Виртуальная экономика и структурная политика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виртуальной экономикой – это экономику бартера и неплатежей, возникшую в России вследствие сохранения высокой доли предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость. Подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться. Их продукцию, как правило, не удается реализовать за деньги. Применяются завышенные бартерные цены, отражающие дисконт менее совершенных средств оплаты, таких, как товары или денежные суррогаты, многовариантность средств оплаты увеличивает трансакционные издержки при адаптации к условиям каждой конкретной сделки. Экономика неплатежей создает предпосылки для уклонения предприятий от уплаты налогов и провоцирует все большее число предпринимателей становиться недобросовестными налогоплательщиками, что ведет к углублению кризиса неплатежей.

При наличии большого количества долгов практически любое российское предприятие отвечает формальным признакам банкротства. Имея в виду высокую вероятность потери прав собственности на предприятие в результате возможной процедуры банкротства, инвесторы не чувствуют стабильности и воздерживаются от инвестирования в данное предприятие. Накопленные долги делают заведомо невыгодными любые вложения, так как неоправданно увеличивается стоимость входа на рынок и период окупаемости проекта.

В условиях мягких бюджетных ограничений и слабого корпоративного контроля предприятия наращивают дебиторскую задолженность, в последствии оказывающуюся безвозвратным убытком, и месяцами не выплачивают зарплату своим служащим, государство не финансирует в полном объеме госзаказ, а население задерживает оплату коммунальных услуг.

В то же время государство, особенно за счет региональных и местных бюджетов, поддерживает нежизнеспособные предприятия вместо того, чтобы содействовать ускоренному развитию эффективных, особенно в малом бизнесе. Такая структурная политика, хотя и сдерживает социальное напряжение, но больше препятствует реструктуризации экономики и решению социальных проблем.

Несмотря на ухудшение финансового положения предприятий в 2002 г., в промышленном секторе начинается нормализация структуры платежей и дальнейшее увеличение доли денежных средств в расчетах за продукцию предприятий. Помимо этого, объем просроченной задолженности предприятий и организаций в течение 2002 сократился. Безусловно, эта проблема будет решать еще очень долго и болезненно, но и сейчас наметившаяся положительная тенденция снижает риски иностранных инвесторов.

 

Преступность и коррупция

Масштабы преступности и коррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает около четверти ВВП.

Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивается на уровне 15 - 20%, что в ближайшей перспективе недостижимо

Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Возможность же ведения "белой" деятельности в таких условиях, т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но и налогов государству, исключена полностью. Таким образом, организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную.

В последние годы коррупционные технологии существенно усложнились. В настоящее время чиновники и целые государственные органы все чаще используются финансовыми группами в качестве инструмента передела сфер влияния. Так, наиболее активно стало использование налоговых служб, судебных инстанций в технологии захвата контроля над компаниями путем банкротства. Все вышеперечисленное способствует росту трансакционных издержек предпринимателей.

Пока власти демонстрируют неспособность хотя бы уменьшить масштабы коррупции. Расследования коррупционных дел носят, как правило, не правовой, а политический характер, для дискредитации тех или иных лиц, поэтому стадия, на которой суд выносит решение, практически не достигается. Это одно из проявлений преобладания частных интересов над общественными.

Проблема коррупции в настоящее время стоит также остро, как и 10 лет назад. Решение этой проблемы в ближайшей перспективе не предвидится. Для этого потребуется время, политическая воля и серьезные усилия. Поэтому фактор коррупции и криминала в значительной степени препятствует притоку иностранных инвестиций.

 

Налоговый режим

Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее чем в большинстве европейских стран.

Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Учитывая, что налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. При этом ощущение у налогоплательщиков такое, что они всегда не правы. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами

МНС, технически не справляясь с мониторингом всего множества налогоплательщиков, концентрирует свое внимание на "крупной рыбе", рентабельных и заметных предприятиях. Данная группа находится в неравном положении по отношению к остальным агентам экономики. Политика доения тех, кто платит, особенно иностранцев - это приоритетная стратегия МНС при развалившейся, но не подвергнутой санации значительной части производственного сектора. Практика договариваться с крупными налогоплательщиками о режиме уплаты, не предусмотренном законодательством, списание накопленной задолженности и влиятельность лоббистских группировок подрывают стабильность и достаточность доходов бюджета и ложатся дополнительным бременем на добросовестных налогоплательщиков. Подобное неравноправное положение разных агентов экономики приводит к негативной селекции среди них и эрозии налоговой базы.

Объем налоговых изъятий из дохода граждан согласно действующим нормам неадекватен уровню развития их правосознания и оценке допустимого фискального бремени, о чем свидетельствует широкомасштабное уклонение от уплаты подоходного налога. Низкая налоговая дисциплина физических лиц может быть повышена при введении пониженных ставок налога.

Пеня за просрочку уплаты налогов по своему размеру носит штрафной характер и не является средством обеспечения уплаты налога. Другие штрафы не делают различия между ошибкой налогоплательщика по причине неясных и нечетких формулировок нормативных актов и умышленным уклонением от уплаты налогов. Меры административного воздействия, предусмотренные Налоговым Кодексом, позволяют сделать вывод о приоритете фискальных интересов государства перед задачами частных налогоплательщиков.

Вместе с тем нельзя не отметить явные успехи Налоговой реформы. Решается основная проблема снижения налогового давления на фонд оплаты труда. Целью является размораживание заработной платы и обеспечение экономические условия для ее реального роста, притом роста легального, уменьшения объемов нелегальных, а следовательно, не облагаемых налогами выплат. Именно эти задачи реализуются снижением ставок социального налога по сравнению со страховыми платежами, установлением единой низкой ставки на трудовые доходы физических лиц, введением повышенных налоговых ставок на доходы физических лиц, полученных в виде дивидендов, а также с помощью депозитных, страховых и тому подобных «схем».

Еще более очевиден успех в замене страховых платежей в четыре государственных внебюджетных социальных фонда единым социальным налогом. И это несмотря на серьезнейшие недостатки самого закона. Переход контроля за уплатой налога от внебюджетных фондов к Министерству РФ по налогам и сборам, как и предполагалось, принес высокие результаты. Jсновная ставка налога, применяемая для доходов до 100 тысяч рублей в год, снижена с 39,5% до 35,6%, то есть на 3,9 пункта. Для более высоких доходов введено регрессивное налогообложение с быстроснижающейся ставкой. Это безусловный успех налоговой службы страны, которая добилась существенного повышения собираемости налога по сравнению с государственными внебюджетными фондами.

Конечно, закон не идеален. Например, проблема регрессивного налогообложения. Не приходится сомневаться, что она была введена с самыми лучшими намерениями: стимулировать появление высокой заработной платы на предприятиях. Однако известно, что дорога в ад вымощена самыми лучшими намерениями. Для бухгалтерских и финансовых служб предприятий, а также налоговых инспекций налог, взимаемый с юридических лиц, превратился почти в налог с лиц физических. Ведь приходится вести по нескольку лицевых счетов на каждого работника предприятия или организации, улавливая момент, когда его доход перейдет за 100 тысяч рублей, затем за 300 тысяч, за 600 тысяч рублей. Притом регрессия перечисления социального налога в разные фонды различна.

Наибольшее значение для иностранных инвесторов приобрело введение 25 главы Налогового кодекса. Теперь как для российских юридических лиц, так и для иностранных юридических лиц, действующих через постоянное представительство, объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами – прибыль организации (ранее это был доход).

Налоговая система продолжает совершенствоваться. Но, тем не менее, в данный момент Российское налоговое законодательство является серьезным препятствием на пути иностранных инвестиций.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 209.