ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ДГТУ в г. Азове
Факультет высшего образования
Кафедра Социально-экономические дисциплины
КУРС ЛЕКЦИЙ
Дисциплина __Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Направление:
38.03.01 Экономика
2019 г.
Одобрены на заседании кафедры «СЭД» Протокол № ___ от «____» _____________ 2019 г. |
И.о. зав.кафедрой «СЭД» | _____________ Н.Ю. Князева |
Составитель ______________ М.В. Гогитидзе
Содержание
Раздел 1. Теоретические и методологические основы макроэкономического планирования и прогнозирования | ||
1.1 | Макроэкономическое прогнозирование и планирования. | |
1.2 | Прогнозирование и его информационное обеспечение | |
1.3 | Система прогнозов и планов развития экономической системы | |
1.4 | Методологические основы прогнозирования и планирования | |
1.5 | Программно- целевое планирование | |
1.6 | Прогнозирование и стратегическое планирование | |
Раздел 2. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны | ||
2.1 | Прогнозирование темпов экономического роста и макроэкономических показателей | |
2.2 | Демографическая политика и прогнозирование | |
2.3 | Прогнозирование рынка труда, трудовых ресурсов и занятости населения | |
2.4 | Прогнозирование развития отраслей социальной сферы и уровня жизни населения РФ | |
2.5 | Прогнозирование и регулирование регионального экономического развития | |
Раздел 1. Теоретические и методологические основы макроэкономического планирования и прогнозирования
1.1 Макроэкономическое прогнозирование и планирования.
Макроэкономическое планирование - это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является экономическая теория[1].
Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления как между собой, так и с центром.
Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики[2].
Объектом изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» выступает экономическая система в целом, национальная экономика.
Круг объектов, подлежащих государственному планированию и прогнозированию, достаточно широк. Прежде всего, это структура общественного производства. Другое важное направление – оценка перспектив развития социальной сферы. Основная цель планирования и прогнозирования социальных процессов – предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.
Субъектами макроэкономического планирования и прогнозирования являются федеральные министерства и региональные ведомства, занимающиеся разработкой экономических стратегий, концепций и прогнозов стратегического развития национальной экономики, регионов и отраслей[3].
Принципы макроэкономического планирования:
1. Научность - означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.
2. Целенаправленность - обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.
3. Социальность - при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.
4. Комплексность - означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.
5. Системность - означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности.
6. Адаптивность - возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.
7. Вариантность - означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.
8. Эффективность - понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.
9. Минимизация риска - означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.
10. Баланс интересов - это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.
11. Легитимность - это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.
12. Демократичность - означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.
13. Профессионализм - обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.
14. Принцип «первого руководителя» - означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны.
15. Принцип инновационности - означает использование в процессе планирования технологических инноваций, особенно современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования; обеспечение нормативной базы планирования, отвечающей международным стандартам; научные инновации, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований в области проблем стратегического планирования и социально-экономического развития.
16. Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.
17. Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.
18. Принцип пропорциональности и сбалансированности - предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества.
19. Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.
20. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально- экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.
К числу основных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие:
1. обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики;
2. обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста;
3. обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;
4. установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике;
5. обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики - макроэкономической конкурентоспособности;
6. обеспечение устойчивого развития национальной экономики[4].
Формы планирования: общегосударственное, региональное, производственное, стратегическое, тактическое
Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей[5].
Региональное планирование (программирование) - разработка и осуществление мероприятий социально-экономического развития отдельных районов, часто в рамках общенационального плана (программы).
Региональное планирование - одна из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения наиболее острых региональных диспропорций и социальных противоречий (депрессия, стагнация отдельных районов, чрезмерная концентрация производства и населения в других районах, региональная безработица и т. д.).
Цель регионального планирования -обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.[6]
Производственное планирование — это процесс по разработке краткосрочных планов, основанный на определении общего уровня объемов производства и прочих мер с целью достижения запланированного уровня сбыта (плана продаж) при соответствии общим целям хозяйственной деятельности по рентабельности, производительности, времени от получения до выполнения заказа и т.д., в соответствии с общей программой хозяйственной деятельности предприятия.
