Память — процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Познавательная функция психики возможна благодаря памяти.

Виды памяти: произвольная (связана с широким волевым контролем запоминания), логическая (с употреблением логики) и опосредствованная (с использованием разнообразных средств запоминания). Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Долговременная (в течение неограниченного

Срока). Генетическую (передается и воспроизводится по наследству). Зрительная (сохранением и воспроизведением зрительных образов). Слуховая, Двигательная.

ТЕОРИИ О ПАМЯТИ

Ассоцианизм: ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. (схожесть, смежность, контраст. А. не объясняет выборочность, зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

Бихевиоризм: важны специальные упражнения на закрепление материала.

Когнитивная тр-я: п.- совокупность различных блоков и процессов переработки информации: 1) обеспечивают распознавание характерных черт информации, 2) построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться, 3) удерживают информацию в течение некоторого времени, 4) представляют информацию в конкретной форме.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий.

З.Фрейд роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.

Л.С.Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека

Деятельностная тр-я: п. - звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем станут внутренними стимулами и человек получает возможность руководить своей памятью.

Типология памяти

По характеру материала:двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

По времени хранения:сенсорная(очень короткая), кратковременная, долговременная.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная (генетическая).

Механизмы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание информации.

Больше

Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Результаты такого познавания действительности станут опытом человека благодаря памяти.

Сложно переоценить ее значение, ведь без памяти любая деятельность была бы просто невозможна.

Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, потерю памяти можно смело сравнить с потерей свободы.

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта.

Таким образом,человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим.

В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности.

Ознакомьтесь с основными теориями памяти.

Ассоциативная теория.

Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести.

Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

Бихевиористическая теория.

Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Когнитивная теория.

Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.

Деятельностная теория.

Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем станут внутренними стимулами и человек получает возможность руководить своей памятью.

1. Типология памяти

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти:

По характеру материала разделяют:двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

·Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.

·Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.

·Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.

- Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения:сенсорная, кратковременная, долговременная.

·Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.

·Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.

- Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности: произвольная, непроизвольная.

·непроизвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.

·Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:запоминание, сохранение,воспроизведение, забывание информации.

Запоминание– процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение– процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение– – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала.

Забывание– процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.

Существуют определенные законы и упражнения для тренировки памяти.

·Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче быстро запомнить текст, который вызывает неподдельное любопытство,а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.

·Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.

·Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.

- Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.

·Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.

·Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.

·То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.

 

21. Характеристика образных явлений. Свойства и функции представлений. Особенности воображения

Восприятие- один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира. Образное явление – это такое явление, которое вызывает в нашем сознании образ восприятия.

Осознанный образ восприятия – это та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения. Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание.

Характеристики образов связанны с условиями их формирования:

Репродуктивные Образы предметов в прошлом.

Образы-воспоминания Тусклые или яркие

Образы памяти – кратко- и долговременные.

вообржн     создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действит-нсти

Сновяденя Дрема - гипнагогические образы Кошмары,

Галлю-цинации Истинная и псевдогаллюцинация. Психотропные препараты вызывают интенсивные образы, иллюзии восприятия, мистические «видения»

Взаимодействием перцепции и репрезентации

Иллюзии восприятия появляются часто в состоянии невнимательности, скуки, усталости

Частным видом иллюзии являются «образ тела»( восприятие человеком эстетики и сексуальной привлекательности своего собственного тела),  синестетические образы (особый способ чувственного переживания)

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Наглядная основа мыслительной деятельности Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями.

СВОЙСТВА Представлений: Наглядность Фрагментарность. Обобщенность Подвижность. Синтетичность (многомодальны)

Воображение —способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств. способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

Индивидуальные особенности воображения: 1) степени развития в., (яркость, глубина, новизна, осмысленность) 2) по типу образов.

Больше

Образное явление – это такое явление, которое вызывает в нашем сознании образ восприятия.

Осознанный образ восприятия – это та психическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Восприятие- один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира.

Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание.

Характеристики образов связанны с условиями их формирования:

Репродуктивные образы Образы предметов в прошлом. Образы-воспоминания - самый универсальный вид образа. Тусклые или яркие Образы памяти – кратко- и долговременные.
Образы воображения создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности
Сновидения и сновидные образы. Кошмары - пугающий зрительный образ. Дрема - гипнагогические образы
галлюцинации Истинная и псевдогаллюцинация. Психотропные препараты вызывают интенсивные образы, иллюзии восприятия, мистические «видения»
взаимодействием перцепции и репрезентации Иллюзии восприятия появляются часто в состоянии невнимательности, скуки, усталости Частным видом иллюзии являются déjá vu-образы «образ тела»( восприятие человеком эстетики и сексуальной привлекательности своего собственного тела) , синестетические образы (особый способ чувственного переживания)

Представление - воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Поэтому понятие "представление" тесно связано с понятием "восприятие":
 - восприятие дает нам непосредственный образ предмета в режиме реального времени и в присутствии предмета,
 - представление также дает нам образ предмета, но не в режиме реального времени и - как правило - в отсутствии предмета.

