Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить о том, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира. Восточные цивилизации более древние: они возникли в IV-II тысячелетии до н.э. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3000 лет назад. Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного - философии и науки. Большинству жителей восточной культуры свойственны черты характера, обусловленные религиозным миропониманием. Осевое время- термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс считал, что эта фаза длилась с8-ого по 2-ой век до нашей эры.
Общая характеристика доосевых цивилизаций. Древнейшие доосевые цивилизации (Древний Египет, Месопотамия) от первобытной древности унаследовали ряд черт:- зависимость от природы;- господство мифологической формы мышления;- большое значение культа и ритуала. Но существенные отличия от первобытности позволяют говорить о цивилизации:- меняется характер взаимодействия с природой (производящий тип хозяйства);- с накоплением знанием, а так же с развитием абстрактного мышления меняется характер передачи информации (письменность);- осознавая себя частью природы, человек выделяет себя как особую ее часть;- происходят изменения в области социальных отношений с появлением городов, государств и усилением дифференциации общества.
Античность как тип культуры и цивилизации. Время и место становления Античности. Европейская цивилизация Античности, ее типологическая характеристика, культурная картина мира. Особенности культурной практики Др. Греции и Др. Рима.
В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности.Античность – уникальный феномен в истории мировой культуры. Древним грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, высокоразвитую, гармоничную культуру, которая стала для европейцев классикой. Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур. Античностью принято называть нации и страны (3 тыс. до н.э. - 4 в. н. э.). Характерные особенности античной культуры. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии
Европейская (греко-римская) цивилизация Античности как исторический тип цивилизации и культуры, ее типологическая характеристика, культурная картина мира (ментально-ценностное ядро, типологические особенности культурной практики).
Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме.
особенности:
1) религиозно-мифологическое мировоззрение. Но античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески —вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония, формируется рациональность.
2) культуросозидающая деятельность человека. Гармония проявляется в пропорции. Отсюда — формулирование канона — совокупности правил, определяющих гармонию,. Тело — прообраз мира. Антропоцентризм, т. е. человекрассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.
3) частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
4)демократия - равенство всех граждан как принцип равных возможностей, свобода слова, выборность органов власти.
5) заложены основы гражданского общества(право гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод).
6) вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.
Своеобразие греческой цивилизации:
1) появление «полиса» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.
2) стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, строился морской транспорт и памятники культуры.
особенности цивилизации эллинизма: специфическая форма социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими народами.
18 Культурогенез цивилизации европейского Средневековья, его хронология и география, локальные варианты.
Российская и западная медиевистика считают началом средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Наиболее верным является рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.
Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее средневековье (конец V — середина XI веков). Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков). Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).
У истоков средневековой Европы находились Западная Римская империя и мир варварских (германских, кельтских и славянских) племен, которые разрушили эту империю в эпоху великого переселения народов (IV–VI вв.). Помимо бывших западных провинций Рима в орбиту средневековой цивилизации попали Шотландия и Ирландия, Дания и Скандинавские страны, западно-славянские народы (хорваты, чехи, словаки, поляки и др.), народы Прибалтики, венгры.
Особенно значимым было воздействие византийской и арабской культур. Они могут быть отнесены к внешним источникам формирования культуры средневековой Европы. Внутренние источники – римское и варварское наследие, а также христианство в его западной, католической форме.
Переход от античной древности к раннему средневековью связан с кризисом Римской империи, нарушением равновесия в отношениях этого государства с варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай. Зрелое средневековье – время, когда достигли полного расцвета все основные институты средних веков: феодализм как тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д. Позднее средневековье – период разложения феодализма и всей средневековой культуры.
Локальные цивилизации: средневековый тип цивилизации и культуры представлен двумя разновидностями: латинский (католический) Запад (Западная Европа) и греческая (православная) Византия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 408.