иногда от родственных отношений зависят различия в обязанностях и в согласии. Как показывают данные исследований, ближайшие родственники, супруги и дочери оказывают наибольшее содействие в течение длительного времени. При этом, если супруги живут в одном доме, то другие родственники часто живут отдельно. Поэтому, когда пожилые люди имеют долговременные дегенеративные заболевания, то бывает, что дочери переезжают к ним или забирают пожилого к себе в дом.

Родственные отношения подразумевают отношения между помощником и пожилым и включают историю и качество их взаимоотношений. Тот, кто имеет хорошие отношения с получателем помощи, и сам получал помощь от него раньше, может испытывать меньшую напряженность и утомление в роли помощника. Эта идея взаимности очень важна для принятия решения о том, кто станет первичным помощником пожилого родственника, и часто именно дети начинают ухаживать за своими зависимыми родителями. Эта обязанность может облегчить чувства вины и фрустрации среди взрослых детей-помощников.

Уже на первых этапах старения происходит определение формы и объема зависимости от родственников и лиц ближайшего окружения. В дальнейшем по мере старения, эта зависимость постоянно растет. Однако на любом из этапов старения пожилые люди, проживающие в семье, в своем доме, лучше используют имеющиеся у них приспособительные возможности, чем те, кто находится в каких-либо учреждениях (то есть пользуются институциональным уходом). Это относится как к сохранным, так и к физически и психически беспомощным старикам, которые не в состоянии себя ни защитить, ни обслужить. Известно, что при любого рода внешних, объективных условиях члены семьи имеют возможность создать для пожилого человека обстановку, вызывающую у него чувство самоудовлетворения и довольство окружающим. Моральное участие оказывается в этом отношении определяющим фактором. Семья на поздних этапах жизни пожилого человека имеет для него важнейшее значение.

Однако, несомненно, нужно иметь в виду и другую сторону дела. Семейный уход часто является нелегким событием в жизни человека. Многие исследователи приходят к выводу о том, что уход за пожилым человеком связан с сильным утомлением и напряжением, что приводит к стрессу, хотя в целом и зависит от индивидуальных различий.

 Обстоятельства ухода различаются и зависят от особенностей отношения к пожилому человеку. Обычно мужья, заботящиеся о своих женах, показывают меньшее эмоциональное напряжение, чем жены, заботящиеся о мужьях. Различий между помощниками – женами и дочерьми обнаружено не было.

Есть семьи, несущие тяжкий крест ухода за родственниками, находящимися в полном маразме долгие годы. Былые любовь и уважение к ним нередко сменяется глубокой ненавистью: ведь вся жизнь семьи может пойти прахом, особенно если пожилой человек имеет ментальные проблемы в тяжелых жилищных и бытовых условиях.

Многие помощники испытывают сильные негативные эмоции (агрессия, депрессия), которые имеют долговременный характер. Родственники таких пожилых людей часто обнаруживают признаки социально-психологической дезадаптации в виде невротизации, конфликтности, прогрессирующих психосоматических заболеваний и т.д. Процесс предоставления помощи может длиться от нескольких месяцев до десяти и более лет. Даже такие события, как помещение пожилого человека в какое-либо учреждение (чаще всего в дом-интернат), смерть пожилого, за которым ухаживали, со стороны кажущиеся освобождением помощника от его ноши, являются по данным исследований новым потенциально разрушительным стрессовым фактором.

Таким образом, семейная помощь пожилым людям, многие из которых имеют хронические болезни и инвалидность, определена в научной литературе как одно из стрессовых и разрушительных событий в цикле семейной жизни, так как она связана со многими негативными и нежелательными следствиями для помощника.

От того, насколько способны родственники понять и принять те связанные со старением изменения, которые начинают происходить у их близких людей, зависит не только здоровье пожилых людей, но и психологическое состояние тех, кто близко связан с пожилыми.

Можно выделить целый ряд проблем людей, ухаживающих за пожилыми родственниками:

· Отсутствие психологических знаний о поведении, характере, способах общения людей пожилого возраста.

· Проблема с основной работой: необходимость найти работу, которая была бы недалеко от дома или имеет свободный график.

· Проблема свободного времени: ухаживающий за пожилым человеком должен часто, если не всегда, оставаться дома. При этом он должен выполнять тяжелую работу на дому с высоким уровнем однообразия и монотонии.

