Неотделимость прав и обязанностей полов от взаимной обусловленности мужских и женских ролей в семье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Женское движение начиналось с борьбы за равные права. Эта борьба за избирательное право, за право собственности и за свободу оказала огромное влияние на общественную жизнь. От результатов этой борьбы выиграли не только женщины, но и цивилизация в целом. Однако вторая волна феминизма, которая поднялась в 60-е годы XX века, стала тупиковым начинанием, она оправдывала стремление женщины к индивидуальному успеху в ущерб семье и обществу и, в конечном счете, - самим себе.

 

Феминизм, испытавший на себе влияние "новых левых", преувеличил значимость равной оплаты за равный труд, и проглядел необходимость семейной зарплаты для поддержки детей. Преобладание мужчин на рынке труда - это цивилизованное средство для обеспечения воспроизводства населения, конструктивное поощрение семейного стиля жизни. Женщины всегда играли одну из важнейших ролей в обществе, обеспечивая преемственность поколений и "нравственную экономику", другими словами, воспроизведение социального порядка. Половое разделение труда и взаимодополняемость тендерных ролей служили, с одной стороны, повышению мужской самооценки, предотвращению асоциального поведения, а с другой - укреплению достоинства женщин. Воспринимая себя частью семейного целого, женщины удовлетворялись ролью домоправительниц, а мужчины - ролью кормильцев, становясь ближе друг к другу и разделяя совместную ответственность за семью. При этом доминирование на рынке труда помогало мужчинам подавлять свои наихудшие черты. Феминизм боролся за равные возможности в трудоустройстве и за государственную поддержку матерей-одиночек, а в результате мужчин выталкивали не только с рынка труда, но и из семьи, лишая их роли кормильца.

 

Несомненна ключевая роль женщины в осуществлении самых основных функций цивилизованного общества, и, прежде всего, в духовном аспекте, являющимся действительным базисом общества. Вопреки феминистским атакам на религию церковь считала женщин более духовными и добродетельными, чем мужчин. Незаменима также роль женщин в качестве первых нравственных наставниц своих детей - если государство задумает заменить женщин сетью агентств по воспитанию и моральному обучению детей, то такая сеть ляжет непосильным налоговым бременем даже на богатые нации.

 

В 80 и 90-е годы прошлого века феминизм сконцентрировался на правах женщин в ущерб их обязанностям, т.е. отказался признать ответственность одних по отношению к другим людям. В этом пункте проявляется ограничение прав человека и прав женщин в том числе, препятствующее установлению действительного равенства полов. Следует подчеркнуть, что права и обязанности мужчин и женщин не отделимы друг от друга в связи с взаимной дополняемостью и единством тендерных ролей, достигаемым благодаря посредничеству семьи. Вместе с тем, противоречие между правами, с одной стороны, и обязанностями, с другой, является очень важной проблемой как для индивидуума, стремящегося к самореализации, так и для общества, стремящегося к стабильности. Для любого общества очень важно найти правильный баланс между правами и обязанностями. Ключевым институтом, помогающим сбалансировать права и обязанности, достичь не только самореализации индивида, но и восприимчивости личности к запросам общества, является семья.

 

Именно в семье человек узнает, что индивидуальные права и свободы должны быть соотнесены с требованиями других в рамках многообразных связей, которые устанавливаются в семье как первичной социальной системе. На протяжении всей истории в самых разных культурах женщина играла важнейшую роль прежде всего как мать в деле нравственного образования и социализации детей. Неспособность феминисток признать обязанности женщин в качестве матерей и жен является фактором, провоцирующим самоизоляцию феминизма от контекста общечеловеческих ценностей.

 

Доктрина прав человека является продуктом западной культуры и философии на конкретном отрезке ее развития. Философия Просвещения XVIII века искала нравственные и религиозные основания человеческой природы, стремясь установить "естественную" религию и мораль. Однако концепция человеческой природы с ее сильной склонностью к свободе и независимости суждений оказалась слишком сильно укорененной в культурной традиции, благодаря которой она появилась. Это особенно верно в отношении концепции "субъективного права". Согласно этому положению, индивидуум имеет права, которые могут быть временно приостановлены и, в то же время, индивидуум может участвовать в осуществлении этих прав на деле. Субъективные права являются частью мировоззрения, которое акцентирует индивидуальные свободы и право соглашаться с политическим строем, при котором он или она живут. Этот взгляд сформировал основы демократической теории западного мира на протяжении более чем трехсот лет.

 

В то же время восточные культуры делали упор на ответственности и обязанностях по отношению к семье и обществу. Для народов Азии в качестве ключевой ценности выступают обязанности, а не права. Лояльность, пиетет и уважение крайне важны для большинства восточных наций, которые глубоко чувствуют свою связь с предками и рассматривают свою жизнь лишь в контексте прошлого и будущего, в потоке поколений.

 

Любое обсуждение прав, особенно прав человека, неизбежно выходит за рамки существующей реальности и включает в рассмотрение некие идеальные типы общества. Права человека определяют структуру социальной практики, направленной на достижение и конкретную реализацию человеческого потенциала. Права человека выходят за рамки действительных условий существования. Они в меньшей степени имеют дело с тем, как люди живут сейчас, а в большей степени относятся к тому, как люди могут жить, к той возможности, которую можно увидеть в свете идеальных типов.

 

Права человека одновременно и утопический идеал и реальная практика воплощения в жизнь этого идеала. Они в какой-то мере самоисполняющееся нравственное пророчество: "Обращайтесь с окружающими, как с людьми, - и они, действительно, станут настоящими людьми". Устремленный в будущее нравственный взор человечества является источником и основой социальных изменений, заключенных в самом понятии прав человека. А эффективное исполнение этих прав превращает нравственный идеал в реальность, оставляя, таким образом, не востребованными претензии, заявленные в этих правах.

 

Утопический идеал матриархата до сих пор продолжает довлеть над многими женщинами, ведя к определенному исключению мужчин из общественной и личной жизни. Права женщин в контексте утопического идеала матриархата неизбежно включают центробежные социальные силы, ведущие к обособлению мужчин и женщин, к независимости их друг от друга. Эта тенденция к разъединению предстала в особенно извращенном виде после того, как лесбиянки стали доминирующей силой в феминистском движении XX века.

 

Права человека формируются обществом. В то же время права человека формируют и общество, и самого человека. Выяснение этой взаимосвязи требует изучения особенностей человеческой природы, которая и составляет основу прав человека. Наука говорит нам, что мы приматы, принадлежим к виду homosapiensмужского или женского пола, что разделение на два пола улучшает адаптивные возможности человеческой популяции. Тендерные феминистки размывают границу между мужчинами и женщинами, выдвигая андрогинию в качестве идеала. Тендерные исследования чаще всего проводятся не в рамках естественнонаучного знания, а в рамках гуманитарных наук. Антиинтеллектуальная оппозиция биологическим закономерностям в отношении женщин и настойчивое продвижение социально-репродуктивного конструкционизма, выводит феминистские исследования, в конечном счете, за пределы настоящей науки. По признанию известных тендерных феминисток Д.Патаи и Н.Кертдж этот аспект феминизма является "отказом от биологии".

 

Сегодня в результате феноменальных прорывов в науке человеческий геном раскрыл свои тайны и стало возможным реальное клонирование людей. Тем не менее, наука, объяснив, что мы такое, предполагает привлечь для ответа на вопрос, кто мы такие, духовную интуицию. Китайский философ XIX века Лянь Ки-Чао относил права к духовной природе человеческого существа: "Небо, порождая все существа на Земле, наделяет их внутренней способностью защищать и сохранять себя. Все живое убеждает в этом. Причина, по которой человек превосходит мириады других существ, заключается в том, что он имеет не только физическое, но и метафизическое бытие. Для метафизического бытия необходима масса разных вещей, но самое необходимое это права".

 

Восточная философия всегда утверждала космическую значимость союза мужчины и женщины. Мужчина является высшим выражением принципа Янь, а женщина - высшим выражением принципа Инь во Вселенной. Согласно восточной философии мужчина представляет небо, а женщина - землю; их союз устанавливает гармонию земли и неба.

 

Следует признать, что кроме субъективного характера природа личности имеет и объективное выражение в этике. Маскулинность мужчин существует для женщин, а феминность женщин существует для мужчин. Родители существуют для детей; дети существуют для родителей. В то время как индивидуум рассматривается в качестве основы для прав человека, Десять библейских заповедей исходят из человеческой коллективности, из общения людей. Вести себя нравственно -значит относиться к другим, как к уникальным личностям, наделенным сознанием и свободной волей. Моральный императив требует относиться к другим так же, как нам хотелось бы, чтобы они относились к нам самим. Таким образом, мы должны говорить о необходимости взаимодействия прав и обязанностей для любого человека.

 

Некоторые современные психологи утверждают, что привлекательность романтической любви объясняется глубоким интуитивным чувством, что другой пол обладает качествами, которые делают нас целостными. Мужчины и женщины стремясь друг к другу, ощущают свою индивидуальную завершенность (самоактуализация) только во взаимоотношениях полов. Взаимодействие начал маскулинности и феминности в браке приводит к их взаимодополнению и единству. Брак позволяет мужчине войти в контакт с феминным аспектом и гармонизировать его, а для женщины брак является средством взаимодействия с маскулинным началом. Союз мужа и жены, "янь" и "инь", являет собой глубочайшую тайну.

 

Для мужа жена репрезентирует собой весь мир женщин -половину человечества. Она - "его женщина", а он - "ее мужчина", представляющий другую половину человечества - мир мужчин. Действительное значение и красота взаимодополняющих сущностей женственности и мужественности является тайной, которую мужчина и женщина должны постигать в браке.

 

Концепция прав женщин выносит за рамки обязанности женщин по отношению к мужчинам, и фокусируется исключительно на правах женщин, как бы самих по себе. Это ведет к тому, что женщины начинают пренебрегать своими обязанностями в семье. Успех семейной жизни зависит от качества брачных отношений, но сегодня многие супружеские пары слишком легко отказываются от решения возникающих проблем. Думая, что развод является панацеей (а фактически уходом) от всех проблем, многие супруги пренебрегают ответственностью перед своими детьми в угоду личному благополучию. Распространение внесемейной атмосферы в обществе не позволяет понять действительное значение брака и семьи, в том числе и для индивидуальной самореализации. Поэтому лишь новое мышление (просемейное) сможет разорвать сеть негативных сценариев и в состоянии прервать последовательность дисфункциональных отношений, обусловленных ценно-сто-институциональным кризисом семьи.

