ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ: Освоить со студентами умения и знания по профилактике нарушений состояния здоровья.
УМЕТЬ:
· Найти нормативно-правовые документы регламентирующие охрану здоровья населения РФ
· Составить беседу по формированию здорового образа жизни
· Составить памятку в соответствии ФГОС
· Доложить по данной теме.
· Ответить на вопросы.
· Решить ситуационную задачу.
ЗНАТЬ:
· Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность
· Концепцию сохранения здоровья.
· Профилактику: Понятие, виды, формы и уровни воздействия.
· Понятие образа жизни.
· Основы рационального питания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Основные понятия
Основные средства достижения цели: сознание, движение, рациональное питание. Понятие здорового образа жизни. Понимание медицинской сестрой, что здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний, и постоянно проводить просветительную работу в этом направлении.
Теоретическое занятие
В обеспечении здоровья людей должны участвовать не только медицинские работники, но и государство через подключение и решение других отраслей науки и производства. Их работа должна способствовать достижению указанной цели путем комплексной первичной профилактики, которую необходимо проводить на здоровых и практически здоровых людях в течение всей жизни. Средствами достижения этой цели являются: СОЗНАНИЕ (воспитание с детства разумного отношения к своему здоровью, правильный режим труда и отдыха), ДВИЖЕНИЕ (физкультура, спорт, закаливание), РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Диалектическая сущность здоровья заключается в связи и зависимости его (прямой и обратной) с условиями, уровнем жизни, поведением, в конечном счете - деятельностью человека в конкурентной природной и социальной среде, то есть его образе жизни. При проведении пропаганды здорового образа жизни медицинская сестра должна знать его определение. Здоровый образ жизни - это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная жизнедеятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа. Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей, представляющих объективную сторону жизни общества. С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия здоровье людей условий и образа жизни. В связи с тем, что чаще всего отрицательное воздействие на здоровье оказывают негигиеническое, медицинское и экологическое неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда и отдыха, употребление алкоголя, курение, низкая физическая активность, психоэмоциональные нагрузки, являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья. Поэтому в своих беседах, лекциях с населением медицинская сестра должна указывать на отрицательные факторы в сохранении и укреплении здоровья. Медицинская сестра должна разъяснять людям, что негативные стороны образа жизни особенно опасны в условиях напряженных семейных отношений, распада семей, разводов, неполных семей, а также для здоровья одиноких, малообеспеченных лиц, пенсионеров и других групп риска. Медицинская сестра постоянно в своих беседах должна подчеркивать, что неблагоприятный психологический климат в семьях - важная причина повышенного риска хронической патологии. Очевидны большие трудности на пути выполнения задач формирования и соблюдения здорового образа жизни, имеющие не только практическое, но и стратегическое значение в деле охраны и улучшения здоровья населения. В то же время профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Медицинская сестра должна всегда знать, помнить и использовать в своей пропаганде то, что в основе профилактической деятельности должно лежать утверждение здорового образа жизни каждого человека и общества в целом. В своих беседах с населением медицинская сестра должна постоянно подчеркивать, что приоритетом становится необходимость сознательного отношения к здоровью как общенародному достоянию, которое должно стать нормой жизни поведения всех людей. В своих беседах с населением необходимо уделять особое внимание гигиеническому воспитанию населения, как действенному рычагу формирования здорового образа жизни. Надо сказать, что формирование здорового образа жизни - всенародная задача, и работники здравоохранения должны быть примером соблюдения здорового образа жизни. Медицинские работники постоянно должны в своих лекциях и беседах использовать основные доступные способы формирования здорового образа жизни: искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, соблюдение режима труда и отдыха, систематическое занятие физкультурой, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний. Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможности человека, рачительное использование его резервов. Медицинская сестра всегда должна понимать, что здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний, и постоянно проводить просветительную работу в этом направлении. Следует подчеркнуть, что в здоровом образе жизни реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Здоровый образ жизни на современном этапе развития общества становится необходимым условием существования человека, гарантией огромных социально-экономических преобразований, осуществляемых в стране. Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, формированию всесторонне развитой личности и таким образом способствует не только физическому совершенствованию человека, но и развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих человеку каждого общества. В рамках перечисленных категорий исторически в каждой народности формировался свой неписанный кодекс здоровья, т. е. совокупность правил поведения, взаимоотношений, режимов труда, отдыха, питания и т. д. Понятно, что эти кодексы формировались чисто эмпирически, исходя из многовековых наблюдений и исторического опыта предшествующих поколений, передачи и усвоению его в последующих поколениях. Молодежь - будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Ее отдача обществу в условиях социально-экономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами. Вот почему медицинские работники должны уделять внимание формированию здорового образа жизни, особенно молодежи. Следует подчеркнуть, что к негативным тенденциям в состоянии здоровья населения можно отнести тенденции «омоложения» заболеваний, то есть те заболевания, которые сравнительно недавно встречались лишь в старших возрастных группах, теперь нередки у молодых людей. Медицинские сестра в своей санитарно-просветительной работе должна учитывать, что у истоков возникновения многих заболеваний лежат факторы риска, связанные с образом жизни человека и управляемые им, и сделать необходимый выбор: человек может воздействовать на свое здоровье, сохранить и укрепить его путем формирования соответствующего образа жизни. Следовательно, медицинские работники должны вести борьбу за здоровье здоровых, за здоровый образ жизни молодежи и остальных членов общества. Правильно организованный труд служит физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию людей, способствует укреплению здоровья. Основные факторы здоровья. Отношение к прошлому и будущему. В значительной степени большинство негативных сторон в здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия связаны с ломкой представлений о прошлом историческом опыте человечества, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений. К этой группе факторов следует отнести прежде всего эволюционную и генетическую, в широком плане биологическую составляющую сущность человека. Каждый человек должен хорошо знать свою родословную как по отцовской, так и материнской линии, их здоровье, наклонности, болезни образ жизни, социальную характеристику (не для установления генотипа). Речь идет о его влиянии на развитие и течение жизни, прогностическом и профилактическом значений. Особенно важен учет этих факторов при создании новой семьи. Ведь не случайно в прошлом, когда не было науки генетики, при этом обсуждались родословные жениха и невесты до 3-5 колена. Сейчас для этих целей существует генетическая служба-консультация. Ваше здоровье и долголетие зависят от ваших родителей! В равной мере большинство социальных конфликтов в семье и в коллективах связано с бурными социальными ломками, игнорированием тысячелетнего социального опыта, учитывающего иерархию и субординацию во взаимоотношениях людей. Вероятно, что-то из старого опыта должно быть возрождено и учтено. Нельзя нивелировать и уравнивать возможности и обязанности отца и матери, допускать женщин к заведомо мужским профессиям. Из опыта прошлых поколений следует учитывать рациональный регламент питания в течение дня, по сезонам года в зависимости от нагрузки, понедельный регламент работы, обязательность смены отдыха и работы, периодические посты и т. д. Не является совершенно новым «культ здоровья и здорового тела», все это имело место в древней Греции и других древних обществах, система закаливания не только йогов, но и славян, казахов и др. народов. Очень важным для сохранения здоровья человека является питание продуктами только естественной природы. В принципе, исходя из биологической сущности человека, формировавшейся эволюционно миллионами лет, в продуктах питания не должно быть вообще никаких синтетических компонентов, даже в качестве добавок, не являющихся факторами естественного метаболизма. Социальная сущность человека является диалектическим следствием существования общности людей. Это прежде всего естественная дифференциация обязанностей, иерархия, субординация, совместная жизнь представителей разных поколений и взаимная забота друг о друге. Поэтому не способствует здоровью общества и каждого индивидуума прекращение воспитания и низведение роли общественных интересов в сознании человека с доминантой эгоистических тенденций, все это приводит к неуверенности в перспективе, резкому увеличению психологических компонентов дистресса и появлению психо-невротических дисфункции и функциональной патологии. Это уже социальные проблемы, но решение их или по крайней мере участие в решении зависит и от каждого конкретного человека, что соответственно влияет на его здоровье. Отношение к себе как индивидууму – личности. Соблюдение основ питания, необходимость правильного питания как одного из важнейших факторов здорового образа жизни не вызывает сомнения. Однако сложность содержания этого фактора при дилетантском примитивном представлении: «чем больше, дороже, вкуснее, в том числе острее и слаще – тем лучше для здоровья» или наоборот «питание не главное в жизни», как правило, негативно отражается на здоровье человека. Главные положения физиологически обоснованного питания разработаны вековыми национальными традициями и научными исследованиями. Они могут быть сведены к следующим принципам рационального питания.
1.Калорийность пищевого рациона должна покрывать суточный расход энергии.
2.Количество калорий, необходимых человеку, зависит от его состояния, пола, возраста, вида деятельности.
3.В пищевом рационе должно быть оптимальное количество белков, жиров и углеводов с правильным их соотношением (ориентировочно 1:1:4).
4.В рацион должны входить витамины, минеральные соли и вода.
5.Пища должна состоять из разнородных продуктов на 1/3 животного происхождения и 2/3 – растительного.
6.Пища должна содержать и балластные вещества – клетчатку для чувства насыщения и работы кишечника.
7.Внешний вид, запах, вкус пищи должны способствовать выработке «аппетитного» желудочного сока.
8.Необходимо установить правильный режим питания: время приема пищи и количества ее в течении дня, частота: для I-II профессиональных групп – 3 разовое питание, для III - V профессиональных групп - 4разовое.
