Индивидуальное развитие памяти.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этапы развития психологии.

Выдающийся немецкий учёный Г.Эббенгауз отмечал, что п. «имеет длинное прошлое, но краткую историю».

П. включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков псих-е знания накапливались в недрах других наук: философия, естествознание, медицина и т.д., а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень мал – всего около ста лет.

 Только в середине 19 века п. из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой.

Т.о., в п. условно выделить можно три этапа:

· Донаучная или житейская психология

· Философская психология

· Научная психология

 

Житейские психологические знания, почёрпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.

Если говорить о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникла и психология. В данном случае психология – это познание себя и другого человека в процессе деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие – особенности характера. Поэтому задолго до того как психические процессы, свойства и состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

Такие знания м.б. весьма обширными и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако донаучные психологические знания несистематизировано, лишено глубины и доказательности, поэтому часто не осознаётся как знание.

Философская психология существовала со времён великих греческих философов: Аристотеля, Гиппократа, Платона и Сократа. философское психологическое знание базируется на представлении о душе, как Богом данной сущности. (вставить взгляды о душе из предыдущей лекции и со стр.13-14).

Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине 19 века. Её появление связано с открытием экспериментального метода в психологии и открытие В.Вундтом в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной п.(добавить из книги стр 13-14)

Предмет психологии .

В психологии нет однозначного понимания предмета, поскольку существование большого количества психологических школ свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены и поведение человека и феномены неосознаваемой психики.

Весь исторический путь развития научной психологии представляет собой расширение и усложнение предмета:

· Душа, её свойства и сущность

· Сознание

· Бессознательное

· Поведение.

 

Психология остаётся наукой о психике, которая включает в себя многие субъективные явления:

 Познавательные процессы:

  • Ощущения
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Воображение
  • Речь

 

Состояния и свойства личности:

  • Темперамент
  •  характер
  • способности
  • эмоции
  • воля
  • мотивы
  • сознание

 

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях. Своих отношениях к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы

 

                                              

Психология деятельности.

Понятие деятельности.

• Деятельность можно определить как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условий собственного • существования. В деятельности человек создает предмет материальной культуры, духовной культуры, возможности при этом сохранять и совершенствовать природу. Человек строит общество и создает то, без чего активности не существовало бы. Человеческая деятельность носит творческий характер, поскольку благодаря деятельности человек выходит за рамки своей природной ограниченности, превосходя свои способности, возможности. В процессе деятельности человек создает предмет культуры, но идет процесс самосовершенствования, самореализации. Деятельность человека в отличие от активности животного побуждается искусственными потребностями, которые возникают в процессе присвоения духовной культуры.

Признаки деятельности:

а) деятельность человека носит продуктивный и творческий характер;

б) деятельность связана с предметом материальной и духовной культуры, которая используется в
качестве инструментов удовлетворения потребностей или средств собственного развития;

г) деятельность человека преобразует его самого, его потребности и условий жизни;

д) предметная деятельность людей не дана им с рождения, а задана в культурной предназначенности
и способы использования окружающих предметов. Деятельность необходимо развивать.

Строение человеческой деятельности. Деятельность человека имеет основные психологические характеристики, которые составляют се структуру:

а) мотивация деятельности - то, что побуждает деятельность и ради чего она осуществляется.
Мотивы могут быть: органическими, функциональными, материальными, социальными и
/духовными;

б) цель - продукт деятельности. Реальный физический предмет, создаваемый человеком,
определенным знанием, умением и навыком, которые преобразуются в ходе деятельности;
творческий результат (мысль, идея, теория) произведение искусства.

в) то с чем она непосредственно имеет дело (предмет познавательной деятельности, информация,
предмет учебной деятельности - ЗУП, предмет трудовой деятельности - материальный продукт).

г) структура. В ней выделяют деятельность и операции, которые являются основными
составляющими практической деятельности. Действие — часть деятельности, имеющую в конце
осознанную самостоятельную цель Операции — способ осуществления деятельности.

д) средства - те инструменты. Которые использует человек. Выполняя те или иные действия, или
операции.











Деятельность в ФВ и С

Цель: формирование у каждого человека повседневной потребности в занятие ФК и С; укрепление здоровья и повышение трудоспособности: подготовка к труду и защите родины; повышение мастерства спортсмена; установление дружеских контактов со спортсменами других стран. Главной целью ФВ является обеспечение физического и психического здоровья, гармоничного физического и духовного развития, создание потребности в занятиях ФК для сохранения и повышения трудоспособности.

Главная цель спортивной деятельности - достижение максимально высоких спортивных результатов.

