Универсальные (сквозные) процессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. В самый первый момент на сетчатке нашего глаза удерживается всё, но это происходит доли секунды. Как только начинается переработка, наступает и отбор. Чтобы сохранить материал, нужно быть какое-то время сосредоточенным (внимательным). 

Внимание - это процесс отбора (направленность, избирательность) материала и сосредоточения (удержания, интенсивность усилия) на нём. Чтобы запомнить нечто, необходимо некоторое время удерживать информацию (память или данные восприятия, продукт мышления) в сознании.

Воображение – это процесс преобразования реальности или представления о ней. Воображение имеет основную функцию прогнозирования (предсказания, предвосхищение, умение забежать вперёд и т.д.). Прогнозирование есть признак психики вообще. 

Больше

Познание (когнитивность) относится к психическим процессам личности и определяется как акт системной работы высших психических функций направленных на прием, переработку, хранение и использование информации человеком.

Прием, переработка, хранение, использование информации это процессы ощущений, восприятия, мышления и памяти.

Познавательные процессы делятся на две группы:

· Познавательные (результатом является получение новой информации) - ощущение, восприятие и мышление;

· Универсальные психические или «сквозные» процессы – это память, внимание, воображение.

Рассмотрим познавательные процессы

1. Ощущение – отражение свойств.

Сенсорные качества ощущения различаются по специфической модальности (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), имеют качественную определенность.

Ощущения имеют количественную характеристику, это их интенсивность. Интенсивность воспринимаемых раздражителей ограничена (диапазон) и эти пределы называются порогами чувствительности. Изучением сенсорных свойств занимается психофизика.

2. Восприятие обладает пятью характеристиками.

· Наличие сенсорных качеств; образ не сводится к сумме ощущений, но обладает сенсорными качествами;

· Целостность образа или гештальтность (неделимость на части, структурность образа). Наблюдаемая реальность представляет собой перцептивное поле, в котором есть фигуры и фон. Реально у фигуры и у фона один и тот же контур. А в восприятии контур принадлежит фигуре и есть особые упражнения. Если хочешь увидеть что-то новое, обведи фигуру мысленно по контуру и поменяй фигуру и фон местами.

· Константность – это сохранение свойств видимого образа. Фигура по сравнению с фоном несколько приближена к испытуемому, кажется больше, чем это соответствует геометрии зрения.

· Предметность образа. Чувственная ткань (А.Н. Леонтьев) и предметное содержание. Предметность теряется, скажем, в инвертирующих очках.

· Индивидуальность образа. Иногда это же называют перцептивной установкой.

Первые три характеристики – свойства натурального восприятия, есть и у животных, эти свойства врожденны. Предметность - приобретаемое всеми свойство. Индивидуальность - отличает нас друг от друга.

3. Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, усвоения отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. В связке с воображением и памятью дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий.Обычно принято выделять следующие виды мышления:

· Наглядно-действенное мышление. Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет;

· Конкретно-предметное мышление. Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет;

· Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста;

· Абстрактно-логическое мышление. Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.

Виды мышления:

· Сравнение — это одна из ключевых операций, осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята вне единства процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет;

· Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объёме;

· Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа.

· Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других;

· Конкретизация — выделение частного из общего.

· Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему;

· Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики;

· Обобщение - соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений;

Универсальные процессы (длительность). Общим у этих процессов является понятие психического времени. У познания есть простейшее условие - для того, чтобы познание осуществлялось нужен опыт, то есть нужно продолжение во времени (память – в прошлом времени; внимание – в настоящем; воображение – в будущем).

· Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Можно было бы сказать прошлого опыта. В самый первый момент на сетчатке нашего глаза удерживается всё, но это происходит доли секунды. Как только начинается переработка, наступает и отбор. Чтобы сохранить материал, нужно быть какое-то время сосредоточенным.

· Внимание - это процесс отбора материала и сосредоточения на нём. Чтобы запомнить нечто, необходимо некоторое время удерживать информацию в сознании.

· Воображение – это процесс преобразования реальности или представления о ней. Воображение имеет основную функцию прогнозирования

Прогнозирование есть признак психики вообще.