· Необходимость адаптации к новой роли – выполнение обязанностей патронажной сестры, необходимость в новых знаниях, умениях и навыках.

· Проблема общения: установление адекватного контакта с пожилым человеком. Не всегда легко понять тревожность, консерватизм и внутренний дискомфорт недееспособного пожилого. Пожилой человек может иметь тяжелый характер.

· Сужение собственного круга общения из-за нехватки свободного времени или неудовлетворительных жилищных условий.

· Возможность личных проблем: вопрос взаимоотношений между членами семьи, помощником и пожилым, плохое здоровье, эмоциональная напряженность.

· Плохие жилищные условия, например, теснота или отсутствие бытовых удобств.

Увеличение числа людей в связи с демографическими изменениями, нуждающихся в помощи, имеет особое влияние на женщин. В США в 1990 г. 67% тех, кто обеспечивал содействие пожилым на дому, - были женщины, в первую очередь дочери. Исследования в европейских странах показали, что женщины играют ключевую роль в семейной поддержке между поколениями.

Вместе с тем существуют данные, которые проясняют некоторые нюансы в этом вопросе. В частности, старые родители, имеющие только сыновей, во многих случаях поддерживаются именно сыновьями, тогда как подходящей была бы их совместная помощь с женами. К тому же дочери и сыновья имеют свою специализацию в персональном уходе: сыновья отвечают за расходы, практическую, административную поддержку и за материальную часть.

Дополнительные проблемы и сложности семейного ухода возникают из-за миграции детей. Раньше во многих культурах существовала традиция: младший ребенок оставался жить с родителями. Миграция детей – проблема, с которой сталкиваются пожилые люди во многих странах мира, включая Россию. Эта ситуация становится обычной с увеличением мобильности семьи и уменьшением ее размеров. Дети, проживающие на расстоянии, сталкиваются со специфическими проблемами. Они могут иметь  трудности в получении информации о повседневных проблемах своих родителей. Иногда родители и дети не имеют согласия по поводу необходимой помощи.

Когда возникает вопрос, способен ли родитель оставаться в своем доме, дети, живущие на расстоянии, могут предложить им переехать в их дом или дом-интернат. Это трудное решение, так как все возможные альтернативы имеют свои отрицательные стороны.

Семейная помощь, уход – сложный комплексный процесс. Не существует отдельных стадий семейного ухода. Скорее семейный уход характеризуется огромным количеством индивидуальных различий. Семьи отличаются по степени своей доброжелательности к пожилому человеку и по своим способностям и возможностям (ресурсам) выполнения роли помощника. Пожилые, нуждающиеся в уходе и помощи, также значительно отличаются по степени своей болезни и характеристикам личности и историй прошлого взаимодействия с потенциальными помощниками.

Исследования показывают, что существуют различные способы адаптации к ситуации семейного ухода. Для объяснения индивидуальных различий поведения в ситуации семейного ухода исследователи применяют теории стресса и адаптации.

В рамках бихевиористского подхода предложена модель процесса стресса (Stress Process Model), разработанная Л. Пиарлин с сотрудниками в результате лонгитюдных исследований семейного ухода за пожилыми, испытывающими деменцию. Согласно этой модели, ситуация ухода включает:

1. Первичные стрессоры: время, усилия;

2. Вторичные стрессоры: семья, работа, конфликт.

Необходимо делать различия между этими факторами, так как они помогают различать события и деятельность, связанные с болезнью или инвалидностью пожилого, и события и деятельность самого помощника, поскольку в этом случае можно выделить главные источники стресса, а именно: что является источником стресса сами события или их следствия.

3. Вторичное интрафизическое напряжение: самоуважение, потеря себя.

4. Результаты: самочувствие и здоровье.

На все четыре фактора влияет наличие и использование ресурсов, которые могут быть психологическими (высокое самоуважение, стратегии совладания) и экономическими (высокий доход, финансовая помощь).

Авторы модели полагают, что характерная особенность хронической стрессовой ситуации – ее быстрое увеличение и распространение. Влияние стрессоров связано с тем, что процесс ухода не только затрагивает другие области жизни, но как бы выплескивается на них. Например, дочь, ухаживающая за матерью, вдруг обнаруживает, что она стала больше спорить с мужем, который чувствует, что его не замечают или игнорируют, потому что жена тратит больше сил на мать.