9.Рациональное распределение пищи по калорийности: первый завтрак – 25%, второй - 15%, обед - 45%, ужин - 15%, как гласит восточная мудрость, «завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу».
10.Белковые продукты (мясо, рыба, бобовые) употребляются преимущественно в первой половине дня, а вечером – молочно-растительная пища.
11.При расчете калорийности необходимо учитывать процент усвояемости пищи (растительной – до 80%, животного происхождения – 90-96%).
12.Обед, как правило, из трех блюд: холодная закуска, 1-е и 2-е горячее, 3-е – десертное.
13. Хлеб следует употреблять белый и чёрный.
14. Обстановка должна способствовать пищеварению.
15. Приём пищи не должен доходить до ощущения переедания, так как чувство насыщенности возникает, как правило, позднее (через 15-20 мин после окончания приёма пищи).
Развитию и укреплению здоровья, снижению психоневрологического напряжения способствует выработка стереотипа с соблюдением режимов питания, движения, отдыха, соответствующего мощным механизмам биологических ритмов, имеющих многоступенчатый многоуровневый характер до глобальных и космических и фазовую структуру разной продолжительности.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
· Какие основные нормативно-правовые документы регламентируют охрану здоровья населения РФ?
· Что входит в понятие концепция здоровья?
· Какие виды профилактики?
· Какие главные положения о питании?
· Какие негативные тенденции в состоянии здоровья населения можно отнести тенденции «омоложения» заболеваний?
· Что является основой профилактики?
· Что является отрицательными факторами в сохранении и укреплении здоровья?
· До какого колена обсуждались родословные жениха и невесты?
· Сколько блюд в традиционном обеде?
· Какие факторы риска, связанные с образом жизни человека?
· Как в течение дня рационально распределяется пища по калорийности?
· В каких случаях рассматривается субъективная сторона образа жизни , а в каких объективная сторона жизни общества?
· Что являются средствами для достижения цели по формированию ЗОЖ?
ЗАДАЧА
В пример приведена задача с применением метода «Сестринский процесс». Составьте задачу по данной теме, применяя метод «Сестринский процесс».
Стационарное лечение. Мальчик 5 лет. Диагноз: геморрагический васкулит, кожно-абдоминально-почечная форма.При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на интенсивные боли в животе, тошноту, периодически после еды рвота. Температура тела 37,8º С. На коже голеней симметрично расположенная геморрагическая сыпь, зудящая, такая же сыпь - на слизистой полости рта. Живот не вздут, болезненный при пальпации, особенно в области пупка. Стул жидкий, темного цвета, без слизи. Моча цвета “мясных помоев”.Два дня назад мальчику был введен гамма глобулин. В этот же вечер у него появились боли в животе, отмечалась рвота с примесью крови: на ногах - сыпь.
Задания
· удовлетворение, каких потребностей нарушено и определите проблемы пациента с их обоснованием.
· Выявите, определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
· Объяснить матери, как правильно проводить туалет кожи и слизистых.
· Обучите мать остановке кровотечения.
· Продемонстрируйте остановку кровотечения.
Проблема пациента
· Нарушены потребности поддерживать температуру тела, быть чистым, выделять, двигаться, общаться.
· Проблемы пациента:
настоящие:
· лихорадка
· боли в животе
· нарушение целостности кожных покровов и слизистых
потенциальные:
· ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений
приоритетная проблема:
· геморрагическая сыпь
Краткосрочная цель - у ребенка будет отмечаться уменьшение геморрагической сыпи к концу недели.
Долгосрочная цель - сыпь исчезнет к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Медицинская сестра обеспечит соблюдение постельного режима. | 1. Для улучшения состояния ребенка. |
2. Медицинская сестра проведет беседу с матерью о необходимости соблюдения диеты. | 2. Для уменьшения употребления аллергенов. |
3. Медицинская сестра обучит мать правильно проводить туалет кожи и слизистых. | 3. Для удовлетворения потребности быть чистым. |
4. Медицинская сестра будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. | 4. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений. |
5. Медицинская сестра будет осуществлять контроль передач. | 5. Для уменьшения употребления в пищу аллергенов. |
6. Медицинская сестра будет выполнять назначения врача. |
Выполнение плана
Независимая категория – осуществление ухода согласно плана.
Зависимая категория – выполнение назначений врача.
Взаимозависимая категория – привлечение других сотрудников и родителей девочки.
Временная потребность – экстренное выполнение назначений, которые улучшат состояние мальчика.
Постоянная потребность – выполнение назначений врача, уход и посещение родителей.
Реабилитирующая потребность – выполнение рекомендаций врача после выписки из стационара.
Методы ухода – терапевтические для обеспечения жизненно важных потребностей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 209.