Панельный метод обследования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть семьи, организации, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами, так как он дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений[17].

Объект прогнозирования - это исследуемое явление, процесс, для которого разрабатывается прогноз.

Классификация объектов прогнозирования необходима для того, чтобы выбрать наиболее адекватные им методы анализа и прогнозирования (существует приблизительно 150 методов прогнозирования).

Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам.

1. По природе объекты прогнозирования делятся на: а) научно-технические (ввод новой техники, появление новых материалов, новых научных открытий и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.).

2. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных факторов, входящих в их описание при анализе: сублокальные - с числом значащих переменных факторов от 1 до 3 (численность населения страны); локальные - с числом переменных от 4 до 14 (производительность труда); субглобальные - с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные - с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные - с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны).

3. По степени детерминированности (определенности) объекты бывают детерминированные и схоластические. Детерминированные могут быть описаны математическими формулами (например, уровень безработицы, размер товарооборота на душу населения). Схоластические трудно описать с помощью математических формул, так как на их развитие оказывают влияние факторы, которые трудно выразить количественно (например, ввод жилья в городе).

4. По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на дискретные, апериодические и циклические. Дискретные (прерывные) – объекты, у которых развитие происходит скачками (например, курс доллара). Апериодические – объекты, чей тренд развития имеет четко выраженную тенденцию. Циклические – объекты с трендом циклического характера, т.е. спад сменяется подъемом (например, спрос на товары, имеющие сезонный характер).

5. По степени информационной обеспеченности выделяют объекты прогнозирования: с полным обеспечением количественной информацией в ретроспективном периоде; с наличием качественных показателей в ретроспективном периоде; с полным отсутствием ретроспективной информации[18].

 

1.3 Система прогнозов и планов развития экономической системы 

Под системой социально-экономического прогнозирования можно понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность.

Исходными в системе экономического прогнозирования являются прогнозы первичных факторов воспроизводства, т.е. природных ресурсов, и демографические прогнозы численности населения, определяющие на перспективу прогнозы трудовых ресурсов.

Под социальной инфраструктурой понимается группа отраслей, опосредствованно связанных с процессом производства материальных благ (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование и др.).

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана, некоторые виды энергии (солнечной, ветровой, энергии рек и морских приливов и отливов, растительный и животный мир).

Значение этих прогнозов определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, наличие (отсутствие) сырьевых ресурсов воз­действует на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек. Условия залегания, объем, состав природных ресурсов влияют в конечном итоге на эффективность производства.

Во-вторых, в связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостыо быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов, поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов.

В-третьих, изменяется степень зависимости общественного производства от на­личия естественных ресурсов, и поэтому при разработке прогнозов необходимо учитывать количественные и качественные оценки ресурсов.

Научно-технические прогнозы.

Достижения научно-технического прогресса оказывают существенное влияние на размещение производства и природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, появление возможности передачи энергии на сверхдальние расстояния позволяет изменить размещение энергоемких производств.

Таким образом, прогнозы природных ресурсов тесно связаны с научно-техническим прогрессом и нельзя рассматривать вовлечение их в хозяйственный оборот без связи с перспективами развития технического прогресса и уровнем экономического развития.

Важная роль принадлежит прогнозированию развития науки и техники, так как от ускорения темпов научно-технического прогресса зависят повышение эффективности общественного производства, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения, рациональная организация и совершенствование производственного аппарата страны, система методов и средств управления и планирования народного хозяйства, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение обороно­способности страны.

Прогнозы научно-технического прогресса можно сгруппировать по следующим направлениям:

Первое направление - это прогнозы развития науки как одной из важнейших сфер человеческой деятельности, основных фундаментальных, прикладных исследований, являющихся наиболее прогрессивными на перспективный период.

Второе - прогнозы развития и внедрения научно-технического прогресса в отрасли народного хозяйства (внедрение новой техники, технологий, организации производства, прикладные исследования в разрезе отраслей производственной и непроизводственной сферы, производство отдельных видов продук­ции и т.д.).

 Третье - определение социальных последствий научно-технического прогресса в различных областях общественной жизни.

