Современная концепция психологической службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билеты Бергис зачет

1 Понятие и содержание деятельности псих.службы на предприятии

Психологическая служба - структурное подразделение в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения задач кадровой работы, организационного развития и т.д. Психологическая служба комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда. Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья работников на предприятии

Организационно-методические принципы деятельности псих.службы

В основу работы псих.службы положена определенная система принципов. Основной принцип — принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип — принцип взаимодействия психолога с руководством организации. Третий фундаментальный принцип — принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой — хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип — принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе. Реализация принципа профессионального содружества — включенность в профессиональную общность — осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории — с другой.

Принципы пользования псих.информацией

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста[1]).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Образец 2019г

Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

  1. Должностная инструкция руководителя психологической службы

Общие положения

Увеличение миграции рабочей силы — делает чрезвычайно актуальной необходимость постоянного контроля изменений кадровой системы в организации в связи с состоянием рынка рабочей силы в регионе. Мониторинг кадрового корпуса и психологического климата становятся обязательным условием корректного решения конкретных задач.

Другими словами, психолог на современном предприятии должен ориентироваться не на решение отдельных задач как независимых (как их обычно ставит руководитель, заказчик), а на задачи в контексте основных процессов жизнедеятельности организации, в контексте ее корпоративной культуры, с учетом ключевых принципов кадровой политики.

Следовательно, одним из условий успешности деятельности психолога-практика должен стать «активный банк данных». Работа должна быть организована так, чтобы каждое новое исследование, решение каждой новой задачи способствовало накоплению системной информации о кадровых процессах. В поле внимания психолога должны быть все кадровые процессы и события, даже такие как ординарное увольнение ординарного сотрудника.

Как создавать вчерашнему выпускнику свой «активный банк данных»? Рекомендации просты — работать, но работать систематично и последовательно.

¦ Предложите анкету каждому кандидату на рабочее место. В конце года проанализируйте их.

¦ Разработайте и предложите каждому увольняющемуся небольшую анкету. В конце года сделайте анализ собранных данных.

¦ Используйте возможность проведения аттестации большей части сотрудников. Это позволяет провести обширную диагностику не только квалификации, но и настроений в коллективе. Для сбора этих сведений сделайте чуть больше (проведите анкетирование, диагностику, опросы экспертов и т. п.).

Все эти данные уже через год-два станут серьезной «информацией для размышления». Современная компьютерная техника и мощные статистические пакеты позволяют выявить как естественную вариативность изучаемых признаков, так и неслучайные отношения. А это уже факты. При внимательном рассмотрении они могут оказаться научными фактами.

Выделим некоторые принципы организации базы данных.

1. Контролирование всего цикла движения персонала (подбор — отбор — адаптация — подготовка — переподготовка — перемещения — увольнения).

2. Использование части эмпирических данных в стандартных единицах (шкала интервалов, стандартные психодиагностические методики и другие параметры, позволяющие сопоставлять и анализировать тенденции во времени, в зависимости от рынка рабочей силы, от стажа, квалификации, семейного положения, служебного положения и пр.).

3. Проведение периодического анализа данных, составление отчетов, таблиц, графиков. (Когда любишь свою профессию, уважаешь свой труд, с интересом относишься к окружающей жизни и тому, что делаешь, это получается естественно, как потребность понять и разобраться. Нужна лишь некоторая самоорганизация.)

4. Контролирование процесса движения персонала в «ключевых точках» (например, первоначальная адаптация вновь принятых работников: 1, 3, 6, 12-й месяц).

5. Использование системного подхода в работе с персоналом. Специалисты различают разные его варианты: сетевое планирование, функциональные системы, «принцип Парето» и др. Например, согласно концепции американского экономиста итальянского происхождения Уильяма Парето «20 : 80», всегда есть небольшая часть ресурсов, компонентов, субъектов, определяющая успех целого (20% сотрудников обеспечивают успех деятельности организации на 80%, 20% инвестиций дают 80% прибыли, 20% клиентов обеспечивают 80% финансового оборота организации и т. п.). Таким образом, например, контроль за деятельностью немногих лиц, занимающих ключевые позиции в социально-психологическом пространстве организации, позволяет психологу «держать руку на пульсе».

Для эффективной работы практикующего психолога большое значение имеют не только личные знания, но и организация рабочего пространства. С одной стороны, психолог – это специалист медицинского профиля. Однако, с другой стороны, его кабинет ничем не должен напоминать поликлинику – ведь тогда пациент будет воспринимать свою проблему как болезнь, возникнет чувство страха, паники, и ситуация ещё более усугубится.

