Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов естественного воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика составляет основу социально-экономической политики государства. Ее содержание и результаты реализации оказывают решающее влияние на развитие всех сторон общественной жизни. Состояние экономики, обороноспособность страны, качество жизни населения, политическая и социальная стабильность зависят от того, в какой степени в том или ином государстве решаются вопросы формирования и развития трудовых ресурсов
Задачи демографической политики Российской Федерации следующие:
§ в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
§ увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
§ улучшение репродуктивного здоровья населения;
§ увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни за счет сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
§ улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
§ в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
§ создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
§ всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
§ создание условий для самореализации молодежи;
§ социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
§ в области миграции и расселения:
§ регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
§ повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
§ обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам.
Механизм реализации Концепции в РФ основан на принципе единства подходов к формированию демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом согласование их действий осуществляется на основе применения законодательных норм, разработки и реализации национальных и региональных программ, определяющих пути достижения результатов, в рамках приоритетов и основных задач, сформулированных в Концепции, а также концентрации финансовых, материальных и информационных ресурсов.
На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:
§ разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;
§ разработка и реализация территориальных целевых программ в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;
§ организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.
В последующие годы для реализации Концепции были разработаны и начали действовать меры, направленные на:
§ увеличение численности населения: программы стимулирования рождаемости (регулирование продолжительности и условий предоставления отпуска по беременности и родам, размера компенсационных выплат, связанных с рождением ребенка и его воспитанием, условия использования труда женщин, имеющих детей, и др.), программы поддержки молодых семей и обеспечения их жильем;
§ увеличение продолжительности жизни населения: програм- мы оздоровления населения — повышение уровня медицинского обслуживания, профилактика массовых и ранняя диагностика хронических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и т.д.[27]
Показатели демографического прогноза:
Естественное движение населения: рождаемость, смертность, естественный прирост (или убыль) в расчете на 1000 человек населения. Дополнительными показателями являются коэффициент фертильности (количество рождений детей на одну женщину в детородном возрасте) и младенческая смертность (в возрасте до 1 года).
Численность населения, его структура по полу и возрасту (в форме «елочки»), средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, ожидаемый средний возраст. При расчете последних двух показателей исходят из сложившихся показателей половозрастной смертности.
Количество трудоспособного населения: мужчин в возрасте 16–59 лет и женщин в возрасте 16–54 года. На основе этих показателей может составляться прогнозный баланс населения в трудоспособном возрасте в целом по стране и отдельным регионам.
Меры по укреплению здоровья и сокращению смертности населения, стимулированию рождаемости (в регионах с отрицательной демографической динамикой), ожидаемые последствия этих мер.
Потоки внутренней и внешней миграции, они могут определяться в целом по стране и по отдельным регионам. Здесь надо учитывать также нелегальных иммигрантов, а также распределение миграционных потоков по профессиям, специальности, уровню квалификации.
Демографические прогнозы в нескольких сценариях позволяют составить прогнозные демографические балансы:
1. Численность населения на основе показателей естественного движения населения и сальдо международной миграции.
2. Численность населения в трудоспособном возрасте также с учетом естественного движения и миграции.
3. Территориальные балансы численности как всего населения, так и в трудоспособном возрасте[28].
Условием точности демографического прогноза являются достоверные, научно обоснованные предположения о тенденциях изменения репродуктивного, самоохранительного и миграционного поведения населения. Обычно демографический прогноз делается в трех вариантах, которые условно называются нижним, средним и верхним. Нижний иверхний варианты демографического прогноза задают границы динамики демографических показателей, а средний вариант указывает на наиболее вероятный ход развития демографических процессов. В зависимости от временного периода демографические прогнозы могут быть краткосрочные — на 5—10 лет, среднесрочные — на 20—25 лет и долгосрочные — на период более 50 лет.
Краткосрочный прогноз фиксирует сохранение тенденций развития демографических процессов, которые были характерны предшествующему прогнозному периоду.Среднесрочный прогноз служит основой для разработки комплексных программ демографического развития в ближайшее десятилетие. Долгосрочный прогноз является концептуально-аналитическим и предназначен для разработки социально-экономических основ концепции демографической политики государства. Самые точные демографические прогнозы, как показывает практика, краткосрочные. Демографический прогноз считается точным, если его ошибка составляет не более 5%.
По охвату пространства различают прогнозы глобальные и региональные. Глобальные прогнозы делаются по континентам и группам стран и носят, как правило, среднесрочный и долгосрочный характер, региональные прогнозы — по административным районам и, как правило, краткосрочны.