Прогнозирование развития науки и техники должно выявить изменения характера труда в условиях автоматизации, ведущей к освобождению человека от непосредственно производственных функций. Прогноз должен показать перспективы все более полного исполь­зования возможностей человека в сфере конструирования, проектиро­вания и других интеллектуальных разновидностей умственного труда.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Демографический прогноз рассматривает динамику народонаселения на основе анализа его половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, о территориальном размещении населения. Демографический прогноз позволяет получить прогнозную информацию о предстоящей численности семей, их сред­ней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков населения, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, вы­хода на пенсию, о средней продолжительности жизни.

На основе демографического прогноза планируются объем и структура общественных потребностей населения, производство предметодличного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д. Таким образом, демографические прогнозы тесно связаны с прогнозами социального развития и повышения уровня жизни.

Прогнозы социального развития представляют собой сложный комплекс исследований в области определения социально-экономических потребностей населения, выявления тенденций изменения образа жизни народа.

На основе приведенных выше направлений прогнозирования формируются экономические прогнозы, представляющие собой сложный комплекс исследований. В него входят разработка прогнозов занятости и использования трудовых ресурсов, воспроизводства общественного богатства, формирования непроизводственных потребностей, в том числе потребительского спроса, уровня жизни населения, развития сфер и отраслей народного хозяйства, территориальных изменений в производстве, экономического роста, развития экономического механизма и системы управления народным хозяйством, раз­вития мирового хозяйства и внешнеэкономических и межстрановых связей[19].

Система планов - это[20]:

1. совокупность множества планов, существующих на предприятии;

2. взаимосвязь между ними;

3. наличие единой цели и ориентация всех планов на достижение этой цели;

4. развитие элементов (планов) системы за счет их синхронизации и взаимообусловленности.

Система планов представляет собой совокупность различных видов планов, увязанных между собой по временному горизонту планирования, ресурсам, технологическим, финансовым потокам, направленности на достижение цели функционирования предприятия. Наиболее обобщенная система планов представлена на рис. 1.

Планы как документ можно классифицировать по различным признакам, что позволит более адекватно и обоснованно принимать управленческие решения, выделять приоритеты и ресурсное обеспечение. В частности, классификация планов позволяет лучше понять природу обоснования тех или иных плановых показателей, выделить приоритетные признаки и в соответствии с этим адекватно формировать методику их обоснования, определять значимость тех или иных планов в принятии управленческих решений. Основные признаки классификации и виды планов можно представить следующим образом:

Рис. 1. Система планов предприятия

o по охвату деятельности объекта планирования:

- общегосударственные планы, включающие федеральный бюджет, федеральные целевые программы, федеральные инвестиционные проекты и т. д.;

- региональные планы, включающие региональные бюджеты, целевые региональные программы по наиболее приоритетным направлениям развития региона, региональные инвестиционные проекты и т. д.;

- планы предприятий и их объединений исходя из специфики деятельности, целей и ресурсных возможностей их развития;

- планы структурных единиц предприятий и организаций с учетом специфики, функций и задач, решаемых каждым подразделением в достижении целей предприятия, формировании корпоративной культуры;

- планы отдельных сотрудников предприятия по самосовершенствованию, повышению профессиональных знаний и умений, адаптивности личных интересов к задачам, решаемым коллективом;

o по временному горизонту планирования:

- стратегические планы, формирующие идеологию развития предприятия на 5 и более лет;

- долгосрочные планы, обосновывающие вероятностные параметры развития на 3-5 лет (конкретизируют цель развития предприятия, определяют наиболее благоприятные условия, методы и направления развития);

- среднесрочные планы, описывающие перспективы развития и характеризующиеся укрупненными количественными показателями функционирования предприятия на 1-3года (эти планы дают характеристику условиям устойчивого и поступательного развития предприятия);

- текущие планы описывают развитие объекта планирования по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок до 1 года (конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству; обеспечивают управленческие действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей);

- оперативные планы разукрупняют текущие планы по видам деятельности, структурным подразделениям на срок от 10 дней до 1 года (планы-графики выполнения запланированных работ, привязка системы мотивации и стимулирования труда работников к обеспечению выполнения плановых заданий; описание плановых действий подразделений по достижению плановых показателей);

o по степени конкретизации параметров развития:

