ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами умения и знания по профилактике, зависящей от образа жизни

УМЕТЬ:

· Найти нормативно-правовые документы регламентирующие охрану здоровья населения РФ

· Составить беседу по профилактике: виды, формы и уровни воздействия.

·  Составить памятку в соответствии ФГОС

· Доложить по данной теме.

· Ответить на вопросы.

· Решить ситуационную задачу.

ЗНАТЬ:

· Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность  

·   Концепцию сохранения здоровья.

· Профилактику, зависящую от образа жизни.

· Понятие «образ жизни».

· Структуру образа жизни.

· Понятие «качество жизни».

· Влияние питания, двигательной активности на здоровье.

· Профилактику табакокурения, алкоголизации и наркомании

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Основное содержание темы

Понятие «образ жизни». Структура образа жизни. Влияние факторов образа жизни на здоровье. Формирование здорового образа жизни

Влияние питания, двигательной активности на здоровье.

Профилактика табакокурения, алкоголизации и наркомании.

 Теоретическое занятие

Образ жизни характеризуется особенностями поведения, общения и мышления человека в различных ситуациях. Это понятие находит свое отображение в деятельности человека, а также в его социальной активности, в выражении интересов и убеждений. Образ жизни имеет свои индивидуальные черты ля каждого поколения, так как на него влияют социально-экономические аспекты разных временных периодов. Основными составляющими образа жизни являются труд (учеба для молодежи), быт, а также система поведенческих привычек. Многие ученые рассматривают это понятие как синтез четырех категорий: экономической (уровень жизни), социально- экономической (уклад жизни), социологической (качество жизни) и социально-психологической (стиль жизни). Образ жизни человека является главным фактором, который воздействует на состояние его физического и психологического здоровья. Образ жизни зачастую рассматривают как поведенческий тип определенного индивида: его деятельность, особенности его мировоззрения, бытовые привычки и т.д. Однако в более широком смысле образ жизни присущ и таким социальным группам как семья и народ. Образ жизни семьи, как правило, обоснован на общих интересах супругов, на обобщенности в ведении быта, на предпочтениях в видах отдыха. Образ жизни семьи имеет в своей основе психологическую близость членов семьи. Образ жизни определенных народов – понятие, которое сложилось в ходе исторического процесса. Основой его выступают традиции и нормы, которые передавались каждому новому поколению. Именно традиции и нормы влияют на поведенческие особенности представителей народа, а также их социальное и экономическое восприятие. На образ жизни человека влияют такие факторы, как уровень социально – экономического развития в государстве, уровень медицинского обслуживания, уровень экологической безопасности, а также психологические факторы. На образ жизни индивида также влияет образ жизни народа, к которому он принадлежит, в частности уклад жизни и традиционная культура. Образ жизни народа и человека часто зависит от политической идеологии государства. Так во времена СССР, именно коммунистическая идеология определяла все составляющие образа жизни человека, в частности на стиль жизни. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ). Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций. В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным. В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

· культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

· оптимальная двигательная активность (ДА) —ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

· рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

· ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

· эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

· сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

· здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

· отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на примат (главенство) ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Факторы личной гигиены, в том числе естественный уход за телом, подбор одежды и обуви давно ив сем известен, и в отношении целей, потребности. Режимов не требует комментариев. Но в современных условиях он обостряется рядом социальных обстоятельств, экономических моментов и самое главное – более широким использование одежды, обуви, украшений, товаров и предметов санитарии и ухода, содержащих потенциально вредные для здоровья компоненты. Кроме того, и в этом, казалось бы, простом и ясном вопросе имеются тонкости, нюансы, небезразличные для здоровья, например: направления движения зубной щётки при чистке зубов, при массаже десен, последовательность употребления шампуня и мыла, техника ухода за ногтями, патофизиологическая характеристика маникюра, а вопросы косметики, особенно злоупотребления ею, должны рассматриваться не только с позиции эстетики, вкусов и воспитанности, но и с позиции факторов риска здоровью. Рациональное регулирование деятельности внутренних органов имеет в виду выработку полезных для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности, поведения, касающихся не только приема пищи и воды, но и физиологических отправлений в определённое время и в определённом месте (лучше в домашних условиях, для последующего туалета). В профилактическом и превентивном плане актуальна дыхательная гимнастика, в том числе по оригинальном авторским методикам, тренировки с гипоксией и с гиперкапнией, конкретный методики которых продолжают отрабатываться, и другие виды тренировочных функциональных нагрузок с элементами психотерапии и аутотренинга. Критическая адекватная оценка собственных способностей, наклонностей, возможностей, и поступков - очень сложная в психологическом плане проблема. Адекватная самооценка – один из основных компонентов сознания - феномена, выделяющего человека из всего животного мира. Человек, имея физиологическую основу, способность к самосознанию, тем не менее формируется и воспитывается социально и субсоциально (в семье и обществе). Значение самооценки для здоровья человека велико, потому что оно является исходным элементом для формирования эмоций, то есть с соотношением результатов собственной деятельности или её возможностей с последствиями её реальной ситуации, а следовательно, с количественными и качественными параметрами стресса и дистресса. На основе адекватной самооценки должна формироваться и адекватная психологически установка на достижение реальных доступных целей и как результат – формирование продолжительных эмоций, способствующих укреплению здоровья. Следующим звеном этой цепочки психологических и валеологичских факторов является выбор интересов, профессий, видов деятельности соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется – найти себя, своё амплуа, своё место в жизни. Весь комплекс этих факторов, основанных на адекватной самооценки, относится к главным компонентам психологигиены.
 В реальной жизни действие этих факторов очень многогранно. Оно касается и уровня образования,  деловой карьеры, и профессии, и в претензиях на партнёра в дружбе, в деле и любви, и в материальных запросах, стиле жизни и всех других сферах жизни человека. И в биологической и в социальной сферах человека потребности, как известно, являются инициирующим звеном его деятельности. Но коварство этого явления состоит в том, что она, эта потребность, безгранична, как горизонт - чем дальше к нему идёшь, тем дальше он отодвигается и всё более становится миражом. Потребности, по принципу положительной обратной связи, чем более удовлетворятся, тем более они нарастают и расширяются. Неудовлетворённые же потребности – это отрицательные эмоции, ведущие к дистрессам. Поэтому принцип полного удовлетворения потребностей нереален и невозможен, хотя к нему многие стремятся. Здоровый, разумный самоосознанный и саморегулируемый образ жизни возможен, но не столько на путях максимального удовлетворения потребностей, сколько на путях самоограничения из количества, качества и уровня (рациональный аскетизм), то есть координация потребностей с возможностями – это принцип соотношения функционального напряжения для достижения адекватной цели и положительных эмоций, возникающих и связанных с удовлетворением потребностей. В этом же стиле следует расценивать влияние на здоровье и рациональное организации процедурных вопросов достижения цели.
 Решение этих проблем, понимание необходимости непрерывного гармоничного совершенствования соответствует динамичному характеру всех сторон жизни. Отношение к семье, коллективу, обществу (социальная экология). Особенность этих факторов также связана с двойственной природой человека: биологической и социальной. Будучи не только плодом биологического развития, но и продуктом социального развития, человек не может сформироваться и жить без общества: человек должен общаться. И самым большим наказанием для любого является изоляция от общества (заключение, одиночество, изгнание). Неприятно чувствовать себя изгоем, последним в обществе. Этот фактор настолько силен по своему воздействию, что служит довольно частой причиной для суицидальных попыток, участившихся в последние время. Социальное благополучие – один из трёх факторов, характеризующих состояние здоровья.  Социальная экология человека – это прежде всего нормальная в биологическом, общественном и правом отношении семья, окружающая человека от зачатия, рождения и до последнего вдоха, а в духовном плане и после него.  