Мотивы деятельности в ФВ и С: моральные; стремление к самоутверждению; мотивы связанные с отношением к сопернику, тренепу, зрителю; соревновательные мотивы; эстетические мотивы. Структура деятельности состоит из различных действий (специфические для каждого вида спорта физические способности, психологические способное!и). Так же сюда входят операции. Которые представляют собой знания о способах выполнения физических действий. Их координация и тактика поведения характерная для различных видов спорта.


Ощущения и восприятия.

 

 Ощущение. — это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Их качеств, а так же состояний организма.

В процессе ощущений отражаются лишь отдельные свойства и состояния организма; отражение идет непосредственно при воздействии на органы чувств. Ощущения являются основными качествами человека, при помощи которых внешняя информация доходит до мозга, т. е. ощущения дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире и своем теле.


Виды ощущений.

1. Интероцептивные - эти ощущения сигнализируют человеку о внутреннем состоянии организма (голод, жажда). Эта группа ощущений малодиффиринцирована, они всегда создаются и составляют чувственную основу нашего самочувствия. Главная функция .этих ощущений состоит в том , что они являются основными регуляторами баланса внутренних процессов и обмена веществ.

2. Поприоцептивные - эти ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, они составляют основу движений человека. Главная функция - регуляция движений. Рецепторы этих ощущений находятся в суставах и связках. Сюда входят ощущения равновесия, вистибюлярная чувствительность, координация движений.

3. Экстероцептивные - эти ощущения сигнализируют о том, что происходит вокруг человека или о состоянии окружающей среды. Их рецепторы находятся на наружной поверхности тела человека. Они бывают двух видов:

а) контактивные - ощущения образуются при непосредственном воздействии раздражителя
к поверхности тела (вкусовые и осязательные);

б) дистантные - при возникновении этих ощущений раздражитель действует на расстоянии
(слух, зрение, обаяние).



Свойства ощущений.

1. Мономодальность - оно заключается в том, что каждое ощущение отражает только одно характерное для него свойство.

2. Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, которая отражает силу воздействия раздражителя. •

3. Качество - это основная особенность ощущений, которая отличает их от других видов ощущений в пределах данного вида.

4. Длительность (продолжительность) - это временная характеристика ощущения, она означает, что когда раздражитель действует на анализатор, ощущения возникают не сразу, а спустя короткий срок, И так же не сразу она угасает.

Закономерности ощущений.

1) Адаптация (привыкание, приспособление) - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием раздражителя. Существует 3 вида такого явления:

A) Адаптация, как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя.

Б) Адаптация, как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

B) Адаптация, как повышение чувствительности под влиянием действия малого раздражителя. Первые 2 вида адаптации являются негативными, т. к. чувствительность снижается, а третий вид позитивный, поскольку он предполагает повышение чувствительности.

 

2). Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя  другого органа чувств. Слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

А).Сенсибилизация - это повышение чувствительности в результате взаимодействия  анализаторов или различных внутренних факторов.


Б)Синестезия - это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора, ощущения характерного для другого. Это перенос качества одной модальности на другую.

А) Синестезия, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

Б) Синестезия, вызванная специфическими требованиями в профессии субъекта.(цветные голоса у музыкантов, цветные числа, и т.п.)

 

 


Восприятие.

Восприятие - это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; это целостное отражение предметов, ситуации и событий при непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия.

1) Предметность - в образе восприятия отражается не субъектное отношение, а объекты и явления окружающего мира.

2) Целостность - восприятие это всегда целостный или совокупный образ предмета.

3) Структурность заключается в том, что при помощи восприятия мы получаем обобщенный образ или структуру.

4) Константность - это свойство, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях восприятия предметов.

5) Осмысленность — это свойство означает , что восприятие не сводят только к чувствительной основе, человек воспринимает предметы с пониманием их сущности и определенного значения для него.

6) Избирательность - это свойство проявляется в выделении одних объектов по сравнению с другими.

Классификация восприятия.

1) В зависимости от того, какой анализатор играет основную роль различают: слуховое, зрительное, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

2) Основанием для другой классификации восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В связи с этим выделяют следующие виды восприятий:

>• Восприятие пространства - оно включает в себя восприятие формы, величины взаимно расположенных предметов, их рельефа, удаленности и направления по отношению к другим предметам или наблюдателя.

> Восприятие времени — это отражение объективной длительности скорости, последовательности различных явлений или событий. Восприятие времени зависит от: той деятельности, которую человек выполняет, при воспоминании событий имеет значение и их эмоциональная насыщенность (при ожидании неприятных событий время летит незаметно, а приятных - медленнее).

> Восприятие движений - это отображение изменения положения, которое объект занимает в пространстве.

Внимание.

Внимание - это психический познавательный процесс, психологическое состояние, которое выражается в направленности и сосредоточенности психологической деятельности на объекте, который имеет для субъекта определенную значимость (устойчивую или ситуативную). Внимание человека неразрывно связано с памятью, мышлением, воображением.

