Проблема психологического отбора в спорте и психологии личности спортсмена.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность - это понятие биосоциальное, которое подразумевает совокупность биологических, индивидуальных и социальных особенностей того или иного человека.

В спортивной деятельности очень важно знать индивидуальность спортсмена, поскольку именно на ее основе строится технико-тактический стиль спортивной деятельности. Платонов К.К. выделяет группы, которые образуют основные стороны личности:

1. Социально-обусловленные особенности (направленность личности и моральные качества); . ' .

2. Биологически-обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты);

3. Опыт (объем и количество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

4. Индивидуальные особенности различных психологических процессов.

Аспекты формирование личности спортсмена:

1. Самосознание - нравственные чувства, эстетические чувства, этические чувства, самосознание,
самонаблюдение, самоконтроль, самооценка и самовоспитание.

2. Деятельность тренера - общение, эмоциональная реакция, поведенческий акт, методика
. обучения, средства обучения, методика воспитания и средства воспитания.

3. Общественное сознание - тренировочная деятельность, соревнования, отношения в коллективе,
ответственность, общительность, нормы поведения, взаимопомощь и отношение к обществу.,

Психологические основы отбора в спорте. Спорт: отбор, тренировка, соревнования.


Цель отбора: выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени. Необходимость отбора обусловлена следующими положениями:'

1. Период активной спортивной жизни человека составляет примерно 5-10 лет;

2. Индивидуальные особенности психики не всем позволяет достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки.

Общая психологическая подготовка спортсмена.

Понятия и задачи психологической подготовки.

Психология спорта различает два вида психологической подготовки: общая и специальная..

Общая подготовка подразумевает всестороннее развитие психологических и психических качеств личности, которые необходимы спортсмену для участия в спортивной деятельности.

Специальная подготовка подразумевает развитие тех же качеств, но непосредственно к эффективному участию к предстоящим соревнованиям.

Эти два вида подготовки осуществляются в процессе непрерывных тренировочных занятий:

Задачи общей психологической подготовки:

1. Постепенное развитие и доведение' до высокого уровня совершенства наиболее важных для данного, вида спорта психических функций (мышление, время реакции, специализированное восприятие, внимание);

2. Развитие способности к затрате необходимых волевых усилий.

Волевые качества спортсмена:

1. Целеустремленность - способность к сознательной постановке цели любого действия;          ■.

2. Дисциплинированность - способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения;

3. Уверенность - способность к трезвому и объективному анализу своих сил и возможностей;

4. Инициативность - способность объективно оценивать сложившуюся в процессе спортивной борьбы ситуацию и самостоятельно разрешить ее, беря всю ответственность на себя;

5. Самостоятельность - способность принимать решение и доводить до конца те действия, которые выполняются, не ожидая указаний и помощи со стороны;

6. Смелость - способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, осознавая при этом возможность тяжелых для себя последствий;

7. Настойчивость - способность не останавливаться на пути к достижению цели, несмотря на временные неудачи и трудности;

8. Решительность - способность быстро понимать наиболее правильные в данных условиях решения и активно проводить их в жизнь;

9. Самообладание — способность не теряться в трудных, неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции;

10. Стойкость - способность выдерживать в процессе спортивной борьбы различные трудности, продолжая при этом борьбу в состоянии сильного утомления.

Все эти волевые качества неразрывно связаны между собой, с той лишь разницей, что в отдельных-видах спорта они имеют ведущие, приближенные к ведущим и следующие значения.

Методы психической подготовки.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание спортсмена.

Применяются следующие методы:

1. Лекции и беседы (они включают в себя объяснение особенностей психических состояний характерных для спорта; обучение специфичным приемам и поведенчиским актам, которые помогут спортсмену справляться с теми или иными отрицательными состояниями).

2. Беседа с другими при спортсмене (прием косвенного внушения).

3. Гетеротренинг (сеанс Обучения аутогенной тренировки).

4. Внушенный отдых (внушение спортсмену покоя и отдыха в состоянии полного расслабления).

5. Внушенный сон (гипноз) (метод внушения в подсознательном состоянии).


6. Размышление и рассуждение (способ внушения и самовнушения методом самоубеждения).

7. Дыхательные упражнения (спокойное, ровное).

8. Разрядка (выполнение упражнений в полную силу).

9. Отвлечение (прием, связанный с представлениями состояний спокойствия и уверенности).

10. Самовнушение.

11. Самоубеждение. ■

12. Интеллектуальные задачи.

13. Психологические упражнения. 14- Тренинг.

Как один из основных компонентов психологической подготовки спортсмена выступает борьба с психологическими барьерами:

I. Стрессы или чрезмерные нервные напряжения, вызываемые сильными или длительнодейственными раздражителями;

II. Различные навязчивые мысли в сочетании с сильными отрицательными эмоциями, отвлекающие спортсмена от основных действий (о неправильном действии судей, об отношении зрителей).






Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.