- вероятностные, когда показатели определяются в интервале "от и до" и описывают условия достижения этих параметров с учетом внешней среды и внутреннего потенциала (характерно для стратегического и долгосрочного плана);

- детерминированные, имеющие четкие количественные параметры;

o по признаку временной ориентации:

- реактивные, закрепляющие достижения прошлого и предусматривающие меры по обеспечению устойчивости функционирования предприятия в будущем без существенного изменения параметров и пропорций развития;

- инактивные, обеспечивающие инерционность развития на основе экстраполяции существующих тенденций и пропорций;

- преактивные, предусматривающие существенные изменения в деятельности на основе использования современных технологий, техники, организации (инновационный тип развития;

o по уровню директивности планов:

- директивные, утверждаемые высшим органом управления объекта планирования и обязательные для выполнения (эти планы имеют количественную и качественную определенность);

- индикативные, или рекомендательные, включающие ряд показателей-индикаторов (абсолютных или относительных), служащих своеобразными пороговыми значениями и формирующими "тоннель" наиболее безопасного и устойчивого развития предприятия;

- избирательные, предусматривающие директивные плановые задания или только для наиболее проблемных в данный период времени сторон деятельности объекта планирования, или только для наиболее перспективных (наукоемких, инновационных) видов деятельности;

o по целевым приоритетам планы подразделяются:

- на целевые комплексные программы, решающие наиболее важную стратегическую задачу, имеющие приоритетность в обеспечении ресурсами, особенно финансовыми;

- планы хозяйственно-финансовой деятельности, охватывающие все стороны деятельности объекта планирования и обеспеченные достаточно равномерно ресурсами исходя из возможностей;

o по видам (сферам) деятельности:

- планы производства продукции и услуг (производственная программа; план материально-технического обеспечения производства и т. д.);

- планы по труду и заработной плате, социальному и профессиональному развитию коллектива;

- план маркетинга;

- план по себестоимости и издержкам;

- финансовый план и др.

В обобщенном виде классификация видов планов представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Классификации планов

Классификационный признак Виды планов
По времени - стратегические - долгосрочные - среднесрочные - краткосрочные - оперативные
По объектам хозяйствования - государственные - внутрифирменные
По степени определения параметров - детерминированные (с четко определенными параметрами) - вероятностные ("от и до")
По признаку временной ориентации - реактивные, закрепляющие достижения прошлого - инактивные, инертные по планируемым действиям - преактивные, существенные преобразования деятельности
По директивности - директивные, обязательные для выполнения - индикативные, рекомендательные - избирательные
По конкретной установке - целевые - общехозяйственные - социально-ориентированные
По масштабности - общегосударственные - региональные - корпоративные - внутрифирменные - индивидуальные
По видам деятельности - по выполняемым функциям внутри предприятия (планы по реализации, по маркетингу, по труду и заработной плате и т. д.) - инновационные и инвестиционные планы

 

В систему показателей включаются также нормативы и лимиты.

Нормативы — показатели в относительном выражении.

Лимиты — ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных результатов.

Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система показателей должна быть комплексной, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.

Все показатели подразделяются:

1.на натуральные и стоимостные;

2.абсолютные и относительные;

3.количественные и качественные;

4.утверждаемые, индикативные и расчетные.

Деление показателей на натуральные и стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано с наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: в тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок и т.п. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и др.

Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и в относительном. Первые характеризуют суммарные абсолютные величины показателей, вторые — темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.

Подразделение показателей на количественные и качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства и его интенсификации.

Отношения низовых звеньев экономики с верхним уровнем находят свое отражение в системеутверждаемых,индикативных ирасчетных показателей.

К утверждаемым показателямотносятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

Индикативные показатели носят информационный характер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике. Они могут служить основой при формировании бизнес-планов.

Расчетные показатели носят вспомогательный характер.

При переходе к рыночным отношениям в связи с расширением самостоятельности функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.

