Тема 10. Актуальные проблемы современной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель изучения темы: знакомство с происходящими изменениями и возникающими проблемами в духовной сфере на современном этапе развития человечества.

 

Задачи изучения темы:

• исследовать внутреннее содержание трансформаций, происходящих в сфере культуры;

• проанализировать основные проблемы современной культуры.

Теоретический материал

 

К основным проблемам современной культуры относятся проблемы развития науки, социальных и культурных последствий научно-технического прогресса, становления и развития постиндустриального информационного общества, а также воздействия человека на окружающую среду.

Стремление к познанию – естественная потребность человека. Ей служит наука — одна из важнейших составляющих человеческой культуры. Начиная с эпохи Просвещения наука оказывает все большее воздействие на жизнь человека. Главным отличием науки от всех других феноменов культуры является поиск истины, которая не зависит от человека и является абсолютной ценностью. Наука — сложное и многогранное явление. Это одновременно система знаний, их духовное производство и практическая деятельность на их основе. Создаваемая человеком и обращенная к нему наука обогащает духовный мир человека и вызывает его собственное развитие. Роль науки в современном обществе сложна и неоднозначна, что порождает ее противоречивые оценки. С одной стороны - сциентизм (от лат. scientia — знание), сторонники которого видят в науке главный фактор прогресса и наивысшую культурную ценность. Идеалом научного знания для сциентистов выступают результаты и методы естественно-научного познания. Противоположная точка зрения – антисциентизм. Его сторонники критически, а иногда и враждебно, оценивают роль науки в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Наука — это не только знание, но и люди, продуцирующие и использующие это знание. Реализация результатов науки на практике всегда происходит через ее личностное воплощение. Знание само по себе нравственно нейтрально. Наука же таковой может и не быть. Это зависит от того, в чьих руках она находится.

Во второй половине XX в. в экономически развитых странах произошла информационная революция, что привело к существенному изменению облика науки. Информатизация общества затронула все стороны общественной жизни – экономическую, политическую, социокультурную. Главной особенностью возникшего качественно иного общества является то, что в основе любого общественного взаимодействия лежит информация, она же служит и непременным условием такого взаимодействия. Данное общество чаще всего называют постиндустриальным, хотя встречаются и другие названия - «супериндустриальная цивилизация», «постиндустриальное», «научное», «технотронное», «телекоммуникационное», «информационное общество».

В информационном обществе меняются все внутренние механизмы как материального, так и духовного производства. Главное социальное изменение - масштабное ускорение темпа жизни. Изменения в производстве, бытовой, социальной и политической жизни происходят гораздо быстрее, чем прежде. Ежедневно поступающая новая информация ведет к слому устоявшихся привычек, традиций и других социокультурных норм.

Информационное общество – это не только благо. Его достижения могут быть обращены против человека. Всеобщая компьютеризация сделала возможным тотальный контроль за личностью как со стороны государства, так и частных лиц и компаний. Актуален вопрос – по какому пути развития пойдет общество? Что ждет человечество в будущем - информационная демократия или информационный тоталитаризм? Другая проблема – избыточность информации, обусловленная ее доступностью. В таких условиях становится сложным принять верное решение, тем самым человек лишается способности к продуктивной работе.

Безудержный научно-технический прогресс ставит перед человечеством проблему его социокультурных последствий. Как и наука техника – один из важных элементов культуры общества. Термин «техника» обозначает совокупность средств, создаваемых людьми для осуществления ими разнообразной деятельности. Техника заменяет человека на производстве, облегчает его трудовую деятельность, одновременно повышая производительность труда. Развитие техники закономерно ведет к социальным и культурным изменениям. В отличие от знания техника не может быть морально автономной. Использование технических достижений, как и использование достижений науки в целом, порождает ряд моральных проблем. Встают вопросы об ответственности инженеров и ученых за внедрение этих достижений, приоритета ценностей культуры и принципов гуманизма над экономической эффективностью и даже технической целесообразностью. Техника всегда развивается на фундаменте определенных ценностей и предпосылок, более приоритетных, чем она сама.