Свойства внимания.

1. Устойчивость - это способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость внимания зависит от свойств нервной системы и общего состояния организма, от психических состояний возбуждения и торможения, от мотивации, наличии или отсутствия интереса к предмету деятельности и от внешних обстоятельств деятельности.

2. Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, который проявляется в скорости с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на иную деятельность.

2. Распределение - это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и выполнять параллельно несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

3. Объем -' определяется количеством информации, способной одновременно сохранятся в сфере повышенного внимания человека. Средний объем внимания взрослого человека составляет 5-7 единиц информации.

Виды внимании.

1. Произвольное внимание - это такой вид внимания, который не связан с участием воли, не требует усилий для того чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем либо внимание.

2. Непроизвольное внимание - это вид внимания, который включает в себя волевую регуляцию и требует приложения волевых усилий для того, чтобы удерживать и сосредотачиваться на чем либо в течении определенного вида времени.

3. Послепроизвольное - это вид внимания, который появляется в процессе появления интереса к тому виду деятельности, который изначально был подвержен волевой регуляции

Память.

Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек видел, думал, чувствовал, переживал или делал когда-либо. Сущность памяти наиболее полно раскрывают ее процессы:

1. Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей, переживаний. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

2. Сохранение - это удержание в памяти в течении длительного или менее длительного времени того, что было запечатлено или того, что запомнилось. Наиболее долго сохраняется тот материал, который постоянно или частично используется, многократно повторенный, хорошо понятый, интересный материал.

3. Забывание - это «стирание» информации из памяти. Забывается то. что редко используется, становится не значительным, не подкрепляется повторением. Забывание - это защитный механизм памяти.

4. Воспроизведение - это избирательное «оживление» хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами жизни и деятельности человека.

Механизмы памяти. Механизмом памяти являются сложные и простые ассоциации.

Сложные ассоциации - это запоминание по смыслу и установление словесно-логических связей. Простые ассоциации делятся на:

а) ассоциации по сложности - запоминаются и воспроизводятся предметы и явления, которые
следуют одно за другим, расположены рядом в пространстве.

б) ассоциации по сходству - запоминаются предметы и явления имеющие сходные свойства,
признаки и качества.

в) ассоциации по контрасту - запоминаются предметы, которые благодаря противоположным
качествам, подчеркивают друг друга.

Виды памяти. В отечественной психологии выделяются 3 классификации памяти:

1.По степени сознательной активности:

а) механическая - запоминание происходит при неоднократном повторении.

б) Логическая - это запоминание при помощи осмысления и установления логических связей;

2.По психологическому содержанию запоминаемого:

а) образная память - это зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.б)       эмоциональная память - это память на чувства, переживания и различные эмоции.в)       двигательная (мышечная) память - память на различные действия, движения

 

3. По продолжительности сохранения:

а) кратковременная память - это не продолжительное сохранение информации в памяти.

б) долговременная - длительное сохранение информации в памяти.

в) оперативная -сохранение информации на тот период, который необходим для выполнения действия.




Мышление и речь.

Мышление - процесс решения задач; психический процесс обобщенного и опосредованного отражения объективного мира, установление существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Виды мышления.

Наглядно-действенное - простейший вид мышления, который характеризуется опорой на конкретные предметы. Он присущ маленьким детям. Он является первым способом познания и соотнесения предметов в жизни человека. . 

 Наглядно-образное - тип мышления, который связан с представленной ситуацией и изменениями в ней. Этот вид мышления оперирует образами предметов, которые существуют в памяти человека.

Абстрактно-логическое - вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Он тесно связан с речью, с построением логических конструкций и использованием большого количества мыслительных операций.

Мыслительные операции

: 1. Сравнение - сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия между

ними.

 2.Анализ - мыслительное расчленение предмета или явления на образующие его части; выделение в нем отдельных частей, признаков, свойств.

3.Синтез - мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.

 4.0бобщение - мыслительное объединение предметов и явлений по их общим признакам. 5.Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому

общему.

б.Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Формы мышления:

1. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

2. Суждение - форма мышления, которая содержит утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлении или их свойств.

3. Умозаключение - в процессе которого человек анализирует суждения, выводит из них новые суждения.

4. Аналогия - в .процессе которого, человек действует в соответствии с предложенными образцами или тем образцом действий, который он совершал.

 

Способы мышления:

Индукция - способ рассуждения от частных суждений к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция - способ рассуждения от общего к-частному, познание отдельных фактов и явлений на основе общих законов и правил.

 

Воображение.