 

Брак представляет собой сердцевину семейной жизни. Традиционно брак рассматривался не только как ответственность двух индивидуумов друг перед другом, но и как ответственность друг перед другом двух родов, скрещивающихся в новой семье. Ткань общества свивается нитями стабильных браков. Один выдающийся ученый сказал: "Если вы не благоговеете перед священностью брака, понимаемого не только как связь между двумя людьми, но и как преемственность уз между супругами и их предками, потомками и соседями, тогда вы прокладываете дорогу эпидемии разводов, буму отказов от детей, фактически - разрушению общества и тотальному одиночеству".

 

В 1969 году пересмотр законодательства по браку и разводам в Соединенных Штатах привел к изменению психологических основ брака. Перестав быть обязательством двух людей, он превратился в легко расторгаемый контракт, что открыло дорогу полномасштабному разрушению института брака и семьи. Некоторые феминистки зашли так далеко, что заявляют о необходимости наделить женщин гораздо большими правами, чем мужчин, что будто бы оправдано женским неравенством в прошлом. Более 15 лет назад Джанет Ратклифф Ричард писала: "Ни одна феминистка, чья забота о женщинах проистекает из обеспокоенности неравенством, не может допустить, чтобы ее интересы сосредоточивались лишь на достижении отсутствующих возможностей - нужны правовые преимущества для женщин" .

 

Индивидуальное "я" представляет собой персонализацию универсальной сущности человека. Западный рационализм рассматривает субъективность, личность и разум как синонимы. Декарт утверждал: - "Я мыслю, следовательно, я существую". Тем не менее, разум обеспечивает нас ориентирами, но не жизненными мотивами. Человек мотивируется желаниями, а эти желания чаще всего укоренены в спе-цефической культурной традиции. Рациональный разум, следовательно, не может быть самым эффективным арбитром в решении вопроса о правах человека. Человек является существом с сердцем; существом, находящимся в поиске ценностей. Мы добиваемся счастья посредством осознания ценностей. Анри Бергсон сказал: "Философы, которые рассуждали о смысле жизни, не замечали, что сама природа стремится сообщить нам это. У природы есть знак, который говорит нам, что мы достигли цели. Этот знак - радость... Где бы мы не встречались с радостью - там всегда присутствует творчество. Чем полноценней творчество, тем ярче радость. Мать, которая смотрит на ребенка, полна радости, потому что она знает, что сотворила его и духовно и физически. Предприниматель и деловой человек, счастливы ли они от денег и славы, которые они получили? Слава и деньги дают некоторое удовольствие, но не радость. А радость они испытают только тогда, когда создадут процветающую фирму, которая привнесет что-то новое в ЖИЗНЬ" .

 

Бергсон предполагает, что фундаментальное равенство мужчин и женщин основывается на общем стремлении достичь радости и счастья. Радость мужчины заключена в том, чтобы принести счастье своей жене и детям, то есть связана с обеспечением семьи. А счастье женщин - дарить радость мужу и детям. Тысячелетиями оно было связано с воспитанием детей и заботой о доме, - и в этом видится исходный пункт прав человека.

 

На протяжении всей истории человечества ни раз и ни два провозглашались права человека. В Англии Петиция прав (1629) и Билль о правах (1688) ставили своей целью защиту индивидуумов от абсолютизма. В Декларации независимости США (1776) говорилось о том, что человек наделен неотчуждаемыми правами, включая право на жизнь, свободу и поиски счастья, и что правительства учреждаются, чтобы гарантировать эти права. Позже появилась во Франции Декларация прав человека и гражданина (1789). Всемирная Декларация прав человека, принятая единогласно Организацией Объединенных Наций в 1948 году, провозглашает: "Признание достоинства и равных неотчуждаемых прав всех представителей человечества является основой свободы, справедливости и мира на Земле".

 

Исходным пунктом всех деклараций является прерогатива человека быть ответственным созидателем собственной судьбы. Голос совести, а не индивидуализм, диктовал эти декларации. Не окружающие должны говорить человеку, что он должен и чего он не должен думать и делать, а сам человек имеет право следовать голосу своей совести, как моральному компасу, сообщающему ему о его обязанностях. Основным намерением деклараций было сделать человека не антагонистом социального порядка, а ответственным созидателем в целях наполнения жизни высоким смыслом и ценностью. Человек является существом, ищущим ценности и, следовательно, очень важно дать четкое определение природы этих ценностей. Только когда мы проясним вопрос о ценностях, мы сможем получить сбалансированную декларацию обязанностей и прав.

 

Духовный рост человека расширяет спектр его активности, поднимая ценности на новый уровень. Большинство людей стремится осознать духовные ценности и принести счастье себе и окружающим. Дети стараются быть правдивыми, послушными и красивыми, таким образом, возвращая радость своим родителям и учителям. Позднее чувство ответственности охватывает новые области. Люди стараются быть патриотами своей страны и даже патриотами всего человечества.

 

Сегодня даже в тех странах, где люди имеют политические свободы, огромные экономические возможности и надежную социальную защиту, эрозия социально-ценностного порядка вещей угрожает морали и нормальному осуществлению обязанностей. Рассмотрим с точки зрения моральной теории семьи три типа социального порядка: вертикальный; горизонтальный и индивидуальный.

 

Вертикальный порядок в семье связывает поколения детей, родителей, дедов и прадедов и т.д.; горизонтальный - людей одного возраста: братьев и сестер, мужа и жену, двоюродных братьев и сестер, и т.д. далее. И, наконец, индивидуальный порядок ставит нас самих в центр собственной жизни, как бы заставляя вращаться вокруг личной оси жизненных ценностей. Поддержание всех трех типов порядка обеспечивает гармонию в семье.

 

Человек, освоивший культуру индивидуального порядка или нарциссической любви ("я", как объект собственного влечения) может быть слепым к горизонтальному и вертикальному порядку, где реализуются принципы взаимной любви (дарить любовь и получать ее) и безусловной любви (дарить любовь, ничего не получая взамен). Другими словами, человек, освоивший культуру только индивидуальных прав, и ничего не знающий об обязанностях, рискует дегуманизировать самого себя, потерять нечто, что делает его личностью. Во избежание этого в культуре и появляется семья как школа любви, прав и обязанностей. Именно через опыт семейной жизни индивидуум начинает осознавать и признавать важность баланса между правами и обязанностями, баланса, который необходим для жизни, достижения свободы и счастья.

 

Семья является ключевой социальной единицей, поскольку от правильного функционирования семьи зависит эффективная деятельность всех остальных общественных институтов. Например, ролевое поведение, которому ребенок учится в семье, становится моделью или прототипом поведения в остальных сегментах социальной сферы. Внутри семьи содержание социализации обеспечивается культурной традицией всего общества. Таким образом, семья, в какой-то мере, является инструментом общества и, если она функционирует неадекватно, то цели и задачи всего общества не могут быть достигнуты. Именно благодаря посредничеству семьи общество способно получить индивидуумов, восприимчивых к общественному благу. А семья в свою очередь может существовать только тогда, когда ее поддерживает все общество.

 

У. Гуд выделил несколько важнейших аспектов социализации. Он приводит список навыков, которые необходимы для эффективного участия в социальной жизни. Однако, по словам Гуда, труднее всего привить те навыки, которые связаны с обязанностями членов семьи по отношению друг к другу. Именно в семье забота старших детей о младших братьях и сестрах, уважение к родителям, помощь по дому ставят перед индивидуумом в массе конкретных ситуаций проблему равновесия между правами и обязанностями.

 

Социализация в этом аспекте проходит труднее всего, поскольку зачастую нормы и правила кажутся произвольными и не имеющими очевидного обоснования, но особенно потому, что человек здесь учится нести тяготы самоотречения. То, что вляется правом для одного человека, может быть обязанностью для другого, и то, чего добивается один из членов семьи, может быть получено только за счет другого. Детям нелегко научиться правилам справедливости и равенства, так как это может означать отказ от любимой игрушки, передачу ее другому ребенку. Большинство правил межличностного общения, которым родители учат детей, несут оттенок спора и несогласия, что, конечно, не вызывает восторга у детей по поводу таких обязанностей.

 

Следовательно, ролевые предписания, навязываемые детям, всегда связаны с некоторым напряжением и несвободой. Все люди характеризуются различной степенью уступчивости и дети, также как и взрослые, часто не чувствуют особого желания выполнять правила, касающиеся их самих. Другими словами, человек всегда противится нормам, когда они нарушают его личные интересы .

 

Феминистская теория ошибочно сосредоточилась на властных отношениях внутри семьи. Напомним, что Фридан предлагала рассматривать работу женщин вне дома как средство увеличения своей власти в семье. Янг признавалась в фанатизме, который характерен для феминистических атак на мужчин и сексуальность: "Неуклюжая шутка возводится в ранг сексуальной угрозы, которую в некоторых штатах дети учатся распознавать еще в начальной школе". Наоми Вульф в качестве альтернативы "феминизму жертвы" придумала "феминизм власти" с лозунгом: "Больше власти для женщин!". Элизабет Вюрцель в своей книге "Сука: женщина с трудной судьбой на пьедестале" приводит примеры озабоченности властными отношениями между мужчинами и женщинами. Ее философия, которую сама она называет "философией суки", может быть сформулирована в следующих словах: "Я намереваюсь сделать только то, что я хочу делать, и быть той, какой я хочу быть, и отвечать только за себя". Она оправдывает такое отношение тем, что женщина является "вторичной" для мужчины .

 

Подобный радикализм взглядов является результатом неправильной оценки действительной природы семейных отношений. В связи с этим следует кратко рассмотреть семью как институт влияния, то, как она способствует развитию индивидуума, ничуть не подавляя его.

 

Первичной функцией семьи по отношению к личности является "школа любви". Конечно, это не единственная функция семьи, но больше, чем простая передача традиций и ценностей, семья занята воспитанием чувств посредством культивирования любви. В каком-то смысле любовь является подобием языка, который нужно выучить, и так же, как погружение в языковую среду, служит наиболее эффективным средством обучения, так и постоянная практика любви в семье обеспечивает замечательную образовательную среду. В семье вертикальные и горизонтальные оси определяют специфические типы любви. Сыновняя любовь восходит вверх, фокусируясь на родителях. Братская любовь горизонтальна, и, расширяясь, включает множество партнеров из окружения. Родительская любовь нисходит к детям, и расширяясь, включает каждого ребенка.

 

Каждый тип любви имеет свой уголок в нашем сердце и может свободно развиваться по мере того, как мы развиваем в себе лучшие черты и формируем свой характер. Семья является тем местом, где мы учимся взаимодействовать с другими, налаживать с ними отношения и любить их; семья есть школа любви. Русский философ Владимир Соловьев считал, что любовь играет первостепенную роль в человеческой жизни. Он писал: "Любовь необходима ... так как она переводит все наши жизненные интересы с обеспокоенности собственным благополучием на заботу об окружающих. Она изменяет всю сердцевину нашей личной жизни" .

