Психологические теории эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 18 – 19 вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций.

Теория Джемс-Ланге.

Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Психоанализ.

Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

Бихевиоризм.

Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн.

Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением определенных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев.

Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Виды эмоций

Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью более четкой их дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции-переживания, повышающие активность личности; и астенические - переживания, снижающие активность личности.

Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Также можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности вызвавших их причин.

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам.

Настроение - представляет собой общее и относительно слабое эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда.

Стресс - Стрессовые состояния — это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических сил. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроениям.

26: Воля и волевые качества личности

Воля —способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении.

Функции воли: 1) выбор мотивов и целей; 2) регуляция побуждения к действиям; 4) мобилизация физических и психических возможностей.

Волевые качества: Первичные: сила воли, настойчивость, выдержка. Вторичные: решительность, смелость, самообладание, уверенность. Третичные: ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность.

Формирование волевых качеств личности:

Не являются врожденными, но зависят от темперамента, который определяется физиологическими особенностями нервной системы.

Развитие волевой регуляции связано с формированием: 1) богатой сферы мотивационно-смысловой; 2) стойкого мировоззрения и убеждений; 3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия, а также — с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

Основные подходы к изучению воли. Воля и личность. Мотивационный подход (упор на побудительную функцию воли, проблема самодетерминации). Выделяется три подхода: а) воля сводится к начальному моменту мотивации действия; б) воля - самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая не к чему иному и определяющая все другие психические прцессы; в) воля, тесно связана, но не совпадает с мотивацией.

Рубинштейн. Зачатки воли заключены в потребностях. Воля - это организация желаний. Отсюда побудительная функция воли. Воля - как самостоятельная сила.

Больше

Воля— одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение

Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:

1.Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности.

2.Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.

3.Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

·инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

·стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

·тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами - мышлением, умом, интеллектом.

Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения.

Можно сказать, что воля - это мысль, переходящая в дело.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям.

Различают:
- внутренний локус контроля — склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
- внешний локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат внутреннему локусу, обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску - характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:
- мотивацией успеха и игнорированием последствий возможной неудачи .
- мотивацией избежания неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха.

Проявление воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах личности.

При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность.

Следует учитывать, что проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека, его нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.

Следует отметить, что у одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно, это означает, что понимаемая так воля неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях.

Рассмотрим волевые качества, характеризующие самообладание.

П. А. Рудик определяет самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.

По другому определению самообладание – это власть человека над самим собой.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.

Выдержка –то устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта.

Решительность. Разными авторами решительность понимается по-разному. Общим для всех определений является отнесение решительности к принятию решения.

Однако, ряд авторов полагают, что решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Это характеризует либо легкомыслие человека, либо принятие решения в ситуации, когда человек твердо убежден в правильности принимаемого решения.

Второй момент, встречающийся в определениях решительности – это своевременность принимаемых решений. Данная характеристика может иметь место только при жестком ограничении времени на принятие решения.

Наконец, третий момент, – это понимание решительности как принятия наиболее правильного в данной ситуации решения. Правильность или неправильность принятого решения – скорее характеристика мыслительной деятельности, адекватности понимания ситуации и полученной информации.

Часто решительность отождествляется со смелостью. Однако, несмотря на то, что смелость и решительность могут в опасной ситуации обнаруживать корреляцию или проявляться в комплексе , все же это разные волевые проявления.

Смелость (храбрость) – это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением.

Страх – это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.

Волевые качества, характеризующие целеустремленность. Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость.

Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим, препятствующим достижению цели в данный отрезок времени.

Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек начинает испытывать внутреннее препятствие физиологического характера и начинает его переживать. При физической и умственной работе таким переживанием является ощущение усталости и утомления.

Чтобы поддерживать эффективность деятельностина прежнем уровне, человеку нужно прилагать дополнительные волевые усилия. Время, в течение которого он может это делать, и характеризует его терпеливость.

Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Проявление упрямства в деятельности может явиться следствием стремления к самоутверждению, хотя со стороны может расцениваться как бесцельная трата времени и сил – ведь все равно ничего не получится.

Настойчивость– это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой установки .

Проявление настойчивости в значительной мере зависит:

1) от степени уверенности человека в достижимости отдаленной цели;

2) от мотивации достижения

3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений.

Морально-волевые качества.

В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества,такие как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность.

Они могут иметь разные мотивы и оттенки. Одно дело, например, героизм, проявляемый в безвыходной ситуации. Другое дело – героизм, проявленный без принуждения, как самопожертвование.

