Реформа правил бухгалтерской отчетности, применяемой ныне в российской экономике, является необходимым условием для оживления инвестиционной активности. Действующие ныне правила не позволяют внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовых результатах предприятий, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.
«Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» пока далеко не полностью привела в соответствие наши стандарты зарубежным аналогам. Поэтому пока российские стандарты не могут обеспечить потенциального инвестора понятной и сопоставимой финансовой информацией.
Реформа бухгалтерского учета осуществляется очень медленно и недостаточно увязана с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне: часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах в международном учете. Таким образом, новые правила бухгалтерского учета на сегодняшний день не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по стандартам, соответствующим МСФО, либо US GAAP; российских - инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы - отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Процесс написания российских положений бухгалтерского учета (ПБУ) остается закрытым от профессионального бухгалтерского сообщества. В составе органов, задействованных в процессе реформирования бухгалтерского учета, на сегодняшний день практически отсутствуют специалисты в области международной практики бухгалтерского учета.
Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и уверенность в том, что полученный (или не полученный) ими дивиденд (процент) - это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а не его учетной политики, подстроенной под интересы налогообложения и не учитывающей потребности инвесторов. Такую уверенность может дать только соблюдение предприятием правил учета, признанных мировой практикой в качестве инструмента предоставления достоверной финансовой информации.
Из интервью генерального директора страховой компании ОАО «РОСНО» газете «Ведомости»:
«Инвестиционный рынок будет укрупняться, но его рост напрямую связан с повышением прозрачности компании. Если компания прозрачна, туда готов входить инвестор, если она закрыта, инвестор разворачивается и уходит. Из последних отчетов McKinsey видно, что приход инвесторов на 40% зависит именно от прозрачности компании.
Я двумя руками за то, что страховая компания должна быть открытой. Отечественные страховые компании закрыты и непрозрачны, чему способствует действующая российская бухгалтерская отчетность. Публикуя свою отчетность, мы должны добиваться того, чтобы она была понятна нашим клиентам, а такую возможность предоставляет пока только международная отчетность».
Проблема Российского бухгалтерского учета безусловно является фактором не способствующем притоку иностранных инвестиций. Но, тем не менее компании, которые хотят получить иностранные инвестиции, в состоянии предоставить инвестору необходимую информации. Вопрос состоит лишь в том, что эти компании несут дополнительные издержки по составлению этой информации. Таким образом, фактор неадекватности отчетности, хоть и не является самым проблемным, но все же затрудняет поток инвестиций.
Политика местных властей
Это один из важнейших факторов инвестиционного климата. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам представляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом предусмотренных этим законодательством стимулов являются фискальные льготы (по уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако в данной сфере сделаны только первые шаги, и картина по территории Российской Федерации весьма пестрая. Порой создается впечатление, что Россия не единое государство, а ряд феодальных княжеств со своими собственными порядками в каждом.
В то же время во многих регионах наблюдаются схожие явления, препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности:
· Стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.).
· Стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Ульяновская, Тульская области, и т.д.).
· Особые отношения с отдельными предпринимателями, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий.
· Необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов.
· Необоснованный прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности.
· Не предусмотренные в законодательстве поборы и лицензии.
· Прямая коррупция (особенно при выдаче лицензий и регистрации).
· Противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ).
· Излишняя бюрократичность административных процедур.
· Создание препятствий для миграции рабочей силы.
· Совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Чаще всего органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления своими актами и действиями препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов (около 30 процентов всех выявленных антимонопольными органами нарушений) и необоснованно предоставляют льготы отдельным хозяйствующим субъектам (15 процентов нарушений).
Таким образом, политика местных властей зачастую является важнейшим факторов, определяющим решения инвестора о вложении средств в данный регион.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 224.