Режим «ГА» ГКУ-5 включается вручную при резкопеременном маневрировании, при достижении широты 85°N(S), а также используется при техническом обслуживании. Так как до включения этого режима ГКУ-5 работал в режиме «ГК», то можно считать, что ДНГ находится в плоскостях меридиана (α = 0) и горизонта (β = 0). Как известно [2], плоскость меридиана (ось N) вращается вокруг отвесной линии n с угловой скоростью = , а плоскость горизонта – вокруг линии первого вертикала E с угловой скоростью = . Если система управления обеспечит прецессию ДНГ с угловыми скоростями, равными скоростям вращения плоскостей меридиана и горизонта, то в режиме «ГА» главная ось ДНГ будет оставаться в этих плоскостях, и ГКУ-5 будет вырабатывать курс без погрешностей (вокруг оси N ДНГ стабилизуется в плоскости горизонта с помощью грузов, подвешенных снизу к платформе и демпфера, который гасит колебания платформы). Если эти условия нарушатся, то у ДНГ появится азимутальный уход от плоскости меридиана и горизонтный уход от плоскости горизонта. Для выполнения этих условий, в режиме «ГА» должны осуществляться азимутальная и горизонтальная коррекции положения гироскопа ДНГ относительно плоскостей меридиана и горизонта.
При установке переключателя режимов работы ГКУ-5 в положение «ГА», разрывается цепь между индикатором горизонта и датчиком момента ДМZ в вертикальном канале управления. На ДМZ не поступает сигнал индикатора горизонта, и он перестаёт создавать приводящий момент вдоль оси X - .
Момент коррекции вертикального канала управления
продолжает действовать вдоль оси X.
В режиме ГА он компенсирует азимутальный дрейф ДНГ, возникающий по следующим причинам:
- из-за вращения плоскости меридиана вокруг вертикали вследствие суточного вращения Земли (равен величине );
- из-за вращения плоскости меридиана вокруг вертикали вследствие движения корабля по земной поверхности (равен величине );
- из-за внешних возмущений (дрейф , определяемый опытным путём);
- из-за отклонений температуры ДНГ (температурный дрейф , также определяемый опытным путём).
Этот момент создаётся по сигналу
,
который формируется в приборе БЭ-3 аналогично режиму ГК (формула (2.7)). В высоких широтах, при приближении широты к 90°, tgφ стремится к бесконечности и расчёт величины становится затруднительным. При этом незначительные погрешности в широте вызывают большие погрешности в величине . Однако отключение расчёта этой величины и перевод ГКУ-5 в режим ортодромического курсоуказателя (как у ГКУ-1, [2]) не предусмотрен.
Цепь между индикатором горизонта и датчиком момента ДМX в горизонтальном канале управления остаётся замкнутой, и этот датчик продолжает создавать и демпфирующий момент и момент коррекции .
Момент коррекции создаётся по сигналу коррекции:
,
который формируется в приборе БЭ-3 аналогично режиму ГК, (формула (2.2)) и компенсирует дрейф от плоскости горизонта из-за:
- вращения плоскости горизонта вокруг линии первого вертикала E с угловой скоростью ;
- внешних возмущений, (горизонтный дрейф определяемый опытным путём);
- из-за отклонений температуры ДНГ (температурный горизонтный дрейф , также определяемый опытным путём).
При погрешностях создания момента коррекции и, при возникновении внешних возмущений, ДНГ отклонится от плоскости горизонта на угол и появится демпфирующий момент , который вызовет прецессию ДНГ к плоскости горизонта, пока угол не уменьшится. Таким образом, момент коррекции в режиме ГА осуществляет горизонтальную коррекцию положения ДНГ относительно плоскости горизонта, а демпфирующий момент осуществляет горизонтирование ДНГ в случае его отклонения от этой плоскости.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 342.