Каждая семья также специфична, особенна, неповторима как и человек, индивидуум, но при этом законы, нормы, правили жизни семьи одинаковы и соответствуют принципам системной организации. Вот почему здоровая семья та, в которой царят взаимопонимание, слаженные взаимоотношения между всеми членам семьи, включающей несколько поколений. Рационализм этих взаимоотношений реализуется в дифференциации обязанностей в семье по полу, возрасту, занятости, с возможностью взаимопомощи, с учётом жизненного опыта старших поколений в семье с большими физическими возможностями молодых членов семьи. Особую тонкость, щепетильность, многогранность, динамизм характеризует роль социально-физиологической и санитарной гигиены супружеских отношений, особенно интимного плана. Как утверждают сексологи, здесь нет второстепенных моментов, а в возникновении конфликтов виновной не может быть только одна сторона. Вот почему традиционно пожелание новобрачным «Совет да любовь вам». Подтверждений влияниям этого фактора на здоровье множество и в реальной жизни, в литературе. Они свидетельствуют о комплексном характере этих влияний на функции собственной половой сферы, на функции внутренних органов и особенно - на психоэмоциональный компонент поведенческих реакций. Большую часть светлого времени суток, трудового дня и школьники, и взрослые проводят вне семьи, в трудовом , в обучающемся коллективе. От взаимоотношений людей в этой среде также зависят их настроение, самочувствие и соответственно влияние психоэмоционального фактора на здоровье человека. Здесь речи не идёт о прямом вредном влиянии производственных факторов. Формирование психосоциального благополучия в коллективе также подчиняется общим законам системной организации деятельности: иерархии членов, субординации, взаимоуважения, соблюдения и рекомендаций эргономики, правил внутреннего распорядка. Для этого нужно прежде всего знание законов, норм, правил общих, административных, профессиональных в поведении коллектива в целом и каждого члена. В каждом коллективе, кроме того, действует и неписаные законы, традиции, привычки, в том числе учёт возраста, житейского и профессионально опыта старших членов коллектива и физических возможностей молодых, возрастная специфичность их интересов.
 Знание, внутреннее согласие с ними и автоматическое (подсознательно) их исполнение, воспитанное при жизни, предотвращает и последующих дистрессоров. Всевозможные конфликты вызывают либо преднамеренными нарушениями (преступлениями), либо неосознаваемым игнорированием, либо незнанием – правовая неграмотность. Забывается главный тезис - незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение. И здесь всякие конфликты, отрицательные эмоции – рано или поздно вызывают дистресс, приводящий к нарушениям здоровья. Это же отностится и к вопросу и взаимоотношениях людей в социально-равноправной среде (общественном транспорте, в зрелищных, торговых учреждениях, службе быта, коммунальных организациях и т.п.). По конституционным нормам в этой среде, казалось, все равны. На деле здесь вступают силу нормы этики, марали, идейные убеждения, понятия о совести, долге и духовных внутренние переживания, последствие нарушений которых более длительны и не менее разрушительными, чем нарушения формальных законов. Для исключения психологических конфликтов, а также дистрессов следует напоминать об относительности равноправия, так как в любой группе люди различны и по полу, и по возрасту, и по другим моментам, вносящим необходимость соблюдения норм взаимоотношения. Сверх этого фактора вступает в спор иерархия и субординация интересов индивидуума и сообщества и подчинения первых вторым (принцип функционирования многоуровневых систем). Этот момент, к сожалению, в последнее время нередко не учитывается или игнорируется. Более того, школьная педагогика зачастую ставит своей задачей воспитание личности - индивидуальность. А кто же будет воспитывать человека как члена общества? Не с этим ли обстоятельством связаны конфликты выпускников средней школы с реальным обществом (вуз, производство), с последующей депрессией, неврозом и т.д. Очевидно воспитывать в себе уважение и исполнительность в отношении норм и интересов общества. Это соблюдение обязанностей перед обществом, а потом использование прав индивидуума-личности , Проявление индивидуального эгоизма, стремление к необоснованному самовозвеличиванию, неадекватные реакции ведут к «выяснению отношений» с позиций силы (физической, а чаще словестной). Победители в этих схватках часто забывают, что их победа – «пиррова расплата» будет дорогая и непоправимая – здоровьем. Самое разумное в этих ситуациях – стимулировать не возбуждение, а торможение – вовремя останавливаться. Конечно, труднее промолчать, чем возразить, но на то и мудрость и воля человека. Это психологическое условие окупится сторицей – здоровьем!
 В этом плане формирование здорового образа жизни и есть воспитание осознанного отношения к действительность, силы воли в своих поступках, то, что психологи называют формирование адекватной психологической установки, то есть соизмеримости своих желаний с реальными возможностями и действительностью. Из ситуации, когда желания и цели превышают возможности, могут быть четыре выхода: во-первых, для достижения цели все средства хороши – ведёт к преступлению; во-вторых, чрезмерная нагрузка ведёт к перенапряжению – дистрессу, срыву; в-третьих, цели – отрицательные эмоции – неврозы, нарушения здоровья; в-четвёртых, коррекция потребностей и целей и органические их в соответствии с возможностями. Отсюда для сохранения и укрепления здоровья возможен лишь последний путь – одно из основных положений психогигиены. Примеры здесь самые разнообразные: уровень образования, приобретение материальных ценностей, получение благ и удовольствий, притязания в любви и браке и т.д. Таким образом, состояние физического, психического и социального благополучия определяется не столько правами, сколько многогранными обязанностями, к выполнению которых должна быть воспитанная и осознанная психологическая установка.





ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

· Что входит в понятие здоровый образ жизни?

· Какие вредные привычки приносят наибольший вред здоровью?

· Что относится к поведенческим факторам?

· Почему у студента здоровье не на первом месте?

· Что относится к факторам личной гигиены?

· Как осуществлять рациональное регулирование деятельности внутренних органов?

· Как строится адекватная самооценка здоровья?

· Что входит в понятие социальная социология?

· Что входит в понятие взаимоотношение людей в социально-равноправной среде?

· К чему может привести не желание формировать вокруг себя адекватную психологическую обстановку?

 

ЗАДАЧА

В пример приведена задача с применением метода «Сестринский процесс». Составьте задачу по данной теме, применяя метод «Сестринский процесс».

Пациент 46 лет находится в отделении анестезиологии реанимации с диагнозом: хроническая почечная недостаточность. При сестринском обследовании предъявляет жалобы на резкую слабость, утомляемость, жажду и сухость во рту, тошноту, периодическую рвоту, снижение аппетита, плохой сон. Плохо переносит ограничение жидкости, часто не может удержаться и пьёт воду . Всё время спрашивает, почему ему не становится лучше. Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, небольшие отеки в области стоп и голеней. Рост 166 см, вес 58 кг. Частота дыхания 24 в минуту, пульс 96 ударов в минуту, ритмичный, АД 160/90 мм рт. ст. Врачом назначен постельный режим, диета №7, медикаментозное лечение.

Задание

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Проблемы пациента: не может обслуживать себя из-за общей слабости и необходимости соблюдать постельный режим; жажда и сухость во рту, нарушает питьевой режим; плохо спит; испытывает напряжение, тревогу и беспокойство в связи с неясным прогнозом заболевания; риск аспирации рвотными массами из-за того, что пациент находится в постели в положении лежа на спине и обессиливания.

Приоритетная проблема пациента: не может обслуживать себя из-за общей слабости и необходимости соблюдать постельный режим.

Цель краткосрочная: пациент будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью сестры до улучшения состояния.

Долгосрочная: Совместно с другим медицинским персоналом добиться выполнения рекомендаций врача

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой, постельный комфорт           Для создания комфортного состояния                 
2. М/с будет контролировать соблюдение пациентом постельного режима. Рекомендует возвышенное положение в постели или положение на боку                                                                     Для улучшения общего самочувствия и    увеличения диуреза                                                    
3. М/с обеспечит полноценное, дробное, легкоусвояемое питание, с ограничением соли, жидкости и животного белка в соответствии с диетой № 7 Для повышения защитных сил организма, уменьшение нагрузки на мочевыделительную систему
4. М/с обеспечит индивидуальными средствами ухода (стакан, судно, утка) Для создания комфортного состояния
5. М/с обеспечит гигиеническое содержание пациента (частичная санитарная обработка, подмывание, смена постельного и нательного белья) Для профилактики вторичной инфекции
6. М/с поможет пациенту организовать досуг Улучшение настроения, активизация пациента
7. М/с будет наблюдать за показателями гемодинамики, физиологическими отправлениями, оценивать их количество, цвет и запах мочи   Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. Для контроля за выделительной функцией почек
8. М\с будет выполнять назначения врача Для лечения пациента
   
   
   

 

 Выполнение плана:

Независимая категория – осуществление ухода согласно плана.

Зависимая категория - выполнение назначений врача.

Взаимозависимая – привлечь других сотрудников и родственников пациента.

 Временная потребность – экстренное выполнение назначений которые улучшат самочувствие пациента.

Постоянная потребность – выполнение назначений врача, уход.

Реабилитирующая потребность – после лечения выполнение рекомендаций врача.

Методы ухода – достижение терапевтических целей, обеспечение ежедневных жизненных потребностей.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.