Существует два взгляда на технику – оптимистический и пессимистический. Сторонники первого убеждены в благотворном влиянии техники на развитие человечества. Во всех негативных последствиях технического прогресса они винят не саму технику, а человека, препятствующего свободному проявлению собственно технико-технологических закономерностей развития в масштабах всей планеты. Такой взгляд на технику получил название технодетерминизма, логическим выводом из которого является теория технократии, отводящая главные роли в жизни общества технике как основе современного промышленногопроизводства и техническим специалистам. Сторонники второго взгляда с недоверием относятся к технике, испытывают страх перед подчинением жизни человека ритмам механических устройств и т. п.

Неконтролируемый научно-технический прогресс привел к экологическим проблемам. Это сделало актуальным формирование экологической цивилизации и пересмотр существующих в обществе культурных ценностей. Всеми этими вопросами занимается наука экология, изучающая связи между живыми существами и окружающей средой. С момента своего возникновения в середине 20-х годов XX в. экология стала основой рационального природопользования и охраны флоры и фауны. В конце XX в. она дополнилась социальной экологией, изучающей закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Одним из разделов этой науки стала экологическая этика, призванная сыграть существеннейшую роль в культурном развитии человечества. В настоящее время человечество стоит перед необходимостью формирования глобальной экологической культуры, основным принципом которой должен стать культ жизни человека вместо культа техники.

Таким образом, все ускоряющийся научно-технический прогресс оказывает глубокое воздействие на сферу культуры. Возникшее информационное общество не только расширило доступ к источникам информации, но и породило проблему переизбытка информации. Человечество все больше зависит от техники, поэтому остро встает вопрос о моральной и этической ответственности ее создателей. Индустриальная цивилизация породила экологические проблемы, достигших глобальных масштабов. Их решение невозможно без объединения усилий всего человечества и пересмотра жизненных и культурных ценностей.

Вопросы для самопроверки:

1. Оцените роль науки в современном обществе. Дайте характеристику сциентизму и антисциентизму.

2. Назовите главное социальное изменение, произошедшее в информационном обществе.

3. Перечислите отрицательные черты информационного общества.

4. Охарактеризуйте оптимистический и пессимистический взгляды на технику.

5. Назовите главный принцип глобальной экологической культуры.

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.

2. Доброхотов А.Л. , Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011.

 

Дополнительная литература:

3. Антонович И. И. Глобальная цивилизация и асимметрический мир. — М., 2002.

4. Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды. Брянск: Брянский гос. ун-т, 2015.

5. Дука С.И. Информационное общество. Социогуманитарные аспекты. С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

6. Колосова О.Ю. Экологический императив в культуре информационного общества. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2003.

7. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Информационный сборник. — М., 1994.

8. Литвак Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция. М.: Колосс, 2008.

9. Массовая культура: Учеб. пособие. — М., 2004.

10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

 

Практические задания :

Подготовьте доклад (10-12 мин.) на тему: «Информационное общество: достижения, проблемы, перспективы развития».


[1] Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012. С. 16.

[2] Там же. С. 23-25.

[3] Сорокин П.И. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПБ.: РХГИ, 2000. С. 16.

[4] Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012. С. 166.

[5] «Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство) – психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. Проявляется в форме нарастающего эмоционально – волевого напряжения, досады, раздражительности, чувства беспомощности, тревожности, депрессивности, гнева отчаяния, нередко находящих выход в агрессивном поведении….» [Лепихова Л.А. Психология личности. Словарь - справочник. Киев, 2001. С. 142-143], см. также: Большой психологический словарь. СПб., 2006. С. 580.

[6] Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М, 1988. См. также: Плеснер Г. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Там же.

[7] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С. 239.

[8] От слова «проекция» ( лат.projectio — бросание вперед) – процесс перенесения психологических содержаний внутреннего мира на мир внешний (предметы, явления, процессы). Приписывание внутреннего внешнему, наделение элементов материального и объективного мира психологическими, духовными качествами.

[9] Степин В.С. Культура // Новейший философский словарь. – Минск, Интерпрессервис, 2001. С. 527.

[10] Толстой А.К. «Бывают дни, когда злой дух меня тревожит…» // Толстой А.К. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: АЛЬФА-

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.