Эта модель показывает, что именно может уменьшить или сдержать стресс, понизить влияние стрессовых факторов. Большую роль в этом играет использование ресурсов. Наличие этих ресурсов позволяет помощнику лучше справиться с ситуацией стресса. Таким образом, адаптация помощников зависит от стрессовых факторов, ресурсов и определенных ключевых точек в развитии помощников.

Первичные стрессоры – это те события и действия, которые прямо влияют на состояние пожилого человека, привлекая к нему внимание, содействие, включая помощь с персональными задачами и решение эмоциональных или поведенческих проблем пожилого.

Вторичные стрессоры влияют на изменения в жизни помощника. Они являются побочным результатом выполнения задач ухода.

Внутри вторичных стрессоров выделяют три фактора: семейный конфликт, разрушение работы, разрушение досуга и социальной активности.

Семейный конфликт. В ситуации семейной помощи часто возникают конфликты помощника с другими членами семьи. Исследуя выборку помощников пациентов с деменцией, С. Семпл выделил три вида конфликтов:

· конфликт, возникающий до того, как был поставлен диагноз; конфликт возникал из-за разногласий по обеспечению ухода;

· конфликт по поводу того, кто и сколько обеспечивает помощь пожилому;

· конфликт по поводу лечения пожилого больного и оказания ему помощи.

Все три вида конфликтов возникают у взрослых детей чаще, чем у супругов. Кроме того, семейный конфликт связан с недостаточным доходом семьи. Было также обнаружено, что депрессия у пожилых людей, и их помощников прямо связана с неудавшейся семейной жизнью.

Работа и занятость. О напряжении помощников говорят все исследователи, изучающие работающих помощников. Были обнаружены четыре показателя конфликта между работой и семейной помощью:

· эмоциональное здоровье члена семьи пожилого;

· количество задач, выполняемых помощником;

· наличие детей в доме помощника;

· совпадение по времени ухода и текущей работы.

По данным зарубежных авторов, значительное число помощников оставляют работу в течение трех месяцев после начала оказания помощи пожилому члену семьи. Другие пытаются пересмотреть свой рабочий график или сократить количество рабочих часов.

Во многих странах развивается система помощи помощникам, позволяющая им иметь гибкий график работы, сделать перерыв в уходе (временное помещение пожилого в дом-интернат или на время их работы в течение дня в дневные центры), возможности получения образования и пр.

Досуг и социальная активность. Кроме занятости и ухода за пожилым, помощник должен иметь возможности для досуга или какой-либо социальной активности. В рамках лонгитюдного исследования долговременного ухода было обнаружено, что субъективная оценка ухода более важна в ограничении социальной активности и потере источников социальной поддержки, чем объективные требования такой помощи.

Вторичное интрафизическое напряжение . Обращает на себя внимание важная особенность семейного ухода – помощника так «втягивает» в роль помогающего, что он «теряет себя»: предоставление помощи становится процессом, разрушающим Я-концепцию  и ухудшающим всеобщее самочувствие. Однако оказание помощи может, наоборот, вести к увеличению позитивности Я-концепции в случае, когда помощник чувствует, что он успешно и компетентно справляется с важными обязанностями и получает ценный опыт. Появление позитивных чувств очень важно для многих помощников.

Результаты . Результатом семейного ухода считается эффективность ухода и самочувствие помощника и пожилого. Как было показано выше, семейный уход связан с негативным влиянием на здоровье, особенно на уровень депрессии. Уровень проявления депрессивных симптомов всегда выше у помощников, когда их сравнивают с выборкой не-помощников, такого же возраста и пола. Проявление депрессии и других проблем возникает гораздо чаще у тех, кто ухаживает за пожилыми, имеющими ментальные заболевания, чем у тех, кто ухаживает за пожилыми с физической инвалидностью. Совместное проживание также способствует проявлению депрессии. Хотя большинство исследований сосредоточено на изучении именно депрессии, следует принимать во внимание чувства вины и гнева, которые могут быть важными показателями дискомфорта помощников.

Изучение влияния семейной помощи лучше всего обеспечивают лонгитюдные исследования, которые позволяют проследить изменения в состоянии здоровья помощников.

Возникает вопрос, могут ли быть какие-либо позитивные результаты от выполнения семейного ухода за пожилым человеком? Безусловно, могут. Например, помощники испытывают чувство удовлетворенности от выполнения своих обязанностей, от того, что помогают своим родственникам в трудной жизненной ситуации. Этим объясняется, почему помощники охотно и благожелательно продолжают оказывать помощь, несмотря на трудности.

