Детство как социально-культурный феномен.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Положение детей в обществе: их социальный статус, способы жизнедеятельности, отношения со взрослыми и методы воспитания; Символические образы ребенка в культуре и массовом сознании: представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и развитости; Культура детства: внутренний мир ребенка, направленность его интересов, детское восприятие общества, фольклор.

Социолог и историк Ллойд Демоза - существенные отличия в понимании детства в исторической ретроспективе. Его шесть периодов истории Детства: 1) Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. 2) Бросающий стиль (IV–XIII вв.). Младенцев сбывали кормилицам, отдавали в монастырь или на воспитание в чужую семью 3) Амбивалентный стиль (XIV–XVII вв.) "лепка" характера, своеволие и непокорность как «злое» начало. 4) Навязчивый стиль (XVII в.). навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка 5) Социализирующий стиль (XIX – середина XX в.) сделал целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. 6) Помогающий стиль (с середины XX в.) родители стремятся помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональной близости с детьми, понимаю, эмпатии.

Нейл Постман, - социальные тенденции, деструктивные по отношению к детству, не ослабли, а усилились: 1) усвоение визуальной информации не требует стадии обучения. 2) в прошлое ушли требования к рациональной деятельности сознания и формам поведения человека. 3) современное общество все более отождествляет себя с аудиторией массмедиа,

48 Детерминанты психического развития ребёнка. Связь обучения и развития .

Психическое развитие можно понимать как закономерное изменение психических функций, совокупность их количественных, качественных и структурных преобразований.

Психические явления находятся в постоянном изменении, движении и развитии. Это развитие может рассматриваться в двух планах: филогенеза, т.е. ее исторического развития, и онтогенеза – индивидуального развития.

Постепенно в процессе психического развития происходит социализация личности как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком общественного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Л. С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление(организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. (эмбрионы) Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее.

Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня.

Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.