Тема: Социальная и психологическая поддержки пожилых людей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дополнительные материалы для семинара – разделы книги: « Уход за пожилыми: основы геронтологии, геронтопсихологии и гериатрии» (авторы Е.А. ПЕТРОВА В.А. ЯКОВЛЕВ О.О. ЗАВАРЗИНА С.В. ШМЕЛЕВА), М., 2015г

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что мотивирует интерес к образованию у пожилых людей?

2. Каковы источники информации, в которых реализуются познавательные потребности пожилых людей?

3. Уточните личностные особенности и особенности мотивации учения, которые необходимо учитывать в процессе обучения пожилых людей?

4. Приведите примеры образовательной работы с пожилыми людьми.

5. Расскажите об особенностях образования пожилых людей в Германии. Как повлиял опыт образования пожилых людей в Германии на общественное сознание?

6. Какие цели реализуют пожилые люди, включаясь в образовательный процесс?

7. Перечислите, какие проблемы пожилых людей реализует танцевальная терапия?

8. Назовите причины, которые обеспечивают эффективность танцевальной терапии в психокоррекционной работе с пожилыми людьми.

9. Как изменялись представления о роли воспоминаний в жизни пожилых людей?

10. Назовите виды деятельности, связанные с работой с воспоминаниями. Какие цели психологического воздействия они преследуют?

11. Какие требования к специалисту предъявляет работа с воспоминаниями?

 

ТЕма: Особенности ухода за пожилыми людьми

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите принципы ухода за больными.

2. Какие преимущества помощи на дому?

3. Что представляют собой услуги долговременной помощи?

4. Дайте характеристику дома-интерната для пожилых людей.

5. Основные причины поступления в дома-интернаты.

6. Что такое зависимая старость?

7. В чем особенность психологически неблагополучной старости?

8. Дайте характеристику успешной старости.

9. Раскройте особенности гериатрической помощи.

10. Причины нарушения памяти в пожилом возрасте.

11. В чем заключается профилактика пролежней?

12. Особенности ухода за кожей в пожилом и старческом возрасте.

13. Какие причины расстройства сна у людей пожилого возраста?

14. Профилактика запоров у пожилых.

15. Раскройте понятие реактивация, ресоциализация в пожилом возрасте.

 

Дополнительные материалы для семинара – разделы книги: « Уход за пожилыми: основы геронтологии, геронтопсихологии и гериатрии» (авторы Е.А. ПЕТРОВА В.А. ЯКОВЛЕВ О.О. ЗАВАРЗИНА С.В. ШМЕЛЕВА), М., 2015г

Тема: Социальная и психологическая поддержки пожилых людей

 

1. Государственная поддержка старости. Университеты «третьего возраста» и проблема образовательного пространства для пожилых

 

Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяется с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни.

Каковы же источники информации, в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), лекции, общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.

Чтение книг (художественной и публицистической литературы) занимает, как правило, небольшую часть свободного времени у большинства неработающих пенсионеров (хотя, казалось бы, наконец, появилось время для такого чтения). Однако, как показывают данные бесед и интервью, для большинства пожилых людей, особенно образованных, интерес к чтению во многом связан с дополнительными факторами. Один из наиболее существенных – возможность общения. Если есть шанс поделиться своими впечатлениями о книге, многие пожилые люди ищут (и даже покупают) книгу, чтобы ее прочесть.

Лекции также являются источником знаний. Особенно интересует пожилых людей лекции о современном понимании здоровья и методах их лечения, о садовых культурах и заготовках урожая и многое другое. Можно сказать, что нет области знаний и человеческого опыта, которые бы не получили отклика у пожилых людей. Вероятно, интерес к знанию и познанию является внутренней потребностью поколения, ценности которого сложились в эпоху, когда образование и знание считались в обществе высшими ценностями.

Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги. Специфика проведения лекций для пожилых людей состоит в том, что лектор должен стремиться к тому, чтобы перестать быть «монополистом» знаний, человеком, который сам знает, кого и чему учить, а выступать в значительной степени как советник и консультант, который помогает разобраться с возникшими у собравшихся в аудитории людей вопросами, снабжая информацией в соответствии с их интересами и потребностями.

Самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей весьма одаренных по своей природе, не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.

Нередко люди в пожилом возрасте (особенно если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент.

В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.).

Однако адаптироваться к новым для них условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Методы, формы обучения, а в определенном плане и содержание, должны отражать специфику жизненного опыта, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди очень стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Пожилой человек, который включается в новые формы образования, естественно, привносит в образовательный процесс и тот жизненный опыт, и те умения и навыки, которые сложились у него ранее. Иногда они входят в противоречие с вновь приобретенными, иногда, наоборот, облегчают процесс их освоения. Поэтому так значима индивидуализация процесса обучения с постепенной передачей функций контроля самим обучающимся (и тогда он может сам находить для себя нужный темп и ритм обучения).

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении двух основных условий. Во-первых, когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых, когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, если она исходит от преподавателя, которому он доверяет, и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа.

Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Для пожилого человека одной из существеннейших проблем, касающихся его личности, является стремление к сохранению целостности своего «Я» - основы его самоуважения. Эта проблема, естественно, возникает в процессе его образовательной деятельности, где человек также стремится к признанию его успеха другими людьми.

Особенно остро пожилые люди реагируют на любые замечания и даже реплики преподавателя, которые непосредственно и не были обращены в их адрес.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.

Таким образом, основная причина психологического напряжения, связанного с образовательным процессом, фокусируется вокруг неудовлетворенности двух основных потребностей пожилых людей: потребности достижения тех целей, которые стимулировали их участие в образовательном процессе; и потребности в психологическом комфорте, в защищенности от ситуаций, угрожающих чувству собственного достоинства, потребности в уважении и признании их личностной значимости, ценности их опыта и знаний.

На сегодняшний день основные задачи общественных организаций пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита прав на оказание помощи. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным функциям.

 

2. Проблема активной социализации пожилых. Опыт образовательной работы с пожилыми людьми в России и в европейских странах

 

Примером одной из новых для нашей страны форм образования является Высшая Народная школа для пожилых, которая не так давно открылась в Санкт-Петербурге при институте образования взрослых РАО и была поддержана городскими и общественными организациями. Подобный опыт распространен в странах Балтии (Дания, Швеция, Финляндия и др.).

Цель Высшей Народной школы – организация бесплатных форм образования для пожилых. Здесь используются разнообразные формы работы: читаются лекционные курсы (например, «Духовные основы русской культуры», «Медицина и здоровье» и т.п.); проводятся практические занятия («Психология общения», «семинары по природе и экологии, английский язык и др.); осуществляются клубные формы общения (клуб интересных встреч, вечера поэзии и др.); организовываются экскурсии в театры и музеи; используются и другие формы.

Главный принцип организации Высшей Народной школы – свободный выбор и свободное посещение любых мероприятий, включающее и возможность активного участия (вплоть до проведения занятий при наличии соответствующей профессиональной подготовки) для любого ее члена.

Попадая в общество пожилых людей, тех, кто прожил основную часть своей жизни в аналогичных социально-исторических условиях, пожилой человек получает возможность поближе познакомиться с тем, как его ровесники воспринимают и оценивают прошлое и настоящее, каким они видят свое будущее, что делают и как планируют строить свою жизнь дальше. У них много общего, и им есть, о чем поговорить. За этими разговорами – не только желание найти слушателя, но и удовлетворение потребности в выходе за пределы собственного видения. Одно дело выслушивать абстрактные советы, и совсем другое – непосредственно соприкоснуться с ровесниками, которые, выйдя на пенсию, не потеряли интереса к жизни, нашли силы организовать свою жизнь так, чтобы получать удовольствие и радость от событий, ее наполняющих.