Лонгитюдные исследования обнаружили, что помощники очень сильно различаются по влиянию ухода на состояние здоровья. У одной части из них здоровье ухудшается, в то время как у второй части – улучшается. У третьей части помощников здоровье не изменяется. Ухудшение самочувствия часто связано с высоким уровнем дисбаланса и быстрым распространением стресса на другие роли.

Ресурсы . Обнаружена значительная вариативность в результатах хронических стрессов помощников, которая зависит от их способностей получать и использовать социальную поддержку и стратегии совладания. Чувство контроля также вносит вклад в процесс адаптации к роли помощника.

Люди не пассивны или беспомощны перед лицом стресса. Они делают активные попытки контролировать ситуацию, изменять ее и понимать суть событий, с которыми сталкиваются.

Ресурсы и стратегии не жестко зафиксированы и не являются неизменными. Они могут быть исчерпаны или могут увеличиваться по мере того, как помощник узнает новые стратегии совладания, или начинает поиск новых ресурсов для поддержки.

 Социальная поддержка является одним из важных факторов для помощников перед лицом сложных проблем, так как может уменьшить его фрустрацию и облегчить процесс ухода за пожилым. Социальная поддержка – это многомерное понятие. В литературе описано два вида социальной поддержки: инструментальная поддержка – содействие в решении конкретных задач, и эмоциональная поддержка, где другие люди отражают позитивные чувства помощнику. Следует также различать поддержку, обеспечиваемую неформальными источниками (семьей, друзьями или добровольцами) и формальной системой социального обеспечения или оплачиваемую помощь. В данном случае рассматривается неформальная поддержка.

Социальная поддержка от семьи и друзей понижает влияние стресса на первичного помощника и хорошо сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Стратегии совладания – это реакции людей на стрессовые факторы с целью избегать их разрушительного действия. Выделяют три категории таких реакций:

· совладание, сосредоточенное на решении проблем, то есть стратегия фокусируется на управлении стрессовыми факторами или ситуациями, которые порождают проблему помощника;

· когнитивная стратегия совладания представляет собой усилия по управлению значимостью стрессовой ситуацией, например, помощник называет трудную ситуацию «учебным опытом»;

· эмоционально-сфокусированное совладание включает управление симптомами стресса.

Было выяснено, что первые две стратегии связаны с низким уровнем стрессоустойчивости помощника, а третья с высокой степенью утомления и истощения.

Обучение помощников стратегиям совладания со стрессовыми факторами является очень полезным для них. Однако эффективность такого обучения зависит от природы стресса. Когда стрессовый фактор изменить нелегко, более продуктивны когнитивные стратегии.

Стрессовые факторы и стратегии совладания имеют взаимное влияние друг на друга. Неэффективная стратегия совладания может вести к усилению разных проблем. Так, конфронтация с пожилым, страдающим деменцией, который постоянно требует свидания со своей давно умершей матерью, может сделать его еще больше возбудимым и раздражительным и участить просьбы. Напротив, воспоминания о матери, а также создание удобной обстановки для пожилого могут его успокоить и сделать такое поведение редким.

Чувство контроля над событиями своей жизни. Было обнаружено, что в самых разнообразных ситуациях чувство контроля является эффективным «буфером» для разнообразных факторов и вносит важный вклад в самочувствие помощников и даже благотворно сказывается на здоровье пожилых, за которыми они ухаживают. Чувство контроля является важной детерминантой, которая позволяет помощнику пользоваться услугами формальной системы социального обеспечения для облегчения своей работы по оказанию помощи.

Семейная помощь – динамичный процесс, который изменяется во времени в зависимости от условий жизни пожилых, истощения ресурсов помощника и разнообразия различных стрессовых факторов. Семейная помощь зависит также от природы инвалидности пожилого человека; его здоровье может улучшаться, ухудшаться или оставаться стабильным.

Выше отмечалось, что не существует отдельных последовательных стадий предоставления семейного ухода. Однако было обнаружено, что любая ситуация семейной помощи может иметь один или несколько моментов:

· вхождение в роль помощника;

· помещение пожилого человека в какое-либо учреждение;

· тяжелая потеря (горе, смерть).

Эти моменты – не порядковые стадии, так как многие из помощников могут никогда не помещать пожилого родственника в дом-интернат.

