Коррекцию паспортного значения компенсации азимутального дрейфа проводить согласно пункта 4.3.4.
Коррекцию паспортного значения компенсации горизонтного дрейфа проводить в следующем порядке:
1) включить ГКУ-5 в режиме ГК. Через 6 ч зафиксировать значение курса К, рассчитать мгновенную погрешность курсоуказани ΔК = К - КЭ относительно эталонного курса КЭ , определенного другим, более точным курсоуказателем. Также, можно определить погрешность курса по рассчитанному и измеренному на береговой ориентир или небесное светило пеленгу (пункт 4.3.5);
2) рассчитать Uком, с учетом знака, по формуле:
Uком = ΔК · 0,262 ·cosφ· (400 мв/град),
где φ - широта.
3) подключить сигнальный провод цифрового вольтметра к гнезду «wг», а общий провод - к гнезду «О.Т.». Измерить значение напряжения ;
4) установить вращением резистора «wг» на блоке БЭ-3 значение постоянного напряжения с учетом знака, вычисленное по формуле:
= + ;
5) через 6 ч определить погрешность курсоуказания ΔК по вышеизложенной методике. Если погрешность курсоуказания ΔК превысит значение предельной погрешности для условий, в которых находится корабль, регулировку необходимо повторить.
Борьба за живучесть ГКУ-5
В ГКУ-5 осуществляется непрерывный автоматический контроль работоспособности. При неисправностях ГКУ-5, ведущих к неправильной выработке курса, схема автоматического контроля вырабатывает звуковой сигнал неисправности и загорается красный индикатор «Отказ» на ПО-3.
В этом случае необходимо проверить:
- правильность установки переключателей «ШИРОТА», «СКОРОСТЬ» и «СЕВЕР /ЮГ» на ПО-3;
- горение индикатора на плате СНС внутри БЭ-3 при вводе в ГКУ-5 широты и скорости от приёмника СНС (НК). Если индикатор горит постоянно, то широта и скорость из приёмника СНС (НК) не поступают. Перейти на ручной ввод широты и скорости в ГКУ-5;
- горение индикатора над предохранителем 5А на блоке питания прибора БЭ-3, при необходимости заменить предохранитель;
- работу лага при вводе в ГКУ-5 скорости от лага, при неисправности лага перейти на ручной ввод скорости в ГКУ-5;
- горение индикатора хотя бы на одной из плат УСС в БЭ-3. Если он горит, то неисправна следящая система ГКУ-5;
- значение напряжения питания на корабельном распределительном щите (системе электропитания НК), при необходимости отрегулировать напряжение.
Если предпринятые действия не привели к погасанию индикатора «Отказ» на ПО-3, то необходимо выключить ГКУ-5 и, выждав не менее 2 мин, повторно его включить.
В случае быстрого изменения показаний на цифровом табло ПО-3 или репитерах, при неизменном или медленном изменении курса корабля, необходимо немедленно нажать кнопку «Стоп» на ПО-3. Если отработка следящей системы курса превысит 30 град/с (корабль не может циркулировать с такой скоростью), через 8 секунд после возникновения неисправности происходит автоматическое отключение ГКУ-5. Повторное включение ГКУ-5 произвести не ранее, чем через 2 минуты после выключения.
Если после повторного включения ГКУ-5, индикатор «Отказ» вновь загорится или вновь будет наблюдаться быстрое изменение показаний курса, необходимо выключить ГКУ-5 и начать устранение неисправности, пользуясь таблицей характерных неисправностей или обратиться к базовым специалистам или на завод-изготовитель.