В производственном планировании сопоставляются возможности сбыта и производственный потенциал, разрабатывается стратегия хозяйственной деятельности предприятия, которая включает в себя план продаж, производственный план, бюджеты, ориентировочную финансовую отчетность и дополнительные планы по потребностям в материалах и рабочей силе. Одной из первоочередных целей является установление таких темпов производства, которые позволят достичь цели по удовлетворению покупательского спроса путем поддержания, повышения или снижения запасов, резервов при сохранении относительно стабильного штата сотрудников.
Целью планирования в производстве является предельное уменьшение времени на изготовление продукции и предельное уменьшение производственных затрат путем указания производственному объекту, когда производить, при помощи какого персонала и на каком оборудовании. Планирование производства направлено на максимальное увеличение эффективности производства и снижение затрат[7].
Стратегическое планирование – это инструмент формирования направления движения предприятия, с ориентиром на будущее развитие. Оно представляет собой систему целей, а также способов их достижения.
Одной из важнейших задач стратегического планирования, является внедрение нововведений. Так проявляется реакция организации на наличие факторов внешней и внутренней среды. В качестве объектов принятия решений могут выступать показатели деятельности, а также конкретные мероприятия.
Стратегическое планирование несёт своей задачей получение ответов по вопросам распределения материальных, финансовых и кадровых ресурсов, адаптации к окружающей среде, организационного изменения, регулирования хозяйственных процессов.
Сам процесс выбора правильного решения включает в себя общий анализ положения дел как на предприятии, так и занимаемого предприятием положения на рынках, формирование чётких целей и задач, анализ экономических условий, оценку структуры предприятия и иных внутренних факторов, разработку и последующий анализ возможных стратегических альтернатив и выбор окончательной стратегии.
Процесс стратегического планирования обязательно должен включать в себя определённые этапы, в числе которых: разработка и обоснование курса развития организации, её деятельности ранжирование и разукрупнение задач стратегического направления, а также их упрощение до уровня текущего управления; обобщение и конкретизацию целей и задач предприятия до уровня повседневной работы; разработку необходимых мер, направленных на предупреждение и устранение возникающих причин отступления от намеченного курса; организацию контроля качества, а также своевременности выполнения обязанностей работниками и подразделениями предприятия; устранение проблем мешающих нормальному функционированию; оперативное регулирование деятельности всех структур предприятия.
Тактическое планирование – это тактика осуществления выбранной стратегии.
Тактическое планирование является планом производственно-хозяйственной, социальной деятельности организации и направлен на выполнение задач поставленных стратегией развития предприятия. Также тактическое планирование учитывает максимально рациональное использование имеющихся ресурсов предприятия.
Тактический план должен содержать данные по составу, содержанию, срокам проведения, ресурсному обеспечению, объёмам инвестирования и продаж, профилированию мощностей или созданию новых, подготовке кадров, обеспечению производства необходимыми материально-техническими ценностями, источникам инвестирования и многому другому[8].
Макроэкономическое прогнозирование - выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предсказания изменений в нем и создания научной базы для экономической политики и государственного регулирования экономики.
Составляющими макроэкономического прогноза являются прогнозы развития:
1. отдельных крупных сфер и подсистем экономики (финансов, денежного обращения, цен и т.д.);
2. отраслей и подотраслей;
3. видов производства;
4. природных ресурсов (земельных, водник, энергетических, полезных ископаемых и т.д.) трудовых ресурсов;
5. научно-технические;
6. социальные (занятости, доходов, уровня жизни и т.п.);
7. внешнеэкономические;
8. экологические;
9. региональные;
10. демографические;
11. политологические[9].
К основным принципам прогнозирования относятся:
1. Выполнение функций:
─ предвидение тенденций развития под воздействием внутренних и внешних факторов;
─ предвидение возможных последствий социально-экономических решений;
─ своевременная корректировка решений при радикальном изменении условий.
2. Генетический (изыскательский) подход – предусматривает ретроспективный анализ развития объекта, выявляет устойчивые тенденции, на основе чего делаются прогнозные оценки.
3. Нормативный (телеологический) подход – отражает возможность и необходимость влиять на прогнозируемые социально-экономические процессы, чтобы реализовать важные потребности общества, выполнить поставленные цели, учитывая ресурсную базу.