Вхождение в роль помощника. Этап вхождения в роль помощника обязательно проходит каждый, начинающий ухаживать за пожилым человеком. Момент принятия решения и дальнейшее оказание помощи пожилому члену семьи опосредованы социальными нормами. Уяснение того, что нужно становиться помощником, может быть внезапным, например, пожилой родственник перенес инсульт или инфаркт и т.д. Более типичная ситуация, когда состояние пожилого медленно ухудшается и приводит семью к пониманию необходимости взять на себя обязательства по уходу за ним. Иногда на решение влияют некоторые критические события, например, пожилой человек может уйти из дома и потеряться.

Институализация. Дома-интернаты представляют альтернативу семейному уходу. Решение о помещении пожилого человека в учреждение возникает в результате ухудшения его поведения и субъективного чувства непосильной нагрузки у помощника.

С институализацией не заканчивается роль помощника. Скорее, она подвергается реконструкции, так как значимость некоторых стрессовых факторов понижается. Однако появляются новые проблемы. Зарубежные исследования показали, что большинство помощников остаются вовлеченными в свою роль. Они часто посещают и обычно помогают в некоторых делах в повседневной жизнедеятельности пожилых. Так как у них уже нет обязанностей семейной помощи, они начинают взаимодействовать с персоналом для «страховки» ухода за своим родственником. Происходит главное изменение в их роли – они начинают учиться эффективно, взаимодействовать с персоналом и принимать различия между семейным уходом и уходом со стороны персонала. Понимание того, что персонал меняется в результате посменной работы или текучести кадров, может влиять на потерю чувства контроля над ситуацией, на представления об отсутствии адекватного ухода за пожилым. Многие испытывают чувство вины из-за помещения пожилого в дом-интернат, и это вносит свой вклад в усиление эмоционального стресса. В научной литературе обсуждается вопрос двусмысленности и неопределенности роли помощников, проживающих в доме-интернате, например, в случае совместного проживания супругов. Они не вдовы и не компаньоны, но, в то же время не имеют выгод супружеской жизни, и эта ситуация получила название «квази-вдовства».

Таким образом, ситуация помещения пожилого в дом-интернат является стрессовым фактором для семьи. Поэтому очевидно, что помощники нуждаются в поддержке во время и после помещения пожилого родственника в интернат.

Тяжелая потеря. Последний момент в семейном уходе – тяжелая потеря, горе. Подобно помещению пожилого в интернат, этот переходный период имеет кумулятивное, то есть совокупное влияние на помощника, которое не прекращается со смертью пожилого. Многие помощники продолжают чувствовать значительный эмоциональный стресс, сопровождающий потерю. Даже спустя 20 месяцев после потери бывший помощник испытывает много депрессивных симптомов.

Итак, семейный уход за пожилыми людьми, многие из которых имеют хронические и часто неизлечимые заболевания, имеет значительный риск в отношении здоровья помощников и их самочувствия. Существуют различные виды работ с семейными помощниками. Одни из них направлены на изменение некоторых аспектов ситуации семейной помощи, другие связаны с психологической поддержкой людей, ухаживающих за пожилыми.

Виды работы с семейными помощниками, направленные на изменение некоторых аспектов ситуации семейной помощи.

Виды работы с семейными помощниками, направленные на изменение некоторых аспектов ситуации семейной помощи, могут снизить влияние стресса на семью, и, одновременно, определить эффективные и оптимальные пути удовлетворения потребностей пожилых. Такая работа может помочь помощникам более эффективно справится с ситуацией ухода. К данному виду работ относятся:

· анализ ситуации (оценка);

· образование или обучение помощников;

· обеспечение помощников социальной поддержкой;

· обеспечение помощников психологической поддержкой.

Анализ ситуации (оценка). Успешное лечение и поддержание стабильного состояния пожилого связано с внимательной оценкой ситуации. Оценка помощников не менее важна, потому что существуют значительные индивидуальные различия в стрессовых факторах, имеющихся ресурсах, ценностях и других аспектах, на которые направлена работа и лечение. Часто, но не всегда, в оценку привносит ясность медицинский диагноз. Семья может не иметь внятного представления о диагнозе, и поэтому требуется осмотр пациента гериатром для адекватной диагностики.

Оценка проводится для определения стрессовых факторов и существующих и возможных ресурсов семейного ухода. На Западе часто используется модель процесса стресса Пиарлин, рассмотренная выше, как руководство для оценки.