 

В целом, связь поколений в семье гораздо сильнее почитается на Востоке, чем на Западе, где всем заправляет индивидуализм и где разум считается более важным, чем сердце. Руссо верил, что разум способен просветить сознание любого человека. Он утверждал, что социальные институты искажают добродетельных от природы индивидуумов. Через 12 лет после своего "просветления" Руссо писал: "Если бы я только мог написать четверть того, что я увидел и почувствовал под этим деревом, как бы ярко я тогда описал все противоречия социальной системы, с какой бы силой я представил бы все злоупотребления наших социальных институтов, с какой простотой бы и доходчивостью я продемонстрировал бы то, что человек по природе своей добр и только государственные учреждения делают его злым".

 

Представление о том, что разумный индивидуум портится государственными институтами, подвергается сомнению во многих азиатских странах. Профессор Акомото Коджи из Японии пишет: "По моему мнению, ключевая проблема, связанная с войной и миром, заключается в крайнем индивидуализме, получившем распространение в современной Европе, - будто индивидуум может существовать один без какого либо авторитета, поскольку он наделен разумом". Таким образом, на Востоке большее значение придается взаимодействию обязанностей и ответственности, на Западе - индивидуальным правам.

 

Стремление к самореализации в течение XX века стало основной тенденцией американской культуры. При этом была потеряна из виду семья и то обстоятельство, что подлинная индивидуальная самоактуализация (развитие межличностной компетенции, вера в себя, самоуважение и знание о том, как обогатить жизнь) невозможна без сильной здоровой семьи. К сожалению, в постмодернистских концепциях акцент на рациональном выборе индивида не связан с обсуждением последствий подобной свободы выбора. Именно поэтому многие специалисты говорят о своеобразном "индивидуалистическом коммунизме" или "эгоистическом социализме". На это обращают внимание, например, Аллан Карлсон и Джон Дэвис, когда вслед за Норманом Деннисом подчеркивают фальшивость противопоставления "свободы индивида" и "рациональности" - традиционализму. Ещё демограф Джон Колдуэлл доказал, что "традиционное", в частности, многодетное поведение в Африке является строго рациональным. С другой стороны, социологические исследования репродуктивного поведения выявили, что больше всего рутинного, не проблемного поведения именно в малодетных, а не многодетных семьях, где свобода выбора репродуктивных альтернатив и шире и разнообразнее.

 

Таким образом, за фразеологией "свободы выбора" самореализующейся личности скрывается фактическое поощрение безоглядной свободы выбора любых действий, то есть ничем не ограничиваемый выбор эгоцентриста. В феминизме это аморальный выбор таких форм сексуальности, которые в принципе не могут вести к зачатию и рождению детей. Общественное последствие подобного выбора, если он становится всеобщим императивом, - бездетность и стремительное вымирание. И эта перспектива во многих феминистских воззрениях учитывается как желательный результат, поскольку деторождение планируется в будущем передать "репродуктивным лабораториям" или "фабрикам клонирования". Сегодня же призывы подобного толка работают на дальнейшее разрушение мотивации к вступлению в брак и рождению детей в семье. Общественный интерес к рождаемости как средству избежать депопуляции и вымирания человеческого рода не принимаются во внимание феминизмом. Эффективная реализация семьей репродуктивной функции игнорируется полностью. Следовательно, заинтересованность общества в воспроизводстве населения перечеркивается феминистическими призывами к уничтожению "репрессивной" гетерогенной семейности.

 

Свобода выбора любых действий не сопровождается готовностью взять ответственность за свой выбор, так как возможные последствия индивидуального выбора на макроуровне не рассматриваются, и тем самым переносятся на общество в целом. Эгоцентристы вольны поступать как угодно, а реальные результаты их поведения будет "расхлебывать" общество. "Эгоцентрический социализм" - это анархия личных желаний, реальное перекладывание ответственности за эту вакханалию на плечи последующих поколений или на государство, которое в этом случае вынуждено будет применять отнюдь не демократические методы для выживания нации.

 

Социолог Бриджит Бергер подчеркивает в связи с этим социокультурную роль семьи как посредника между изолированно действующими индивидами и обществом, так как семья способна спонтанно производить те социальные формы, которые соединяют автономных индивидов с макроструктурой . Только полная семья с несколькими детьми, связанная с исторической практикой достижения единства среди разнородных по полу и возрасту семейных элементов, по мнению Аллана Карлсона, в состоянии устранить противоречия между индивидуальной свободой и восприимчивостью по отношению к социальным запросам, то есть именно семья является предусловием существования свободы в обществе. Стремясь к разрушению семьи как препятствию к освобождению женщин, феминизм, наоборот, добивается такого положения вещей, при котором свобода человеческой личности заменяется механикой роботов или заводных игрушек.

 

Имеется еще один аспект, относящийся к незаменимости семьи в деле самореализации личности. В феминистских концепциях часто используется понятие самореализации, введенное в социальную психологию Абрахамом Маслоу. К сожалению, во многих учебниках по социологии и социальной психологии динамическая теория Маслоу излагается частично, как правило, без анализа высшего уровня потребностей, наполняющих истинно человеческим содержанием представление о самореализации.

 

Согласно Маслоу, самоактуализация индивида, наиболее совершенно происходит, когда наблюдается выход за горизонт эго, когда эгоцентрический индивид становится восприимчивым к нуждам и интересам других людей, групп, сообществ и общества в целом. Профессор А.И.Антонов отмечает, что понятие самотрансценденции близко по смыслу понятию альтруизма в теории Питирима Сорокина. Английский фами-лист Р.Уайтфилд предложил "брачно-семейную" трактовку самотрансценденции как невозможности любви только самого себя, как способности принять и любить других людей.

 

Дети в семье это как бы естественный способ самотрансценденции, поскольку родители, заботясь о детях, об их благополучии, здоровье и образовании, неизбежно практикуют самопожертвование, столь ненавистное феминисткам. И если родителям даже не надо отказывать себе в чём-либо, они всегда жертвуют своим личным временем ради детей. Моральная теория семьи как раз рассматривает, с точки зрения семейной любви, само-трансценденцию родителей по отношению к детям, ответную само-трансцеденцию детей, а также самотрансценденцию супругов, братьев, и сестер, бабушек и внуков, систем родства и свойства. В нашем распоряжении огромный материал, который подтверждает, что качество семейной жизни крайне важно для эмоционального благополучия, счастья и умственного здоровья. Мы знаем, что плохие отношения в семье теснейшим образом связаны с большинством проблем в обществе.

 

Переживаем ли мы сейчас столкновение противоположных ценностей и кризис цивилизации - этот вопрос подлежит исследованию, но в любом случае индивидуалистически ориентированный западный мир столкнется с многими проблемами в ближайшее время. И тем быстрее это произойдет, чем острее и глубже заявит о себе кризис семейности. По мере того, как современная экономика и урбанистический образ жизни будут распространяться на Востоке, всё заметнее будут признаки кризиса семьи и в Азии - в странах, где отсутствует влияние христианства и где не культивируется представление об естественных правах.

 

С точки зрения ученых Востока западные теории образования и воспитания со времен Руссо были слишком сконцентрированы на ребенке в ущерб роли воспитателя - родителя, учителя и лидера. Это типичное различие между Востоком и Западом в культурном видении. Будучи чувствительным в отношении политических прав и склонным к их защите, западный мир оказался менее восприимчивым к тем вопросам, которые на Востоке считаются жизненно важными. Следствием данного различия культурных парадигм явилась, в конечном счете, дезинтеграция структуры семьи, гедонистическая культура свободного секса и разводов, изоляция старых и престарелых, высокий уровень молодежной преступности и самоубийств в западных странах. Хотя ни у одной системы нет ответа на все вопросы, необходим откровенный серьезный диалог. Сегодня на Востоке признают силу западной политики и применяют на практике опыт, полученный социальными институтами Запада. В свою очередь, ничего кроме блага не принесет более внимательное отношение западного человека к эмоциональной глубине сердца и силе семейных связей, которые пока ещё сохраняются в восточной культуре.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Теоретические воззрения феминизма, относящиеся к семье и браку, представлены не в виде стройной и целостной концепции, а являются конгломератом разрозненных высказываний, зачастую противоречащих друг другу. О феминистической теории семьи можно говорить лишь условно, тем более что антисемейная направленность выражалась в ходе политической борьбы различных женских движений в зависимости от актуальности тех или иных тактических задач. С позиции социологии семьи идеологию феминистических движений можно определить как направленную на искоренение семейного образа жизни вообще.

 

Первая волна феминизма как политически оформившегося социального движения многим в своей идеологии была обязана марксизму, но в своих либеральных формах пыталась скрыть контрсемейную суть лозунгами борьбы за "освобождение" женщин от "эксплуатации и угнетения". Политизация отношений супругов в семье, мужчин и женщин в обществе раскрывает не только прямое родство с теорией классовой борьбы, но обнаруживает полное игнорирование интересов семьи как автономного социального института.

 

Становление американского феминизма обнаружило у либеральных феминисток, базировавшихся на доктрине естественных прав, склонность к позиции более радикальной, где все социальные институты рассматриваются как атрибуты патриархата. При этом резкая критика семьи не была связана хотя бы с чисто теоретической попыткой предложить что-либо взамен патриархальной семьи и традиционного материнства. Акцент на матриархате в XIX веке был связан с противостоянием "олигархии пола", а позднее привел к идее "матриархального общества" с широкой поддержкой правительством матерей-одиночек и с выталкиванием отцов из семьи.

 

Вторая волна феминизма в Америке возникает на политической сцене вследствие успеха движений суфражисток, добившихся равноправия женщин и всеобщего избирательного права. Феминизм равноправия переключается на проблемы домашнего труда и материнства в связи с распространением практики вовлечения женщин в профессиональную занятость. Потребовалось всего несколько десятилетий, чтобы на фоне медленно происходящего кризиса института семьи и ослабления ценностных основ семейного образа жизни феминистские разговоры о справедливом распределении семейных обязанностей, равной занятости в домашнем труде и воспитании детей сменились кампанией за освобождение женщин от семьи, включая свободу не вступать в брак вообще и без ущерба для респектабельности иметь ребенка вне брака или не иметь детей в легальном браке.

