Предмет культурологии (исследование)
1. процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
2.общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
3. содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
4. культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
5. культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Основные задачи культурологии:
• анализ культуры как системы культурных феноменов;
• исследование ментального содержания культуры;
• выявление типов связей между элементами культуры;
• исследование типологии культур и культурных единиц;
• разрешение проблем социокультурной динамики;
• исследование культурных кодов и коммуникаций.
Основные методы исследования. Состав современного культурологического знания.
1.Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. 2.Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий 3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам. 4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.5.Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. 6.Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры. 7.Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.
Принципы изучения культуры: 1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий, в которых они происходили. 2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры
Культурология включает два основных раздела:
теоретическую культурологию;
эмпирическую и прикладную культурологию.
К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры
Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре. Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач
Античность как тип культуры и цивилизации. Время и место становления Античности. Европейская цивилизация Античности, ее типологическая характеристика, культурная картина мира. Особенности культурной практики Др. Греции и Др. Рима.
В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности.Античность – уникальный феномен в истории мировой культуры. Древним грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, высокоразвитую, гармоничную культуру, которая стала для европейцев классикой. Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур. Античностью принято называть нации и страны (3 тыс. до н.э. - 4 в. н. э.). Характерные особенности античной культуры. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии
Европейская (греко-римская) цивилизация Античности как исторический тип цивилизации и культуры, ее типологическая характеристика, культурная картина мира (ментально-ценностное ядро, типологические особенности культурной практики).
Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме.
особенности:
1) религиозно-мифологическое мировоззрение. Но античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески —вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония, формируется рациональность.
2) культуросозидающая деятельность человека. Гармония проявляется в пропорции. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию,. Тело — прообраз мира. Антропоцентризм, т. е. человекрассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.
3) частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
4)демократия - равенство всех граждан как принцип равных возможностей, свобода слова, выборность органов власти.
5) заложены основы гражданского общества(право гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод).
6) вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.
Своеобразие греческой цивилизации:
1) появление «полиса» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.
2) стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, строился морской транспорт и памятники культуры.
особенности цивилизации эллинизма: специфическая форма социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.
18 Культурогенез цивилизации европейского Средневековья, его хронология и география, локальные варианты.
Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.
Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).
У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры.
Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме.
Переход от античной древности к раннему средневековью связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия в отношениях этого государства с варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. Позднее средневековье – период разложения феодализма и всей средневековой культуры.
Локальные цивилизации: средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия.
Незападная модернизация
носит вторичный характер ввиду хронологического отставания от западной;
к числу факторов ее осуществления относится фактор инокультурного (западного) влияния, а среди тенденций развития присутствует также противоречие между самобытностью и универсальностью процессов, находящее выражение в попытках противостоять чужому влиянию как «чуждому»;
испытывает на себе влияние «постсовременности», которое накладывается на собственно модернизационные процессы.
История окончательного возникновения «общества модерна» в самой Европе имело три этапа.
1)эпоха Возрождения – были свергнуты принципы католического традиционного общества в пользу смутного мистического мироощущения.
2)эпоха Реформации – был нанесен удар по католическому вероучению, традиции, иерархии. Лютер, Кальвин перенесли центр внимания исключительно на человеческий уровень, сделав вопросы веры целиком и полностью зависимыми от рассудка и рациональных выводов.
3)Просвещение довело эти тенденции по разрушению основ европейского традиционного общества до логического предела, опрокинув основы религии как таковой, чего не делали не деятели Возрождения, ни протестанты. Просветители не просто подвергли традиционное общество критике, они отвергли все его основные принципы, причем не только в отношении западно-христианской католической разновидности «традиционного общества», но в отношении «традиционного общества» в целом. Как у деятелей Возрождения и у протестантов в центре внимания просветителей был человек, но теперь оторванный от всех магических и морально-религиозных оснований, человек сам по себе.
Социокультурная ситуация и основные особенности западноевропейской культуры в 18 в. Просвещение: хронология, география, культурный смысл, деятели. Просветительская картина мира и ее отражение в культурной практике.