Утверждаемые показатели в настоящее время включают в себя:

1.государственный заказ;

2.лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций;

3.экономические нормативы (рентабельности для предприятий- монополистов, ставки налогов, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата и др.)[21].

 

1.4 Методологические основы прогнозирования и планирования    

В управлении предприятием центральным звеном является разработка стратегии его развития, опирающейся на стратегический анализ стартовых условий, на оценку возможностей реализации долговременных целей и направлений развития. Прогнозирование является одним из важнейших инструментов стратегического анализа. Прогнозирование как функция управления предприятием направлено на научное исследование и оценку вероятных перспектив его развития и складывается из ряда последовательных этапов. Прогноз составляет основу для разработки планов развития предприятия.

Исходным является формирование общей концепции создания системы прогнозирования. Предприятие должно выработать концепцию прогнозирования, опирающуюся на стратегические цели, на комплекс базовых условий и ресурсов, которые будут составлять объективный фон для его деятельности в прогнозируемом периоде. В концепции прогнозирования необходимо также принимать во внимание характер и качество ожидаемых в будущем структурных, пространственных, временных, обратных связей в средах функционирования предприятия.

Так, например, системный подход к перспективной диагностике внутренних и внешних условий функционирования предприятия должен основываться на учете прямых и обратных связей. Применительно к факторам внешней среды это означает, что предприятие не только выступает объектом воздействия внешних сил, но и само способно участвовать в формировании более благоприятной для себя конъюнктуры рынка. Интенсивность такой обратной связи тем выше, чем значительнее занимаемая предприятием доля рынка, чем больше его производственный и научно-технический потенциал и др. Тем самым будет определяться преимущественная ориентация будущей маркетинговой политики предприятия на каждом конкретном этапе развития: либо на адаптационные механизмы приспособления к условиям внешней среды (только реагирование), либо на активное участие в ее формировании (держать ситуацию под контролем в возможных пределах).

Существенным концептуальным вопросом прогнозирования развития предприятия является оценка ожидаемого эффекта самоорганизации в управлении предприятием. Самоорганизация как фактор эффективности призвана обеспечить переход от простого использования производственных ресурсов к системному, расширенному их воспроизводству.

Предприятие как целостная, открытая система, являющаяся структурным элементом хозяйственных систем более высокого порядка, включено в сложную систему региональных, национальных и мирохозяйственных связей. Одна из задач прогнозирования – разработка сценариев ожидаемого в будущем развития этих связей.

Актуальность разработки концепции построения системы прогнозирования на предприятии обусловлена:

♦ усложнением структуры деятельности предприятия и его хозяйственных связей;

♦ возрастанием потребности высшего менеджмента предприятия в наиболее точном моделировании будущего;

♦ приоритетностью функции стратегического планирования в управлении предприятием, реализация которой основана на прогнозировании как на предплановой процедуре;

♦ необходимостью создания формализованного цикла прогнозных операций, основанных на расширяющихся возможностях информационного и математического обеспечения процессов прогнозирования и планирования.

На базе концепции системы прогнозирования формируются его методологические основы, определяемые сочетанием таких факторов, как целеполагание, состояние информационной базы, математического, программного и кадрового обеспечения, наличие и качество компьютерной техники. Разработка плана и прогноза осуществляется на основе общих правил, приемов и технических процедур, которые в своей совокупности образуют методологию. Основными элементами методологии планирования и прогнозирования являются система социально-экономических показателей и методы расчета числовых индикаторов на перспективу.

К основным методам планирования относятся: балансовый, экономико-статистический, нормативный, экономико-математический.

Балансовый метод планирования состоит в установлении материально-вещественных и стоимостных пропорций между показателями деятельности предприятия. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся, т. е. балансовых расчетов. В одной части плановой балансовой таблицы приводится перечень ресурсов, а в другой – направления их использования.

Экономико-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на информацию, представленную трендом динамики экономических показателей предприятия за предшествующий период. На основе этих данных осуществляется тем или иным методом экстраполяция на последующие годы, и таким образом определяется плановое значение искомого показателя. Этот метод планирования является достаточно простым с точки зрения расчетных операций. Но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, что воспроизводит тенденции, сложившиеся в прошлом, включает негативные моменты: недоиспользование резервов и иные погрешности управления предприятием в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) заключается в расчете плановых показателей на основе использования нормативов. Под последним понимается научно обоснованная величина какого-либо показателя, либо разработанная в централизованном порядке, либо установленная законодательно, либо определяемая самим предприятием. Отраслевые нормативы не всегда способны учесть особенности различных типов предприятий.