 

Воображение - вид деятельности человека, в процессе которого, человек создает новые, не имеющие лидерство у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти, преобразуя и изменяя их. Этот процесс свойственен только человеку. Оно необходимо, ему в любой деятельности.

Виды воображения:

1. Воспроизводящее - процесс воссоздания  образа, какого либо предмета, события по описанию, схеме или другим знаковым изображениям.

2. Преднамеренное - процесс создания образов в связи с поставленной задачей в том или ином виде деятельности. ■ •                                                                                                                     .

3. Воссоздающее - вид воображения, когда человек по описанию может представить себе предмет, который никогда не видел.

4. Творческое - процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, которые обобщают теорию и практику деятельности человека.

Приемы воображения:

1. Агглютинация - прием соединения, каких либо частей от двух или нескольких предметов в одно целое.

2. Аналогия - прием построения образа по принципу подобия.

3. Акцентирование - в образе выделяется, какая либо одна отрицательная или положительная черта.

4. Типизация - выделение существенно повторяющегося в однородных образах.

5. Мечта - создание образа желаемого.

6. Грезы - бесплодное фантазирование.

Способности.

Темперамент.

Темперамент  - это совокупность свойств, характеризующие динамические особенности

протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение,

прекращение и изменение.

Идея изучения темперамента принадлежит древнегреческому врачу Гиппократу, который описал

основные типы темперамента, но связал их не со свойствами нервной системы, а с соотношением

различной жидкости в организме (кровь, лимфа и желчь).

Первую классификацию темпераментов разработал Гален. Было выделено четыре типа

темперамента:

.1. Сангвиник — этому типу темперамента соответствует сильный тип нервной системы. Это человек веселого нрава, оптимист, шутник, быстро «загорающийся» интересом и столь же быстро его теряющий, легко и быстро вступающий в контакты с незнакомыми людьми, готов в любую минуту придти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

2. Меланхолик - этому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы. Это человек мрачного настроения, пессимист, такой человек живет напряженной внутренней жизнью и предает большое значение всему, что его касается, обладает высокой тревожностью, обидчив. Этот человек сдержанный и контролирующий себя, всегда делает все, что обещал, переживает, если не смог выполнить что-либо.

3. Холерик - это человек вспыльчивый, быстрый, порывистый, с яркой мимикой, жестами и речью. Такой человек склонён к частым, к бурным проявлениям эмоций и эмоциональным вспышкам. У холериков бывает быстрая смена настроений, неуравновешенность. Холерик с увлечением начинает дело и не заканчивает, теряет интерес.

4. Флегматик - это человек хладнокровный, -сдержанный, уравновешенный, спокойный, его сложно вывести из себя, практически не проявляет свои чувства во вне. В отношении с другими людьми спокоен и устойчив в своих эмоциях, социальные контакты устанавливает медленно, не любит шумных компаний и новых знакомств.

Характер - это совокупность стержневых свойств личности, в которых отражаются особенности социально-психологического отношения человека к миру. Характер проявляется во всех видах деятельности человека, а так же и в общении (в. манерах поведения). Характер тесно связан с темпераментом, он достаточно устойчив в течении жизни человека.

Характер.

Классификация характеров:

1. Э. Кречмер и У. Шелдон. Они выделили и описали 3 наиболее встречающихся типа конструкций человека, каждый из которых связан с особым типом характера.

а) Астенический тип - его характеризует небольшая толщина тела, рост средний или высшее среднего с тонкой кожей лица и тела, плечи узкие, руки тонкие, грудная клетка плоская, мускулатура слабо развита. Такие люди склонны к шизофрении.

б) Атлетический тип - ему характерен сильно развитый скелет и мускулатура, средний или высокий рост, широкие плечи и мощная грудная клетка. Их характерам свойственна аристократичность, тонкость чувств, склонность к отвлеченным обсуждениям, отчужденность, замкнутость, холодность, эгоистичность, властность, сухость и отсутствие эмоций.

в) Пикнический тип - он характеризуется сильно развитыми внутренними полостями тела (голова, живот, грудь), склонность к ожирению и слабо развитые мышцы и опорно-двигательный аппарат. Это человек низкого роста. Эти люди обладают веселостью, болтливостью, беспечностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни. Склонны к маниакально-депрессивному психозу.

 

2. Эрик Фромм. В основе его классификации лежит отношение человека к жизни, обществу, и нравственным ценностям.

а) «мазохист-садист» - это тип человека, который склонен видеть причины собственных неуспехов и удач, а так же причины любых социальных событий, не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Для того, что бы устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который, по его мнению, является причиной этих неудач. Если он считает, что виноват, то направляет агрессию и на себя. Такие люди занимаются самокритикой, возводят на себя напрасные обвинения, во всем стараются взять вину на себя, даже если они не причем. В . то же время у. них проявляется и садистские наклонности - стремление ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдания. Такой тип личности Фромм называет авторитарным и к ним относит Гитлера, Сталина и других деспотов.

