Понятие личности в психологии сложно. Личность понимают как человека во всей его совокупности социальных и индивидуальных качеств.
Личность - человек взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях, являются устойчивымопределением нравственных поступков человека, имеющие значение для него самого и
окружающих.
Личность - человеческий индивид, как субъект межличностных отношений и сознательной
деятельности. Понятие «личность» соотносится с такими терминами, как «индивид»,
«индивидуальность», «человек». Человек - включает в себя совокупность всех человеческих
качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют они или отсутствуют они у
конкретного человека. .
Индивид - совокупность качеств отличающих человека от других людей; общие для многих
людей свойства.
Индивидуальность*- своеобразие человека, т. е. чем один человек отличается от другого.4
степень выражения этого отличия.
«Индивидами рождаются, а личностями становятся».
Структура личности:
1. Способность - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успешность в различных видах деятельности.
2. Темперамент - включает в себя те качества, от которых зависит реакция человека на других людей и социальные обстоятельства.
3. Характер - совокупность качеств, определяющие поступки человека в отношении других людей.
4. Волевые качества - совокупность социально личностных свойств, влияющих на стремление человека в достижении поставленных целей.
5. Эмоции и мотивация - совокупность переживаний человека и сила побуждающая его.
6. Социальные установки - убеждения и отношения между людьми.
Самосознание личности - процесс познания человеком своих потребностей, мотивов и качеств. Оно начинает формироваться рано. Думая о самом себе, человек редко бывает, нейтрален, он всегда испытывает отношение к себе, поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и содержат оценку себя, своих действий и отдельных сторон своей личности. Мнение человека о себе, реализуется во внешнем поведении с другими людьми. Все это создает основу для устойчивого личного образования - «Я концепция». Она включает в себя все. знания человека и его собственные оценки самого себя как субъекта взаимодействия и как личности. В «Я концепции» выделяют 3 основных компонента:
1. Когнитивный компонент или «Образ-Я» - он характеризует содержание представления человека о себе, о своих способностях, отношение с окружающими, во внешности, социальных ролях; интересах, качествах личности и др. . .
2. Эмоционально-оценочное отношение к себе - отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности. Это отношение проявляется самоуважением, чувством собственного достоинства, в самооценке, уровне притязаний.
Самоуважение- это вера в свои силы, возможности. Это принятие себя, любовь к себе.
Самооценка – оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности в частности. с\о м.б. устойчивой т.е. сохранятся в различных ситуациях и на достаточно длительное время и неустойчивой.
Не адекватная самооценка | Завышенная - оценка реальных возможностей, способностей, достоинств не является адекватной их реальному содержанию |
Заниженная – мнение и представление человека о собственных качествах намного ниже чем в реальности. | |
Адекватная | Полное соответствие представлений человека о себе их реальному содержанию. |
Самооценка достаточно тесно связана эмоциональным отношением к себе.
Эмоциональное отношение к себе | Высокая с\о | Средняя с\о | Низкая с\о |
положительное | Ребёнок как эмоциональный центр семьи, он знает что его любят, уверен в себе. Ребёнка захваливают | Адекватная, достаточно гармоничная личность. Человек достаточно объективно себя оценивает, верит в себя. | Личность склонная к саморазвитию. Доверие к себе, стремление и надежда в улучшении дальнейшего развития. |
отрицательное | Ребёнок с аффектом неадекватности. | Конфликтная, но наиболее адекватная личность. | Невротическая личность. Человек чувствует свою не успешность, не значимость. Низкий энергетический уровень |
Уровень притязаний – уровень трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он буде воспринимать как неудачу, а какие как успех. Для гармоничного развития личности необходимо, что бы у\п был немного выше с\о, несколько опережал её, создавая тем самым возможности роста и развития.
3. Поведенческий - определяет возможность саморегуляции способности человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его и отвечать за свои поступки. В нём отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит сам перед собой.
Как система осознаваемых и неосознаваемых устанвок человека по отношению к самому себе «Я –концепция» выражает: реальное-Я, идеальное-Я, зеркальное – Я, Динамическое-Я (как я изменяюсь в течении времени..), Я – маска и т.п. ■ '
«Я концепция» развивается в процессе всей жизни человека, она изменяется, обогащается, но в тоже время может и упрощаться. Устойчивость «Я концепции» обеспечивает внутреннее согласование личности, ее целостности, последовательность поведения.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.