4. Интегральный подход – объединяет теорию о циклах Николая Кондратьева, учение о социально-культурной динамике Питирима Сорокина, теорию ноосферы Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод анализа и макроэкономического прогнозирования Василия Леонтьева[10].
К прогнозу предъявляются следующие требования:
- в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события;
- он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие;
- в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза (методы верификации прогноза).
Прогнозирование тесно связано с планированием деятельности, так как план и прогноз-это взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Тем не менее, между ними существуют сходства и различия.
Общими чертами прогноза и плана являются:
1) прогноз и план выполняют социальную функцию, т. е. разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни людей;
2) прогноз и план выступают продуктами духовной деятельности человека, результатом предвосхищающего сознания;
3) прогноз и план имеют методологическую общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и прогнозирование имеют и свои специфические методы.
Отличительными чертами прогноза и плана являются:
1) План имеет конкретный, а прогноз - вероятностный характер. План - это однозначное решение, в том числе и тогда, когда он разрабатывается на вариантной основе. Прогноз же по самому своему существу имеет альтернативное, вариантное содержание.
2) План носит директивный характер, прогноз – рекомендательный.
3) В разработке плана, как правило, первоначально идет стадия разработка прогноза.
При разработке плана соблюдают ряд требований:
1. Оптимальность - предполагает такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.
2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.
3. В плане должны быть четко определены цели и задачи, что предполагает его оформление в виде специального документа. После утверждения плана уполномоченным органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.[11]
Методы анализа документов.
Для получения нужной информации необходимо использование методов анализа изучаемых данных. Вею совокупность носителей таких данных называют документами.
Выделяют два основных типа анализа: традиционный, классический, и формализованный, количественный — контент-анализ.
Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся недостатки. Анализ документов используется главным образом при работе с вторичными данными.
Традиционный анализ — это цепь логических построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Интересующая информация, заложенная в документе, часто присутствует в неявном виде, в форме, отвечающей целям созданного документа, но не всегда отвечающей целям конкретного исследования.
Традиционный анализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, оценить скрытые стороны содержания документа, проникнуть вглубь документа, исчерпать его содержание. Основным его недостатком является субъективность.
При проведении традиционного анализа необходимо ответить на следующие вопросы. Что представляет собой документ? Каков его контекст? Кто его автор? Каковы цели создания документа? Какова надежность самого документа? Какова достоверность зафиксированных в нем данных? Каково фактическое содержание документа? Каково оценочное содержание документа? Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе? Какие выводы можно сделать об оценках, содержащихся в документе?
В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ.
Внешний анализ — это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его форму, время и место появления. Определяются автор и инициатор создания документа, цели его создания, достоверность и суть его контекста.
Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит неверным истолкованием содержания документа. Например, сиюминутная политическая ситуация может диктовать тенденциозную оценку событий.
Внутренний анализ — это исследование содержания документа.
По существу, вся работа направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление уровня достоверности приводимых фактов и цифр, установление уровня компетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.
Психологический анализ применяется, как правило, при оценке отношения автора к какому-либо политическому, экономическому или социальному явлению. На основе таких исследований может быть получено представление о формировании общественного мнения, общественных установок.
Юридический анализ — применяется для всех видов юридических документов. В юриспруденции используется специфический словарь терминов, замена которых недопустима. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести к грубым ошибкам.
Формализованный анализ документов позволяет избавиться от субъективности за счет применения количественных методов.
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие подсчитываемые признаки, черты, свойства документа, например, такой признак, как частота употребления определенных терминов, которые отражают существенные стороны содержания. Качественное содержание делается измеримым, становится доступным точным вычислительным операциям. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.
Контент-анализ — это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. Подразумевается, что применение такой техники включает в себя некоторые стандартизованные процедуры, часто предполагающие измерение.
На практике определились некоторые общие принципы целесообразности и полезности применения методов количественного анализа:
1) когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;
2) при наличии обширного по объему и несистематизированного материала;
3) когда важные категории характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах.