В планировании деятельности предприятия обычно используются нормативы следующих показателей: нормативы запасов и удельных расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, а также нормативы удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, нормы амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли материальных ресурсов.

Группа экономико-математических методов планирования отличается тем, что обеспечивает возможность оптимизации плановых решений. Эти методы также применяются в прогнозировании. Экономико-математические методы в планировании позволяют оценить и принять во внимание эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе:

а) можно произвести расчеты по отдельным трудовым операциям работников с учетом производительности труда и производительности оборудования;

б) можно произвести экстраполяцию тенденций эффективности труда в прошлом на предстоящий период и др.

Сущность экономико-математических методов планирования состоит в определении количественной меры взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными явлениями и процессами, измеряемыми экономическими показателями. Так, можно определить оптимальную зависимость между:

1) объемом партии товаров, сроками поставки и издержками на их транспортировку и хранение;

2) объемом выпуска продукции и издержками в сфере производства и обращения;

3) объемом капиталовложений и прибылью.

Практически любой экономический показатель предприятия может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует преодолению субъективизма в планировании и повышает научный уровень и обоснованность плана. Однако применение этих методов возможно при условии профессионального владения математическим аппаратом, наличия компьютерных программ, умения обеспечить постановку и формализацию экономических задач, а также осуществлять интерпретацию и обязательную экспертную оценку полученных данных.

Таковы основные аспекты определения методов планирования. Одновременно с методами, необходимо формировать систему плановых показателей. Показателем плана является выраженная числом с определенной единицей измерения характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в плановых расчетах и экономическом анализе, классифицируются по следующим основаниям и признакам.

1. По роли в управлении различают показатели:

а) директивные, обязательные для исполнения;

б) расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество намного больше директивных.

2. По способу измерения показатели могут быть:

а) натуральные, выраженные в физических единицах – тоннах, метрах, литрах и др.;

б) стоимостные, выраженные в денежной форме, которая является универсальной мерой оценки экономических явлений и процессов;

в) трудовые, выраженные в трудозатратах на производство товаров, работ, услуг;

г) выражены в условных единицах, применяемых для однородных, но имеющих некоторые различия, видов товаров.

3. По способу построения показатели бывают:

а) абсолютные (объемные, количественные), характеризующие объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ;

б) качественные (относительные), определяемые как соотношение двух абсолютных показателей.

Относительные показатели характеризуют интенсивность процесса или значимость характеристики, например, производительность труда, себестоимость продукции, средняя заработная плата, рентабельность производства, продукции, активов и др. Относительные показатели имеют много разновидностей: средние величины, индексы, показатели интенсивности динамики, оценки дисперсии, показатели структуры.

4. По роли в экономическом анализе различают показатели:

а) прогнозные;

б) плановые;

в) фактические;

г) ожидаемого выполнения.

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда еще отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются результаты процесса за часть периода. Показатель ожидаемого выполнения представляет собой нечто среднее между плановым заданием и его фактическим выполнением. При расчете этого показателя учитывают, как правило, сумму фактических данных за истекшую часть планового периода и сумму плановых данных на оставшийся период планового срока.

5. По направленности показатели могут быть:

а) адресные (индивидуализированные), т. е. ориентированные на конкретного исполнителя;

б) обезличенные, предназначенные для всех исполнителей, например нормативы.

6. По формам учета и отчетности различают показатели:

а) оперативные, получаемые в процессе текущего наблюдения за процессами;

б) статистические, предусмотренные статистическим учетом и отчетностью;

в) бухгалтерские, представленные в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В заключение сформулируем несколько положений общеметодологического характера, актуальных при планировании и прогнозировании развития предприятия. Методический аппарат и выбор показателей должны быть ориентированы на реализацию принципов системного подхода. В методологическом аспекте это предполагает необходимость комплексного, разностороннего воспроизведения всех наиболее существенных аспектов работы предприятия в количественно измеренных показателях. Каждый отдельно взятый показатель является лишь частной характеристикой и способен полноценно выполнять свою аналитическую функцию, будучи включенным в общую систему показателей. Таким образом, система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны функционально, технологически, организационно или каким-то иным образом.

