Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России - слабое государство. Это обусловлено:
· сохранением практически всех институтов государственной власти советского периода после радикальной смены режима и необходимостью пользоваться этими институтами;
· противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти;
· столкновением федеральной власти и регионов в борьбе за распределение прав и ресурсов;
· неоднородностью исполнительной власти, в которой всегда были представлены и сторонники реформ, и представители прежней бюрократии;
· подверженностью исполнительной власти влиянию частных интересов; в последние годы частные интересы преобладали над общественными;
· чрезмерностью обязательств государства, доставшихся от советского периода и новых, которые оно не в состоянии выполнять, подрывая тем самым свой авторитет в глазах населения и других контрагентов; низкой оплатой труда чиновников госаппарата, что ведет к коррупции и падению профессионализма.
С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, в жертву политике. Нет четкого разделения между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. Государство выступает зачастую как игрок, нежели как регулятор экономических процессов. Эта проблема усугубляется широким распространением коррупции и использованием неравнодоступной информации в регулирующих органах.
Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России, однако до тех пор, пока они будут продолжаться, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.
Но вместе с тем необходимо отметить безусловное влияние Президента Российской Федерации В. В. Путина на все институты государственной власти, что позволили преодолеть ряд хронических проблем современной российской политической системы.
- наладилось более конструктивное сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти,
- укрепилась вертикаль власти,
- ослабло влияние частных деловых интересов на принятие государственных решений.
Однако проведение политики по укреплению полномочий и влияния институтов государства без их кардинального преобразования и без учета потребностей экономики, нуждающейся в дерегуляции, модернизации, реструктуризации и интеграции с мировой экономикой, приведет к подавлению всех попыток реформ набравшим былую силу и власть государственным аппаратом. Ведь существующий порядок, позволяет бюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную часть ресурсов экономики.
Структурные реформы экономики, сокращение социальных льгот и реформа системы госуправления - болезненный и тяжелый процесс, при котором неизбежно произошло бы снижение популярности Президента у части общества. Однако высокий, постоянно поддерживаемый рейтинг не может быть критерием при исполнении обязанностей Президента.
В 2000 году возросла активность Прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структур по вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторон или с предъявлениями необоснованных претензий от лица государства. Возникли новые и были сохранены старые примеры неравных условий конкуренции, зависящие от решений исполнительных органов власти.
В целом административные барьеры на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности не снижаются, а приобретают еще более зловещие черты. И не смотря на усиление роли силовых структур, коррупция по-прежнему процветает, ограничивая возможности развития цивилизованной экономики.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.