В определении первичных и вторичных стрессовых факторов специалист должен учитывать два момента. Первый связан с медицинским диагнозом, второй - с определением стрессовых проблем. Цель последнего состоит в том, чтобы выделить те проблемы, которые являются наиболее стрессовыми для конкретного помощника. Так, известен случай, описанный в литературе, когда для мужа, ухаживающего в течение десяти лет за женой, страдающей деменцией, самой стрессовой ситуацией являлась ситуация оплаты счетов за квартиру. Когда же в результате болезни у его жены началось недержание, то он не находил это каким-то неприятным событием и воспринимал как нормальное явление. Таким образом, важная цель – выделить те проблемы, которые являются наиболее стрессовыми для конкретного помощника.

В процесс определения стрессовых факторов специалисты должны получить информацию о ресурсах и дефицитах в ситуации предоставления ухода, например, как работают стратегии совладания со стрессом.

Согласно тому, что помощники значительно отличаются один от другого, методы работы с ними требуют гибких подходов, учитывающих индивидуальные различия.

Образование или обучение помощников. При работе с помощниками важно учитывать то, какой информацией о болезни своих пожилых родственников они владеют, какие у них представления о болезни, уходе и т.д. Как было замечено выше, помощники часто имеют недостаточно информации.

Помощники часто неправильно интерпретируют поведение пожилых, страдающих от деменции или каких-либо других ментальных проблем, что может вести к стрессу не только помощников, но и других родственников. Например, помощник может считать, что пожилой, задающий одни и те же вопросы, делает это специально, чтобы досадить ему. Если же помощник будет отвечать гневом и озлоблением, то только будет увеличивать волнение пациента. В таких случаях важно учить помощников принятию того факта, что родственники не могут справляться самостоятельно, больше того, что у них больше никогда не будет адекватного поведения.

Другой важный вопрос для помощников – знание юридических законов и возможных социальных поддержек, которые могут значительно влиять на уход.

Обучение может касаться выработки адекватных форм реагирования на ситуацию семейного ухода. Помощники часто пользуются неподходящими методами управления стрессорами, или могут не знать, как на них отвечать. Особенно проблематичными для них являются расстроенное поведение и депрессивные настроения пожилых. Типичное реагирование на них с конфронтацией и избеганием не является полезной стратегией и только ухудшает ситуацию. Поэтому, применяя тренинг для обучения техникам управления своим поведением, можно научить помощников брать проблемы под контроль. Тренинг позволяет также научиться принимать решения, связанные с изменением окружающей обстановки, увеличивая активность и подходящее поведение пожилых.

Обучение помогает помощникам понимать, что пожилой человек не может, и почему ему требуется помощь. Это позволяет помощнику принять хроническую болезнь и ее последствия. Многие авторы отмечают, что принятие ведет к активным подходам и эффективным стратегиям. Помощник, таким образом, учится становиться более эффективным в своем повседневном взаимодействии с пожилым родственником, за которым ухаживает.

Обеспечение помощников социальной поддержкой. Любая работа с помощником должна включать социальную поддержку, в том числе эмоциональную и инструментальную. Инструментальную поддержку должны определять специалисты. Помощники иногда излишне себя «изолируют». Часто они боятся обращаться за помощью или считают, что другие (семья и друзья) должны сами знать, что требуется помощнику, и ожидают, что такая помощь им будет предложена. Поэтому помощников нужно учить, самим искать потенциальные источники поддержки и обращаться за поддержкой.

Как было указано выше, многие семьи недостаточно используют формальный сервис, в то время как помощь этой системы социального обеспечения может значительно облегчить тяжесть семейного ухода. Причины недостаточного использования могут быть как реалистическими (отсутствие подходящих услуг или их высокая стоимость), так и нереалистическая (представления о том, что «неправильно» пользоваться таким видом помощи; семья сама все должна делать; никто не сможет обеспечить нужный уровень услуг и пр.) В первом случае специалисты должны работать с помощником по выработке альтернативных путей. Во втором случае - нужно анализировать эти представления и помочь выработать новый взгляд на ситуацию.