 

Более того, гетерогенный брак с человеком противоположного пола стал рассматриваться как "потеря себя", как помеха к "развитию" личности женщины и к подлинной сексуальности. При этом самораскрытие и самореализация женщины противопоставляются её неизбежной жертвенности, самопожертвованию в семье. Семья в качестве арены любви и заботы о других расценивается не как средство для обретения подлинного "я", а лишь в виде "патологического поведения". Этот антисемейный настрой некоторые представители феминизма пытаются смягчить, надеясь на невыполнимое - вывести феминизм из-под критики за контрсемейность и стремясь сконструировать "позитивную" теорию семьи. Достигается это с помощью переопределения сути семьи - для этого достаточно свести понятие семьи до двух индивидов, находящихся в одном из отношений супружества, родительства или родства.

 

Новый подъем феминистской активности относится к 60-м годам прошлого века, когда массовое распространение мало-детной и многоразводной семьи стало определяться не экономическими трудностями, а самой потребностью населения в одном-двух детях. Малодетоцентристский характер общественного мнения позволил радикальному феминизму развернуться в полную мощь и повернуть "женское освобождение" в сторону женской "идентичности", понимаемой как освобождение от мужских стереотипов сексуальности. Идея социального конструирования пола вылилась в андрогинную концепцию сексуальности, доведенную тендерными феминистками до экстремального выражения. Провозглашение лозунга "личное есть политическое" в период сексуальной революции позволило легализовать гомосексуализм и лесбиянство, что в свете современной демографической ситуации нельзя не признать феминистским оправданием антирождаемости.

 

В последнее время под влиянием критики со стороны "правых", на перехлёсты в феминистском отношении к семье обратили внимание отдельные историки феминизма, но и им не удалось избавиться от тенденции, свойственной тендерному феминизму и феминизму равноправия - делать акцент на правах, забывая об обязанностях. Подобная забывчивость объясняется просто - сосредоточенностью на индивиде, а не на семье. Именно семья обеспечивает взаимную обусловленность прав и обязанностей личности, прав родителей и детей, прав мужчин и женщин, всех членов семьи. Специфическая сущность семьи заключается в том, что в ней каждый член семьи спонтанно практикует такую самореализацию, которая ориентирована на других, то есть осуществляется самотрансценденция личности, когда восприимчивость к запросам и нуждам других людей становится предпосылкой подлинного самораскрытия ego.

 

Разумеется, имеются социально-конвенциальные корни постоянного игнорирования семьи во всех разновидностях старого и нового феминизма. Необходимо феноменологическое исследование легкости проникновения в феминистские теории всех тех стереотипов, которые обычно свойственны любой попытке взглянуть на социальную структуру с позиции одного пола, "угнетаемого" другим, и потому нуждающегося в "освобождении" и в "освободительных" организациях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

Развитие феминистских теорий семьи до 1980 года

 

Abbott, Sidney and Love, Barbara. Sappho Was a Right-On Woman. New York: Stein & Day, 1972.

 

Addams, Jane. The Social Thought of Jane Addams, ed. Christopher Lasch. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1965.

 

Addams, Jane; Balch, Emily Greene; and Hamilton, Alice. Women at the Hague: the International Congress and its Results. New York: Macmillan, 1915.

 

Allen, Pamela. Free Space: A Perspective on the Small Group in Women's Liberation. Washington, N.J.: Times Change, 1970.

 

Amundsen, Kirsten. The Silenced Majority. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1971.

 

Anthony, Susan B. and Harper, Ida Husted. The History of Woman Suffrage. Vol. 4. Indianapolis: Hollenbeck Press, 1902.

 

Atkinson, Ti-Grace. Amazon Odyssey. New York: Links, 1974.

 

Bardwick, Judith. The Psychology of Women: A Study of Bio-Cultural Conflicts. New York: Harper, 1971.

 

Beauvoir, Simone de. The Second Sex (1949). Translated by H. M. Parshley. New York: Bantam, 1961.

 

Bebel, August. Women Under Socialism (1883). New York: Schocken, 1971.

 

Birkby, Phyllis, ed. Amazon Expedition: A Lesbian Feminist Anthology. Washington, J.J.: Times Change, 1973,

 

Bird, Caroline. Bom Female: The High Cost of Keeping Women Down. New York: McKay, 1968.

 

Bishop, Sharon and Weinzweig, Marjorie. Philosophy and Women. Belmont, Calif.: Wadsworth, 1979.

 

Boxer, Marilyn and Quataert, Jean. Socialist Women: European Socialist Feminism in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries. New York Elsevier, 1978.

 

Bridenthal, Renate and Koontz, Claudia, eds. Becoming Visible: Women in European History. Boston: Houghton Mifflin, 1977.

 

Brownmiller, Susan. Against Our Will: Men, Women and Rape. New York: Simon and Schuster, 1975.

 

Bunch, Charlotte and Myron, Nancy. Class and Feminism: A Collection of Essays from the Furies. Baltimore: Diana Press, 1974.

 

Cade, Toni, ed. The Black Woman: An Anthology. New York: Signet, 1970.

 

Carroll, Bernice A., ed. Liberating Women's History. Urbana: University of Illinois Press, 1976.

 

Chesler, Phyllis. Women and Madness. Garden City: Doubleday, 1972.

 

Chodorow, Nancy. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Berkeley: University of California Press, 1978.

 

Christ, Carol P. and Plaskow, Judity, eds. Womanspirit Rising: A Feminist Reader in Religion. San Franscisco: Harper, 1979.

 

Clark, Lorenne M. G. and Lange, Lydia, eds. The Sexism of Social and Political Theory: Women and Reproduction from Plato to Nietzsche. Toronto: University of Toronto Press, 1979.

 

Colton, Helen. Sex After the Sexual Revolution. New York: Association Press, 1972.

 

Cooke, Joanne, Charlotte Bunch-Weeks and Robin Morgan. Eds. The New Woman: A Motive Anthology on Women's Liberation. Greenwich, Conn.: Fawcett Publications, 1970.

 

Cooper, James L. and Mclsaac, Sheila, eds. The Roots of American Feminist Thought. Boston: Allyn and Bacon, 1973.

 

Covina, Gina and Galana, Laurel, eds. The Lesbian Reader. Oakland, Calif.: Amazon Press, 1975.

 

Daly, Mary. Beyond God the Father: Toward a Philosphy of Women's Liberation. Boston: Beacon, 1973.

 

Davis Elizabeth Gould. The First Sex (1971). Baltimore: Penguin, 1972.

 

Dinnerstein, Dorothy. The Mermaid and the Minotaur: Sexual Arrangements and the Human Malaise. New York: Harper, 1977.

 

Douglass, Frederick. Fredrick Douglass on Women's Rights, ed. Philip S. Foner. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1976.

 

Dreifus, Claudia, ed. Seizing Our Bodies: The Politics of Women's Health. New York: Vintage, 1977.

 

DeBois, Ellen Carol. Feminism and Suffrage: The Emergence of an Independent Women's Movement in America, 1848-1869. Ithaca: Cornell University Press, 1978.

 

Dworkin, Andrea. Our Blood: Prophesies and Discourses on Sexual Politics. New York: Harper, 1976.

 

Eastman, Crystal. Crystal Eastman on Women and Revolution, ed. Blanche Wiesen Cook. New York: Oxford, 1978.

 

Ehrenreich, Barbara and English, Deidre. For Her Own Good: 150 years of the Experts' Advice to Women. Garden City: Doubleday, 1978.

 

Elsenstein, Zillah, ed. Capitalist Patriarchy and the Case for Socialist Feminism. New York: Monthly Review, 1979.

 

Engels, Frederick. The Origin of the Family, Private Property and the State (1884). New York: International, 1942.

 

Evans, Sara. Personal Politics: The Roots of Women's Liberation in the Civil Rights Movement and the New Left. New York: Knopf, 1979.

 

Figes, Eva. Patriarchal Attitudes. New York: Fawcett, 1970.

 

Firestone, Shulamith and Koedt, Anne, eds. Notes from the Second year: Radical Feminism. New York: Bantam, 1971.

 

Flexner, Eleanor. Century of Struggle: The Women's Rights Movement in the United States (i959). New York: Athenaeum, 1972.

 

Foner, Philip S. Women and the American Labor Movement: From Colonial Times to the Eve of World War I. New York: Free Press, 1979.

 

Foreman, Ann. Femininity as Alienation: Women and the Family in Marxim and Psychoanalysis. London: Pluto, 1977.

 

Frankfort, Ellen. Vaginal Politics. New York: Bantam, 1973.

 

Freeman, Jo. The Politics of Women's Liberation. New York: McKay, 1975.

 

Friedan, Betty. The Feminine Mystique. New York: Norton, 1963.

 

Fuller, Margaret. Women in the Nineteenth Century (1845). New York: Norton, 1971.

 

Gage, Matilda Joslyn. Woman, Church and State: A Historical Account of the Status of Women through the Christian Ages; With Reminiscences of the Matriarchate (1893). Watertown, Mass.: Persephone Press, 1980.

 

Oilman, Charlotte Perkins. The Home (1903). Urbana: University of Illinois Press, 1972.

 

Oilman, Charlotte Perkins. His Religion and Hers: A Study of the Faith of Our Fathers and the Work of Our Mothers (1923). Westport, Conn.: Hyperion, 197.

 

Oilman, Charlotte Perkins. Women and Economics: A study in the Economic Relation between Men and Women as a Factor in Social Evolution (1898). New York: Harper, 1966.

 

Goldenberg, Naomi R. The Changing of the Gods: Feminism and the End of Traditional Religions. Boston: Beacon, 1979.

 

Goldman, Emma. Red Emma Speaks: Selected Writings and Speeches by Emma Goldman, ed. Alix Kates Shulman. New York: Vintage, 1972.

 

Gordon, Linda. Woman's body, Woman's right: A Social History of Birth control in America. New York: Grossman, 1976.

 

Gornick, Vivian and Moran, Barbara K., eds. Woman in Sexist Society: Studies in Power and Powerlessness. New York: Basic, 1971.

 

Gould, Carol C. and Warshofsky, Marx W. Women and Philosophy: Toward a Theory of Liberation. New York: Putnam's, 1976.

 

Greer, Germain. The Female Eunuch. New York: McGraw-Hill, 1970.

 

Grimes, Alan P. The Puritan Ethic and Woman's Suffrage. New York: Oxford, 1967.

 

Grimke, Sarah M. Letters on the Equality of the Sexes and the condition of Woman ((1838). New York: Burt Franklin, 1970.

 

Guettel, Charnie. Marxism and Feminism. Toronto: Women's Press, 1974.

 

Harper, Ida Husted, ed. The History of Woman Suffrage, vols. 5 and 6. New York: JJ. Little and Ives, 1922.

 

Hartman, Mary and Banner, Lois W., eds. Clio's consciousness Raised: New Perspectives on the History of Women. New York: Harper, 1974.

 

Hershberger, Ruth. Adam's Rib. New York: Pellegrini & Cudahy, 1948.