Главные социальные вопросы века: равенство, свобода, братство народов, частная собственность.
Западные страны развивали крупное промышленное производство, что вело к росту городского населения. Распространялось образование. Развивалась наука, искусство, литература.
Общее в развитии отдельных стран: осуждение феодальных институтов, критика церковной морали. В борьбе со старым миром сформировалось мощное движение-Просвещение. Идеал просвещения- Дж. Локк. Естественным состоянием считал полную свободу и равенство. Единственная цель гос-ва – охрана свободы. Ньютон был основоположником новой физики. Наука стала авторитетом в вопросах истины. Вольтер, Дидро, Руссо считали, что важны только разум и природа.
Просветители верили, что их усилиями, воспитанием, убеждениями можно построить царство разума. Отрицательно относились к религии, церкви и Богу. Имели свои политические взгляды. Хотели чтобы не было узурпации власти.
Кант считал, что человеческая личность и общественная мораль независимы от религии. Он отверг все возможные доказательства Бога. Культурный смысл просвещения состоит в том, что оно явилось реализацией светского научного мышления.
Ценности: вера в прогресс, свобода и всеобщее равенство. Были сделаны фундаментальные открытия в технике. Эпоха Просвещения решила главную задачу: сформировала новое понимание места и роли человека в истории на основе знаний, разума и свободы.
Варианты модернизационного развития России.
Каждый историк, говоря о модернизациях в России, выделит некие их общие черты:
— все они были запоздалыми, поэтому проводились в ускоренной форме;
— все осуществлялись через политическое принуждение, с материально-ресурсной и человеческой расточительностью (после реформ Ивана Грозного и Петра Великого население России уменьшалось на одну пятую);
— основной риск ускоренных модернизаций состоял в том, что все они срывались либо в контрреформу (в форме реакции), либо — в революцию (в облике смуты); при этом движущими силами реакций и революций неизменно выступали неконкурентные группы населения;
— главным (часто — единственным) субъектом российских модернизаций являлось политическое руководство страны;
— в качестве правительственных инструментов модернизаций использовались политические элиты;
— социальная база модернизаций неизменно оставалась узкой;
— все модернизации осуществлялись в мобилизационном варианте
Можно назвать, наверное, немало возможных сценариев развития реформ и модернизации в России. Но всякая альтернатива будет неизбежно наталкиваться на существующие политические, экономические обстоятельства и социокультурные особенности общества, на обширные «пласты традиционализма». Выявление возможных альтернатив модернизации неизбежно приводит к выводу, что различные сценарии будут заканчиваться одним и тем же — возвратом к той действительности, которая сложилась в России в ходе реализованной модернизации.
Поэтому после резких скачков и, казалось бы, необратимых преобразований очень многое в России вновь возвращается «на круги своя», причем возвращается не только то, что действительно необходимо для сохранения ее своеобразия и самобытности, но и то, что является далеко не самым лучшим в характере народа и правящей элиты, что тормозит ее культурное и социальное развитие — апатия и приниженность значительной массы населения, бесправие рядового человека перед начальством, несоблюдение законов и властями и гражданами, самодурство и насилие власти и т. п.
Еще одна важная особенность российской модернизации — это этатизм, т. е. исключительная роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса, что объясняет многие устойчивые признаки крупных реформ в России. Разумеется, государство играет весьма активную роль в модернизации любого общества, являясь одновременно ее проводником и гарантом. Однако в России государство, и прежде всего верховная власть, как правило, являясь доминирующей структурой, гарантом и инициатором, подчиняющим себе все общество и делающая зависимым от себя общественное развитие, настолько жестко контролирует процесс модернизации, что она предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществляются зачастую силовыми методами, но и по своей природе оказываются неорганичными политической и социокультурной специфике России.
Предмет культурологии (исследование)
1. процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
2.общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
3. содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
4. культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
5. культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Основные задачи культурологии:
• анализ культуры как системы культурных феноменов;
• исследование ментального содержания культуры;
• выявление типов связей между элементами культуры;
• исследование типологии культур и культурных единиц;
• разрешение проблем социокультурной динамики;
• исследование культурных кодов и коммуникаций.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 283.