Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии. Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций, обрядов, верований.
Философия Гегеля как теория культуры.
Гегель вводит в культурологии понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, который развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве. Этот дух преследует свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как сумму замыслов отдельных людей, следовательно, общие закономерности, целостность и логика развития мировой культуры.
Философия культуры Шпенглера.
1918 год – книга «Закат Европы» (книга-диагноз). Впервые поставлен вопрос о судьбах европейской культуры, ответ неутешительный.
Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа».
Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.
Культура и бессознательное начало в человеке. Концепция Зигмунда Фрейда.
Фрейд открыл в человеке бессознательное начало, в психике человека он выделял: «оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» – это бессознательное начало человека, которое предназначено для удовлетворения природных потребностей людей (наслаждение, продолжение рода). «Я» – это разум и сознание человека, то есть то, что позволяет человеку жить в природе. «Сверх-Я» – это нормы и запреты социокультурного характера. «Сублимация» – это использование «оно» и его сексуальной биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то влечение «оно» обретает форму влечения к познанию, искусству и высокому идеалу.
Культура и коллективная бессознательность: концепция К.-Г. Юнга.
Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознание. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архитипа, то архитипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм).
Выход – диалог культуры и архитипов, возвращение человеку утраченной гармонии с природой.
«Вызов» и «Ответ» – движущая пружина в развитии культуры: концепция А. Тойнби.
А. Тойнби (английский историк) занимался развитием мировой культуры, которую представлял как серию ответов, даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека.
Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин).
П.А. Сорокин полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний…
4. Проблема определения сущности культуры. Онтологическая, семиотический, аксиологическая "версии" культуры. Понятие ментально-ценностного ядра.
Первое научное определение культуры принадлежит Э. Б. Тайлору: «Культура... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком или членом общества». Американский ученый А. Моль в 1968 г. насчитывал около 250 определений. В настоящее время существует более 500 определений понятия культуры.
Современные подходы к пониманию явления культуры:
Онтология – учение о сущем как таковом, о всеобщих характеристиках бытия(вопрос о сущности культуры)
генетический – оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни:
деятельностный – рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества
гносеологический – понимает под культурой совокупность знаний о мире;
аксиологический – представляет культуру совокупностью ценностей
нормативный – изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе.
знаковый (семиотический) – воспринимает культуру как механизм и сферу образования и функционирования совокупности знаков и значений, обеспечивающих коммуникацию
информационный – описывает культуру как способ хранения и передачи информации:
технологический – исследует культуру как совокупность форм и методов человеческой жизнедеятельности: символический – представляет культуру процессом возникновения и движения символических форм отражения мира в сознании человека
системный – исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования
Ментальное ядро – система базовых ценностей, которые образованы в молекулярную структуру. Прочность ядра ментальных ценностей обеспечивает прочность самого общества. В него все упирается и с него все начинается. Ментально крепкие нации имеют прочные ментальные скрепы, которые скрепляют нацию. Нацию сплачивают вокруг ментальных (базовых) ценностей. Ментальные ценности – это границы, это стены, которые формируют ментальную территорию, без стен, без ограничений нет территории.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 327.