Опыт образовательной работы с пожилыми людьми в Германии. Образование в пожилом возрасте здесь понимается широко, как всякая активность, направленная на самореализацию личности. Образованием пожилых людей занимаются государственные и негосударственные учреждения, а также коммерческие структуры. Забота о пожилых не только возведена в ранг государственной политики, но и отражена во всех сферах общественного сознания. Не случайно их не именуют старыми людьми или даже людьми «третьего возраста». Их почтительно называют Senioren (уважаемый).

К самому процессу обеспечения жизнедеятельности в старости в Германии подходят комплексно, придавая одинаковое значение и бытовой, и духовной стороне жизни. Эти два аспекта объединяются в сфере образования в пожилом возрасте. В прессе, на семинарах по месту жительства активно обсуждаются вопросы, как должен быть организован быт пожилого человека (жилье, питание, безопасность передвижения и т.п.).

Большой популярностью пользуются курсы иностранных языков. Выйдя на пенсию, человек может включиться в туристическую деятельность, путешествия. Поэтому роль курсов – помочь овладеть навыками разговорного языка. Одновременно с этим тренируется память, усваиваются элементы другой культуры. Для лучшего освоения языка имеются специальные издания, учебники для Senioren.

Большое распространение имеют такие формы образования пожилых людей, как краеведческие работы, спорт, оздоровительные мероприятия, флористика, народные промыслы, группы взаимопомощи.

Для всех этих видов образовательной деятельности имеются некоторые общие закономерности. Это, во-первых, использования принципа «обратной связи», которая позволяет оперативно выявить достоинства и недостатки работы. Во-вторых, применение принципа «биографичности», когда в процессе обучения участники максимально обращаются к своей биографии, по-новому осмысливают не только прожитую жизнь, но и историю своей страны.

Координирует работу в группе пожилых людей профессионал, который является равноправным участником группы, но в то же время, он подводит участников группы к реализации определенных идей, помогает им организовать мероприятия. Этот специалист называется мультипликатором.

Основными чертами работы с пожилыми людьми является внимание к ним, продуманность в мелочах и подробностях. Этот принцип прослеживается на всех уровнях обращения к проблеме старости в стране. Поэтому любые издания, ориентированные на пожилых людей, печатаются крупным шрифтом. Соответствующим образом оборудован транспорт, лифты и т.д.

Результатом опыта такой работы является разрушение мифа о беспомощности пожилых людей. Эта категория людей воспринимается в общественном сознании как единая социальная общность, обладающая внутренней силой, энергией, высоким творческим потенциалом.

К сожалению, старение до сих пор воспринимается скорее в биологическом аспекте, чем социальном. Индивидуальное старение существовало всегда, а «коллективное» старение – совсем недавний феномен, который начался в экономически развитых странах с рождением индустриализации. В начале этого процесса пожилые люди играли в обществе только пассивную роль в силу их небольшой численности. Сегодня существует парадокс: население старится демографически и статистически, в то время как индивиды в биологическом и психологическом смысле становятся моложе.

Анализ средней продолжительности жизни в период с 1930 года по 2000 год показывает, что жизненный цикл увеличился на 15 лет. Увеличение продолжительности жизни вызывает неоднозначное отношение: одних людей это наполняет надеждой, других – тревогой и скептицизмом.

Здравый смысл говорит, что пройдет еще немало времени, прежде чем будут получены ответы на все вопросы, связанные со старением, и что, вопреки значительным достижениям и осознанию вопроса, много проблем еще неразрешимы. Поэтому знание характеристик, способов жизни, моделей участия пожилых людей в жизни общества вместе со всеми статистическими данными по демографическим изменениям в структуре населения – жизненно необходимые предпосылки для  разработки согласованной, всесторонней политики в отношении к старому возрасту.