 

27. Проблема личности в психологии. Основные подходы к исследованию личности.

Способы понимания: (по Крашенинникову): 1) концепция черт и свойств; 2) уровень развития; 3) Новое свойство которого у других нет; 4) Новый способ поведения в каких-то ситуациях - ситуативно бываю личностью

Немов: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В современной психологии выделяют три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские и шесть основных подходов к изучению личности: диспозициональный, психоаналитический, интеракционный, социально-наученческий, гуманистический и деятельностный.

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

Для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E), где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; Р – внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е – социальное окружение.

Психодинамические теории - описывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик: В= Е(Р). Социодинамические теории - главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E). Интеракционистские теории - основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: B = F(P,E). Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. Неэкспериментальным теории - опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Структурные теории – базируется на выяснении структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими теории – преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Теорий личности по фокусу внимания: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл А., Зиглер Д., 1997).

Теория черт личности (диспозициональная) (Г.Оллпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк). Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт.

Теория социального научения (А. Бандура и Дж. Роттер). Индивидуальные различия в результате длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми.

Интеракционистская теория личности или личностно-ситуативные теория (У.Майшел). личностные факторы делятся на ряд групп: Способности человека, Когнитивные стратегии, Ожидания, Ценности, Планы поведения.

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд): «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»

Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу) Личность- динамический гештальт стремящийся к актуализации своих потенциалов развития.

Деятельностные теории (А.Н. Леонтьев) отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности Л.И.Божович, - Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. Можно ещё про Вераксу рассказать.

Больше

Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений, поэтому ее изучение и определение имеет определенные затруднения.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п.

Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

В клинический период изучения личности в центре внимания психиатров оказались особенности личности, которые обычно обнаруживающиеся у больного человека.

В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Экспериментальный период совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась невозможность в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек».

Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо социальной роли, личностью не является. Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений.

Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Структура личности:

· Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

· Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

· Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

· Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

· Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Рассмотрим несколько теорий личности.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека .

1. Теория черт личности (диспозициональная) (Г.Оллпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк).

Ее можно отнести к разряду психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства.

Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

По даннойтеории личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные. Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами, считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки:

1. от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт.

2. на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами.

2. Теория социального научения (А. Бандура и Дж. Роттер).

Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков. Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми.

3. Интеракционистская теория личности или личностно-ситуативные теория. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

4. Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд) можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Структура личности имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» – сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

5. Гуманистические теории личности (К. Роджерс, А. Маслоу)

Фокус внимания: описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п. Основная потребность человека, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

6. Деятельностные теории личности в отечественной психологии (Леонтьев)

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром , в процессе которых и формируются свойства личности .

Сформированная личность в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека. Основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности и «личностный смысл», который выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены , тем богаче сама личность. Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

28. Концепция личности в гуманистической психологии.

Личность в ГП - уникальная целостная систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.

Роджерс понимал личность не как структуру, а как процесс. Сам непосредственно проживаемый опыт и структурирующее его «я» рассматривается как целостный гештальт динамически поддерживающий равновесие от момента к моменту.

Сознавание (поле сознания) не охватывает всё феноменальное поле. Сознание – это символизированные аспекты переживания. Организующую и направляющую роль в нём играет сознательный концептуальный образ себя — «реальное я». Когда когнитивное усваивание переживания, формирующее «я-концепцию» достоверно отражают переживания организма, человек является полностью функционирующим, зрелым, целостным. Такую конгруэнтность переживания и я-идентичности, Роджерс видел основной целью терапии. Напротив сильный разрыв между актуальным переживанием и сознательным образом «я», порождает конфликт — возникает разрыв между «я реальным» и «я идеальным» — ведущий к неадаптивности. Важнейшая характеристика психологически зрелой личности - ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

А. Маслоу › все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

личность человека следует изучать только в ее целостности; каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем; жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; индивид является активным, творческим лицом; человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации; личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

Больше

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми.

Человек склонен также создавать идеальное «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при облегчающем психологическом климате общения.

Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия - процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает несоответствие между представлением о себе и актуальным опытом.

Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности - ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 г.) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека - это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов.

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

· личность человека следует изучать только в ее целостности;

· каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;

· жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· индивид является активным, творческим лицом;

· человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;

· личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

29. Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям.

Индивид - человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства. Интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Субъект - человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность - человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личность – это и быть в обществе, и быть, в определенном образе, независимым от общества.

