В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В психологии выделяются несколько видов игр:
1. Режиссерская игра - это вид деятельности ребенка, при котором он является «постановщиком» игровой ситуации.
2. Образно-ролевая игра - это вид деятельности ребенка, в котором он изображает себя кем-то или чем-то и действует соответственно выбранному образу.
3. Ролевая игра — это вид деятельности ребенка, в котором он берет на себя роль взрослых людей, и в обобщенной форме и игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними.
4. СюжетНо-ролевая - это вид деятельности ребенка, в котором дети воспроизводят человеческие роли и отношения.
5. Игры с правилами — подвижные игры.
Компоненты игры по Эльконину:
1. Игровые условия (участники, куклы, игрушки).
2. Сюжет - это та сфера деятельности, которую изображает ребенок (семья, быт, производство).
'
3. Содержание игры - это те моменты деятельности, которые воспроизводятся ребенком (наказание, купание - ситуации в жизни).
4. Роль - это та социальная позиция, которую занимает ребенок в игре.
Значение игры для развития ребенка:
1. . Дети учатся полноценному общению друг с другом.
2. Совершенствуются, речевые навыки.
3. Происходит эмоциональная разрядка.
4. Способствуют становлению произвольного поведения.
5. Развивается мотивационно-потребностная сфера.
6. Формируется творческое воображение.
7. Способствует становлению произвольной памяти.
8. В игре происходит развитие всех психических функций.
9. Расширение кругозора.
Развитие психических функций:
Речь - завершается период овладения речью и к семи годам речь становится средством общения и мышления ребенка. Появляются развернутые сообщения, возникает диалогическая речь.
Восприятие - становиться осмысленным, анализирующим, в нем выделяются производные действия (наблюдение, рассматривание).
Внимание - переходит к семи годам на стадию произвольности, увеличивается объем -и
концентрация внимания. , • .
. Мышление -. основной его особенностью является переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, появляются своеобразные логические суждения, ребенок умеет обобщать, усваивает понятия. •
Память - основная особенность памяти - становление произвольности. Увеличивается объем и длительность сохранения информации.
Самосознание - появляется самооценка, но она еще не адекватная, появляется самосознание (осознание своих переживаний); в этот период идет половая идентификация; появляется осознание себя во времени.
Психология младшего школьного возраста (от 6 — 7 до 10 лет).
Младший школьный возраст, связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.
Ведущей в младшем школьном возрасте становиться учебная деятельность. Она определяет важнейшие- изменения, происходящие в развитии" психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающем развитие на следующем возрастном этапе.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности.
2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий. •
3. Развитие нового познавательного отношения к действительности.
4. Ориентация на группу сверстников.
Младший школьный возраст является сенситивным для:
1. Формирования методов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
2. Развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
3. Раскрытия индивидуальных способностей и особенностей;
4. Развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
5. Становление активной самооценки, развития критичности к себе и к окружающим;
6. Усвоения социальных норм, нравственного развития;
7. Развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных контактов..
Дата: 2019-07-30, просмотров: 206.