Участие пожилых людей в жизни общества кажется, на первый взгляд, вторичным или менее значительным вопросом по сравнению другими возрастными проблемами. Однако, только участвуя в жизни общества, человек получает признание и социальный статус. Пожилые люди при выходе на пенсию теряют свою главную возможность социальной интеграции, которая называется занятостью.

Существуют различные причины для поддержания участия пожилых в жизни общества, часть из них - психологические. Если выход на пенсию рассматривается как выход «из нормальной жизни» (активная занятость может быть рассмотрена как «норма»), то пожилому человеку такая потеря должна компенсироваться другой деятельностью, которая помогла бы ему избежать социальной изоляции, ведущей к психологическим проблемам и ускорению процесса старения.

Пожилые люди входят в группу риска исключения и отвержения. Они используют большую часть ресурсов общества: пенсионных накоплений, медицинского обслуживания. Согласно принципам социологии и антропологии, член группы, который получает больше, чем дает, обязательно исключается и отвергается. 

Участие пожилых людей в жизни общества можно рассматривать в двух аспектах:

· какой вклад пожилые вносят в жизнь общества, участвуя в различных видах социальной деятельности;

· как само общество помогает реорганизовать жизнь пожилых людей после выхода на пенсию и способствует их социальной интеграции.

Участие пожилых людей в жизни общества может иметь различные формы: голосование на выборах, политическое участие на местном, региональном и национальных уровнях, добровольная волонтерская работа, которая охватывает различные виды деятельности, спорта, культуры, социальной работы.

Пожилые люди – полноправные члены общества, они могут принимать участие в политической жизни своей страны как «пассивным» способом – путем голосования или более активным, например, становясь членами партии или даже выдвигая свою кандидатуру на выборы. Конечно, для этого само общество должно создать такие условия, чтобы участие пожилых людей в жизни общества было востребованным. Во всех странах наблюдается тенденция повышения участия голосования с возрастом. Часто наблюдается высокий процент голосующих в возрасте 60-70 лет, затем он понижается, но занимает более высокий уровень, чем среди молодых поколений. Остается неясным: активное участие старших поколений в политической жизни – это вопрос возраста, или, скорее вопрос особенностей поколений. Если люди расположены голосовать активно по мере того, как они становятся старше, значит, в дальнейшем с возрастом молодые поколения начнут в большей степени принимать участие в голосовании.

Пожилые люди вносят существенный вклад в демократическую жизнь большинства стран Европы. Они более информированы, чем остальное население, так как имеют много свободного времени и тратят его на чтение газет, просмотр программ новостей и политических дебатов.

Другой аспект политического участия заключается в представительстве пожилых людей в политических органах на местном, федеральном и национальном уровнях. Исследование, проведенное Советом Европы показало, что каждая страна на национальном и местном уровнях имеет консультативные органы, в которых представлены пожилые люди или их представители. Например, во Франции в 1982 г. были основаны Национальный комитет и Совет для пенсионеров и пожилых, в Нидерландах с 1998 года существует Национальный комитет пожилых. Однако процедуры консультаций не везде организованы одинаково. Одно из главных различий в этом вопросе между странами заключается в обязанностях правительства консультироваться с органами, представляющими пожилых людей. Часто такие консультации не обязательны и бывают только при работе над теми законами, которые прямо связаны с пожилыми людьми.

В среднем около 10% пожилых заседают в национальном парламенте или Совете. В России этот процент составляет 9,8, в Молдове – 11,9, в Венгрии и Швейцарии – 8,5. (При этом данная возрастная группа в общем составе населения часто доходит до 20%.) Были обнаружены и исключения из правил: в Нидерландах и на Кипре – 21%, в Швеции - 26%.

Профсоюзы также пытаются защитить интересы и права бывших работников. На практике все не так просто: сложно примирять интересы тех, кто работает, чтобы жить, и тех, кто сейчас живет на средства, получаемые от активного населения.