Система экономических показателей отражает организацию, объем, результаты и структуру, динамику процессов; реальные связи элементов и объектов хозяйствующих единиц. Эти характеристики формируются на основе единой стандартизированной и обязательной для применения методики расчетов, установленной либо директивными документами, либо решениями на уровне самого предприятия.

Показатели бухгалтерского и статистического учета на предприятии, регламентированные государством, в основном унифицированы по отраслям и видам деятельности согласно кодам Росстата РФ и положениям по бухгалтерскому учету, разработанным Минфином РФ. В настоящее время решается задача сближения методологии расчета этих показателей с международными стандартами системы экономических показателей.

Следующим общеметодологическим положением, актуальным при проведении планирования и прогнозирования на предприятии, является обеспечение сопоставимости показателей в следующих аспектах:

а) по методике расчета;

б) по ценам, тарифам, нормативам;

в) по хронологическим параметрам;

г) по границам объектов планирования и прогнозирования и др.

Такая сопоставимость показателей достигается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, в сопоставимость по времени учета, по иным аспектам.

Методология прогнозирования в основе своей близка к методологии планирования, но имеет ряд специфических особенностей. При прогнозировании существенную роль играет ряд математических и логических операций, направленных на получение оценок наиболее вероятной ситуации в будущем с учетом различных вариантов интенсивности процессов и влияния комплекса факторов. Наиболее распространенными методическими приемами, используемыми при подготовке исходной информации для прогнозирования, являются сглаживание или выравнивание динамических рядов, расчет средних значений показателей. Основными методами определения значений прогнозируемых показателей выступают: экстраполяция, нормативные расчеты, интерполяция, экспертные оценки, метод аналогии, математическое моделирование. Кратко охарактеризуем суть каждого из этих методов.

Экстраполяция – метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее.

Следовательно, экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Она эффективна для краткосрочных прогнозов, если уровни динамического ряда отличаются устойчивостью.

Метод интерполяции заключается в вычислении искомой величины, которая находится между двумя известными величинами. Простейшим способом является ее определение как половины от суммы предыдущего и последующего значения. Могут применяться более сложные способы расчетов, основанные на использовании техники коэффициентов.

Экспертные оценки определяются как коллективное мнение группы специалистов-экспертов. Область применения экспертных оценок определяется в зависимости от ограничений, связанных с трудностями или невозможностью сбора информации обычным путем (отчетность, сплошные или выборочные обследования и т. д.). Разработаны специальные методики получения экспертных оценок, проверки их надежности. Наиболее известными являются Дельфи-метод, метод мозгового штурма, синектики и др. Упрощенную разновидность экспертных оценок представляют конъюнктурные совещания. Качество экспертных оценок в значительной мере определяется профессиональным опытом экспертов. Экспертные оценки могут по своей форме быть описательными и количественными.

Метод аналогии заключается в формировании экономической информации на основе аналогичных данных по другим объектам. В случае необходимости вводятся поправочные коэффициенты. Целесообразно оценить вероятную погрешность данных, полученных методом аналогии.

Математическое моделирование может осуществляться с использованием целого ряда специальных моделей, например, основанных на теории множеств, теории графов, теории вероятности и т. д. Экономико-математические методы и модели применяют с целью выбора наилучшего решения из нескольких возможных вариантов, измерения влияния комплекса факторов и условий на исследуемый параметр, классификации объектов и для решения ряда других задач экономического анализа, связанных с планированием и прогнозированием. Существуют экономико-математические модели, предназначенные непосредственно для выполнения операций по прогнозированию и планированию.