 

Hole, Judith and Levine, Ellen. Rebirth of Feminism. New York: Quadrangle, 1971.

 

Holby, Winifred. Women and a Changing Civilization (1935). Chicago: Academy Press, 1978.

 

Jaggar, Alison M. and Struhl, Paula R., eds. Feminist Frameworks: Alternative Accounts of the Relations between Men and Women. New York: McGraw-Hill, 1978.

 

Janeway, Elizabeth. Between Myth and Morning: Women Awakening. New York: Morrow, 1974.

 

Johnston, Jill. Lesbian Nation. New York: Simon and Schuster, 1973.

 

Katz, Jonathan, ed. Gay American History: Lesbians and Gay Men in the U.S.A. (1976). New York: Avon, 1978.

 

Kanowitz, Leo. Women and the Law: The Unfinished Revolution. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1968.

 

Key, Ellen. The Morality of Women, and Other Essays. New York: Ralph Fletcher Seymour, 1911.

 

Kisner, Arlene, ed. The Lives and Writings of Notorious Victoria Woodhull and Her Sister Tennessee Claflin. Washington, N.J.: Times Change, 1972.

 

Klein, Viola. The Feminine Character: The History of an Ideology (1946). 2d. ed. London: Routledge & Kegan Paul, 1971.

 

Koedt, Anne and Firestone, Shulamith, eds. Notes from the Third Year: Women's Liberation. New York: Quadrangle, 1973.

 

Kraditor, Aileen S. The Ideas of the Woman Suffrage Movement 1890-1920 (1968). Garden City, N.Y: Anchor, 1971.

 

Kuhn, Annette and Wolpe, Ann Marie, eds. Feminism and Materialsim. London: Routledge & Kegan Paul, 1978.

 

LaFollette, Suzanne. Concerning Women (1926). New York: Arno, 1972.

 

Lemons, J. Stanley. The Woman Citizen: social Feminism in the 1920s. Urbana: University of Illinois Press, 1975.

 

Lenin, V.I. The Emancipation of Women: From the Writings of V. I. Lenin. New York: International, 1972.

 

Lerner, Gerda, ed. Black Woman in White America: A Documentary History. New York: Pantheon, 1972.

 

Lifton, Robert Jay, ed. The Woman in America. Boston: Beacon, 1967.

 

Maccoby, Eleanor E. and Jacklin, Carol N. The Psychologyof Sex Differences. Stanford: Stanford University Press, 1974.

 

Martin, Del and Lyon, Phyllis. Lesbian/Woman. New York: Bantam, 1972.

 

Mill, John Stuart and Mill, Harriet. Esays on Sex Equality, ed. Alice S. Rossi. Chicago: University of Chicago Press, 1970.

 

Miller, Jean Baker. The New Psychology of Women. Boston: Beacon, 1976.

 

Morgan, Robin. Going Too Far; The Personal Chronicle of a Feminist. New York: Random, 1977.

 

Mothers and Amazons: The First Feminine History of Culture. Garden City, NY: Anchor Books, 1973.

 

Myron, Nancy and Bunch, Charlotte, eds. Lesbianism and the Women's Movement. Baltimore: Diana Press, 1975.

 

Millett, Kate. Sexual Politics (1970). New York: Avon, 1971.

 

Mitchell, Juliet. Psychoanalysis and Feminism: Freud, Reich, Lang and Women (1974). New York: Vintage, 1974.

 

Ochs, Carol. Behind the Sex of God: Toward a New Consciousness-Transcending Matriarchy and Patriarchy. Boston: Beacon, 1977.

 

Okin, Susan Moller. Women in Western Political Thought. Princeton: Princeton University Press, 1979.

 

O'Neill, William. Everyone Was Brave: The Rise and Fall of Feminism in America. New York: Quadrangle, 1969.

 

Papachristou, Judith, ed. Women Together: A History in documents of the Women's Movement in the United States. New York: Knopf, 1976.

 

Redstockings. Feminist Revolution. New Paltz, N.Y: 1975.

 

Reiter, Rayna R., eds. Towards an Anthropology of Women. New York: Monthly Review, 1975.

 

Rich, Adrienne. Of Woman bom: Motherhood as Experience and Institution. New York: Norton, 1976.

 

Rohrbach, Joanna Bunker. Women: Psychology's Puzzle. New York: Basic, 1979.

 

Rosaldo, Michelle Zimbalist and Lamphere, Louise. Women, Culture, and Society. Stanford: Stanford University Press, 1974.

 

Rossi, Alice S., ed. The Feminist Papers: From Adams to de Beauvoir(1973). New York: Bantam, 1974.

 

Roszak, Betty and Roszak, Theodore. Masculine-Feminine: Readings in Sexual Mythology and the Liberation of Women. New York: Harper, 1969.

 

Rowbotham, Sheila. Woman's Consciousness, Man's World. Baltimore: Penguin, 1973.

 

Russell, Dora. Hypatia; or, Women and Knowledge. New York: Dutton, 1925.

 

Russell, Letty M. Human Liberation in a Feminist Perspective - A Theology. Philadelphia: Westminister, 1974.

 

Ruether, Rosemary Radford. New Woman/New Earth; Sexists Ideologies and Human Liberation. New York: Seabury, 1975.

 

Salper, Roberta, ed. Female Liberation: History and Current Politics. New York: Knopf, 1972.

 

Sanger, Margaret. Woman and the New Race. New York: Brentano, 1920.

 

Smith, Dorothy E. Feminism and Marxism - A Place to Begin, a Way to go. Vancouver: New Star Books, 1977.

 

Schramm, Sarah Slavin. Plow Women Rather than Reapers: An Intellectual History of Feminism in the United States. Metuchen, N.J.: Scarecrow, 1979.

 

Schreiner, Olive. Women and Labor (1911). New York: Johnson Reprint, 1972.

 

Sherman, Julia A. and Beck, Evelyn Torton eds. The Prism of Sex: Essays in the Sociology of Knowledge. Madison: University of Wisconsin Press, 1979.

 

Sochen, June. The New Woman: Feminism in Greenwich Village, 1910-20. New York: Quadrangle, 1972.

 

Stambler, Sookie, ed. Women's Liberation: Blueprint for the Future. New York: Ace, 1970.

 

Stanton, Elizabeth Cady. The Woman's bible. 2vols. (1895 and 1899). New York: Arno, 1972.

 

Stanton, Elizabeth Cady; Anthony, Susan В.; and Gage, Matilda Joslyn, eds.The History of Woman Suffrage, vols. 1-3. Rochester: Charles Mann, 1881-86.

 

Starhawk. The Spiral Dance: Rebirth of the ancient Religion of the Goddess. New York: Harper, 1979.

 

Tanner, Leslie В., ed. Voices of the New Feminism. New York: Signet, 1971.

 

Stites, Richard. The Women's Liberation Movement in Russia: Feminism Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. Princeton: Princeton University Press, 1978.

 

Theobald, Robert, ed. Dialogue on Women. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1967.

 

Thompson, Mary Lou, ed. Voices of the New Feminism. Boston: Beacon, 1970.

 

Vetterling-Braggin, Mary; Elliston, Fredrick A.; and English, Jane. Feminism and Philosophy. Totowa, J.J.: Littlefield, Adams, 1977.

 

Wallace, Michele. Black Macho and the Myth of the Super Woman. New York: Dial, 1978.

 

Ware, Cellestine. Woman Power: The Movement for Women's Liberation. New York: Tower, 1970.

 

Wollstonecraft, Mary. A Vindication of the Rights of Woman (1792). Baltimore: Penguin, 1975.

 

Woolf, Virginia. A Room of One's Own (1929). New York: Harcourt, Brace & World, 1957.

 

Wright, Frances. Course of Popular Lectures (1834). In Frances Wright

 

D'Arusmont. Life Letters and Lectures, 1834-1844. New York: Arno, 1972.

 

Yates, Gayle Graham. What Women Want: The Ideas of the Movement. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

 

Zaretsky, Eli. Capitalism, the Family and Personal Life. New York: Harper, 1976.

 

1980-1989

 

Allen Paula Gunn. The Sacred Hoop: Recovering the Feminine in American Indian Traditions. Boston: Beacon, 1986.

 

Altbach, Edith Hoshino, ed. From Feminism to Liberation (1971), 2d. rev. ed. Cambridge: Schenkman, 1980.

 

Bakos, Susan Grain. This Wasn't Supposed to Happen: Single Women Over 30 Talk Frankly About Their Lives. New York: Continuum, 1985.

 

Barrett, Michele. Women's Oppression Today: Problems in Marxist Feminist Analysis. London: Verso, 1980.

 

Beck, Evelyn Torten, ed. Nice Jewish Girls: A Lesbian Anthology.WatertowTi, Mass.: Persephone, 1982.

 

Belenky, Mary; Clichy, Blythe; Goldberger, Nancy; and Tatule, Jill. Women's Ways of Knowing. New York: Basic, 1987.

 

Benhabib, Seyla and Cornell, Drucilla, eds. Feminism as Critique. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987.

 

Benjamin, Jessica. The Bonds of Love: Psychoanalysis, Feminism, and the Problem of Domination. New York: Pantheon, 1988.

 

Bernard, Jessie. The Female World. New York: Free Press, 1981.

 

Bleier, Ruth, ed. Feminist Approaches to Science. New York: Pergamon, 1986.

 

Bordo, Susan. The Flight to Objectivity: Essays on Cartesianism and Culture. Albany: State University of New York, 1987.

 

Braverman, Lois. Women, Feminism, and Family Therapy. Haworth Pr., 1988.

 

Buhle, Mari Jo. Women and American Socialism, 1870-1920. Urbana: University of Illinois Press, 1981.

 

Bulkin, Elly: Pratt, Minnie Bruce; and Smith, Barabara. Yours in Struggle: Three Feminist Perspectives on Anti-Semitism and Race. Brooklyn: Long Haul Press, 1984.

 

Bunch, Charlotte. Passionate Politics: Feminist Theory in Action. New York: St. Martin's Press, 1987.

 

Caldecott, Leonie and Leland, Stephanie, eds. Reclaim the Earth: Women Speak Out for Life on Earth. London: Women's Press. 1983.

 

Chesler, Phyllis. Mothers on Trial. New York: McGraw-Hill Book Company, 1986.

 

Collard, Andree with Contrucci, Joyce. Rape of the Wild: Man's Violence Against Animals and the Earth. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

 

Cott, Nancy F. The Grounding of Modem Feminism. New Haven: Yale University Press, 1987.

 

Daly, Mary. Pure Lust: Elemental Feminist Philosophy. Boston: Beacon 1984.

 

Davis, Angela Y. Women, Race and Class. New York: Random House, 1981.