Важным аспектом участия пожилых людей в жизни общества является волонтерская работа. Добровольческий сектор играет сегодня ту роль, которую выполняли благотворительные организации в прошлом. Их главное различие состоит в том, что волонтерская работа не является исключительно прерогативой представителей высших классов и аристократии, даже если часто ею занимаются представители все-таки более обеспеченных классов.

Добровольческая работа основана на свободном выборе активности. Она развивалась подобно благотворительности, и направлена на помощь бедным в самых различных областях, включая помощь пациентам в больницах, посещение заключенных в тюрьмах, доставку «еды на колесах» для зависимых людей – инвалидов. Эта работа часто выполняется через ассоциации, но может также быть прямо организована властями или учреждениями, такими как больницы, школы, муниципалитеты и т.д.

В Швейцарии, где хорошо развита система социальной помощи, около 50% всего населения активно принимают участие в волонтерской работе. Наиболее активной группой (по количеству часов уделяемых волонтерской работе) являются люди в возрасте 60-70 лет, и каждый человек в среднем член трех различных организаций.

В целом женщины менее активно, чем мужчины принимают участие в волонтерских ассоциациях, особенно в профсоюзах, политических партиях, спортивных и игровых клубах. Они активны также как и мужчины в благотворительной работе, организациях «соседей», культурных ассоциациях, клубах искусства и религиозных группах. В будущем ожидается увеличение участия женщин по мере того, как у них будет повышаться уровень образования.

Исследования показали, что выход на пенсию не является «спусковым крючком» внезапного интереса к волонтерской работе, более того он скорее понижается. Участие имеет небольшой пик активности около юридического возраста выхода на пенсию. Этот факт парадоксален, так как пенсионеры имеют больше свободного времени, которое могли бы посвящать спорту, образованию, профсоюзной или социальной работе.

Вместе с тем следует отметить, что в некоторых странах волонтерская работа имеет плохую репутацию: она считается формой «нечестной конкуренции» со стороны старшего поколения, усиливающей проблемы безработицы и затрудняющей найти работу молодым.

Однако долговременный эффект волонтерской работы может быть совершенно противоположным: возможно создание рабочих мест там, где работа выполняется волонтерами, то есть она рассматривается изначально как необязательная, но постепенно становится полезной и необходимой.

В большинстве стран, где существуют сильные семейные связи, службы социального обслуживания, начали успешно свою деятельность по развитию межпоколенных отношений вне семьи и сохранению присутствия пожилых в общностях.

В Греции был описан хороший пример: дневной центр, организованный местными властями и комитетом пожилых, стал важен для целой нации. Первоначально такие центры были только местом встреч для пожилых, позднее их значение очень выросло.

В Швейцарии подобные центры существуют главным образом в городах и посещаются независимыми пожилыми, живущими в своих собственных домах. Эти центры играют важную роль, когда пожилые принимают решение жить со своей семьей или родственниками, облегчая такой переход и оказывая поддержку новой семье.

В Италии очень важную роль в жизни пожилых играют университеты для студентов зрелого возраста. Это организации частных ассоциаций, их деятельность направлена на образование пожилых и взрослых. Очень популярна в Италии организация «Time Bank» - центр обмена ресурсами и опытом. Первоначально она была организована пожилыми, сейчас это центры для поддержки населения в целом.

Эти примеры показывают важность помощи пожилым людям. Кроме того, они выявляют стратегию развития служб, инициированных пожилыми, и сейчас способными оказывать содействие любому человеку. В этой стратегии можно выделить два ключевых момента:

· желание пожилых выйти из изоляции, социализироваться и поддерживать взаимоотношения в семье, иметь контакты и обмен с молодыми;

· способность пожилых быть полезными в коллективной работе, быть полезным ресурсом общества.

Таким образом, новый международный демографический порядок вызвал необходимость по-новому взглянуть на поколение людей, относящихся к третьему возрасту, на их место и роль в жизни общества.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 264.