Таким образом, методология планирования и прогнозирования выступает как специальный блок приемов и действий в рамках базового комплекса методов экономического анализа. По мере эволюции экономической науки совершенствуются методы планирования и прогнозирования, обеспечивая их более высокую достоверность и научную обоснованность.[22]

 

1.5 Программно- целевое планирование 

Программно-целевое планирование -- это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели -- пути -- способы -- средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает:

1) разработку программ с учетом стратегических целей;

2) определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа - это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют:

1) экономические;

2) социальные;

3) научно-технические;

4) инновационные;

5) инвестиционные;

6) экологические;

7) оборонные программы.

Они могут быть направлены на решение:

1) политических;

2) национальных;

3) чрезвычайных;

4) религиозных задач;

5) проблем преступности и т.д.

По временному периоду программы бывают:

а) долгосрочные (свыше 10 лет);

б) среднесрочные (3-5 лет);

в) краткосрочные (до года).

В составлении программы выделяются следующие этапы:

1) отбор проблем для включения в программу;

2) принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;

3) экспертиза и оценка целевой программы;

4) утверждение целевой программы;

5) управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:

1) значимость проблемы;

2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;

3) принципиальная новизна технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;

4) необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Для программно-целевого метода на современном этапе развития образования характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов интеграции: пространственной, когда требуется объединить усилия субъектов и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой.

Основное в программно-целевом подходе - это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

Тем не менее, несмотря на то, что программно-целевой метод планирования служит важнейшим инструментом осуществления государственной политики в экономике Украины, в настоящее время его эффективность невелика, и часто оно заменяется текущим административным управлением[23].

 

1.6 Прогнозирование и стратегическое планирование

 

 

Система государственного стратегического планирования состоит из государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования. Основы этой системы в нашей стране заложены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" и Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации". Система стратегического планирования предусматривает реализацию ключевых национальных приоритетов в программах действий федерального правительства, в отраслевых стратегиях и программах, в стратегиях федеральных округов и стратегиях субъектов РФ.

К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах РФ, относятся:

· 1) документы, разрабатываемые в рамках государственного прогнозирования, которые включают в себя:

o • прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период,

o • прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период;

· 2) документы, разрабатываемые в рамках программно- целевого и территориального планирования, в том числе:

o • стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период,

o • долгосрочная бюджетная стратегия субъекта РФ,

o • схема расселения на территории субъекта РФ,

o • схема территориального планирования субъекта РФ,

o • программа социально-экономического развития субъекта РФ па среднесрочный период,

o • государственные программы субъекта РФ.

Прогнозирование социально-экономического развития представляет собой разработку научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов (субъектов РФ), определение параметров, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития страны и приоритетов экономической и социальной политики с учетом задач национальной безопасности.

Прогнозирование предшествует разработке всех документов стратегического планирования. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации и повышения эффективности использования всех видов ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ разрабатывается на долго- и среднесрочный периоды.

Долгосрочный прогноз разрабатывается каждые пять лет па предстоящий десятилетний период. Он должен предусматривать вариативность внутренних условий и характеристик социально-экономического развития региона, включая основные показатели демографического и научно- технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается ежегодно на период от трех до шести лет. В региональный прогноз включается оценка достигнутого уровня социально-экономического развития субъекта РФ и оценка факторов и ограничений экономического роста. Среднесрочный прогноз содержит целевые показатели развития территории и основные параметры государственных программ регионального развития.

Теоретическую базу прогнозирования составляют теории стадий экономического роста У. Ростоу (США), неоклассической теории роста (модели Харрода – Домара и Солоу – Тинбергена), теории развития А. Льюиса и др.

Методология разработки прогноза социально-экономического развития основана на экстраполяции сложившихся тенденций и трендов в развитии экономики и социальной сферы, эконометрических расчетах на базе данных системы национальных счетов, системе макроструктурных моделей, таких как модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. В качестве исходных данных для формирования вариантов развития экономики и разработки прогноза рассматриваются внешние и сопряженные с ними условия, прогнозные показатели по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), прогнозные показатели демографического развития и рынка труда и т.д.

Прогнозирование в условиях перехода отечественной экономики на новые принципы функционирования, возникновения кризисных явлений при нестабильности цен и спроса на энергоресурсы является сложной задачей с высокой степенью неопределенности, что обусловливает требование вариативности прогнозов и необходимости их периодической актуализации.