Методы сбора первичных данных можно классифицировать как количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением измерений и различных опросов. Опросы основаны на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Структурированные вопросы закрытого типа — это вопросы, на которые можно дать только определенный ответ, например «да» или «нет». Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формы данных и источники их получения, обработка собранных данных с помощью упорядоченных количественных процедур.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.
К качественным методам относят наблюдение, глубинные интервью, анализ протоколов бесед, некоторые разновидности экспертных методов. Если наблюдения сопровождаются измерениями, то это способ количественного исследования.
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Методы опроса.
Опрос — это сбор первичной информации в форме ответов на прямые вопросы. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
При проведении опроса группа опрашиваемых людей может подвергаться однократному или многократному обследованиям. В первом случае получается срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента. Например, редакции журналов и газет проводят разовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ДГТУ в г. Азове
Факультет высшего образования
Кафедра Социально-экономические дисциплины
КУРС ЛЕКЦИЙ
Дисциплина __Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Направление:
38.03.01 Экономика
2019 г.
Одобрены на заседании кафедры «СЭД» Протокол № ___ от «____» _____________ 2019 г. |
И.о. зав.кафедрой «СЭД» | _____________ Н.Ю. Князева |
Составитель ______________ М.В. Гогитидзе
Содержание
Раздел 1. Теоретические и методологические основы макроэкономического планирования и прогнозирования | ||
1.1 | Макроэкономическое прогнозирование и планирования. | |
1.2 | Прогнозирование и его информационное обеспечение | |
1.3 | Система прогнозов и планов развития экономической системы | |
1.4 | Методологические основы прогнозирования и планирования | |
1.5 | Программно- целевое планирование | |
1.6 | Прогнозирование и стратегическое планирование | |
Раздел 2. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны | ||
2.1 | Прогнозирование темпов экономического роста и макроэкономических показателей | |
2.2 | Демографическая политика и прогнозирование | |
2.3 | Прогнозирование рынка труда, трудовых ресурсов и занятости населения | |
2.4 | Прогнозирование развития отраслей социальной сферы и уровня жизни населения РФ | |
2.5 | Прогнозирование и регулирование регионального экономического развития | |
Раздел 1. Теоретические и методологические основы макроэкономического планирования и прогнозирования
1.1 Макроэкономическое прогнозирование и планирования.
Макроэкономическое планирование - это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования общественного производства, основанное на установлении закономерностей и тенденций социального и научно-технического прогресса, накопленного опыта и хозяйственной практики, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве. Научной основой макроэкономического планирования является экономическая теория[1].
Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления как между собой, так и с центром.
Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэкономических показателей, прежде всего валового национального продукта, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экономического роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики[2].
Объектом изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» выступает экономическая система в целом, национальная экономика.
Круг объектов, подлежащих государственному планированию и прогнозированию, достаточно широк. Прежде всего, это структура общественного производства. Другое важное направление – оценка перспектив развития социальной сферы. Основная цель планирования и прогнозирования социальных процессов – предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.
Субъектами макроэкономического планирования и прогнозирования являются федеральные министерства и региональные ведомства, занимающиеся разработкой экономических стратегий, концепций и прогнозов стратегического развития национальной экономики, регионов и отраслей[3].
Принципы макроэкономического планирования:
1. Научность - означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.
2. Целенаправленность - обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.
3. Социальность - при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.
4. Комплексность - означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.
5. Системность - означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности.
6. Адаптивность - возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.
7. Вариантность - означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.
8. Эффективность - понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.
9. Минимизация риска - означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.
10. Баланс интересов - это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.
11. Легитимность - это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.
12. Демократичность - означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.
13. Профессионализм - обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.
14. Принцип «первого руководителя» - означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально-экономического развития отрасли, региона, страны.
15. Принцип инновационности - означает использование в процессе планирования технологических инноваций, особенно современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования; обеспечение нормативной базы планирования, отвечающей международным стандартам; научные инновации, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований в области проблем стратегического планирования и социально-экономического развития.
16. Принципы планирования являются исходными положениями теории макроэкономического планирования. В качестве основных выделяют следующие принципы планирования: научной обоснованности, социальной направленности и приоритета общественных потребностей, повышения эффективности общественного производства, пропорциональности, приоритетности, согласования краткосрочных и перспективных целей и задач.