По целям демографические прогнозы делят на аналитические, прогнозы-предостережения, нормативные и функциональные. Цельаналитического прогноза — используя данные о современных тенденциях воспроизводства населения, оценить возможность их влияния на будущую численность и состав населения, а также на социально-экономическое развитие страны (региона). Данный прогноз позволяет выявить те проблемные ситуации, которые могут привести к обострению существующих или возникновению новых политических и социально-экономических проблем. Аналитический прогноз обычно выражается в виде оценки параметров будущей демографической ситуации, которая делается на основе предположения о неизменности режима воспроизводства населения или его изменений, и, как правило, является долгосрочным.
Прогноз-предостережение ставит своей задачей предупредить о возможных неблагоприятных или опасных последствиях сложившейся демографической ситуации, требующих принять срочные необходимые меры, которые позволят не допустить этих последствий. В качестве иллюстрации прогноза-предостережения можно привести два примера.
Особенность нормативного прогноза состоит в том, что он предлагает конкретные рекомендации для достижения желаемого состояния демографических процессов. В нормативном прогнозе указываются желаемая численность населения, предпочтительные уровни рождаемости и смертности, определяются меры, которые следует предпринять, чтобы добиться желаемых показателей. Рекомендации нормативного прогноза служат ориентиром для осуществления демографической политики и планирования.
Функциональный прогноз предназначен для предоставления демографической информации органам планирования и управления функционированием сфер и отраслей общественной жизни. Для каждой из данных сфер составляется отдельный функциональный прогноз. Разновидностями функционального прогноза могут быть, например, прогноз численности населения, которое станет потребителем тех или иных товаров и услуг, прогноз миграции политического электората, прогноз о предполагаемой половозрастной структуре занятости населения, прогноз изменений численности пенсионеров или лиц призывного возраста[29].
2.3 Прогнозирование рынка труда, трудовых ресурсов и занятости населения
В мировой научной практике существуют различные точки зрения относительно формирования занятости и функционировании рынка рабочей силы, но ни одна из них не дает полной и адекватной оценки их динамики, отражая лишь взаимодействие между отдельными их элементами.
При практическом применении конкретного подхода к разработке политики занятости прослеживается тенденция к сближению различных теоретических позиций с точки зрения их воздействия на параметры рынка труда. Подобная тенденция обусловлена стремлением к экономической эффективности, так как дополнение одних мероприятий другими может оказаться менее дорогостоящей и более эффективной мерой политики.
Ниже перечислены основные категории на рынке труда.
Экономически активное население (рабочая сила) — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных (табл. 10.6).
Уровень экономической активности населения — доля численности экономически активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы.
К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
· а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, и учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы но направлению учебных заведений;
· б) временно отсутствовали на работе: из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (такое возможно при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;
· в) выполняли работы без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
· а) не имели работу (доходного занятия);
· б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
· в) были готовы приступить к работе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.
Уровень безработицы — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Продолжительность безработицы —промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до рассматриваемого периода), используя при этом любые способы.
Экономически неактивное население — население обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. занятых и безработных. К экономически неактивному населению относятся следующие категории:
· а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры);
· б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
· в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп);
· г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.;
· д) отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;
· е) другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника их дохода.
Статус в занятости определяется для экономически активного населения, т.е. как для занятых, так и для безработных. Статус лица в занятости определяется в зависимости от степени экономического риска, элементом которого является вид взаимоотношения лица, наделенного определенными полномочиями (в пределах установленных обязанностей), с другими работниками и предприятиями. Для безработных лиц, ранее имевших работу, статус определяется по их предыдущей занятости.
Экономически активное население делится на группы:
· а) наемные работники, деятельность которых управляется или осуществляется согласно установленному набору правил. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещения, как правило, являются собственностью других лиц;
· б) лица, которые работают по найму: лица, работающие на индивидуальной основе; работодатели; неоплачиваемые работники семейных предприятий; члены коллективных предприятий. Доход их (или семьи) непосредственно зависит от результатов деятельности по производству товаров и услуг. Они принимают управленческие решения, влияющие па деятельность предприятия, или делегируют эти полномочия, но за собой оставляют ответственность за благополучие предприятия.
Основная работа (доходное занятие) и дополнительная работа определяются для всех лиц, относящихся к категории занятых и имеющих более одной работы (занятия).