Рабочее место психолога должно быть светлым и приятным, для его оборудования потребуются удобные кресла, располагающие к отдыху и неспешной беседе. Современные кабинеты психолога также оборудуются электронно-вычислительной техникой, комплексом психодиагностических приборов и средств психотерапевтического воздействия.

Большое влияние на результативность психологической работы оказывает применение специально оборудованных комнат психологической разгрузки и релаксации. Материальная база таких комнат – аудиотехника и проекционная аппаратура с записями психотерапевтического характера, светотехнические комплексы и другие средства, способствующие оказанию успокаивающего и психотерапевтического воздействия.

Специальная документация

                   Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
  1. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  2. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
  3. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
  4. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

7. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

  1. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

 

Билеты Бергис зачет

1 Понятие и содержание деятельности псих.службы на предприятии

Психологическая служба - структурное подразделение в аппарате управления предприятием, использующее психологические методы для решения задач кадровой работы, организационного развития и т.д. Психологическая служба комплектуется из специалистов в области организационной психологии и психологии труда. Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья работников на предприятии

Современная концепция психологической службы

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для'решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям. Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи. Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи. Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

  1. Цели и задачи псих.службы

Психологическая служба
система практического
использования психологии для решения комплексных задач
психологической экспертизы, диагностики, консультации в
сферах производства, транспорта, народного образования,
здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др.
Психологическая служба на производстве представляет
собой специализированное подразделение в структуре
предприятия, предназначенное для проведения практической
психологической работы, использующее психологические
методы в работе, на основе которых осуществляется прием
на работу,планирование стратегии и тактики организации,
прогнозируется дальнейшее развитие.

Цели изадачи психологической службыСуть психологической деятельности - в научно-методическом обеспечении кадровой и воспитательной работы, то есть психолог выступает чуть ли не идеологом всей работы с кадрами, ее творцом, реализатором и, видимо, впоследствии, "коз­лом отпущения".Смысл деятельности психолога - в оказании по­мощи сотрудникам, испытывающим различные психологичес­кие или социально-психологические трудности. Психологам, ра­ботающим в русле моделей, построенных на этой идее, часто присущ специфический взгляд на сотрудников: они интересны

ему прежде всего с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять.Суть психологической деятельности - в со­провождении работника в процессе всей его работы. Понятие сопровождения не новое, но сегодня оно приобрело особую популярность. Многие авторы пользуются близкими по смыслу терминами, например, "содействие» Такой подход к работе практического психолога позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью систе­мы организации.

Психологическое сопровождение - это профессиональная де­ятельность психолога. Она осуществляется в рамках системы уп­равления персоналом предприятия (организации) и направлена на создание социально-психологических условий для успешной профессиональной деятельности и личностного роста сотрудни­ка в ситуациях служебного взаимодействия.

Объектом психологической практики в данном случае высту­пает профессиональная деятельность и личностный рост сотруд­ника, предметом - социально-психологические условия успеш­ной профессиональной деятельности и личностного роста.

Система работы с персоналом — это совокупность принци­пов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.Система работы с персоналом состоит из пяти взаимосвязан­ных подсистем. Каждая из этих подсистем безусловно включает в себя психологическую составляющую:

Кадровая политика определяет генеральную линию и принци­пиальные установки в работе с персоналом на длительную перс­пективу. Сюда входят организационно-методологические прин­ципы психологической службы в организации (на предприятии).

Подбор персонала заключается в формировании резерва кад­ров на замещение вакантных рабочих мест, определяется требованиями к кадрам, сформулированными в подсистеме кадровой политики, и моделями рабочих мест, включающими психологи­ческие требования к претендентам на вакантные должности.

Оценка персонала - определение степени соответствия работ­ника вакантной или занимаемой должности. При наличии вакант­ной должности определяется потенциал работника, который по­зволяет судить о его способности занять эту должность. Анализ соответствия (занимаемой определенный период должности) про­водится путем оценки как потенциала работника, так и степени его индивидуального вклада с учетом результатов труда. При этом важно точно обозначить роль и место психолога в работе аттестационной комиссии.

Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное дви­жение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штат­ном расписании предприятия.

Обучение персонала предполагает обеспечение соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

 













Дата: 2019-07-30, просмотров: 272.