Поэтому у некоторых психологов есть вопрос: зачем выделять такие процессы? Они разумеются сами собой. Хотя очевидно, что быть внимательным, вообще говоря, не естественно. Связь с вниманием: отбор материала – это его преобразования, а сосредоточение на материале происходит, потому что он постоянно меняется. Можно длительное время смотреть на пламя костра, поверхность реки, потому что они естественным образом преобразуются. Преобразовывать что-то самостоятельно значит черпать из данного новое.

 

17. Ощущение: виды, порог чувствительности, психофизиологический закон.

Ощущение – самая простая форма отражения. О.–отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. (У человека в чистом виде не представлено). Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс.

Общие свойства о.: 1. качество - это специфические особенности, отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.) 2. интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; 3. длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя; 4. пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Основания по которым классифицируют виды ощущений:

- по связи с органами чувств: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;

- по расположению рецепторов выделяют: 1. интероцептивные ощущения - сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. (наименее осозноваемы, сохраняют близость к эмоциональным состояниям). 2. экстероцептивные ощущения - рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды. 3. пропреоцитивные - рецепторы в мышцах, связках. (ощущение равновесия, движения).

- по контакту с раздражителем выделяют: 1. дистантные ощущения - слуховые, зрительные и т.д. 2. контактные - кожные, вкусовые, органические.

- по основанию генетической классификации выделяют: 1. протопатические (органические чувства голода, жажды и т.д.) 2. эпикритические - наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.

- группа неспецифических ощущений - у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).

Пороги чувствительности:

1.    нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

2.    верхний абсолютный порог чувствительности - это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

3.    разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации: 1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного раздр. 2. в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается); 3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой. Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Синестезия - возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

Основной психофизический закон был открыт в первой половине 19 в. — закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Больше

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

У человека ощущение в чистом виде не представлено.

Ощущение – самая простая форма отражения.

Ощущение - элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

Суть ощущений состоит в отражении отдельных свойств предмета.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение (в виде вегетативной реакции - сужение сосудов; мышечной реакции - поворот глаз, напряжение мышц).

Все виды ощущений имеют общие свойства:

1. качество - это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.)

2. интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

3. длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;

4. пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Основания по которым классифицируют виды ощущений:

1. по связи с органами чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;

2. по расположению рецепторов выделяют:

1. интероцептивные ощущения - сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

2. экстероцептивные ощущения - рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды.

3. пропреоцитивные ощущения - рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения.

3. по контакту с раздражителем выделяют:

1. дистантные ощущения - слуховые, зрительные и т.д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом.

2. контактные ощущения - кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом.

4. по основанию генетической классификации выделяют:

1. протопатические ощущения - к которым относятся органические чувства голода, жажды и т.д.

2. эпикритические ощущения - наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.

5. выделяется особая группа неспецифических ощущений - у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).

Пороги чувствительности:

1. нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

2. верхний абсолютный порог чувствительности - это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

3. разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

Синестезия - возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (под воздействием звуков возникают зрительные образы).

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

Основной психофизический закон был открыт в первой половине 19 в.

Закон носит название своих создателей – закон Вебера-Фехнера.

В ряде экспериментов, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю.

Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30, для различения яркости двух источников света необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100 и т. д.

На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

18. Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия. Теории восприя-

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает ощущение и основывается на нем.

Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

С целостностью связана и его структурность. восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Ч.воспринимает абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Следующим свойством восприятия является константность. относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность восприятия. сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Активность (или избирательность) (прегнантность). в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия,

Основные теории восприятия.

Структуралистская теория восприятия определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации ощущений). Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

Больше

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, однако между ними существуют и коренные различия.

Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Восприятие включает ощущение и основывается на нем.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность восприятия.

Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. В этом выражается осмысленность.

Восприятие как психический познавательный процесс обладает и таким свойством, как активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании наблюдателя.

Рассмотрим основные теории восприятия.

Структуралистская теория восприятия определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации ощущений). Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

19. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Теории внимания

Внимание – в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Основные свойства: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость способность длительное время сохранять внимание на объекте

Сосредоточенность различиях в степени концентрированности на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость перевод с одного объекта на другой

Распределение—способность параллельно выполнять несколько видов деятельности

Объем — определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Функции и виды внимания. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; непроизвольное и произвольное внимание; чувственное и интеллектуальное внимание.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.