Таблица 2
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, УСТРАНЕНИЕ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ КОРАБЛЯ (ВЫПИСКА)
Неисправность | Вероятная причина | Метод устранения |
1 | 2 | 3 |
При включении тумблера «ПИТАНИЕ» на БП-36.001: | ||
а) не горит индикатор на БП-36.001; | - сгорел предохранитель FU1 либо FU2, либо оба вместе; | - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001; |
б) горит индикатор на БП-З6.001, но при нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 отсутствует индикация на цифровом табло ПО-З | - сгорел предохранитель FU5 | - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001 |
1 | 2 | 3 |
При нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 включается подсветка ЦП-3. Присутствует звук вращения гиромотора. Через 1 мин после включения наблюдается быстрое вращение шкалы ЦП-3, которое прекращается через 8с в результате автоматического отключения ГКУ-5 | - неисправность одной из плат УСС. | - заменить одну плату УСС в БЭ-3. Если неисправность осталась, заменить вторую плату УСС, при этом первую плату УСС установить на место |
При нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 включается подсветка ЦП-3. Присутствует индикация курса на ПО-3. Через промежуток времени от 36 до 40 мин после нажатия кнопки «ПУСК» загорается индикатор ОТКАЗ на ПО-3 и включается звуковой сигнал отказа | - неисправность плат ПТ или ПУ | - заменить плату ПТ в БЭ-3. Если неисправность осталась заменить плату ПУ |
При включении тумблера «ПИТАНИЕ» на БП-36.001: а) не горит индикатор на БП-36.001; | - сгорел предохранитель FU1 либо FU2, либо оба вместе; | - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001; |
б) горит индикатор на БП-З6.001, но при нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 отсутствует индикация на цифровом табло ПО-З | - сгорел предохранитель FU5; | - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001; |
в) горит индикатор на БП-36.001, но отсутствует подсветка на репитерах | - сгорел предохранитель FU6; | - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001; |
г) горит индикатор на БП-36.001, но отсутствует подсветка на одном из репитеров | - сгорел предохранитель в БЭ-3; | -заменить сгоревший предохранитель в БЭ-3; |
1 | 2 | 3 |
д) при отсутствии в корабельной сети переменного тока напряжением 220 В, 50 Гц (присутствует питание постоянным током напряжением 24 В от аккумулятора) и нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 отсутствует индикация на цифровом табло ПО-З | - сгорел предохранитель в РК; - сгорела лампа подсветки; - сгорел предохранитель FU3 либо FU4, либо оба | - заменить сгоревший предохранитель в РК, соответствующий данному репитеру; - заменить сгоревшую лампу в репитере; - заменить сгоревший предохранитель в БП-36.001 |
При нажатии кнопки «ПУСК» на ПО-3 отсутствует индикация на цифровом табло ПО-3. Горит индикатор на блоке питания БП в БЭ-3 | - сгорел предохранитель 5А | - заменить сгоревший предохранитель в БЭ-3 на БП |
Не светится подсветка шкалы ЦП-3 при работе приборов ГКУ-5 | - перегорела лампа подсветки | - заменить фонарь ПИКВ.676515.001 |
При нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 не включается подсветка ЦП-3. Отсутствует звук вращения гиромотора | - неисправен блок питания БП в БЭ-3 | - заменить блок питания БП в БЭ-3 |
При нажатии на кнопку «ПУСК» на ПО-3 включается подсветка ЦП-3. Отсутствует звук вращения гиромотора. Через 1 мин после включения наблюдается быстрое вращение шкалы ЦП-3, которое прекращается через 8 сек. в результате автоматического отключения ГКУ-5 | - неисправность плат ПГМ или ПТ в БЭ-3, либо неисправность в ЦП-3. | - заменить плату ПГМ в БЭ-3; -если неисправность осталась заменить плату ПТ в БЭ-3; - если неисправность осталась, заменить гироблок (ЦП-3). |
- неисправность блока БП или плат ПГМ или ПТ в БЭ-3. | - заменить блок питания БП в БЭ-3; - если неисправность осталась, заменить плату ПГМ в БЭ-3; - если неисправность осталась заменить плату ПТ в БЭ-3 | |
1 | 2 | 3 |
Завышенное значение установившейся погрешности курсоуказания ГКУ-5 | - при ручном вводе широты: а) ошибка при вводе широты; б) неисправность плат ПФС, ПУ, ПТ в БЭ-3; - при вводе широты от приемника СНС (НК): | - правильно ввести широту места нахождения корабля; - заменить поочередно платы ПФС, ПУ и ПТ; - проверить и в случае неисправности заменить приемник СНС; |
а) неисправность приемника СНС (неисправность в НК); б) неисправна плата СНС; - изменение собственного дрейфа гироблока; - неисправность гироблока | - заменить плату СНС; - провести компенсацию собственных дрейфов гироблока в соответствии с п.8.3.4 - заменить гироблок (ЦП-3) |
П р и м е ч а н и е: для устранения перечисленных в таблице неисправностей используется комплект одиночного ЗИП. Замена плат и блоков, входящих в ЗИП, производится в соответствии с инструкцией по использованию одиночного комплекта ЗИП ПИКВ.461524.003 ИИ.
Контрольные вопросы
1. Что нужно сделать для подготовки ГКУ-5 к пуску?
2. Как производится пуск и выключение ГКУ-5?
3. В каких режимах используется ГКУ-5 в зависимости от внешних условий?
4. Как производится коммутация ввода внешней информации в ГКУ-5?
5. На какие виды делится техническое обслуживание ГКУ-5?
6. Как выполняется проверка сопротивления изоляции ГКУ-5?
7. Как выполняется проверка времени готовности к использованию?
8. Как выполняются определение и компенсация постоянной поправки и горизонтного дрейфа?
9. Как выполняются определение и компенсация азимутального дрейфа?
10. Как выполняется проверка согласования ПО-3 и репитеров курса?
11. Как выполняется проверка параметров следящей системы курса?
12. Как выполняется проверка выставки в ДП пеленгаторных репитеров?
13. Как выполняется проверка погрешности скоростной коррекции?