Основной является та работа, в подразделении которой находится трудовая книжка. В случае ее отсутствия — та работа, которую лицо само считает основной или на которой отработано наибольшее количество часов.
При внутреннем совместительстве основной считается работа в пределах нормальной продолжительности рабочего времени для данного вида работ.
Дополнительной работой может быть совместительство любого рода, другая работа по контракту или случайная, разовая работа. Не включается работа на нескольких предприятиях в случае, предусмотренном родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению предприятия и т.п., а также работа в личном подсобном хозяйстве, садовом участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону.
Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать (но инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период времени. Это лица, вынужденно работающие «с неполной рабочей неделей» или «с неполным рабочим днем», при котором по условиям трудового договора работники трудятся меньше часов, чем установлено распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников (например, вместо восьми часов — четыре), или уменьшается количество рабочих дней против пятидневной (шестидневной) рабочей недели и, следовательно, часы работы в неделю. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно[30].
Итак, для успешного прогнозирования рынка труда необходимо знать следующие показатели:
· - число трудовых ресурсов;
· - число занятых трудовых ресурсов;
· - численность экономически активного населения;
· - численность занятого населения;
· - численность населения в трудоспособном возрасте;
· - общая численность населения;
· - число безработных;
· - численность занятых неполное рабочее время.
«На выходе» получаем:
· - анализ изменения показателей по сравнению с прошлыми годами;
· - графики и тренды;
· - прогноз выбранных показателей и коэффициентов.
Принципы прогнозирования:
· 1. Принцип непрерывности. Разработка прогнозов должна рассматриваться как единый и непрерывный процесс, а не единовременный акт.
· 2. Принцип Единства и комплексного прогнозирования. Прогнозы занятости не должны быть оторваны от других прогнозов хозяйственной деятельности.
· 3. Принцип многовариантности. Необходимо рассматривать несколько сценариев развития событий в зависимости от изменения определяющего признака-фактора.
Основные методы прогнозов.
При анализе и прогнозировании используются следующие методы: экономико-статистический, экстраполяционный, экспертных оценок, экономико-математического моделирования, балансовый и др. Всех их обобщенно можно назвать количественными методами, которые реализуются по пример ной схеме, данной ниже.
Количественный метод старше качественного, он давно используется в странах Запада. Благодаря его использованию можно сразу определить точку равновесия на прогнозируемом рынке труда.
К сожалению, данный прогноз не учитывает по отдельности ни спрос на труд, ни его предложение, ни связи между этими двумя понятиями, т.е. модель не описывает механизм взаимодействия спроса на труд и его предложения.
Поэтому в некоторых странах всё большее значение уделяют качественному прогнозу.
Фокус-группа - это качественный метод исследования, который заключается в проведении группового глубинного интервью, в ходе которого выясняются модели поведения опрашиваемых, а так же причин данного поведения. Когда проводят фокус-группу, количество участников чаще всего составляет от 7 до 10 человек. Отбор участников фокус-группы производится по принципу однородности социально-демографических и других характеристик, участники фокус-группы не должны быть знакомы между собой и не должны быть объединены какими-либо идеями и интересами. Опрос групп проводится в специальном помещении под руководством специалиста (обычно это психолог).
Метод опроса экспертов делится на индивидуальный опрос, опрос группы экспертов с целью формирования единого мнения, и наиболее популярный Дельфийский метод, когда каждого специалиста последовательно знакомят с мнением других экспертов группы.
В целом можно сказать, что ни один из озвученных методов самостоятельно не даёт полной картины развития ситуации на рынке труда и причин, вызывающих те или иные процессы, но при эффективном сочетании методов можно получить достаточно полную и достоверную картину.
Алгоритм прогнозирования рынка труда:
1. Обработка данных
1.1. Сбор данных
1.2. Проверка данных на полноту и достоверность
1.3. Исправление удаление неверных данных
2. Вычисление показателей
3. Прогнозирование на основе показателей п.2
4. Построение наглядных таблиц, графиков, диаграмм и .т.д[31].
Прогноз рынка труд состоит из следующих 4 разделов:
1 раздел (блок) - предложение рабочей силы, позволяющее определить численность различных категорий граждан, попадающих на рынок труда. К их числу относятся:
- высвобожденные работники;
- молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу в народное хозяйство после окончания учебных заведений;
- граждане, меняющие работу по причине текучести;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- мигранты трудоспособного возраста, прибывшие в регион из других территорий;
- незанятое население, желающее приступить к трудовой деятельности или возобновить ее;
- демобилизованные из рядов ВС.