17. Принцип повышения эффективности общественного производства предполагает реализацию целей и задач планирования с наименьшими затратами, т.е. с максимальной экономией живого и овеществленного труда.
18. Принцип пропорциональности и сбалансированности - предполагает формирование пропорций, отвечающих интересам всего общества, на основе сбалансированной структуры общественного производства. Пропорции общественного производства с одной стороны формирует рыночный механизм, с другой государство посредством планирования формирует его рациональную структуру исходя из интересов общества.
19. Принцип приоритетности - предполагает необходимость выбора приоритетных направлений решения важнейших общегосударственных проблем экономики, вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов.
20. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач - позволяет обеспечить непротиворечивость достижения текущих целей и задач социально- экономического развития с достижением стратегических целей. Он реализуется посредством системы долгосрочных, среднесрочных и текущих плановых документов.
К числу основных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие:
1. обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики;
2. обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста;
3. обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;
4. установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике;
5. обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики - макроэкономической конкурентоспособности;
6. обеспечение устойчивого развития национальной экономики[4].
Формы планирования: общегосударственное, региональное, производственное, стратегическое, тактическое
Общегосударственное планирование определяет основные направления развития социально-экономических систем и одновременно устанавливает конкретные задачи и мероприятия по достижению долгосрочных целей[5].
Региональное планирование (программирование) - разработка и осуществление мероприятий социально-экономического развития отдельных районов, часто в рамках общенационального плана (программы).
Региональное планирование - одна из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения наиболее острых региональных диспропорций и социальных противоречий (депрессия, стагнация отдельных районов, чрезмерная концентрация производства и населения в других районах, региональная безработица и т. д.).
Цель регионального планирования -обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений.[6]
Производственное планирование — это процесс по разработке краткосрочных планов, основанный на определении общего уровня объемов производства и прочих мер с целью достижения запланированного уровня сбыта (плана продаж) при соответствии общим целям хозяйственной деятельности по рентабельности, производительности, времени от получения до выполнения заказа и т.д., в соответствии с общей программой хозяйственной деятельности предприятия.
В производственном планировании сопоставляются возможности сбыта и производственный потенциал, разрабатывается стратегия хозяйственной деятельности предприятия, которая включает в себя план продаж, производственный план, бюджеты, ориентировочную финансовую отчетность и дополнительные планы по потребностям в материалах и рабочей силе. Одной из первоочередных целей является установление таких темпов производства, которые позволят достичь цели по удовлетворению покупательского спроса путем поддержания, повышения или снижения запасов, резервов при сохранении относительно стабильного штата сотрудников.
Целью планирования в производстве является предельное уменьшение времени на изготовление продукции и предельное уменьшение производственных затрат путем указания производственному объекту, когда производить, при помощи какого персонала и на каком оборудовании. Планирование производства направлено на максимальное увеличение эффективности производства и снижение затрат[7].
Стратегическое планирование – это инструмент формирования направления движения предприятия, с ориентиром на будущее развитие. Оно представляет собой систему целей, а также способов их достижения.
Одной из важнейших задач стратегического планирования, является внедрение нововведений. Так проявляется реакция организации на наличие факторов внешней и внутренней среды. В качестве объектов принятия решений могут выступать показатели деятельности, а также конкретные мероприятия.
Стратегическое планирование несёт своей задачей получение ответов по вопросам распределения материальных, финансовых и кадровых ресурсов, адаптации к окружающей среде, организационного изменения, регулирования хозяйственных процессов.
Сам процесс выбора правильного решения включает в себя общий анализ положения дел как на предприятии, так и занимаемого предприятием положения на рынках, формирование чётких целей и задач, анализ экономических условий, оценку структуры предприятия и иных внутренних факторов, разработку и последующий анализ возможных стратегических альтернатив и выбор окончательной стратегии.
Процесс стратегического планирования обязательно должен включать в себя определённые этапы, в числе которых: разработка и обоснование курса развития организации, её деятельности ранжирование и разукрупнение задач стратегического направления, а также их упрощение до уровня текущего управления; обобщение и конкретизацию целей и задач предприятия до уровня повседневной работы; разработку необходимых мер, направленных на предупреждение и устранение возникающих причин отступления от намеченного курса; организацию контроля качества, а также своевременности выполнения обязанностей работниками и подразделениями предприятия; устранение проблем мешающих нормальному функционированию; оперативное регулирование деятельности всех структур предприятия.
