Концептуальные теории темперамента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Концептуция – это совокупность врождённых свойств. Эти теории пытаются связать между собой телесные и психические признаки. В этом случае легко заметные физические признаки могут рассказать о скрытых физических особенностях.

Каким образом можно связать телесные признаки с психическими особенностями;

1. Гены обладают много направленными действиями, один и тот же ген контролирует телесное свойство и психическое.

2. Гены обеспечивают своеобразие в строении тела и в строении нервных структур. Различие в строении нервных структур обеспечивают различные психогенные свойства. Структура тела связаны с психическими свойствами.

3. Установки окружающих влияют на самовосприятие человека и подгоняют его реакции к ожидаемым. Человека было легче воспринимать по внешне телесным качествам, чем по внутренним. Поэтому, по внешним признакам можно приписать человеку психические реакции.

Генетическая теория Конрада

Темперамент наследуется по принципу доминантного и рецессивного признака.

Факторные теории темперамента

Идея факторного анализа – статистически сгруппировать сходные свойства и свести их к одному общему фактору и придать им объективность. Перестали увязывать психические свойства с физическими особенностями тела. Факторные теории темперамента называли психологическими.

Исследовали 2500 людей по 90 вопросов.

Обработка ответов была научной, статистической, но постановка вопросов была субъективной.

Впервые применили факторный анализ для научной статистической обработки ответов на вопросы; открыли это направление для других психологов.

Типология К. Юнга

Юнг выделил два типа:

1. Экстраверт;

2. Интроверт.

Их характеристики: направленность на объект, включённость в социум и восприимчивость к социальному влиянию.

Каждый тип имеет достоинства, переходящие в недостатки. Юнг постулировал, что кроме сознательных установок на экстраверсию и интроверсию есть бессознательная установка, она противоположна сознательной и выполняет компенсаторную функцию

 

31. Проблема способностей в психологии.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
можно классифицировать на: а) природные (врожденные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; б) специфические (приобретенные) человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Приобретенные способности подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности в психологии рассматриваются в контексте личностного развития. Они проявляются через возможность личности состояться в обществе и становиться в нем субъектом деятельности. Через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

В рамках школы С.Л. Рубинштейна сложилась компромиссная точка зрения. Способности, возникают у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности. Здесь четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные.

Больше

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:

а) природные (врожденные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

б) специфические (приобретенные) человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Приобретенные человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
 Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
 Индивидуальные различия – это особенности психических явлений отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова.
 Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Способности в психологии рассматриваются в контексте личностного развития. Они проявляются через возможность личности состояться в обществе и становиться в нем субъектом деятельности. Через развитие способностей человек достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.
 Соответственно этому, в отечественной психологии в трактовке проблемы способностей выделяются два направления:
— Психофизиологическое, (врожденные) которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека
— Социальное (приобретенное) — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности.
 Затем в рамках школы С.Л. Рубинштейна сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
В компромиссном подходе четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
 Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В отечественной и зарубежной науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются разделение способностей по видам деятельности.

Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
 Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные.
Потенциальные способности — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции.

В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
 В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн ,ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций.

С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
 При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

32: Природа характера, его структура и функции. Взаимосвязь темперамента и характера

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Это то, что определяет его значимые поступки, способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство.

Основные черты личности, которые входят в состав характера человека: 1) свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (рациональность, расчетливость или противоположные им качества). 2) черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, 3) чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера.

Темперамент врожден, характер сформирован, но при этом темперамент является основой характера.

4 точки зрения на вопрос взаимосвязи характера и темперамента:

1. Характер – производная от темперамента. (темперамент синоним понятий «характер» и даже «личность»; 2). Темперамент противоположен характеру.Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. 3). Темперамент входит в характер Х-р есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. (Павлов) 4.) Темперамент определяет природу характера. Т. - динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев)

Больше

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица.

Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.

Характер — не простая совокупность,и не случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование.

Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к себе.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.

Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э. Эриксону).
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве.

Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.
К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей.

Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.
Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

 

Темперамент врожден, характер сформирован, но при этом темперамент является основой характера.

Темперамент по сути врожденная основа характера.

Есть 4 точки зрения на вопрос взаимосвязи характера и темперамента. Рассмотрим их.

1. Характер – производная от темперамента.

Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов (см. например «Структурная теория черт», Р. Кеттел).

2. Темперамент противоположен характеру
Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

3. Темперамент входит в характер
Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Характер же формируется под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать. Т.е. Х-р есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями.

4. Темперамент определяет природу характера
Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса . Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Такую точку зрения можно найти у авторов: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн , Б.Г.Ананьев .

33: Проблема социальной обусловленности психики

Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Относятся к категории социальных структур, включая образование, работу, развлечения, массовую культуру, религию, духовность и семейную жизнь. › дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека.

Подход французской социологической школы . (Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль Ж. Пиаже. Морис Хальбвакс.) Двойственность опыта: Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Общество — коллективными представлениями — (единица общественного сознания). создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Все собственно человеческое в человеке от общества.

Социализация - процесс усвоения общественного опыта

Подход к социализации в отечественной школе психологии. Если для Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому ВПФ, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции. Л.С. Выготский выдвигает понятие «Вращивания», которое в дальнейшем А.Н. Леонтьевым и П.Я Гальпериным заменяется понятием «Интериоризация». Леонтьев под интериоризацией понимал преобразование внешних действий во внутренние. А.Н. Леонтьев отмечал, что центральной линией развития ребенка является усвоение им «достижений исторического развития человечества», закрепленных во внешних явлениях (предметы, словесные понятия, знания). Деятельность по отношению к внешним явлениям приводит к формированию значения (т.е. внутреннего). Соотношение внутреннего и внешнего предстает в качестве разных форм одной и той же деятельности.