Индивидуальность - человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).

В принципе при ответе на связь этих понятий существует два направления ответа: 1) Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности). 2) Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими

Больше

Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии "индивид", подтверждающем родовую принадлежность человека.

По мнению известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева оно выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни.

С его точки зрения, индивид - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифферентации органов нервной системы и психических функций, но также их интеграция и взаимное "слаживание".

Следовательно, индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития живых существ и, следовательно, носителем врожденных качеств. В этом смысле индивид одновременно рассматривается в качестве своеобразного представителя других живых существ, отличающегося от них спецификой своего фило- и онтогенетического развития, а также представителем человеческой общности, наделенным присущими только ему особенностями психики и поведения.

Однако сказать о человеке, что он "индивид", значит не сказать почти ничего. Ведь к нему в равной мере можно отнести младенца и взрослого человека, мыслителя и идиота, высокообразованного человека цивилизованного общества и опустившегося до крайности пьяницу.

Дальнейшие характеристики должны как-то выделить его в этом мире. Ведь, появившись однажды на свет, человек продолжает свое физическое и психическое развитие и достигает качественно нового уровня - личностного.

Отечественная психология исходит из того, что личность – это конкретный человек, представитель определенной общности, осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями.

По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности. Это объясняется его включенностью в общественные отношения, в результате чего он представляет собой определенное системное качество. А с этих позиций под личностью также можно понимать определенное качество конкретного человека (индивида), отражающее его отношение к окружающему миру и определяющее характер и направленность его деятельности.

В характеристике личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества или конкретной социальной группы человек не может стать личностью – у него просто не сформируется человеческий облик. В свою очередь, нахождение человека в сфере различных отношений (производства и потребления, идеологических, религиозных и т.д.) во многом влияет на формирование содержания его мировоззрения, индивидуальных и социальных установок и других компонентов его личностной сферы.

На формирование содержания личностной сферы (личности) человека также влияют и отношения людей в группе, в которую он входит. В процессе своего взаимодействия (общения, совместного труда) они взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к труду, людям, собственным качествам.

В то же время именно в общности и социальной группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает конкретное положение и играет соответствующие социальные роли. А это уже позволяет говорить о ней как субъектеконкретном человеке, как продукте исторического развития, реализующем свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром. Вступая в отношения с другими людьми, личности творят историю, участвуют в совместной деятельности, создают новые материальные и духовные ценности общества в результате чего существенно влияют на формирование содержания общественных отношений.

В то же время следует учитывать, что каждый человек, как личность и субъект общественных отношений, не только имеет присущие лишь ему особенности нервной системы (психику), но и формируется и развивается в различных социальных условиях, что складывает своеобразное содержание его психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических и психологических особенностей конкретного человека. Обычно понятием «индивидуальность» отражают какую-либо главенствующую особенность конкретного человека (например, трудолюбие, принципиальность, честность), делающую его не похожим на окружающих. Однако следует иметь в виду, что если индивидуален каждый человек, то индивидуальность у одних может проявляться очень ярко, у других - малозаметно, а у третьих и вовсе не иметь внешнего проявления.

Таково содержание основных понятий, раскрывающих диалектику формирования и внешнего проявления личностной сферы человека. Вместе с тем, несмотря на однозначность приведенной информации, в современной науке нет единства во взглядах на сущность и структуру личности.

 

30: Характеристика темперамента. Типологии темпераментов. Теории темперамента

Темперамент - это индивидуальная своеобразная природно обусловленная совокупность динамических и энергетических характеристик личности. Среди всех индивидуальных особенностей личности темперамент - это наиболее устойчивое образование, так как он имеет генетическую основу, то есть индивидуальные особенности темперамента являются врожденными.

Исследователи выделяют в структуре темперамента три сферы: эмоциональная, моторная и общая активность.

Эмоциональная -- это чувствительность, импульсивность и другие качества, характеризующие силу и динамизм проявления эмоций. Моторная (двигательная) - частное выражение общей активности. Сюда относятся такие проявления темперамента, как темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.

Темперамент человека проявляется на основе вариативности тех или иных его свойств. (проблема определения заключается в том, что свойства не фиксированы и образуют картину, где можно выделить характерную особенность индивида и отнести по ней к типу темперамента).

Характеристики темперамента: Сензитивность, или чувствительность, -- возникновение психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности. Реактивность -- с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Активность -- свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир. Темп реакций -- скорости протекания психических процессов. Пластичность / ригидность - насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Эстраверсия / интроверсия - связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне, либо вовнутрь.

Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления.

Среди свойств личности, на которые влияет темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.





Концепции темперамента:

Гуморальный: сангвиник холерик флегматик меланхолик

Психосоматический: психическое своеобразие людей определяется конституцией тела (Э. Кречмер и У. Шелдон) Пикник, Астеник, Атлетик

Физиологический подход - физиологические особенности нервной системы (И. П. Павлов). Он исходил из предпосылки, что ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность.

К. Юнг выделил два психологических типа личности: экстравертивный, интровертивный.

Г. Айзенк к экстраверсии и интроверсии Юнга добавил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость

На основе сочетания этих двух базисных черт личности образуются четыре типа темперамента, которые соответствуют классическим: эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник; эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик; эмоционально нестабильный и интровертивный - меланхолик;  эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.

Больше

Характер и темперамент это инстинктивные свойства личности, причем темперамент является первичным по отношению к характеру.

Темперамент составляет основание для развития характера, а с точки зрения физиологии это тип высшей нервной деятельности человека.

Он выражает индивидуальные психологические особенности человека.

Иногда к темпераменту относят и некоторые физиологические особенности, от которых он зависит. Передающие и принимающие клетки объединены в нервные цепи или сети. Действительные места соединения - специфические точки на поверхности нервных клеток, где происходит их контакт, - называются синапсами, а сам процесс передачи информации в этих местах - синоптической передачей.

Впервые о темпераменте, как о свойстве личности заговорил древнегреческий врач Гиппократ.

Темперамент характеризует динамические особенности психической деятельности, т. е. быстроту реакции, ее темпа, ритм, интенсивность, резкость, амплитуду.

Темперамент - характеризуется динамикой протекания психических процессов, в зависимости возбуждения и торможения. Возбуждение - функциональная активность нервных клеток и коры головного мозга, торможение - затухание активности коры головного мозга и нервов.

Темперамент врожденное качество, и поддается коррекции примерно на 25%. Врожденное, поскольку родители имеют физиологическое сходство с детьми, передающееся генетически.
 В нашем теле есть различные нейроны, которые получают и предают информацию. Зрелые нейроны, в отличии от других клеток, делиться не могут, и генетически обусловленные продукты любого нейрона должны обеспечивать сохранение и изменение его функций на протяжении всей его жизни.

Нервная система генерирует электрические импульсы, насколько сильными они будут, как быстро будут передаваться, как быстро будут гаснуть и т.д, зависит от нашей физиологии. Поэтому, люди с заторможенным темпераментом и эмоции чувствуют не во всей силе проявлений. А у темпераментных людей, наоборот, эмоции проявляются очень хорошо.

Темперамент-это отражение психологической и физиологической деятельности человека. Иногда о людях с сильным ярким темпераментом, говорят, что они полны жизненной силы. Жизненная сила может меняться от состояния вялости и инертности до экстремальной энергии и даже драйва. Двигательный компонент темперамента является не просто характеристикой, а средством актуализации внутреннего динамико-психического состояния личности.

Типов темперамента и подходов к ним описано довольно много. Рассмотрим основные.
Типы темперамента
Классификация темпераментов Павлова. Сильный, безудержный, инертный, слабый.
Павлов выделял 4 типа темперамента, и классифицировал их в зависимости от: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
1.Сила - это способность человека выдерживать влияние раздражителей извне, не меняя своего состояния
2.Уравновешенность - особенность соотношения процессов торможения и возбуждения
3.Подвижность-показывает способность быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Соответствие типам темперамента Галена, и характеристики.
Сильный -сангвиник. Характеристика этого типа темперамента: сила, подвижность процессов, крайняя уравновешенность, склонность везде отыскивать радостные моменты, игра на публику.
Безудержный - холерик. Характеристика: сила, подвижность, неуравновешенность.
Инертный - флегматик. Характеристика: сила, уравновешенность, малоподвижность, спокойствие.
Слабый - меланхолик. Особой чертой этого типа темперамента является постоянная склонность к меланхолии, а также слабость, неуравновешенность, малоподвижность.

Далее рассмотрим типы темперамента по классификации Галена, которая основывается на классификации типов Гиппократа.
 Темперамент представлен 4 типами, но надо учитывать, что чистые типы встречаются только в идеале, по учебникам, и редко люди приближаются к ним в жизни. Промежуточных типов темперамента насчитывается около десяти.

