Определение постоянной поправки в базе производится в следующей последовательности:
- выдержать ГКУ-5 не менее двух часов в режиме «ГК»;
- при нахождении корабля в базе начать пеленгование постоянного отдалённого берегового ориентира, расстояние до которого не менее 1,5 мили, а истинный пеленг ИП которого, может быть определён с погрешностью не более Также может пеленговаться теодолитный пост;
- если используется береговой ориентир, то постоянный истинный пеленг на него снимается с карты с помощью протрактора, или рассчитывается по формуле:
, (4.3)
где - разность широт берегового ориентира и корабля; - разность долгот берегового ориентира и корабля; - средняя широта между широтами корабля и ориентира.
- если используется теодолитный пост, то переменный истинный пеленг рассчитывается по формуле: , где ОТ – отсчёт теодолита; γ – угол схождения меридианов, который рассчитывается по формуле:
, где - долгота корабля, - долгота теодолита;
- с интервалами в 20 мин определить 10 компасных пеленгов на ориентир КПi. Если пеленгуется береговой ориентир, то по десяти значениям КПi рассчитать установившееся значение компасного пеленга по формуле Рассчитать постоянную поправку ΔГК (установившуюся погрешность δК у по знаку обратную постоянной поправке), как разность между истинным пеленгом ИП ориентира и установившимся компасным пеленгом КПу:
ΔГК = ИП - КПу, (ΔКу = -ΔГК).
Если пеленгуется теодолитный пост, когда истинный пеленг непостоянен, использовать формулу:
Определение постоянной поправки при нахождении корабля в море производится в следующем порядке:
- определение постоянной поправки должно начаться через 3 часа после последнего манёвра корабля;
- тактическая обстановка должна позволить кораблю двигаться постоянными курсом (по возможности 90° или 270°) и скоростью (по возможности минимальной) в течение 6 часов;
- в качестве координат корабля рекомендуется использовать координаты, полученные от приёмника СНС, работающего в дифференциальном режиме;
- если используются небесные светила, то в качестве истинного пеленга берётся азимут светила, который рассчитывается по известным координатам корабля и времени на момент измерения компасного пеленга на светило. С интервалами в 20 минут определить 10 компасных пеленгов на светила. Для расчёта постоянной поправки использовать формулу ;
- если используются береговые ориентиры, то методика определения постоянной поправки должна отличаться от изложенной выше методики при нахождении корабля в базе тем, что для каждого компасного пеленга ориентира должны быть зафиксированы координаты корабля в момент пеленгования, выдаваемые приёмоиндикатором СНС. Постоянная поправка ГКУ-5 вычисляется по формуле , где истинный пеленг для каждого компасного пеленга ориентира вычисляется по формуле 4.3.
Определение и компенсация горизонтного дрейфа производятся в следующем порядке:
- если постоянная поправка не превышает ±0,2°, то определять и компенсировать горизонтный дрейф не нужно. Если постоянная поправка и установившаяся погрешность δКУ превышают ±0,2°, то цифровым вольтметром замерить величину постоянного напряжения Uwг, с учетом знака, на гнездах «wг» и «ОТ» в БЭ-3, при этом сигнальный провод цифрового вольтметра подключить к «wг», а общий провод к «О.Т.»;
- рассчитать величину напряжения компенсации горизонтного дрейфа ГКУ-5 по формуле, [8]:
Uком = δКy×0,262×cosj×(400 мВ/град) с учетом знака, (4.4)
где j - широта корабля;
- установить вращением резистора «wг» на БЭ-3 новое значение постоянного напряжения U¢wг на гнезде «wг», равное:
U¢wг = Uwг + Uком, с учетом знака; (4.5)
- повторно определить постоянную поправку и убедиться, что её величина не превышает ±0,2°. В этом случае рассчитать СКП постоянной поправки по формуле:
= ,
где ΔГКi = ИПi – КПi.
Величина, обратная по знаку , называется статической погрешностью курса ГКУ-5.
Рассчитать предельную погрешность постоянной поправки по формуле:
,
где – коэффициент заданной вероятности; выбирается из «Руководства по оценке точности кораблевождения». Для ГКУ-5 погрешности выработки курса указаны с вероятностью Р = 0,95, поэтому
Постоянная поправка вводится и учитывается автоматически при наличии на корабле электронной картографической навигационно-информационной системы ЭКНИС, в противном случае её учёт производится вручную.
П р и м е р.
δКУ = - 0,8°; j = 60°N; Uwг = -600 мВ;
Uком = ΔКУ×0,262·cosj×(400 мВ/град) =
= -0,8°×0,262×0,5×(400 мВ/град) = -42 мВ
U¢wг = Uwг + Uком = -600 мВ + (-42 мВ) = -642 мВ.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 366.