б) «разрушитель» - характеризуется агрессивностью и активным стремлениям устранения и
уничтожения объекта, вызвавшего крушение надежд у данного человека. К разрушительности
обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации
интеллектуальных и эмоциональных возможностей.

в) «конформист - автомат» - человек подчиняющийся обстоятельствам, обществу любого типа,
быстро усваивает тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству
людей в данной ситуации. Такой человек не имеет собственного мнения, всегда готов подчинятся
любой власти, быстро меняет свои убеждения.

 

3. А. Личко. Построил классификацию акцентуации характера на основе наблюдения за

подростками.

Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при которых

наблюдаются отклонения психологии и поведения человека, граничащие с потологией.

1. Гипертимный тип;

2. Циклоидный тип;

3. Лабильный тип;

4. Астеноневротический тип;

5. Сензитивный тип;

6. Психостенический тип;

7. Шизоидный тип;

8. Эпилептоидный тип;

9. Истероидный тип;

10. Неустойчивый тип;

11. Конформный тип.







Мотивация.

 Мотивация - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражющих направленность личности.

Мотив - это внутреннее побуждение личности (потребность) к тому или иному виду деятельности, которая связана с удовлетворением определенных потребностей, в чем либо. Наиболее популярной является теория мотивации А. Маслоу. Он предоставил свою мотивациониую теорию в виде пирамиды потребностей.  ■ ■                                                                                                                     ■   .

1. Потребность в самоактулизации, реализации способностей заложенных в человеке. .

2. Потребность в признании, личностный рост, компетентность, статус, престиж, потребность в общении.

3. Потребность в принадлежности и любви: принятие людьми.
.4. Потребность в безопасности.

5. Органические потребности: пища, вода, сон, отдых.


Виды эмоций.

 Радость, страх, отчаяние, печаль, сомнение, удивление, брезгливость, злость, зависть, неприязнь.

 Воля - это активная сторона сознания человека, которая регулирует его   поведение и деятельность в затруднительных условиях. Волевые качества: целеустремленность, решительность,  смелость,  настойчивость,  упорство,  выдержка,  самообладание, самостоятельность, инициативность.

Задачи психологии спорта.

Целью ФВ можно сформировать как образовательные, так и воспитательные, оздоровительные

задачи, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и тем самым

полную гармонию развития личности.

Достижение выше описанных целей предполагает решение следующих задач:

1. Специфические задачи:

а) оптимизация • процесса воспитания с учетом развития     физических качеств,
совершенствования двигательных способностей, упрочнение и сохранение здоровья.

б) постановка образовательных задач, которые предусматривают системное формирование
двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

2.Общепедагогические задачи:

а) обеспечение нравственного, гражданского и трудового воспитания.

б) волевое воспитание, развитие позитивных качеств характера, положительных эмоции и
эстетических потребностей.




Цели психологии спорта.

Основные цели психологии спорта - это изучение психологических особенностей и закономерность формирования спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях; разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

1 .Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена: а) психологический анализ соревнований;

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение совокупности моральных, волевых и .других психических качеств, необходимых
спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта и
исследования их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые
способствуют формированию необходимых психологических качеств.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки: а) психологическое обоснование методов и средств тренировки;


б) определение путей максимального использования возможностей организма спортсмена путем
развития психологических функций и создания специальных методов тренировки;

в) разработка психограмм (метод психологии описания отдельного вида спорта), психодиагностики
спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды.

3.Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям:

а) изучение закономерностей психики в условиях соревнований, разработка методов для повышения
устойчивости в соревновательный период;

б) исследование психологических состояний, развивающихся в предсоревновательный и
соревновательный периоды с целью. Устранения неблагоприятных психических состояний.

4.Разработка психологических условий гумманизации спортивной деятельности:

а) проблема отбора и спортивной ориентации;

б) изучение индивидуальных свойств личности и ее психологическое состояние.

5.Изучение социатьно-психологических явлений в спортивном коллективе:

а) прослеживание закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработка
критериев психологической совместимости;

б) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсмена;

в) определение роли, личности тренера и влияния стиля руководства на успехи команды и
психологический климат в ней.











Этапы развития психологии.

Выдающийся немецкий учёный Г.Эббенгауз отмечал, что п. «имеет длинное прошлое, но краткую историю».

П. включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков псих-е знания накапливались в недрах других наук: философия, естествознание, медицина и т.д., а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень мал – всего около ста лет.

 Только в середине 19 века п. из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой.

Т.о., в п. условно выделить можно три этапа:

· Донаучная или житейская психология

· Философская психология

· Научная психология

 

Житейские психологические знания, почёрпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.