Но основные это: холерик, флегматик, сангвиник, и меланхолик. Название типов темперамента, появилось от названия видов жидкости, в теле человека. Сангвиник - кровь, флегматик- флегма слизь. Холерик- желчь, меланхолик -черная желчь.

Многие люди, не соответствую чистым типам, включая характеристики из одного и из другого. Тип темперамента обычно определяется по преобладающим характеристикам.

Стоит учесть, что чувство страха, зависит от темперамента человека и акцентуации (чрезмерно выраженных особенностей) характера, инверсии или экстраверсии. от темперамента зависит сила и быстрота эмоциональных процессов. Люди со спокойным темпераментом и эмоции чувствуют не так сильно, а у темпераментных людей эмоции бьют через край. Страх — это не реакция на угрозу, а скорее эмоциональная реакция на степень защищенности.

Меланхолик
Люди с меланхолическим типом темперамента имеют слабую нервную систему, они обычно интроверты (интроверты закрыты от эмоций, общения, их мысли направлены на внутренний мир, предпочитает мышление и воображение реальным действиям) с высоким уровнем нейротизма (нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами). Они имеют превалирование торможения над возбуждением. Меланхолик легко раним, глубоко переживает даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на происходящее. Имеет повышенную чувствительность нервной системы и острую реакцию на оттенки чувств. Его эмоциональные переживания глубоки, и отличаются большой длительностью и устойчивостью.

Меланхолики более всего подвержены депрессии и воображению пугающих ситуаций, страху физической боли и социального наказания, также они пугаются конфликтов в общении, ссор, природных катаклизмов. Часто они подвержены хандре, которая выражается в крайнем пессимизме, и страху действия.
 Люди этого типа темперамента перфекционисты. Они идеалисты, желающие, чтобы все было идеально, все шло своим чередом и имело свое место в жизни. Перфекционизм у них адресованный к себе: постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству, а так же завышенные требования к окружающим.

Если, меланхолики, не отвечают своим собственным стандартам они критикуют себя. Они любознательны и задают конкретные вопросы, для того, чтобы прийти к более ясному пониманию всего на свете. Они очень настырные и упрямые, ведь довольно трудно держаться такого курса в жизни.


Холерик
Холерический темперамент отличаются сильной неуравновешенной нервной системой, значительным преобладанием возбуждения над торможением, высокой степенью экстраверсии и низкой нейротизма, более всего склонны к ярости. Движения холерика быстры и порывисты, в прочем как и действия, и течение мыслей, и реакции, он способен отдаваться делу и любви со всей страстью, они всегда идут до конца.

Этот тип темперамента неуравновешен, склонен к бурному проявлению эмоций, и резким сменам настроения. Холерики легко преодолевают трудности, но плохо сдерживают себя, легко взрываются. Они лидеры от природы. Холерикам присуще чувство тревоги. Страхи их часто относиться к бытовым жизненным ситуациям. Пережитый страх у холерика способствует возникновению тревожности, пугливости, осторожности.
 Холерики являются лидерами и режиссерами по жизни. Они стремятся быть в лидерах, быть на вершине, в управлении. Они хотят доминировать и часто используют командные императивы в речи. Холерики любят конкуренцию ... но ненавидят проигрывать. Они любят спорить, но не для того, чтобы выяснить истину, как меланхолики, а для того, чтобы подтвердить свою правоту.
Люди этого типа темперамента вспыльчивы, но отходчивы. Могут обвинять других в своих собственных ошибках, для того, чтобы сохранить лицо.


Сангвиник
Темперамент сангвиника характеризуют сильная уравновешенная подвижная нервная система, уравновешенность реакций возбуждения и торможения, а также высокая степень экстраверсии и нейротизма, из эмоций он более всего предрасположен к радости. Человека сангвиника охарактеризуют такие черты как подвижность, живость, быстро отзыва на события окружающего мира, сравнительная быстрота психологических реакций, и психологического отклика, относительно легко переживает неудачи и неприятности, он просто на них не зацикливается.

Он стремиться к частой смене впечатлений. Сангвиник устойчив к эмоции страха. Но у него иногда проявляются элементарные навязчивости, чаще других встречается у них страх высоты. Самый сильный ипохондрический страх проявляющийся у сангвиника это страх сойти с ума, они даже не столько бояться смерти, сколько лишиться удобного, привычно-приземленного здорового и здравого душевного бытия.
 Сангвиник очень любит быть окружен другими людьми. Чем больше людей, тем лучше, это позволяет им чувствовать себя не одинокими. Одиночество пугает и угнетает их. Сангвиники хотят быть в центре внимания, признания комплиментов и похвалы. Они болтливы, энергичны, часто шутят и смеются.























