Возрождением называют эпоху, которая пришла на смену Средневековью.Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот. Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:-расцвет культуры;- переворот в культуре; переходный культурный этап;—восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества, особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров ;многообразие проявлений творчества, творческая свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энергии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса. Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира. Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир. В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек. В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель». В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории,бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
19. Культурная модернизация. Хронология и география Модерна в европейской и мировой культуре. Основные модернизационные факторы. Специфика западного и незападного вариантов модернизации. Этапы становления европейского Модерна.
Культурная модернизация – это 1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея культурной модернизации основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные и современные (индустриальные). Выделяются два вида культурной модернизации: органическая и неорганическая. Органическая культурная модернизация осуществляется «естественным» образом, в ходе исторической эволюции страны. Неорганическая культурная модернизация представляет собой навязывание идей чуждых данной культуре.
Хронология. 1) 1640-1789 гг. - буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые( англ.революция). 2) 1789 -1880 г.— время победы и утверждения капитализма во всей Европе (Великая французская революция).
Факторы- преодоление традиций видится не в том, что они принципиально отвергаются, а в том, что социальными регуляторами выступают нормы и модели поведения, вызванные личными ценностями и преимуществами.
Географические рамки Модерна не ограничиваются Европой. С открытием и колонизацией Нового Света западноевропейская культура перешагнула через Атлантику. Не осталась в стороне от модернизационных процессов и Русско-российская цивилизация, где они осуществлялись под влиянием не только внутрикультурных, но и внешних культурных факторов. К числу последних относится взаимодействие с культурой стран Западной Европы, особенно интенсивное с наступлением XVII столетия. Активная модернизация русской культуры осуществляется в период Петра I.
Наконец, модернизация постепенно охватила цивилизации и культуры Востока. Своеобразным форпостом Модерна в этом регионе стали Тихоокеанские цивилизации – прежде всего Япония и Южная Корея, затем – Китай. Здесь модернизация стала набирать силу уже после второй мировой войны.
В настоящее время модернизационные процессы разворачиваются в цивилизациях арабского Востока, а также на многих участках Африканского континента.
Западная модернизация была осуществлена при переходе от Средневековья к Новому времени. Западная (классическая) модернизация:
· хронологически опережает другие (незападные) регионы
· происходит на своей собственной основе;
· является реализацией так называемого либерального варианта.
Незападная модернизация протекала и протекает в иных исторических условиях
Дата: 2019-07-30, просмотров: 290.