В первом случае источник образа предмета кроется в самом предмете и работе сенсоров. Во втором случае источник образа кроется в нашей памяти и особенностях текущей деятельности. Тем не менее, с некоторой натяжкой, можно сказать, что представление это отложенное во времени восприятие.

СВОЙСТВА Представлений:



Наглядность

3. Фрагментарность. Разные представления имеют разную - то большую, то меньшую - фрагментарность. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены.

4. Обобщенность (после прочтения когда-то книги остался однако образ всего произведения в целом.)

5. Моделирование предмета и его свойств.

В образе, который дает представление, присутствуют обычно модели, которые мы сами представляем – обобщаем или наоборот выделяем.

6. Подвижность. Представления нестабильны и подвижны, очень сложно держать в своем сознании хотя бы одну минуту одно и то же представление: оно будет меняться само по себе, будет вызывать ассоциированные образы-представления.

7. Наглядная основа мыслительной деятельности

Любое мышление - наглядное или абстрактно-логическое оперирует представлениями. В первом случае представления более детальны, наглядны (связаны с особенностями трехмерного пространства). Во втором случае представления схематичны и сильно абстрактны.

8. Синтетичность

Если образы восприятия обычно включают одну модальность: зрительные образы, слуховые образы и др., то образы представления обычно синтетичны. В представлении другого человека может быть и то, как он выглядит (зрительный образ), и то, какие звуки он произносит (как говорит, как смеется - слуховой образ), и то, как он пахнет (обонятельный образ), ну и, конечно, какие эмоции вызывает (эмоциональный образ, состоящий из особенностей соматического состояния).

Особенности воображения.

Воображение - психический процесс, и развит этот процесс у разных людей по-разному. Проявляется это и в повседневной и в профессиональной деятельности, и в общественной жизни.

Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по:
 - степени развития воображения,
 - по типу образов, которыми воображение предпочтительно оперирует.
 Степень развития воображения характеризуется по:
 - яркости воображаемых образов,
 - глубине переработки данных прошлого опыта,
 - возможной новизне образов,
 - качественному осмыслению продуктов воображения.
 Яркость и глубина воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы .

Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.

В целом воображение оказывает больше влияния на работу наглядного мышления, однако и абстрактно-логическому мышлению воображение - не помеха.

Недостаточный уровень развития воображения затрудняет получение от жизни живых и разносторонних эмоций. Людям с хорошим воображением интереснее читать книги.

Различаются ли люди по типу воображения? Некоторые ученые и практики настаивают на том, что выделяются такого рода типы людей:
 - визуалы (с развитым зрительным восприятием и воображением),
 - аудиалы (с развитым слуховым восприятием и воображением),
 - кинестетики (с развитым тактильным восприятием и воображением).

 

22: Психологическая характеристика мышления. Виды и формы мышления. Теории мышления.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Виды мышления: Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное, Наглядно-образное (связан с восприятием окружающей действительности) Наглядно-действенное. (представляет практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами).

Процесс мышления: протекает в форме суждений (отражающая объекты действительности в их связях и отношениях) и умозаключений (вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира › индуктивные, дедуктивные и по аналогии).

Функции мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Теории мышления две большие группы: 1) заложенные интеллект способности: 2) формируются и развиваются прижизненно. В бихевиоризме: формирование сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. В гештальтпсихологии: интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Психоанализ: бессознательным формам мышления, зависимость м.от мотивов и потребностей человека. Стадии развития интеллекта Ж.Пиаже: сенсомоторного, дооперационального, конкретных и формальных операций. В отечественной психологии: особый вид познавательной деятельности. Прижизненно формирующ. способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. произвольный характер высших форм человеческого мышления. Формирования умственных действий П.Я.Гальперина.(А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов).: 1. Ознакомление с требованиями (образцами). 2. Выполнение заданного действия во внешней форме 3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. 4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. 5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Больше

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном..

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

Понятие — есть отражение существенных признаков предмета.

Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Различают умозаключения двух основных видов – индуктивные и дедуктивные. Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. к общему положению (к общему суждению).
Дедукция есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед человеком. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.

Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное, или практическое,

наглядно-образное

абстрактное – словесно-логическое

Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.













Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.