Цель изучения темы: изучение базовых представлений о культуре, сложившихся в науке от Античности до Нового времени.
Задачи изучения темы:
изучить взгляды на культуру ученых и философов Древнего мира;
исследовать представления о культуре сложившиеся в Средние века, Новое время и эпоху Просвещения.
Теоретический материал
В данном разделе учебного пособия предельно кратко рассмотрим только самые основные концепции и теории культуры. Более подробно с историей развития культурологического знания и методов изучения можно познакомиться в работе С.Н. Иконниковой «История культурологических теорий» (СПб., 2005), а также в учебном пособии А.Л. Доброхотова и А.Т. Калинкина «Культурология в вопросах и ответах» (М., 2011), где, на наш взгляд, представлен наиболее полный обзор большинства культурологических подходов и идей.
Итак, ученые и мудрецы разных времен и народов всегда стремились понять сущность культуры, поэтому в настоящее время мы располагает богатейшим массивом знаний о культуре, об элементах, ее составляющих, в настоящее время существует множество культурологических теорий и концепций. Чтобы понять, что такое культура необходимо рассмотреть самые основные из них, понять их логику. При этом важно помнить, что сложность и многогранность такого явления как «культура» определила то, что любой исследователь, для того чтобы хоть как-то подступиться к этой проблеме, вынужден ограничить свои поисковые действия конкретной методологической и мировоззренческой позицией. Соответственно, любая культурологическая концепция или теория по-своему ограничена и «видит», и понимает предмет своего исследования только с определенной точки зрения, с удобного лишь для нее ракурса. Но как ни странно, практически все существующие теории и концепции культуры, столь отличные друг от друга, не противоречат друг другу, а, скорее дополняют друг друга, что намного уменьшает риск догматизма и односторонности и позволяет рассмотреть культуры, базируясь на принципах научного плюрализма.
Культура стала предметом исследования еще за долго до появления самой науки о культуре – культурологии, задолго до зарождения более-менее завершенных культурологических концепций. Поэтому культура изучали в контексте более общих проблем исследования – философии, истории, права и проч. Но именно в античности возникло одно из доминирующих до сих пор определений культуры: «культура – мир человека, отличающий его от мира природы». Так, еще Гомер и Гесиод видели это отличие в нравственности человека и моральных устоях общества. Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) в книге «Тускуланские беседы» также подчёркивал, что культура – это все созданное человеком, совокупность искусственных форм, принципиально отличных от природных форм. Впрочем, «культура» не противопоставлялась «натуре», т.е. природе, но воспринималась как естественное продолжение природного порядка, космоса. При этом культура понималась и как возделывание, обрабатывание земли, природных ресурсов, но и как возделывание человека, его воспитание, самовоспитание, совершенствование умственных и нравственных качеств и задатков.
То, что в Античности рассматривалось как вечный порядок космоса, гармония природы в Среднике века становится Божественным порядком, порядком установленным Богом. Культура, с одной стороны, понимается как нечто, что является составной частью мира человека, но с другой – это установления Бога. Поэтому истинной культурой признается все, что связано с религией и религиозным отношениями, то, что освящено, то, что укладывается в ее ценностную шкалу. Культура предстает как набор символов, содержащих в себе тайну божественного мира. Уже в средние века впервые появляется представления о культуре как о тексте, которые потом были развития в XIX – XX вв.
Античность, ее идеалы и ценности, ее представления о мире и человеке вновь были открыты в период Просвещения, когда религиозное сознание и мировоззрение перестали быть господствующими. Человек мыслится как Творец, равный по своим возможностям Богу. Творец культуры – это духовно свободный, гармонично развитый человек, который, опираясь на свой разум, строит свой мир, отличный как от природного, так и от божественного миров. В Новое время продолжается развиться идея, что культура – это результаты деятельности человека, но не просто человека, а человека воспитанного, образованного, просвещенного, противостоящего инстинктам и природной примитивности, культура есть особая самостоятельная сфера жизни человека. Такое понимание культуры стало складываться под влиянием мощнейшего прогресса, которые наблюдался в материальной и духовной жизни Европы. Это время промышленных переворотов, первой научной революции, Великих географических открытий.
Ученый, который один из первых стал рассматривать культуру с научной точки зрения бы Д. Вико (1668-1744).
Он впервые провел четкую грань между естественными науками, изучающими природу, физический мир, и гуманитарными, изучающими общество и духовную историю человечества. Вико определял, что, хотя культура каждого народа уникальна и самоценна, существуют общие законы и принципы развития культур, такие как, например: обычаи, религия, мораль, язык, классы, производство, разделение труда и проч. В качестве основы культуры любого народа, любой страны Вико полагал язык, в котором находит отражение мир человека и народа, особенности его характера и ментальности. Соответственно, сравнение языков есть основной метод изучения культур.