Большинство помощников в какой-то момент своей деятельности по уходу за пожилым родственником могут подумывать о доме-интернате. Специалистам к этому вопросу нужно подходить очень осторожно. Выше были рассмотрены негативные последствия для помощника от помещения пожилого в дом-интернат, но существует очень значительный риск осложнений и для пожилого. Широко известен факт высокого уровня смертности пожилых людей в течение первого года после переезда в дом-интернат. Другая опасность заключается в снижении активности пожилых людей в результате того, что их деятельность в новом месте может совсем свернуться. Дома-интернаты увеличивают зависимость пожилых, поскольку сотрудники делают за них все то, что до переезда делали не только их помощники, но и, возможно, сами пожилые (приготовление пищи, уборку и т.п.).

Кроме того, помещение в дом-интернат приводит к ограничению свободы выбора пожилого человека. Переход из собственного дома в учреждение или другая смена обстановки ущемляет независимость пожилых, которые, как правило, легко уязвимы. Для пожилого человека право на независимость находится под самой большой угрозой, потому что все стационары, в которых проживают пожилые люди, вырабатывают правила совместного проживания, предназначенные для структурирования окружающей обстановки.

Когда людей преждевременно помещают в больницы или дома инвалидов, они чувствуют, что больше не в состоянии распоряжаться своей жизнью, когда речь заходит о чем-то серьезном. И они реагируют на это отказом от борьбы. В противоположность этому, люди, которые всю жизнь контролировали обстановку, могут пытаться командовать персоналом больницы или дома инвалидов. Эти люди может быть не самые покладистые и послушные пациенты, но они обычно живут дольше других.

Поэтому роль специалистов заключается в том, чтобы помочь уяснить, что помещение пожилого в учреждение – это только право выбора самих помощников. В тесном сотрудничестве семья и специалист могут рассмотреть все «за» и «против» такого решения. Однако, только семья пожилого человека должна принимать это трудное решение.

Возможности социальной поддержки людей, ухаживающих за пожилыми, во многом зависит от законодательства и спектра услуг, предоставляемых государством.

Исследование, проведенное Советом Европы, показало, что существует несколько стратегий, имеющих общую задачу поддержки неформальных помощников и обеспечение им финансового содействия:

· приведение в соответствие оплачиваемой работы и неформального ухода;

· льготы и экономические вознаграждения: страхование и «пенсионный кредит»; фискальные стимулы (налоги); денежные выплаты.

Разрешение по поводу частичного освобождения от работы для ухода и содействия пожилым родственникам и предоставление им для этого оплачиваемого времени еще не стало обычной практикой. Только в Швеции, Лихтенштейне и нескольких других странах распространено такое явление, хотя более часто встречается предоставление времени для ухода за детьми. В ряде стран (Италия, Испания) такие законы обсуждаются.

Несколько стран из Северной и Восточной Европы (Словения, Эстония, Молдова, Литва, Финляндия) повысили пенсионные выплаты членам семьи, ухаживающим за своими пожилыми родственниками на добровольной основе.

Предоставление фискальных льгот помощникам – обычная практика. Многие страны (Словения, Сан Мариино, Греция, Испания, Швейцария) предоставляют такие льготы членам семьи, ухаживающим и заботящимся о пожилых в доме в форме налоговых льгот, что определено в законах о бюджете и ежегодно обсуждаются.

В Великобритании предусмотрены выплаты по уходу за инвалидами тем помощникам, которые одновременно еще и работают. Однако эти выплаты осуществляются при выполнении целого ряда условий: обеспечение ухода за инвалидом не менее 35 часов в неделю; возраст помощника должен быть старше 16 лет и не старше 65, хотя обычно верхние возрастные границы не ограничены; уход за инвалидом предполагается не во время получения образования; помощники получают не более 50 фунтов в неделю с оплачиваемой работы после вычетов разрешенных затрат.

Почти во всех европейских странах социальное обслуживание является «территорией» местных властей, и соответственно имеет свою специфику. Поэтому необходимо выработать главные направления и стандарты профессионального обслуживания на национальном уровне и в дальнейшем на европейском уровне, для выравнивания социальных прав всех граждан Европы.

Исследователи попытались выявить главные проблемы в попытках содействовать зависимым пожилым, живущим в своем доме. Таковыми являются:

· неподходящее и неадекватное обслуживание;

· изоляция и несоответствие домов необходимым требованиям;

· недостатки координации между социальным и медицинским обслуживанием. Медицинское обслуживание имеет преимущества перед социальным, поскольку оно базируется на национальной политике и имеет национальные ресурсы.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 272.