Тактическое планирование – это тактика осуществления выбранной стратегии.
Тактическое планирование является планом производственно-хозяйственной, социальной деятельности организации и направлен на выполнение задач поставленных стратегией развития предприятия. Также тактическое планирование учитывает максимально рациональное использование имеющихся ресурсов предприятия.
Тактический план должен содержать данные по составу, содержанию, срокам проведения, ресурсному обеспечению, объёмам инвестирования и продаж, профилированию мощностей или созданию новых, подготовке кадров, обеспечению производства необходимыми материально-техническими ценностями, источникам инвестирования и многому другому[8].
Макроэкономическое прогнозирование - выявление и анализ закономерностей и тенденций развития национальной экономики, предсказания изменений в нем и создания научной базы для экономической политики и государственного регулирования экономики.
Составляющими макроэкономического прогноза являются прогнозы развития:
1. отдельных крупных сфер и подсистем экономики (финансов, денежного обращения, цен и т.д.);
2. отраслей и подотраслей;
3. видов производства;
4. природных ресурсов (земельных, водник, энергетических, полезных ископаемых и т.д.) трудовых ресурсов;
5. научно-технические;
6. социальные (занятости, доходов, уровня жизни и т.п.);
7. внешнеэкономические;
8. экологические;
9. региональные;
10. демографические;
11. политологические[9].
К основным принципам прогнозирования относятся:
1. Выполнение функций:
─ предвидение тенденций развития под воздействием внутренних и внешних факторов;
─ предвидение возможных последствий социально-экономических решений;
─ своевременная корректировка решений при радикальном изменении условий.
2. Генетический (изыскательский) подход – предусматривает ретроспективный анализ развития объекта, выявляет устойчивые тенденции, на основе чего делаются прогнозные оценки.
3. Нормативный (телеологический) подход – отражает возможность и необходимость влиять на прогнозируемые социально-экономические процессы, чтобы реализовать важные потребности общества, выполнить поставленные цели, учитывая ресурсную базу.
4. Интегральный подход – объединяет теорию о циклах Николая Кондратьева, учение о социально-культурной динамике Питирима Сорокина, теорию ноосферы Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод анализа и макроэкономического прогнозирования Василия Леонтьева[10].
К прогнозу предъявляются следующие требования:
- в момент высказывания нельзя однозначно определить его истинность и ложность, так как прогноз касается ненаблюдаемого события;
- он должен содержать указания на пространственный и временной интервал, внутри которого произойдет прогнозируемое событие;
- в момент высказывания необходимо располагать методами, с помощью которых можно оценить точность и надежность прогноза (методы верификации прогноза).
Прогнозирование тесно связано с планированием деятельности, так как план и прогноз-это взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Тем не менее, между ними существуют сходства и различия.
Общими чертами прогноза и плана являются:
1) прогноз и план выполняют социальную функцию, т. е. разрабатываются для лучшего удовлетворения потребностей населения с целью улучшения условий жизни людей;
2) прогноз и план выступают продуктами духовной деятельности человека, результатом предвосхищающего сознания;
3) прогноз и план имеют методологическую общность, т.е. часто прогнозы и планы разрабатываются одними и теми же методами, хотя планирование и прогнозирование имеют и свои специфические методы.
Отличительными чертами прогноза и плана являются:
1) План имеет конкретный, а прогноз - вероятностный характер. План - это однозначное решение, в том числе и тогда, когда он разрабатывается на вариантной основе. Прогноз же по самому своему существу имеет альтернативное, вариантное содержание.
2) План носит директивный характер, прогноз – рекомендательный.
3) В разработке плана, как правило, первоначально идет стадия разработка прогноза.
При разработке плана соблюдают ряд требований:
1. Оптимальность - предполагает такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.
2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.
3. В плане должны быть четко определены цели и задачи, что предполагает его оформление в виде специального документа. После утверждения плана уполномоченным органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.[11]
Дата: 2019-07-30, просмотров: 298.