Все группы граждан на рынке труда представлены тремя категориями рабочей силы:
1) не имеющая работы. К ним относятся:
- потерявшие работу по тем или иным причинам;
- впервые вступающие в трудовую жизнь;
- решившие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.
2) работающие, но желающие сменить место работы.
3) работающие, а также учащиеся, желающие подработать в свободное от работы или учебы время.
2 раздел (блок) - это спрос на рабочую силу, позволяющий оценить потребность народного хозяйства в работниках на основе данных о:
- числе дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде;
- имеющихся рабочих местах (их потребности на замену выбывающих работников по причинам, предусмотренным законом текучести, естественной убыли и т.д.).
3 раздел (блок) - это соотношение спроса и предложения рабочей силы, которое отражает степень напряженности на рынке труда.
4 раздел (блок) - распределение рабочей силы. Данная информация представляет возможность оценить численность граждан по следующим критериям:
- трудоустраивающихся самостоятельно, т.е. минуя службу занятости;
- возможную численность трудоустраиваемых службой занятости граждан;
- лиц, которым необходимо будет пройти переподготовку;
- безработных[32].
Основные принципы построения прогнозной модели рынка труда[33]:
1. Как любое экономическое явление безработица не возникает сама по себе, а формируется в следствии действия ряда факторов. Эти факторы и сила их влияния могут быть выражены количественно. Следовательно, лишь при наличии гипотез (прогнозов) развития факторов возможно построение прогнозов безработицы;
2. Каждый регион (город) индивидуален по своему социально-экономическому положению. Поэтому набор факторов, формирующих рынок труда, и сила их влияния существенно варьируется от территории к территории. Попытки построить единую модель, так называемого «среднего региона» не дают хороших результатов. Но в данный момент построение прогноза уровня безработицы отдельно для каждого региона (города) очень затруднительно, поскольку для этого необходимо обладать огромным количеством надежных статистических данных, которые в ряде регионов (городов) просто отсутствуют. Оптимальный вариант - группировка регионов (городов), однородных по своему социально-экономическому развитию и, как правило, по показателям, характеризующим состояние рынка труда. В результате прогнозная модель строится не для каждого представителя группы, а для группы в целом. При этом предполагается, что изменение показателей безработицы, занятости в регионах (городах) одной группы будет зависеть от одних и тех же факторов;
3. При прогнозировании на основании экономико-математической модели предполагается, что сила и направления связи между параметрами безработицы и факторами ее определяющими на весь прогнозный период остаются неизменными.
Построение прогнозной модели, описывающей уровень безработицы осуществляется по следующим трем этапам:
первый этап: отбор экономических, социальных и демографических показателей, которые по мнению исследователя могут оказать воздействие на развитие безработицы;
второй этап: определение и статистическая оценка связи конкретного фактора и показателя безработицы. Отобранные факторы в последующем будут применены при построении моделей;
третий этап: построение многофакторной модели, описывающей уровень безработицы в регионе. Общий вид многофакторной модели:
у = а + в*х1 + с*х2 + d*х3 +… ,
где а,в,с - расчетные параметры уравнения,
х1,х2 …. - наиболее значимые факторы, определяющие уровень безработицы в регионе.
Практические исследования показали, что наиболее значимыми факторами, определяющими уровень безработицы в регионе (городе) являются:
удельный вес убыточных предприятий в общем числе предприятий региона (города);
доля занятых в малом бизнесе в общей численности трудовых ресурсов территории;
численность (абсолютная и отностиельная) экономически активного населения в регионе (городе);
среднесписочная численность работников, масштабы их приема и увольнения;
заявленная предприятиями потребность в работниках;
численность обратившихся в службу занятости;
наличие вакантных мест.
Прогнозирование рынка труда с помощью методов экстраполяции
На начальных этапах разработки краткосрочных прогнозов рынка труда оправдано применение методов экстраполяции в сочетании с экспертными оценками.
Хорошо зарекомендовал себя на практике при построении прогнозов отдельных характеристик рынка труда (например, уровня безработицы) метод экспоненциального сглаживания, осуществляемый по формуле:
где число безработных в прогнозном периоде;
параметр сглаживания;
количество зарегистрированных безработных за период, предшествующий прогнозному;
число зарегистрированных безработных, рассчитанное как экспоненциально взвешенного среднее (для периода, предшествующего прогнозному).