Если говорить о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникла и психология. В данном случае психология – это познание себя и другого человека в процессе деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие – особенности характера. Поэтому задолго до того как психические процессы, свойства и состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

Такие знания м.б. весьма обширными и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако донаучные психологические знания несистематизировано, лишено глубины и доказательности, поэтому часто не осознаётся как знание.

Философская психология существовала со времён великих греческих философов: Аристотеля, Гиппократа, Платона и Сократа. философское психологическое знание базируется на представлении о душе, как Богом данной сущности. (вставить взгляды о душе из предыдущей лекции и со стр.13-14).

Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине 19 века. Её появление связано с открытием экспериментального метода в психологии и открытие В.Вундтом в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной п.(добавить из книги стр 13-14)

Предмет психологии .

В психологии нет однозначного понимания предмета, поскольку существование большого количества психологических школ свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены и поведение человека и феномены неосознаваемой психики.

Весь исторический путь развития научной психологии представляет собой расширение и усложнение предмета:

· Душа, её свойства и сущность

· Сознание

· Бессознательное

· Поведение.

 

Психология остаётся наукой о психике, которая включает в себя многие субъективные явления:

 Познавательные процессы:

  • Ощущения
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Воображение
  • Речь

 

Состояния и свойства личности:

  • Темперамент
  •  характер
  • способности
  • эмоции
  • воля
  • мотивы
  • сознание

 

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях. Своих отношениях к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы

 

                                              

Психология деятельности.

Понятие деятельности.

• Деятельность можно определить как специфический вид активности человека направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условий собственного • существования. В деятельности человек создает предмет материальной культуры, духовной культуры, возможности при этом сохранять и совершенствовать природу. Человек строит общество и создает то, без чего активности не существовало бы. Человеческая деятельность носит творческий характер, поскольку благодаря деятельности человек выходит за рамки своей природной ограниченности, превосходя свои способности, возможности. В процессе деятельности человек создает предмет культуры, но идет процесс самосовершенствования, самореализации. Деятельность человека в отличие от активности животного побуждается искусственными потребностями, которые возникают в процессе присвоения духовной культуры.

Признаки деятельности:

а) деятельность человека носит продуктивный и творческий характер;

б) деятельность связана с предметом материальной и духовной культуры, которая используется в
качестве инструментов удовлетворения потребностей или средств собственного развития;

г) деятельность человека преобразует его самого, его потребности и условий жизни;

д) предметная деятельность людей не дана им с рождения, а задана в культурной предназначенности
и способы использования окружающих предметов. Деятельность необходимо развивать.

Строение человеческой деятельности. Деятельность человека имеет основные психологические характеристики, которые составляют се структуру:

а) мотивация деятельности - то, что побуждает деятельность и ради чего она осуществляется.
Мотивы могут быть: органическими, функциональными, материальными, социальными и
/духовными;

б) цель - продукт деятельности. Реальный физический предмет, создаваемый человеком,
определенным знанием, умением и навыком, которые преобразуются в ходе деятельности;
творческий результат (мысль, идея, теория) произведение искусства.

в) то с чем она непосредственно имеет дело (предмет познавательной деятельности, информация,
предмет учебной деятельности - ЗУП, предмет трудовой деятельности - материальный продукт).

г) структура. В ней выделяют деятельность и операции, которые являются основными
составляющими практической деятельности. Действие — часть деятельности, имеющую в конце
осознанную самостоятельную цель Операции — способ осуществления деятельности.

д) средства - те инструменты. Которые использует человек. Выполняя те или иные действия, или
операции.











Деятельность в ФВ и С

Цель: формирование у каждого человека повседневной потребности в занятие ФК и С; укрепление здоровья и повышение трудоспособности: подготовка к труду и защите родины; повышение мастерства спортсмена; установление дружеских контактов со спортсменами других стран. Главной целью ФВ является обеспечение физического и психического здоровья, гармоничного физического и духовного развития, создание потребности в занятиях ФК для сохранения и повышения трудоспособности.

Главная цель спортивной деятельности - достижение максимально высоких спортивных результатов.

Мотивы деятельности в ФВ и С: моральные; стремление к самоутверждению; мотивы связанные с отношением к сопернику, тренепу, зрителю; соревновательные мотивы; эстетические мотивы. Структура деятельности состоит из различных действий (специфические для каждого вида спорта физические способности, психологические способное!и). Так же сюда входят операции. Которые представляют собой знания о способах выполнения физических действий. Их координация и тактика поведения характерная для различных видов спорта.


Ощущения и восприятия.

 

 Ощущение. — это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. Их качеств, а так же состояний организма.