 

Diamond, Irene and Orenstein, Gloria Feman, eds. Reweaving the World: The Emergence of Ecofeminism. San Francisco: Sierra Club, 1990.

 

Dornbusch, Sanford and Myra Strober. Feminism, Children and the New Families. Builford Press, 1988.

 

Dworkin, Andrea. Pornography: Men Possessing Women. New York: Putnam, 1981.

 

Echols, Alice. Daring to Be Bad: Radical Feminism in America 1967-1975. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989.

 

Elsenstein, Hester. Contemporary Feminist Theory. Boston: G. K. Hall, 1983.

 

Elsenstein, Hester and Jardine, Alice, eds. The Future of Difference. Boston: G. K. Hall, 1980.

 

Elshtain, Jean Bethke. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. Princeton: Princeton University Press, 1981.

 

Enloe, Cynthia. Does Khaki Become You? The Militarization of Women's Lives. Boston: South End, 1983.

 

Estrich, Susan. Real Rape. Cambridge: Harvard University Press, 1987.

 

Faderman, Lillian. Surpassing the Love of Men: Romantic Friendship and Love between Women from the Renaissance to the Present. New York: Morrow, 1981.

 

Ferguson, Ann. Blood at the Root: Motherhood, Sexuality and Male Dominance. London: Pandora, 1989.

 

Ferguson, Kathy E., The Feminist Case Against Bureaucracy. Philadelphia: Temple University Press, 1984.

 

Fletcher, Ronald. The Abolitionists: The Family and Marriage Under Attack. Routledge, 1989.

 

French, Marilyn. Beyond Power: On Women, Men and Morals. New York: Summit, 1985.

 

Friedan, Betty. "Not for Women Only." Modem Maturity. April-May, 1989.

 

Frye, Marilyn. The Politics of Reality: Essays in Feminist Theory. Trumansburg, N.Y: Crossing Press, 1983.

 

Fuentes, Annette and Ehrenreich, Barbara. Women in the Global Factory. Boston: South end, 1983.

 

Gallop, Jane. The Daughter's Seduction: Feminism and Psychoanalysis. Ithaca: Cornell University Press, 1982.

 

Garfinkel, Irwin and Sara S. McLanahan. Single Mothers and Their Children: A New American Dilemma. Washington, DC: Urban Institute Press, 1986.

 

Gelles, Richard J. and Murray A. Straus. Intimate Violence: The Causes and Consequences of Abuse in the American Family. New York: Simon and Schuster, 1988.

 

Gilligan, Carol. In A Different voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press, 1982.

 

Glendon, Mary Ann. Abortion and Divorce in Western Law: American Failures, European Challenges. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987.

 

Gould, Carol, ed. Beyond Domination: New Perspectives on Women and Philosophy. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

 

Griffin, Susan. Pornography and Silence: Culture's Revenge Against Women. New York: Harper, 1981.

 

Haraway, Donna; Primate Visions: Gender, Race, and Nature in the World of Modem Science, New York: Routledge, 1989.

 

Harding, Sandra. The Science Question in Feminism, Ithaca: Cornell University Press, 1986.

 

Hess, Beth B. and Marvin B. Sussman. Women and the Family: Two Decades of Change. Haworth Press, 1984.

 

Gregg, Robin and Kintikka, Merrill В., eds. Discovering Reality: Feminist Perspectives on Epistemology, Metaphysics, Methodology, and the Philosophy of Science. Dordrecht: Reidel, 1983.

 

Hanscombe, Gillian E. and Jackie Forster. Rocking the Cradle: Lesbian Mothers; A Challenge in Family Living. Boston: Alyson Publications, 1982.

 

Harris, Adrienne and King, Ynestra, eds. Rocking the Ship of State: Toward a Feminist Peace Politics. Boulder, Colo.: Westview, 1989.

 

Hartsock, Nancy С. М. Money, Sex and Power: Toward a Feminist Historical Materialism. New York: Longman, 1983.

 

Hayden, Delores. The Grand Domestic Revolution: A History of Feminist Designs for American Home, Neighborhoods and Cities. Cambridge: MIT Press, 1981.

 

Henschel, Susannah, ed. On Being a Jewish Feminist: A Reader. New York: Schocken, 1983.

 

Hoagland, Sarah Lucia. Lesbian Ethics: Toward New Value. Palo Alto Calif.: Institute of Lesbian Studies, 1988.

 

Hooks, Bell. Ain'tIA woman:Black Women and Feminism. Boston: South End Press, 1981.

 

Hubbard, Ruth; Henifin, Mary Sue; and Fried, Barbara, eds. Biological Woman-The convenient Myth: A Collection of Feminist Essays and a Comprehensive Bibliography. Cambridge: Schenkman, 1983.

 

Hull, Gloria Т.; Scott, Patricia Bell; and Smith, Barbara, eds. But Some of Us Are Brave: Black Women's Studies. Old Westbury, N.Y.: Feminist Press, 1982.

 

Jaggar, Alison M. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, N.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

 

Johnson, Sonia. Going Out of Our Minds: The Metaphysics of Liberation. Freedom, California: The Crossing Press, 1987.

 

Joseph, Gloria and Lewis, Jill. Common Differences: conflicts in Black and White Feminist Perspectives. Garden City: Anchor, 1981.

 

Keohane, Nannerl O.; Rosaldo, Michelle Z.; and Gelpi, Barbara, eds. Feminist Theory: A Critique of Ideology. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

 

Keller, Evelyn Fox. Reflections on Gender and Science. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1985.

 

Kittay, Eva Feder and Meyers, Diana T. Women and Moral Theory. Totowa, N.J.: Rowman & Littlefield, 1987.

 

Lederer, Laura, ed. Take Back the Night: Women on Pornography. New York: Morrow, 1980.

 

Lerner, Gerda. The Creation of Patriarchy. New York: Oxford University Press, 1986.

 

Linden, R.R.; Pagano, D.R.; Russell, D.E.H.; and Star, S.L., eds. Against Sadomasochism: A Radical Feminist Analysis. Palo Alto, Calif.: Frog in the Well Press, 1982.

 

Lloyd, Genevieve. The Man of Reason: "Male" and "Female" in Western Philosophy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.

 

Lorde, Audre. Sister Outsider: Essays and Speeches. Trumansburg, N.Y: Crossing Press, 1984.

 

McAllister, Pam, ed. Reweaving the Web of Life: Feminism and Nonviolence. Philadelphia: New Society, 1982.

 

MacKinnon, Catharine A. Feminism Unmodified. Cambridge: Harvard University Press, 1987.

 

Mahowald, Mary B. Sexual Harassment of Working Women: A Case of Discrimination. New Haven: Yale University Press, 1979.

 

MacKinnon, Catharine A. Toward a Feminist Theory of the State. Cambridge: Harvard University Press, 1989.

 

Marks, Elaine and de Courtivron, Isabelle, eds. New French Feminisms: An Anthology (1980). New York: Schocken, 1981.

 

Merchant, Carolyn. The Death of Nature: Women, Ecology, and the Scientific Revolution. New York: Harper, 1980.

 

Moraga, Cherrie and Anzaldua, Gloria, eds. This Bridge Called My Back: Writings by Radical Women of Color. Watertown, Mass.: Persephone Press, 1981.

 

Morgan, Robin. Anatomy of Freedom: Feminism, Physics and Global Politics. Garden City, N.Y: Doubleday, 1982.

 

Noddings, Nel. Caring: A Feminine Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1984.

 

O'Brien, Mary. The Politics of Reproduction. Boston: Routledge & Kegan Paul, 1981.

 

Pateman, Carole. The Sexual Contract. Stanford: Stanford University Press, 1988.

 

Papachristou, Judith, ed. and Gross, Elizabeth, eds. Feminist Challenges: Social and Political Theory (1986). Boston: Northeastern University Press, 1987.

 

Plant, Judith, ed. Healing the Wounds: The Promise of Eco-feminism. Philadelphia: New Society, 1989.

 

Plaskow, Judith and Christ, Carol P., eds. Weaving the Visions: New Patterns in Feminist Spirituality. New York: Harper, 1989.

 

The Quest Staff, ed. Building Feminist Theory: Essays from Quest, a Feminist Quarterly. New York: Longman, 1981.

 

Rabuzzi, Kathryn Allen. The Sacred and the Feminine: Toward a Theology of Housework. New York: Seabury, 1982.

 

Rich, Adrienne. "Compulsory Heterosexuality and Lesbian Existence." In Feminist Frontiers: Rethinking Sex, Gender and Society.Ed. Laurel Richardson and Verta Taylor, Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1983.

 

Rosenberg, Rosalind. Beyond Separate Spheres: Intellectual Roots of Modem Feminism. New Haven: Yale University Press, 1983.

 

Rothchild, Joan, ed. Machina Ex Dea; Feminist Perspectives on Technology. New York: Pergamon, 1983.

 

Ruddick, Sara. Maternal Thinking: Towards a Politics of Peace. Boston: Beacon, 1989.

 

Rupp, Leila and Taylor, Verta. Survival in the Doldrums: The American Women's Rights Movement 1945 to the 1960s. New York: Oxford, 1987.

 

Sargent, Lydia, ed. Women and Revolution: A Discussion of the Unhappy Marriage of Marxism and Feminism. Boston: South End, 1981.

 

Saunders, Daniel G. "Truths' about Domestic Violence: A Reply to McNeely and Robinson-Simpson," Social Work, March/April, 1988.

 

Shiva, Vandama. Staying Alive: Women, Ecology and Development. London: Zed, 1988.

 

Snitow, Ann; Stansell, Christine; and Thompson, Sharon. The Powers of Desire: The politics of Sexuality. New York: monthly Review, 1983.

 

Solomon, Neil. Family Therapy Social Change. Irving Publishers, 1982.

 

Spelman, Elizabeth V. Inessential Woman: Problems of Exclusion in Feminist Thought. Boston: Beacon, 1988.

 

Spender, Dale, ed. Feminist Theorist: Three Centuries of Key Women Thinkers. New York: Pantheon, 1983.

 

Spretnak, Charlene, ed. The Politics of Women's Spirituality: Essays on the Rise of Spiritual Power in the Movement. Garden City, N.Y: Doubleday, 1981.

 

Sprong, John. Living in Sin? A Bishop Rethinks Human Sexuality. San Francisco, Harper and Row, 1988.

 

Steinem, Gloria. Outrageous Acts and Everyday Rebellions. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1983.

 

Swidler, Ann. "Culture in Action: Symbols and Strategies." American Sociological Review 51 (April 1986).

 

Vance, Carole S. Pleasure and Danger: Exploring Female Sexuality. Boston: Routledge, 1984.