Кроме того, методы экстраполяции используются при прогнозировании численности экономически активного населения региона. Данный прогноз состоит из двух частей:
· 1) прогноз численности населения региона по полу и возрасту;
· 2) прогноз коэффициентов занятости различных половозрастных групп населения.
Процедуру разработки прогноза численности экономически активного населения региона (города) можно представить следующим образом (строится отдельно для мужского и женского населения):
Возрастные группы | Численность женщин (прогноз) | Коэффициент занятости на 1000 чел (прогноз) | Число активного женского населения (прогноз) |
10-19 | Х0 | I0 | X0*I0 |
20-29 | X1 | I1 | X1*I1 |
и т.д. |
Коэффициент занятости определяется отдельно для каждой поло- возрастной группы на начальном этапе расчетов с помощью методов экстраполяции. Рассчитанный коэффициент корректируется с помощью экспертных оценок. Например, в последние годы происходит резкое снижение занятости среди лиц пенсионного возраста. Причем падение тем сильнее, чем старше поло - возрастная группа. Подобные изменения последних лет нельзя полностью учесть с помощью методов экстраполяции, поэтому в данной ситуации экспертные оценки незаменимы.
Баланс трудовых ресурсов и его использование при прогнозировании рынка труда - система показателей, отражающих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности. Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно по стране в целом и по отдельным субъектам РФ с подразделением на городскую и сельскую местность.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей - ресурсной и распределительной. Первая часть характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части трудовые ресурсы распределяются на экономически активное население и экономически неактивное население с выделением в отдельную позицию учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства.
Схема баланса трудовых ресурсов за 200__ г. по _____________________ (тыс. чел.)
№ п/п | Показатели | Всего | в т.ч. |
Город | Село | ||
01 | Всего трудовых ресурсов, в т.ч. | ||
02 | Трудоспособное население в трудоспособном возрасте | ||
03 | Лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике из них | ||
04 | Лица старших возрастов | ||
05 | подростки | ||
Распределение трудовых ресурсов | |||
06 | Всего занято в экономике (без лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве), в т.ч. в | ||
07 | Промышленности | ||
08 | Сельском хозяйстве | ||
09 | Лесном хозяйстве | ||
10 | Транспорте | ||
11 | Связи | ||
12 | Строительстве | ||
13 | Торговле | ||
14 | Общественном питании | ||
15 | Материально-техническом снабжении и сбыте | ||
16 | Заготовках | ||
17 | Информационно-вычислительном обслуживании | ||
18 | Операциях с недвижимым имуществом | ||
…….. | |||
30 | Служители религиозных культов | ||
31 | Занятые в ведении частного домашнего хозяйства по найму | ||
32 | Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства | ||
33 | Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, незанятое экономической деятельностью и учебой | ||
34 | Итого в процентах к общему количеству трудовых ресурсов (стр. 33*100/стр01) |
Ресурсная часть баланса - численность трудовых ресурсов - формируется исходя из суммы численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и работающих лиц, находящихся за пределами трудоспособного возраста (пенсионеры и подростки).
Таблица 3 - Методика составления БТР
Номер строки | Порядок расчет | Источник информации, методы прогнозирования исходных показателей |
02 | Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте = численность постоянного населения в трудоспособном возрасте - численность неработающих инвалидов в трудоспособном возрасте, получающих пенсию в органах социальной защиты - численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, получающих пенсию + численность иностранных работников, занятых на территории страны | 1. методы передвижки возрастов и когорт; 2. информация органов социальной защиты; 3. данные миграционной службы . |
03 | Лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике | данные выборочных обследований населения по проблемам занятости |
06-30 | Занятые в различных отраслях экономики: ЧР=Чспис + Чдог ЧР - численность работников; Чспис - численность работников списочного состава; Чдог - численность работников, занятых по договорам подряда и прочим гражданско-правовым договорам. | 1. сведения предприятий и организаций о численности занятых; 2. данные материалов обследования населения по проблемам занятости; 3. данные органов государственной службы занятости о численности безработных, официально зарегистрированных; 4. данные учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме обучения. |
31 | Занятые по найму у отдельных граждан | данные выборочных обследований населения по проблемам занятости. |
32 | Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства | Данные Комитета образования РБ, ВУЗов. Из общего числа обучающихся исключаются лица совмещающие обучение с работой. Их численность определяется по данным выборочных обследований. |
33 | Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, незанятое экономической деятельностью, учебой (безработные) = фактические данные на начало каждого месяца используются для расчета среднего показателя за период | Данные службы занятости, корректируемые с учетом данных выборочных обследований |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 277.