В процессе ощущений отражаются лишь отдельные свойства и состояния организма; отражение идет непосредственно при воздействии на органы чувств. Ощущения являются основными качествами человека, при помощи которых внешняя информация доходит до мозга, т. е. ощущения дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире и своем теле.


Виды ощущений.

1. Интероцептивные - эти ощущения сигнализируют человеку о внутреннем состоянии организма (голод, жажда). Эта группа ощущений малодиффиринцирована, они всегда создаются и составляют чувственную основу нашего самочувствия. Главная функция .этих ощущений состоит в том , что они являются основными регуляторами баланса внутренних процессов и обмена веществ.

2. Поприоцептивные - эти ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, они составляют основу движений человека. Главная функция - регуляция движений. Рецепторы этих ощущений находятся в суставах и связках. Сюда входят ощущения равновесия, вистибюлярная чувствительность, координация движений.

3. Экстероцептивные - эти ощущения сигнализируют о том, что происходит вокруг человека или о состоянии окружающей среды. Их рецепторы находятся на наружной поверхности тела человека. Они бывают двух видов:

а) контактивные - ощущения образуются при непосредственном воздействии раздражителя
к поверхности тела (вкусовые и осязательные);

б) дистантные - при возникновении этих ощущений раздражитель действует на расстоянии
(слух, зрение, обаяние).



Свойства ощущений.

1. Мономодальность - оно заключается в том, что каждое ощущение отражает только одно характерное для него свойство.

2. Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, которая отражает силу воздействия раздражителя. •

3. Качество - это основная особенность ощущений, которая отличает их от других видов ощущений в пределах данного вида.

4. Длительность (продолжительность) - это временная характеристика ощущения, она означает, что когда раздражитель действует на анализатор, ощущения возникают не сразу, а спустя короткий срок, И так же не сразу она угасает.

Закономерности ощущений.

1) Адаптация (привыкание, приспособление) - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием раздражителя. Существует 3 вида такого явления:

A) Адаптация, как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя.

Б) Адаптация, как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

B) Адаптация, как повышение чувствительности под влиянием действия малого раздражителя. Первые 2 вида адаптации являются негативными, т. к. чувствительность снижается, а третий вид позитивный, поскольку он предполагает повышение чувствительности.

 

2). Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя  другого органа чувств. Слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

А).Сенсибилизация - это повышение чувствительности в результате взаимодействия  анализаторов или различных внутренних факторов.


Б)Синестезия - это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора, ощущения характерного для другого. Это перенос качества одной модальности на другую.

А) Синестезия, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

Б) Синестезия, вызванная специфическими требованиями в профессии субъекта.(цветные голоса у музыкантов, цветные числа, и т.п.)

 

 


Восприятие.

Восприятие - это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств; это целостное отражение предметов, ситуации и событий при непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства восприятия.

1) Предметность - в образе восприятия отражается не субъектное отношение, а объекты и явления окружающего мира.

2) Целостность - восприятие это всегда целостный или совокупный образ предмета.

3) Структурность заключается в том, что при помощи восприятия мы получаем обобщенный образ или структуру.

4) Константность - это свойство, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях восприятия предметов.

5) Осмысленность — это свойство означает , что восприятие не сводят только к чувствительной основе, человек воспринимает предметы с пониманием их сущности и определенного значения для него.

6) Избирательность - это свойство проявляется в выделении одних объектов по сравнению с другими.

Классификация восприятия.

1) В зависимости от того, какой анализатор играет основную роль различают: слуховое, зрительное, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

2) Основанием для другой классификации восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В связи с этим выделяют следующие виды восприятий:

>• Восприятие пространства - оно включает в себя восприятие формы, величины взаимно расположенных предметов, их рельефа, удаленности и направления по отношению к другим предметам или наблюдателя.

> Восприятие времени — это отражение объективной длительности скорости, последовательности различных явлений или событий. Восприятие времени зависит от: той деятельности, которую человек выполняет, при воспоминании событий имеет значение и их эмоциональная насыщенность (при ожидании неприятных событий время летит незаметно, а приятных - медленнее).

> Восприятие движений - это отображение изменения положения, которое объект занимает в пространстве.

Внимание.

Внимание - это психический познавательный процесс, психологическое состояние, которое выражается в направленности и сосредоточенности психологической деятельности на объекте, который имеет для субъекта определенную значимость (устойчивую или ситуативную). Внимание человека неразрывно связано с памятью, мышлением, воображением.

Свойства внимания.

1. Устойчивость - это способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Устойчивость внимания зависит от свойств нервной системы и общего состояния организма, от психических состояний возбуждения и торможения, от мотивации, наличии или отсутствия интереса к предмету деятельности и от внешних обстоятельств деятельности.