 

Walker, Alice. In Search of Our Mothers' Gardens: Womanist Prose. New York: Harcourt, Brace Jovanovich, 1983.

 

Weitzman, Lenore. The Divorce Revolution: The Unexpected Social an dEconomic Consequences for Women and Children in America. New York: The Free Press, 1985.

 

Yllo, Kersti and Michele Bograd. Feminist Perspecties on Wife Abuse (Sage Focus Edition, Vol. 93). Sage Publications, 1988.

 

1990-e

 

Alemdia, Rhea V. Expansions of Feminist Family Theory Through Diversity. Harrington Park Press, 1994.

 

Adams, Carol J. The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory. New York: Continuum, 1990.

 

Allen, Jeffner, ed. Lesbian Philosophies and Cultures. Albany: State University of New York Press, 1990.

 

Bahr, Kathleen Slaugh and Nancy Rollins Ahlander. "Feminism and Family Work: A Reply to Sanchez's Commentary. Journal of Marriage and the Family. 1996 May: 58(2):520. ISSN: 0022-2445.

 

Marciauskas, Rosemary Curran and Debra Beery Hull. Loving and Working: Reweaving Women's Public and Private Lives. AS IN: 0940989484.

 

Bartky, Sandra Lee. Femininity and Domination: Studies in the Phenomenology of Oppression. New York: Routledge, 1990.

 

Bashevkin, Sylvia. Women on the Defensive: Living through Conservative Times. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

 

Baumgardner, Jennifer and Amy Richards. Manifesto: Young Women, Feminism and the Future. Farrar Straus & Giroux, 2000.

 

Bograd, Michele, Feminist Approaches for Men in Family Therapy. Haworth Pr., 1991.

 

Bondoc, Anna and Meg Daly. Letters of Intent: Women Cross the Generations to Talk about Family, Work, Sex, Love and the Future of Feminism. Free Press, 1999.

 

Burck, Charlotte and Bebe Speed. Gender, Power and Relations: New Developments in Family Therapy. Routledge, 1995.

 

David M. and Neil M. Malamuth. Sex, Power, Conflict: Evolutionary and Feminist Perspectives. Oxford University Press, 1996.

 

Carr, Anne E. and Mary Stewart Van Leeuwen. Religion, Feminism and the Family: Studies in Family Religion and Culture. Westminister John Knox Press, 1996.

 

Chancer, Lynn S. Reconcilable Differences: Confronting Beauty, Pornography and the Future of Feminism, University of California Press, 1998.

 

Chase, Susan E. Mothers and Children: Feminist Analyses and Personal Narratives. Rutgers University Press, 2001.

 

Collins, Patricia Hill. Black Feminist Thought: Knowledge, Consciousness and the Politics of Empowerment. Boston: Unwin Hyman, 1990.

 

Conway-Turner, Kate and Suzanne Cherrin. Women, Families and Feminist Politics: A Global Exploration (Haworth Innovations in Feminist Studies). Haworth Press, 1998.

 

Cott, Nancy. A Heritage of Her Own: Families, Work and Feminism in America. ASIN: 0317051601.

 

Crittenden, Danielle. What Our Mothers Didn't Tell Us: Why Happiness Eludes the Modem Woman. New York: Simon & Schuster, 1999.

 

Davey, F. Heather. "Young women's expected and preferred patterns of employment and child care." Sex Roles: A Journal of Research (Jan, 1998). Retrieved January 10, 2001 from the World Wide Web: http://www.findarticles.com/cf_0/m2294/nl-2v38/20816294/ print.jhtml.

 

Donovan, Josephine. Feminist Theory: The Intellectual Traditions of American Feminism. New York: Continuum, 1997.

 

Dworkin, Andrea. Intercourse. Paperback Publishers, 1997.

 

Flax, Jane. Thinking Fragments: Psychoanalysis, Feminism, and Postmodernism in the Contemporary West. Berkley: University of California Press, 1990.

 

Forna, Aminatta. 1998. The Mother of All Myths: How Society Moulds and Constrains Mothers. London: HarperCollins, 1998.

 

Fox-Genovese, Elizabeth. "How has marriage fared during its feminist reformation?" The World & I. November 1997, Vol. 12, Issue: 11, p. 32. Retrieved from the World Wide Web: http://www.worldandi.com/ subscribers/1997/November/S-FOX.cfm.

 

Fox-Genovese, Elizabeth, Stanley J. Grenz, Mardi Keyes, Van Leeuwen, Mary Steward Van Leeuwen. Women and the Future of the Family (Kuyper Lecture Series). Baker Book House, 2000.

 

French, Stanley G., Wanda Teays and Laura M. Purdy. Violence Against Women: Philosophical Perspectives. Ithaca Cornell University Press, 1998.

 

Garrison, Ednie Kaeh. "U.S. Feminism-Grrrl Style! Youth (Sub)cultures and the Technologies of the Third Wave." Feminist Studies. Spring, 2000. Retrieved January 10, 2001 from the World Wide Web: http://www.findarticles.com/cf_0/m0300/l_26/ 63295343/print.jhtml.

 

Goslinga-Roy, Gillian M. "Body boundaries, Fiction of the Female Self: An Ethnographic Perspective on Power, feminism, and the Reproductive Technologies. Feminist Studies, Spring, 2000. Retrieved on January 12, 2001 from the World Wide Web: http://www.findarti-cles.com/cf_0/m0300/l_26/63295342/print.jhtml.

 

Gould, Jane S. Juggling: A Memoir of Work, Family and Feminism (Feminist Press Cross-Cultural Memoir Series). Feminist Press, 1997.

 

Greer, Germaine. The Whole Woman. Doubleday, 1999.

 

Gregg, Robin. Pregnancy in a High Tech Age: Paradoxes of Choice. New York/London: New York University Press, 1995.

 

Grigg, William Norman. The Gospel of Revolt: Feminism Vs. the Family. Northwest Publishers, 1992.

 

Hartsock, Nancy С. М. "Truth and Method: Feminist Standpoint Theory Revisited." Signs 22(winter 1997): 341-65.

 

Hawkesworth, M. E., Beyond Oppression: Feminist Theory and Political Strategy. New York: continuum, 1990.

 

Heberle, Renee J. Finding a New Feminism: Rethinking the Woman Question for Liberal Democracy. Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 1996.

 

Hekman, Susan J. Gender and Knowledge. Boston: Northeastern University Press, 1990.

 

"Backgrounds and Riverbeds: Feminist Reflections." Feminist Studies, Summer 1999. Retrieved January 10, 2001 from the World Wide Web: http://www.findarticles.com/cf_0/m0300/2_25/ 57045303/print.jhtml.

 

Hirsch, Marianne and Keller, Evelyn Fox, eds. Conflicts in Feminism. New York: Routledge, 1990.

 

Hooyman, Nancy R. and Judith Gonyea. Feminist perspectives on Family Care: Policies for Gender Justice (Family Caregiver Applications, Vol6). Sage Publications, 1995.

 

Johnston, Carolyn. Sexual Power: Feminism and the Family in America. University of Alabama Press, 1992.

 

Kaplan, Lawrence and Rosemarie Tong. Controlling Our Reproductive Destiny: A Technological and Philosophical Perspective. Cambridge MA: M.I.T. Press, 1994.

 

Kenen, Regina. Reproductive Hazards in the Workplace: Mending Jobs, Managing Pregnancies. New York: Haworth, 1993.

 

Kilianski, Stephen E. "Wanting it both ways: do women approve of benevolent sexism?" A Journal of Research, Sept. 1998. Retrieved from the World Wide Web: http://www.findarticles.com/cf_0/ m2294/n5-6_v39/21227876/print.jhtml.

 

Ladd, Rosalind Ekman, ed. Children's Rights Re-Visioned: Philosophical Readings. Belmont, California: Wadsworth Press, 1996.

 

Lanca, Patr'cia. "Feminism and the family." The World & I, December 1995, Vol. 10 Issue 12, p.290. Retrieved from the World Wide Web: http://www.worldandi.com/subscribers/1995/ December/LANCA.cfm.

 

Lasch Christopher and Elisabeth Lasch-Quinn. Women and the Common Life: Love, Marriage and Feminism. W.W. Norton & Company, 1997.

 

Lorber, Judith. Paradoxes of Gender. New Haven: Yale University Press. 1994.

 

Lykke, Nina and Rosi Braidotti, eds. Between Monsters, Goddesses, and Cyborgs: Feminist Confrontations with Science, Medicine, and Cyberspace. London: Zed Books, 1996.

 

Mahowald, Mary B. Philosophy of Women: Classical to Current Concepts, 3rd ed. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1995.

 

Maglin, N. B. and D. Perry. "Bad Girls"/'Good Girls": Women, Sex and Power in the Nineties. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1996.

 

Maran, Meredith. Notes from an Incomplete Revolution: Real Life Since Feminism. New York: Bantam Books, 1997.

 

McGinnis, John О. "Unnatural Selection: The feminists' unconvincing biology." National Review, April 19, 1999. Retrieved from the World Wide Web: January 12, 2001 from http://www.findarticles.com/ cf_0/ml282/7_51/54274876/print.jhtml.

 

Misciagno, Patricia S. Rethinking Feminist Identification: The Case for De Facto Feminism. Westport, CT: Praeger, 1997.

 

Narayan, Uma and Julia J. Bartkowiak, eds. Having and Raising Children: Unconventional Families, Hard Choices, and the Social Good. University Park, PA: Pennsylvania State University Press. 1999.

 

Narayan, Uma and Sandra Harding, eds. Decentering the Center: Philosophy for a Multicultural, Postcolonial, and Feminist World. Bloomington: Indiana University Press, 2000.

 

Nelson, Hilde Lindemann, ed. Feminism and Families. New York/London: Routledge. 1996.

 

Newton, Judith. Starting Over: Feminism and Cultural Critique. University of Michigan Press, 1994.

 

Nicholson, Linda J., ed. Feminism/Postmodernism. New York: Routledge, 1990.

 

Okin, Susan Moller, Justice, Gender and the Family. Basic Books, 1991.

 

O'Reilly, Andrea. Mothers and Sons: Feminism, Masculinity and the Struggle to Raise Our Sons. Routledge, 2001.

 

Patai, Daphne. Heterophobia: Sexual Harassment and the Future of Feminism. Rowman & Littlefield, 1998.

 

Posner, Judith. The Feminine Mistake: Women, Work and Identity. Warner Books, 1992.

 

Purdy, Laura M. In Their Best Interest? The Case Against Equal Rights for Children. Ithaca: Cornell University Press. 1992.

 

Ribbens, Jane. Mothers and Their Children: A Femenisit Sociology of Childbearing. Sage Publications, 1994.

 

Risman, Barbara J. Gender Vertigo: American Families in Transition. Yale University Press, 1999.