14. Какие первичные действия необходимо предпринять в случае загорания индикатора «Отказ» на ПО-3?
15. Какие первичные действия необходимо предпринять в случае быстрого изменения показаний на цифровом табло ПО-3 и репитерах?
16. Какие действия необходимо предпринять если первичные действия не привели к устранению неисправности ГКУ-5?
Литература
1. Берещук А. И., Лабутин С.Ф., Химич П. Г. Основы устройства и эксплуатации гироскопического курсоуказателя ГКУ-1. -СПб: СПб ВМИ, 2007.
2. Клименко А. Н., Позняк В.К., Радосавлевич Б .Д. Технические средства навигации подводных лодок, ч. 1. -СПб: СПб ВМИ, 2005.
3. Лаврентьев А.В. и др. Гироскопические и инерциальные навигационные системы. -СПб: ВВМУ, 1994.
4. Лаврентьев А. В. и др. Морские средства навигации надводных кораблей, ч. 1. -СПб: СПб ВМИ, 2007.
5. Парамонов А. Б. Курс лекций по учебной дисциплине «Основы эксплуатации и ремонта морских средств навигации». -СПб: СПб ВМИ, 2007.
6. Ривкин С.С. Теория гироскопических устройств, ч.1.-Л.: Судпромгиз, 1962.
7. Смирнов Е. Л. Технические средства судовождения, ч.1. -М.: Транспорт, 1988.
8. Гирокурсоуказатель ГКУ-5. Руководство по эксплуатации.
ПИКВ.461524.003 РЭ-Э.
Оглавление
Методические рекомендации по изучению ГКУ-5 в теме 12 дисциплины ЭМСН и пользованию данным пособием | 2 |
Введение | 4 |
Г л а в а 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГИРОКУРСОУКАЗАТЕЛЕ ГКУ-5 … … … … … … … … … … … … … … … … .. | 6 |
1.1. Назначение ГКУ-5 … … … … … … … … … … … … | 6 |
1.2. Технические данные ГКУ-5 … … … … … … … … … . | 7 |
1.3. Состав ГКУ-5 … … … … … … … … … … … … … .. | 9 |
1.4. Устройство и основные свойства динамически настраиваемого гироскопа … … … … … … … … … … … ... ... | 10 |
Контрольные вопросы … … … … … … … … … … … … … | 10 |
Г л а в а 2. РАБОТА ГКУ-5 В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ … … | 16 |
2.1. Работа ГКУ-5 в подготовительном подрежиме режима «ГИРОКОМПАС» … … … ... … … … … … … … … … … | 16 |
2.2. Работа ГКУ-5 в режиме «ГИРОКОМПАС» … … … ... | 23 |
2.3. Работа ГКУ-5 в режиме «ГИРОАЗИМУТ» … … … … | 25 |
2.4. Работа системы стабилизации ГКУ-5 … … … … … … | 27 |
2.5. Работа ГКУ-5 по функциональной схеме … … … .. | 28 |
2.6. Основные погрешности работы ГКУ-5 … … … … … . | 32 |
Контрольные вопросы … … … … … … … … … … … … … | 38 |
Г л а в а 3. УСТРОЙСТВО ПРИБОРОВ ГКУ-5 … … … … … … … … | 40 |
3.1. Устройство прибора ЦП-3 … … … … … … … … … … | 40 |
3.2. Устройство прибора БЭ-3 … … … … … … … … … … | 45 |
3.3. Устройство прибора ПО-3 … … … … … … … … … … | 48 |
3.4. Устройство прибора РК … … … … … … … … … … … | 49 |
3.5. Устройство прибора 38-РШ … … … … … … … … … ... | 49 |
3.6. Устройство прибора 38-РЦ … … … … … … … … … … | 50 |
3.7. Устройство прибора 19-РШ … … … … … … … … … | 51 |
3.8. Устройство приборов 20-РШ И 21-ГРШ … … … … … | 52 |
3.9. Устройство прибора БП-36.001 … … … … … … … … | 52 |
3.10. Устройство прибора ТК-1 (ТК-2, ТК-3) … … … … … . | 53 |
3.11. Устройство прибора 23Ц … … … … … … … … … … | 54 |
Контрольные вопросы … … … … … … … … … … … … … | 55 |
Г л а в а 4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГКУ-5 … … … … … … … … … … | 56 |
4.1. Подготовка к работе, включение и выключение … … … | 56 |
4.2. Использование ГКУ-5 по назначению … … … … … … . | 57 |
4.3. Техническое обслуживание ГКУ-5 … … … … … … … . | 59 |
4.4. Борьба за живучесть ГКУ-5 … … … … … … … … … . | 73 |
Контрольные вопросы … … … … … … … … … … … … … | 78 |
Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . | 79 |
Учебное издание
Дата: 2019-07-31, просмотров: 336.