Режим «ГА» ГКУ-5 включается вручную при резкопеременном маневрировании, при достижении широты 85°N(S), а также используется при техническом обслуживании. Так как до включения этого режима ГКУ-5 работал в режиме «ГК», то можно считать, что ДНГ находится в плоскостях меридиана (α = 0) и горизонта (β = 0). Как известно [2], плоскость меридиана (ось N) вращается вокруг отвесной линии n с угловой скоростью  =
 =  , а плоскость горизонта – вокруг линии первого вертикала E с угловой скоростью
 , а плоскость горизонта – вокруг линии первого вертикала E с угловой скоростью  =
 =  . Если система управления обеспечит прецессию ДНГ с угловыми скоростями, равными скоростям вращения плоскостей меридиана и горизонта, то в режиме «ГА» главная ось ДНГ будет оставаться в этих плоскостях, и ГКУ-5 будет вырабатывать курс без погрешностей (вокруг оси N ДНГ стабилизуется в плоскости горизонта с помощью грузов, подвешенных снизу к платформе и демпфера, который гасит колебания платформы). Если эти условия нарушатся, то у ДНГ появится азимутальный уход
 . Если система управления обеспечит прецессию ДНГ с угловыми скоростями, равными скоростям вращения плоскостей меридиана и горизонта, то в режиме «ГА» главная ось ДНГ будет оставаться в этих плоскостях, и ГКУ-5 будет вырабатывать курс без погрешностей (вокруг оси N ДНГ стабилизуется в плоскости горизонта с помощью грузов, подвешенных снизу к платформе и демпфера, который гасит колебания платформы). Если эти условия нарушатся, то у ДНГ появится азимутальный уход  от плоскости меридиана и горизонтный уход
  от плоскости меридиана и горизонтный уход  от плоскости горизонта. Для выполнения этих условий, в режиме «ГА» должны осуществляться азимутальная и горизонтальная коррекции положения гироскопа ДНГ относительно плоскостей меридиана и горизонта.
  от плоскости горизонта. Для выполнения этих условий, в режиме «ГА» должны осуществляться азимутальная и горизонтальная коррекции положения гироскопа ДНГ относительно плоскостей меридиана и горизонта.
При установке переключателя режимов работы ГКУ-5 в положение «ГА», разрывается цепь между индикатором горизонта и датчиком момента ДМZ в вертикальном канале управления. На ДМZ не поступает сигнал индикатора горизонта, и он перестаёт создавать приводящий момент вдоль оси X -  .
 .
Момент коррекции вертикального канала управления
 продолжает действовать вдоль оси X.
  продолжает действовать вдоль оси X.
В режиме ГА он компенсирует азимутальный дрейф  ДНГ, возникающий по следующим причинам:
 ДНГ, возникающий по следующим причинам:
- из-за вращения плоскости меридиана вокруг вертикали вследствие суточного вращения Земли (равен величине  );
 );
- из-за вращения плоскости меридиана вокруг вертикали вследствие движения корабля по земной поверхности (равен величине  );
 );
- из-за внешних возмущений (дрейф  , определяемый опытным путём);
 , определяемый опытным путём);
- из-за отклонений температуры ДНГ (температурный дрейф  , также определяемый опытным путём).
 , также определяемый опытным путём).
Этот момент создаётся по сигналу
 ,
 ,
который формируется в приборе БЭ-3 аналогично режиму ГК (формула (2.7)). В высоких широтах, при приближении широты к 90°, tgφ стремится к бесконечности и расчёт величины  становится затруднительным. При этом незначительные погрешности в широте вызывают большие погрешности в величине
  становится затруднительным. При этом незначительные погрешности в широте вызывают большие погрешности в величине  . Однако отключение расчёта этой величины и перевод ГКУ-5 в режим ортодромического курсоуказателя (как у ГКУ-1, [2]) не предусмотрен.
 . Однако отключение расчёта этой величины и перевод ГКУ-5 в режим ортодромического курсоуказателя (как у ГКУ-1, [2]) не предусмотрен.
Цепь между индикатором горизонта и датчиком момента ДМX в горизонтальном канале управления остаётся замкнутой, и этот датчик продолжает создавать и демпфирующий момент и момент коррекции  .
 .
Момент коррекции  создаётся по сигналу коррекции:
  создаётся по сигналу коррекции:
 ,
 ,
который формируется в приборе БЭ-3 аналогично режиму ГК, (формула (2.2)) и компенсирует дрейф  от плоскости горизонта из-за:
  от плоскости горизонта из-за:
- вращения плоскости горизонта вокруг линии первого вертикала E с угловой скоростью  ;
 ;
- внешних возмущений, (горизонтный дрейф  определяемый опытным путём);
  определяемый опытным путём);
- из-за отклонений температуры ДНГ (температурный горизонтный дрейф  , также определяемый опытным путём).
 , также определяемый опытным путём).
При погрешностях создания момента коррекции  и, при возникновении внешних возмущений, ДНГ отклонится от плоскости горизонта на угол
  и, при возникновении внешних возмущений, ДНГ отклонится от плоскости горизонта на угол  и появится демпфирующий момент
  и появится демпфирующий момент  , который вызовет прецессию ДНГ к плоскости горизонта, пока угол
 , который вызовет прецессию ДНГ к плоскости горизонта, пока угол  не уменьшится. Таким образом, момент коррекции
  не уменьшится. Таким образом, момент коррекции  в режиме ГА осуществляет горизонтальную коррекцию положения ДНГ относительно плоскости горизонта, а демпфирующий
  в режиме ГА осуществляет горизонтальную коррекцию положения ДНГ относительно плоскости горизонта, а демпфирующий  момент осуществляет горизонтирование ДНГ в случае его отклонения от этой плоскости.
  момент осуществляет горизонтирование ДНГ в случае его отклонения от этой плоскости.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 413.