Экономическая политика по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Середина 80-х годов отмечена радикальным поворотом в политике регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во всем мире. Это было обусловлено ускорением процесса гло­бализации и началом проведения широкомас­штабных рыночных реформ в ряде стран Третьего мира, а затем и в постсоциалистических государст­вах, в частности в России. В подавляющем большинстве государств, где прежде существовало множество ограничений на доступ иностранного капитала и жесткий кон­троль за его деятельностью, общий вектор регули­рования ПИИ сменился на прямо противополож­ный. Это отразилось в беспрецедентной по масштабам и темпам либера­лизации режима регулирования ПИИ.

Общей чертой процесса либерализации нацио­нального регулирования ПИИ является разра­ботка специализированного законодательства, в котором устанавливаются основные положения правового режима в отношении иностранных ин­вестиций. Это призвано компенсировать непол­ноту национального общехозяйственного право­вого и административного регулирования, тем са­мым обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.

Вместе с тем очевидно, что приоритет­ная задача любой страны - поддержка развития национального бизнеса. Потенциальная возможность "эффекта вы­теснения" национальных предприятий в связи с допуском в страну ПИИ - предмет озабоченности многих правительств.

В условиях относительной слабости отечест­венного бизнеса противостоять такой практике способно только государство. Со­храняющиеся ограничения на ПИИ обосновыва­ются необходимостью предотвратить захват ино­странцами господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение платежно­го баланса страны в результате неконтролируе­мой заемной деятельности филиалов местных. ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм).

Необходимо отметить, что ускорение процесса либерализации регулиро­вания ПИИ привело к тому, что ТНК имеют нео­бычайно широкий выбор мест возможного при­ложения капитала и, как результат, очень требо­вательно подходят к оценке инвестиционного климата в принимающей стране. Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях просто про­водить либеральную политику регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлече­ния инвесторов требуются целенаправленные стимулирующие меры.

Изменение инвестиционного имиджа, в част­ности, требует распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего сведения общего характера о стра­не и ее инвестиционных возможностях (общеэкономические показатели, состояние отдельных от­раслей, перечень и конкретные данные о мест­ных компаниях - потенциальных партнерах по совместным предприятиям с участием иностран­ного капитала или поставщиках тех или иных не­обходимых для реализации инвестиционных про­ектов товаров, подробная информация об осуще­ствляемых или планируемых в данной программе приватизации). Необходима также информация юридического характера относительно законода­тельного и административного режимов регули­рования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения инвести­ций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.

Несмотря на повсеместное признание важнос­ти ПИИ как мощного инструмента стимулирова­ния экономического роста, необходимость регу­лирования зарубежных капиталовложений со­храняется. Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно ме­няется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от прави­тельства тщательного и сбалансированного подхо­да к выработке приоритетов политики в этой об­ласти и конкретных мер по ее реализации.

Работа в отношении регулирования и стимулирования иностранных инвестиций в России пока мало заметна.

Стратегия привлечения иностранного капитала должна опираться на возможности задействования внутреннего и внешнего потенциалов для реализации поставленной цели и нейтрализации и устранения слабостей и угроз. В таблице приведен SWOT-анализ российского инвестиционного климата. Исходя из этих данных необходимо создавать стратегию привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

 

СИЛА СЛАБОСТИ
· Трудовые ресурсы и их квалификация · Сырьевая база · Демократическая политическая система · Мощная промышленная база · Передовая наука · Россия - связующее звено между западными и восточными странами · Деформация отраслевой промышленной структуры · Незрелая конкурентная среда · Слабая ориентация на рост качества продукции и на повышение конкурентоспособности национальных предприятий · Низкий уровень корпоративного управления и деловой этики · Проблемы защиты окружающей среды
ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
· Всемирная экономическая интеграция · Насыщение и ужесточение конкуренции на западных рынках. Россия осталась последним незанятым крупным развивающимся рынком (КРР) Европы. · Смещение от внешней торговли к ПИИ в XXI в. · Заинтересованность ТНК в использовании огромных природных ресурсов России · Провал процесса реформ · Возврат к спаду производства и потеря промышленной конкурентоспособности · Политическая дестабилизация · Конкуренция со стороны других Развивающихся стран · Внутреннее сопротивление переменам  

 

У России есть реальные шансы стать привлекательным рынком для иностранных инвесторов, если она сможет вооружиться эффективной продуманной стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций, избавиться от иллюзий инвестиционных процессов. Нельзя ограничиваться только функцией «открывания дверей», для тех инвесторов что в нее постучатся, необходимо использование и внедрение финансовых и фискальных льгот, создать специальную инфраструктуру, отвечающую за разработку инвестиционной политики и ее осуществления.

 

 

VI. Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что факторов препятствующих притоку иностранного капитала заведомо больше, чем факторов способствующих этому. И не смотря на положительную тенденцию притока иностранного капитала в Российскую экономику, сохраняется ряд глобальных проблем, требующих конструктивного решения. У России есть огромный потенциал для развития, и необходимо использовать все возможности способствующие экономическому росту. В условиях, когда возможности государственных инвестиций крайне ограничены и к тому же их эффективность низка, иностранные инвестиции являются существенным фактором, определяющим экономическое развитие страны. Большинство рисков, существовавших в российской экономике в предыдущие годы, сохраняется, так как они связаны с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями, доставшимся в наследство от советского народного хозяйства.

Поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Решение данной задачи предполагает дерегулирование экономики, снижение административных и прочих барьеров на пути инвестиций, достижение эффективной защиты прав собственников и равных условий конкуренции, повышение прозрачности экономических процессов и их финансовых результатов.

 

Список литературы

1. Доклад Экспертного института. «Инвестиционный климат в России», Москва, 2000 г.

2. «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», Ясин Е. Г. совместно НБФ "Экспертный институт" и Американская Торговая Палата в России. 2001 г.

3. «Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы», Р. Павличенко, МЭиМО, 2001 г.  №4.

4. «Новая экономика в пространстве постмодерна» Л. Мясникова, МЭиМО, 2001 №12

5. «Кривая дорога прямых инвестиций», В. Стародубровский, Вопросы экономики, 2003г. №1

6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год"

7.  «Экономический рост и кадровый потенциал России» А. А. Нещадин., Экспертный институт, 2000 г.

8. «Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов», П. Фишер, Вопросы экономики, 2002 №2.

9. Большой токовый словарь экономических и юридических терминов. Л. П. Кураков, 2001 г.

10. «О некоторых итогах налоговой реформы». Директор Научно-исследовательского института развития налоговой системы, академик РАЕН Д.Г. Черник

11. Данные сайта www.InvestmentRussia.ru

12. Данные Межрегионального сайта информационных технологий. Макроэкономическая ситуация в России. «Минэкономразвития: основные тенденции января-мая 2002 Г. И оценки до конца года»

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 178.