В последнее время роль стратегического планирования значительно возросла. Это обусловило необходимость подготовки специального Федерального закона "О стратегическом планировании". Принятие такого закона станет базисом создания новых управленческих инструментов, которые позволят развернуть долгосрочные решения (со сроком реализации пять и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели.

Стратегический подход поможет сбалансировать планы, требующие значительных ресурсных и временных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности), и обозначить долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной и социальной инфраструктуры, рынка рабочей силы, науки и технологий и т.д.), что улучшит инвестиционный климат. В части реализации государственной региональной политики это позволит более четко ориентировать субъекты РФ на деятельность, отвечающую национальным интересам в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития России. Наряду с денежной политикой и бюджетом комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации запустит механизм реагирования не только на уже существующие проблемы, но и формирования планов развития на 10–30 лет вперед.

Основными функциями системы государственного стратегического планирования являются:

· • определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;

· • определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;

· • выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

· • формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;

· • определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

· • координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;

· • контроль достижения стратегических целей социально-экономического развития России и субъектов РФ;

· • научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.

Стратегия социально-экономического развития региона (субъекта РФ) представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегическое планирование предполагает подготовку особого документа – Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации па долгосрочную перспективу (не менее 20 лет), согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденного законодательным органом субъекта РФ.

Стратегии социально-экономического развития регионов нацелены на разрешение основных проблем и реализацию приоритетных направлений их развития в обозримой перспективе. Целями разработки Стратегии также являются:

· • оценка потенциала социально-экономического развития субъекта РФ;

· • взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития региона;

· • обеспечение согласованности и совместных действий (партнерства) федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.

В ходе подготовки Стратегии оценивается существующее состояние экономики и социальной сферы региона, определяются основные проблемы, сценарии и приоритетные направления его развития как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления.

Процесс разработки Стратегии предусматривает:

· а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта РФ в средне- и долгосрочной перспективе;

· б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие субъекта РФ;

· в) разработку двух-трех наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. При этом сценарный анализ рекомендуется осуществлять с использованием многофакторной модели, включающей в себя и инерционный сценарий;

· г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей субъекта РФ;

· д) выбор целевого сценария развития субъекта РФ на основании оценки рисков и ресурсных возможностей;

· е) разработку системы приоритетных направлений развития субъекта РФ в рамках выбранного целевого сценария;

· ж) разработку энергетического баланса субъекта РФ в рамках выбранного сценария, в том числе определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии, региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике[2].

Стратегии в обязательном порядке должны включать в себя оценку инфраструктурной обеспеченности территории региона. Отметим, что инфраструктурное обустройство региона должно быть опережающим по отношению к его экономическому (отраслевому) развитию, поскольку развитая инфраструктура для большинства отраслей и секторов экономики является одним из залогов успеха предпринимательской деятельности и непременным условием размещения бизнеса на территории того или иного региона. На основе стратегических планов по развитию регионов должны формироваться отдельные региональные программы развития инфраструктуры.

При разработке стратегий учитываются как внутренние, так и внешние условия и факторы регионального развития.

К внутренним факторам рекомендуется относить:

· • природно-ресурсный потенциал субъекта РФ;

· • демографическую ситуацию и человеческий потенциал;

· • сложившуюся систему расселения;

· • инфраструктурную обеспеченность территории субъекта РФ;

· • сложившуюся структуру экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;

· • конкурентоспособность экономики субъекта РФ;

· • этнокультурную ситуацию и межнациональные отношения в субъекте РФ.

Внешними факторами, как правило, являются:

· • макроэкономическая ситуация в Российской Федерации;

· • действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающие влияние на развитие субъекта РФ;

· • ЭГП субъекта РФ в федеральном округе, стране и мире;

· • степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

Главной целью региональных стратегий социально-экономического развития должно стать повышение уровня и качества жизни населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе устойчивого и динамичного экономического роста[24].

 

 


Раздел 2. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития страны  


Дата: 2019-07-30, просмотров: 322.