2. Переключаемость - это перевод внимания с одного объекта на другой, который проявляется в скорости с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на иную деятельность.

2. Распределение - это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и выполнять параллельно несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

3. Объем -' определяется количеством информации, способной одновременно сохранятся в сфере повышенного внимания человека. Средний объем внимания взрослого человека составляет 5-7 единиц информации.

Виды внимании.

1. Произвольное внимание - это такой вид внимания, который не связан с участием воли, не требует усилий для того чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем либо внимание.

2. Непроизвольное внимание - это вид внимания, который включает в себя волевую регуляцию и требует приложения волевых усилий для того, чтобы удерживать и сосредотачиваться на чем либо в течении определенного вида времени.

3. Послепроизвольное - это вид внимания, который появляется в процессе появления интереса к тому виду деятельности, который изначально был подвержен волевой регуляции

Память.

Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек видел, думал, чувствовал, переживал или делал когда-либо. Сущность памяти наиболее полно раскрывают ее процессы:

1. Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей, переживаний. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

2. Сохранение - это удержание в памяти в течении длительного или менее длительного времени того, что было запечатлено или того, что запомнилось. Наиболее долго сохраняется тот материал, который постоянно или частично используется, многократно повторенный, хорошо понятый, интересный материал.

3. Забывание - это «стирание» информации из памяти. Забывается то. что редко используется, становится не значительным, не подкрепляется повторением. Забывание - это защитный механизм памяти.

4. Воспроизведение - это избирательное «оживление» хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами жизни и деятельности человека.

Механизмы памяти. Механизмом памяти являются сложные и простые ассоциации.

Сложные ассоциации - это запоминание по смыслу и установление словесно-логических связей. Простые ассоциации делятся на:

а) ассоциации по сложности - запоминаются и воспроизводятся предметы и явления, которые
следуют одно за другим, расположены рядом в пространстве.

б) ассоциации по сходству - запоминаются предметы и явления имеющие сходные свойства,
признаки и качества.

в) ассоциации по контрасту - запоминаются предметы, которые благодаря противоположным
качествам, подчеркивают друг друга.

Виды памяти. В отечественной психологии выделяются 3 классификации памяти:

1.По степени сознательной активности:

а) механическая - запоминание происходит при неоднократном повторении.

б) Логическая - это запоминание при помощи осмысления и установления логических связей;

2.По психологическому содержанию запоминаемого:

а) образная память - это зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.б)       эмоциональная память - это память на чувства, переживания и различные эмоции.в)       двигательная (мышечная) память - память на различные действия, движения

 

3. По продолжительности сохранения:

а) кратковременная память - это не продолжительное сохранение информации в памяти.

б) долговременная - длительное сохранение информации в памяти.

в) оперативная -сохранение информации на тот период, который необходим для выполнения действия.




Индивидуальное развитие памяти.

1. Объем — это количество материала, которое может быть воспроизведено после однократного
восприятия. Средний объем памяти составляет 6-8 единиц, а иногда 3-12 единиц.

2. Точность - определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого.

3. Быстрота запоминания - время или количество повторений необходимых для полного запоминания материала

4. Длительность сохранения - время содержания материала в памяти.

5. Готовность памяти - способность быстро извлекать информацию из памяти, которая необходима в данный момент.


Мышление и речь.

Мышление - процесс решения задач; психический процесс обобщенного и опосредованного отражения объективного мира, установление существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

Виды мышления.

Наглядно-действенное - простейший вид мышления, который характеризуется опорой на конкретные предметы. Он присущ маленьким детям. Он является первым способом познания и соотнесения предметов в жизни человека. . 

 Наглядно-образное - тип мышления, который связан с представленной ситуацией и изменениями в ней. Этот вид мышления оперирует образами предметов, которые существуют в памяти человека.

Абстрактно-логическое - вид мышления, который осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Он тесно связан с речью, с построением логических конструкций и использованием большого количества мыслительных операций.

Мыслительные операции

: 1. Сравнение - сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия между

ними.

 2.Анализ - мыслительное расчленение предмета или явления на образующие его части; выделение в нем отдельных частей, признаков, свойств.

3.Синтез - мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.

 4.0бобщение - мыслительное объединение предметов и явлений по их общим признакам. 5.Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому

общему.

б.Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Формы мышления:

1. Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

2. Суждение - форма мышления, которая содержит утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлении или их свойств.

3. Умозаключение - в процессе которого человек анализирует суждения, выводит из них новые суждения.

4. Аналогия - в .процессе которого, человек действует в соответствии с предложенными образцами или тем образцом действий, который он совершал.

 

Способы мышления:

Индукция - способ рассуждения от частных суждений к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция - способ рассуждения от общего к-частному, познание отдельных фактов и явлений на основе общих законов и правил.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.