 

Roiphe, Katie. "Date Rape's Other Victim." New York Times, June 13, 1993. Retrieved from the World Wide Web: http://www.vix.com/pub/men/books/roiphe.html.

 

Shrage, Laurie. Moral Dilemmas of Feminism: Prostitution, Adultery and Abortion. New York/London: Routledge, 1994.

 

Sollie, Donna L. and Leigh A. Leslie. Gender, Families and Close Relationships: Feminst Research Journeys (Current Issues in the Family, Vol2). Sage Publication, 1994.

 

Sommers, Christina Hoff. Who Stole Feminism?How Women Have Betrayed Women. New York: Free Press, 1994.

 

Smith, Christine A. "I enjoy being a girl: collective self-esteem, feminism, and attitudes toward women." Sex Roles: A Journal of Research. February, 1999. Retrieved on January 12, 2001 from the World Wide Web: http://findarticles.com/cf_0/m2294/3-4_40/54710017/print.jhtml.

 

Staggenborg, Suzanne. Gender, Family and Social Movements (Sociology for a New Century). Pine Forge press, 1997.

 

Tong, Rosemarie. Feminine and Feminist Ethics. Belmont, California: Wadsworth. 1993.

 

Tong, Rosemarie. Feminist Thought: A Comprehensive Introduction. Boulder, Colorado: Westview Press. 1998.

 

Trask, Haunani-Kay. Eros and Power: The Promise of Feminist Theory. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1986.

 

Treblicot, Joyce, ed. Mothering: Essays in Feminist Theory. Totowa, J.J.: Rowman & Allanheld, 1983.

 

Tuana, Nancy and Rosemarie Tong, eds. Feminism & Philosophy: Essential Readings in Theory, Reinterpretation, and Application. Boulder, Colorado: Westview Press, 1994.

 

Umansky, Lauri. Motherhood Reconceived: Feminism and the Legacies of the Sixties. New York University Press, 1996.

 

Weingarten, Kathy and Michele Bograd. Reflections on Feminist Family Therapy Training. Haworth Press, 1996.

 

Wendell, Susan. The Rejected Body: Feminist Philosophical Reflections on Disability. New York/London: Routledge. 1996.

 

Young, Cathy. Why Women and Men Must Join Forces to Achieve True Equality. Free Press, 1999.

 

Young, Iris. Justice and the Politics of Difference. Princeton: Princeton University Press, 1990.

 

Zimmerman, Patricia. "The Female Body wars: Rethinking Feminist Media Politics." Socialist Review 23, no. 2 (1993) 35-56.

 

Издания на русском языке

 

Американская социологическая мысль. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

 

Антология гендерной теории. Галова Е., Усманова А. Минск: Прометей, 2000.

 

Антология русской классической социологии. Под ред. Д.С. Клементьева, Л.Н. Панковой. Из-во МГУ, 1995.

 

Антонов А.И, и Сорокин С.А. "Судьба семьи в России ХХГ, Москва, 2000.

 

Антонов А.И. "Социология Рождаемости". (Теоретические и Методические проблемы). Москва "Статискика", 1980.

 

Антонов А.И. и Медков В.М. "Социология семьи", М.: Изд-во МГУ, 1996.

 

Антонов А.И. "Микросоциология семьи". М.: Нота-Бене, 1998.

 

Баллаев Е.А. "Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России". М., 1998.

 

Барт Р. "Смерть Автора", Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс 1989.

 

Баскакова М.Е. "Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда". Москва, 1998.

 

Батлер Д. "Меланхолийный гендер", /Отторгнутая идентификация// Гендерные исследования, № 1, 1998. Харьков: ХЦГИ.

 

Батлер Д. "От пародии к политике". Современная философия, № 1. Харьков: ХЦГИ, 1995.

 

Берн, Шон. "Тендерная психология". СПб, 2001.

 

Берне, Р. "Развитие Я-концепции и воспитание". М.: "Прогресс", 1986.

 

Бестужев-Лада И.В. "Альтернативная цивилизация". М., 1998.

 

Быховская И.М. "Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность". М., 1993.

 

Виссон, Линн. "Чужие и близкие в русско-американских браках". М., 1999.

 

Гендерные тетради. Ред. Клёцин А.А. Выпуск Второй, Санкт-Петербург, 1999.

 

Гидденс, Э. "Социология". Санкт-Петербург, 1997.

 

Градскова, Юлия. "Обычная" советская женщина - обзор описаний идентичности. М., 1999.

 

Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

 

Де Бовуар С. "Второй пол", Алетейя, СПб., 1997.

 

Делез Ж. "Первая серия парадоксов: чистое становление // Логика смысла. Москва: Academia, 1995.

 

Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. М., 1999.

 

Джейн Л.Т. и Пристли Ж., " Социология", Москва: Инициатива, Львов, 1998.

 

Добренькое В.И., Кравченко А.И. "Социология". В 3-х томах. М., 2000.

 

Егорова Л.С. "Социокультурные процессы в изменяющейся России: гендерный аспект". М., 2000.

 

Женщина и визуальные знаки, под общей редакцией Альчук Анна. Москва: Идея-Пресс, 2000.

 

Женщины России на рубеже XX-XXIвеков. Иваново, 1998.

 

Жеребкина Ирина. "Прочти Мое Имя", (постмодернизм, психоанализ, феминизм). Москва, Идея-Пресс, 2000.

 

Зидер, Р. "Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XXвв.)". М., 1997.

 

История теоретической социологии. Том 2, Отв. Ред. Ю.Н. Давыдов. М, 1997.

 

Култыгин В.П. "Современные зарубежные социологические тенденции". М., 2000.

 

Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов, 1999.

 

Мэкки, Линдси, Патулло, Полли. "Женщина на работе". М.: Прогресс, 1982.

 

Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.

 

Нравственность. Здоровье. Семья. Часть II. Ценностные ориентации семьи. Научи, ред. А.С. Белкин. Екатеринбург, 2001.

 

Осетрова Н.В. "Права Женщин: в представлениях школьных учителей", Москва, 2000.

 

Пол, Тендер, Культура (немецкие и русские исследования), под редакцией Элизабет Шоре и Карелии Хайд ер, Москва, 1999.

 

Поленина С.В. "Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект". М., 2000.

 

Права женщин в России: Исследования реальной практики и их соблюдение в массовом сознании. Том I и П. М., 1998.

 

Римашевская Н., и др. "Окно в русскую частную жизнь". М., 1999.

 

Семья на пороге третьего тысячелетия. Научн. Ред. а.и.антонов и др. М., 1995.

 

Смелзер, Н. "Социология". М.: Феникс. 1994, 1998.

 

Смирнов А.И. "Женщины на военной службе: новые возможности и социальные права", Москва, 2000.

 

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.

 

Социокультурный анализ гендерных отношений. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. Из-во Саратовского университета, 1998.

 

Тартаковская И.Н. "Социология пола и семьи". Самара, 1997.

 

Теория и история феминизма. Под ред. И.А. Жеребкиной. Ф-Пресс, Харьков, 1996.

 

Фигдор Г. "Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой'. М.: Наука, 1995.

 

Фрейд 3. "Женственность". // Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991

 

Фридан Б. "Загадка женственности", Москва, 1994.

 

Фуко М. "Антропологический круг" //История безумия в классическую эпоху. СПб: университетская книга, 1997.

 

Фуко М. "Забота о себе". История сексуальности. Киев: Грунт, 1998.

 

Фуко М. "Использование у довольствий", Москва: Кастиль, 1996.

 

Фуко М. "Антропологический круг" // История безумия в классическую эпоху. С.-Пб.: Университетская книга, 1997.

 

Фуко М. "Забота о себе". История сексуальности. Киев: Грунт, 1998.

 

Фуко М. "Использование у довольствий", Москва: Кастиль, 1996.

 

Хрестоматия феминистских текстов. СПб, 2000.

 

Шкапинская Е.Н. "Дискурс любви". М.: Прометей, 1997.

 

Штомпка, П. "Социология социальных изменений". М., 1996.

 

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Отв. Ред. А.К. Байбурин, И.С.Кон. СПб, 1991.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

 

 

 

Ч. Томас Филлипс - американский учёный, занимающийся исследованиями семьи с позиции фамилизма, подготовил на кафедре социологии семьи в 2000-2001 гг. и защитил с успехом на социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова диссертацию, текст которой явился основой данной монографии. Это первая на русском языке обстоятельная работа, посвященная систематическому изучению отношения американского феминизма как общественного движения и тендерного феминизма как популярного теоретического направления к институту семьи. В книге много ценной информации мало известной русскому читателю, особенно в связи с целями замены семьи её альтернативными формами.

 

Сегодня в пору моды на тендерные исследования и феминистскую социологию в российских университетах, полезно познакомиться с истоками и корнями антисемейной направленности феминизма в США. Нынешняя внесемейная атмосфера в развитых странах мира подготовлена десятилетиями сокращения рождаемости и перехвата семейных функций государством и его институтами. Именно неравное положение семьи в обществе ведет к упадку и кризису семейного образа жизни, к девальвации ценности материнства и отцовства, стабильного брака и обзаведения детьми. Активизация внесемей-ных взглядов связана с переопределением сути самой семьи, с поддержкой такого плюрализма разновидностей семьи, когда основной тип семьи с двумя родителями и несколькими детьми в условиях массового распространения сожительств, разводов и однодетности оказывается не просто социальным меньшинством, а проявлением девиантного поведения.

 

Ч.Томас Филлипс строит изложение, предоставляя слово лидерам феминистского движения и сопоставляя оценки, даваемые тем или иным аспектам развития феминистской мысли видными историками и аналитиками феминистской теории. Самостоятельное значение имеет составленная автором библиография феминистских изданий, о ряде которых, вышедших в свет в девяностые годы нет упоминаний даже в последних публикациях российских последователей феминизма*, тогда как они подробно и в стиле доказательного рассуждения рассматриваются на этих страницах.

 

Глубокое исследование Ч.Томаса Филлипса является единственным в своем роде, противостоящим массе профеминистских работ с обычной для них процедурой самообоснования, и, увы, с их явно некритическим настроем относительно конвенциональных основ гендерно-феминистской теории. Важно что этот редкий по строгости критического анализа труд является прекрасным учебным пособием по курсу тендерных исследований, т.к. позволяет взглянуть на феминистский подход со стороны острых социальных проблем семьи.

 

В отличие от большинства изданий по феминистской и тендерной проблематике, мощно и постоянно финансируемых всеми зарубежными и отечественными фондами, данная книга издана на средства автора. Я благодарен Ч.Томасу Филлипсу за эту возможность представить российскому читателю фамилистическую критику парадигмы феминизма.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 230.