Флегматик

Темперамент флегматика характеризуется сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, хладнокровием, и уравновешенностью нервных процессов, интроверсией и низким нейротизмом. Они отличаются медлительностью во всем, в реакциях, делах, поступках, они невозмутимы, обстоятельны, сдержаны, иногда даже чересчур. Флегматики вообще оказались не склонны к бурному эмоциональному реагированию. Имеют устойчивое стремления к более или менее постоянным настроениям, внешнее выражение душевных состояний является довольно слабым. Для флегматика характерны чувства тревоги и тоски. Он не способен быстро и легко испугаться, ему нужно время, попав в новую обстановку, будет одинок, поскольку ему необходимо время для привыкания. Флегматик мало подвержен страху, бояться в основном воображаемых действий, но опасаются резких перемен, неизвестности.
Темперамент этих людей диктует подчинение. Их довольно легко повести за собой, они легко поддаются на уговоры. Они не конфликтны, и пытаются разредить обстановку, когда ситуация приближается к апогею.
 Они чуткие и остро осознают чувства тех, кто их окружает, и очень аккуратно относятся к чувствам других. Но, их самих, часто используют в своих целях. Они обязательные и нерешительные. Как правило, не видят лидера в себе, лучше работают, если им сказать, что делать. Боятся принимать решения и вести за собой.

 Самый сильный тип темперамента, по отношению к проявлением эмоций- сангвиник, а самый слабый флегматик. Павлов, говорил о том, что в процессе эволюции, слабый тип должен был исчезнуть вообще. Но не исчез! К вопросу о количественном соотношении типов темпераментов. Наиболее многочисленные это сангвиники (44%), на втором месте находится меланхолики (29%), на третьем- холерики (14%), а на четвертом - флегматки (9%).
 В связи с тем, что чистые типы темперамента это редкость, существует множество переходных типов, которые соединяют какие то черты в одном человеке.
 Но нельзя сказать, что это очень хорошо. Учеными подмечено, что самые сильные и выдающиеся личности, как правило, имеют сильный характер, и чистый тип темперамента.

Существует пять Теорий темперамента





Гуморальные теории

Европейское учение о темпераменте заложил Гиппократ. Заключалась она в смешение жидкостей:

1. Sangus – кровь (главное качество – тепло).

2. Hole – желчь (главное качество – сухость).

3. Melanos – чёрная желчь (главное качество – влажность).

4. Flogma – слизь (главное качество – холод).

Преобладание определённой жидкости – уязвимость определённых болезней.

Аристотель, считал, что достаточно одной крови, быстрая свёртываемость крови – обилие плотных частиц и тёплые свойства, склонность к горячим реакциям. Медленная свёртываемость, жидкая кровь – холодная – склонность к холодным реакциям – страх.

Многие учёные от качеств крови перешли к качеству кровеносных сосудов - от эпохи возрождения до начала 20 в.

Лезговит считал, что у сангвиников – малый размер сосудов и толстые стенки, кровь течёт быстро, но мало. Холерики – кровь течёт быстро и сильно и т.д.

Объяснялось различие в темпераменте разной возбудимостью кровеносных сосудов.

Далее от крови перешли на нервную систему. Объясняли темпераменты тонусом нервной системы. Чем сильнее тонус, тем легче возбуждается данный человек. Потом связывали поведение человека с симпатической и парасимпатической нервной системами.

И наконец, темперамент связывали с работами желёз внутренней секреции.

Холерик и сангвиник за счёт активности щитовидной железы повышен обмен веществ.

Меланхолики и флегматики – пониженный обмен веществ за счёт слабой активности железы.

Энергетические теории

Свойства темперамента сопоставили с энергетичностью работы нервной системы. У каждого темперамента разная интенсивность эмоциональных и энергетических затрат. Типология Вундт. Темперамент для эмоций – то же самое что возбудимость для ощущения. Чем активнее темперамент, тем сильнее и чётче протекают эмоции. Вундт выделил 2 факта 2 свойства темперамента: сила – слабость, лабильность – стабильность (быстрота - медлительность).

Главная заслуга подхода Вундта. Его характеристики темперамента мало были измерены. Поэтому темперамент можно определить в эксперименте, а не только за счёт наблюдений. Продолжения Вундта явилось продолжением учением о ВНД Павлова.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 181.