П.Я. Гальперин разрабатывая проблему интериоризации, предложил схему усвоение действия в качестве умственного выделив 6 этапов, в процессе которых происходит «движение» внешнего во внутреннее.

Больше

В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой.

Основатель школы — Э.Дюркгейм, юрист, который, изучая бытовое право у отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления.

Его идеи и проблему социальной обусловленности сознания развил Л. Леви-Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже.

По Дюркгейму, высшие формы психической активности, которые в нас пробуждает и развивает общество, не находятся на поводу у тела как наши ощущения и кинестетические состояния.

Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него. В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Э. Дюркгейма.
 Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно — духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода, обычаев, верований, языка, религиозных представлений, которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями — (единица общественного сознания).

Сначала возникает общество, размещается в некоем пространстве, далее возникают коллективные представления. т.е. общество первично, представления складываются в обществе.

Они закрепляются в языке, обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения.

Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют, носят принудительный характер. И эти представления не врожденны.

Мысль Э. Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества — это действительно капитальная мысль.

Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т.е. общественным сознанием. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности.

Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний. Нет наследуемости коллективного социального опыта – общество не могло бы развиваться, если бы все наследственно закреплялось в организме.

Процесс усвоения общественного опыта — суть социализации. Внешние условия, сложившиеся в обществе, влияют и детерминируют индивидуальное сознание.

Социалиация происходит в условиях коллективного общения между людьми, в ситуации общественного контакта.

Форма контактов – религиозные обряды, ритуалы (охватывают слова, действия, жесты). Реальная производительная жизнь человека не формирует сознание, совершается путем проб и ошибок, примитивным образом.
 Интериоризация мыслится как взаимодействие коллективного сознания и индивидуального. Общественное сознание «пересаживается» из общества в индивидуальное сознание.

Согласно культурно-исторической концепции Выготского — формируется внутренний план сознания.
 Развитие общества, по Дюркгейму — это однонаправленный переход от первобытных к современным формам – это прогресс, заключающийся в возникновении, развитии совершенствовании, разделении труда.

В первобытном обществе нет личности, так как все наполнено коллективными представлениями. С развитием общества встает задача выбора определенного рода деятельности , т.к. сознание индивидуализируется. Так появляется личность.

Личность появляется тогда, когда человек является источником собственный действий со своими целями и мотивами . Таким образом, Дюркгейм выступает против мнения, будто коллективы рождены действиями одного индивида, наоборот, возникает коллективное, а потом появляется индивидуальное чувство.
 Л. Леви-Брюль — выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. По Леви-Брюлю, качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ:
1. примитивные — производство не развито; происходит обмен деятельностями; нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами; нет позитивной науки, анимистические представления.
2. цивилизованные – все развито
Им соответствует 2 типа мышления: пралогическое и логическое.
Современный тип — логический — пришел на смену первобытному мышлению, которое Л. Леви-Брюль называет пралогическим.

 Первобытное мышление имеет магический характер, для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют. Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику.

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами.

Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, проявления трудовой деятельности не являются плодом размышления и рассуждения. Они — продукты чутья, интуиции, слепого навыка.

Пралогическое и логическое мышление – это не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления: с развитием сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью (религия, понятие о душе и др.). Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, логические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими.
 Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики.

Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке так и в других странах .
 В России проблемы социальной обусловленности психики были детально разработаны Л.С. Выготским, который, подвергая критике идеи французской социологической школы, ставил перед психологией цель преодолеть внешность, внеположенность социальности по отношению к сознанию индивида.

Если для социологической школы социальность – это идеология, культура, коллективное сознание, то для Л.С. Выготского индивидуальное – сознание, общественное – деятельность.
Л.С. Выготский формулирует генетический закон, согласно которому высшие психические функции, в частности мышление, сначала формируются на социальном плане и имеют статус интерпсихической, а затем – в индивидуальном, приобретая статус интрапсихической функции.

 

34. Интеллект: свойства, функции и виды.

Интеллект — устойчивая структура умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Мышление – это процесс умственной деятельности, а интеллект – это способность к этой деятельности.

функции интеллекта: Способность к обучению; Оперирование символами; Способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности

Свойства интеллекта: пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.

Виды интеллекта: Вербальный. (письмо, чтение, речь) Логический. Пространственный. Физический. (координация движений) Музыкальный Социальный Эмоциональный Духовный

Больше

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

«Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые, по сути, являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики. Мышление – это процесс умственной деятельности, а интеллект – это способность к этой деятельности. Многие ставят знак равенства между понятиями мышления и интеллекта, но на самом деле, нельзя путать мощность и само явление.

Все-таки разница между интеллектом и мышлением огромная. Мышление – это совокупность врожденных (!) активных познавательных процессов. Это ассоциации, восприятие, внимание, анализ, а также способность к умозаключениям. А интеллект можно как развивать, так и терять. Интеллект представляет собой совокупность способностей к осуществлению мыслительного процесса, умение познавать новое, решая задачи и переступая через преграды. Наличие интеллекта означает в то же время и наличие способности планировать и сознательно направлять свои силы на достижение желанного. Теперь понятно, почему интеллект подлежит корректировке».










































Дата: 2019-07-30, просмотров: 204.