Представители эпохи Просвещения рассматривают культуру, прежде всего, как духовное развитие человека и общества, история культуры – это постепенно развитие человека, от эпохи варварства и невежества к просвещенному, культурному состоянию. В это время культурологические концепции распадаются на два крупных направления: натуралистические концепции, где культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (Ж.-Ж. Руссо, и И.Г. Гердер); и идеалистические концепции, в которых культура полагалась как эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания человечества (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) был основоположником географического детерминизма, поскольку считал, что в основе культурогенеза лежат географические факторы: климат, свойства местности, особенности почвы. Соответственно, неблагоприятные климатические факторы тормозят развитие культуры, делают ее примитивной и грубой, люди вынуждены все силы тратить на простое поддержание и воспроизводство жизни, прогресс отсутствует. Так живут все народы севера. Тормозят развитие культуры и слишком благоприятные географические условия, все, что нужно человеку дает природа, у него нет стимула для развития. Такова судьба многих культур и народов африканского континента. Развитию культуры способствует нечто среднее – умеренный климат, не очень суровый, но и требующие от человека труда и усердия, что соответствует многим странам центральной Европы. Ж.-Ж. Руссо довольно остро критиковал современное ему общество, в котором преобладал техницизм – господство техники и технологий над человеком и человеческими отношениями, что можно обозначить как переход от культуры к цивилизации. Французский философ высказывался за отход от основ цивилизации – техники и науки, предлагал вернуть к природе, к органичному существованию с ней, критиковал грубый рационализм и расчетливую просвещенность, когда даже искусство, призванное взращивать в человеке духовность, становится элементом материального производства, способом обогащения. По-другому понимал Ж.-Ж. Руссо и сущность культурного прогресса. Прогресс в культуре и производстве – это не количественный и качественный рост материального благосостояния, а это рост духовности, что достигается через воспитание.
И.Г. Гердер (1744-1803) – немецкий просветитель, занимаясь историей народов, создал довольно стройную концепцию развития культуры, которая есть определенная ступень исторического развития, обусловленная уровнем достижения науки, искусства и производственной сфер. Развитием культуры движут творческие силы человека, но они же и часто сокрушают ее, разыгравшимися страстями порождая кровопролитие и преступления. Но в конечном итоге, согласно Гердеру, человек должен прийти к совершенству, развить свой разум и стремление к гуманистическим идеалам и обрести счастье, что и есть основная цель и ценность культуры.
И. Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии считал, что основу культуры составляет мораль и практическая нравственность. Признак культуры – умение устанавливать границы между собственными устремлениями, индивидуальной свободой и социальными ограничениями. Культура – это когда к другому человеку относятся только как к цели, но никогда как к средству достижения цели. В итоге культура понимается как выполнение нравственного долга, путь из царства природной необходимости в царство нравственной свободы.
Г. Гегель (1770-1831) – немецкий философ-идеалист полагал, что всякая видимая материальная вещь, всякое природное явление, событие человеческой жизни, мысли, идеи человека – это форма, способ развертывания абсолютного мирового духа – основы всего существующего. Соответственно культура – это воплощение абсолютного духа в совокупности индивидуальных предметов и явлений, созданных человеком, это способ самопознания абсолютного духа. Процесс опредмечивания мирового духа в конечных вещах происходит посредством деятельности человеческого разума, посредством познания и самопознания следующих, соответственно, от религии через искусство и мораль, к науке и философии, последняя есть наивысшее воплощении абсолютного духа, завершившееся, по мнению самого Г.В.Ф. Гегеля, в его собственной философии
Немецкий романтизм, прежде всего в лице Ф. Шиллера (1759-1805), рассматривал культуру как индивидуальное развитие творческих сил человека, человека-творца, человека-художника. Искусство полагается наивысшим развитием культуры, способом раскрытия жизни и внутреннего мира человека. Высшие формы искусства примиряют физическую и нравственную природы человека, развивают моральные силы, чувство долга. Шиллер считал, что культура начинает свое развитие, основываясь на мифе, на мифопоэтическом, образном восприятии мира. Далее происходит дифференциация мировосприятия, что отрицательно сказывается на развитии культуры, поскольку при этом утрачивается схватывание мира в образах, его целостное восприятие. Соответственно, Шиллер делил культуру на два типа – наивную и сентиментальную.
Наивная культура – это культура единства природного и человеческого, человек существует в гармонии с природой с Космосом, постигая их посредством образов и символов. Человек в этой культуре реализует своею индивидуальность, он ближе к подлинной свободе, он не производит, он творит в подлинном смысле, поэтому наиболее подходящими формами воплощения такой культуры являются религия и искусство.
Сентиментальная культура – это культура несвободного рационального индивида, отчужденного от свободы, от себя, от природы и Космоса. Мир постигается посредством утилитарно настроенного рассудка – отсюда главенство науки и рациональной философии – такая культура есть выражение всеобщего, но не индивидуального.
Постепенно, в результате накопления знаний о культуре и человеке, в результате переориентации философии с изучения мира вообще на осмысление проблем человека, нелегких вопросов его существования, культурология выделяется отдельную науку, обогащается новыми концепциями и подходами к изучению культуры. Среди таковых следует выделить марксистскую концепцию культуры. К. Маркс (1818-1883) рассматривал происхождение и динамику культуры сквозь призму разработанного им учения об общественно-экономических формациях. Формация – это определённая ступень развития общества и экономики. Маркс выделяет 5 формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Отличия одной формации от другой определяется доминирующими производственными отношениями и соответствующими им формами собственности на средства производства, что в свою очередь определяет способ производства – базис развития общества. Надстройкой же является культура – совокупность произведённых благ, ценностей и отношений, соответствующих данной стадии общественного развития. По Марксу способ производства и экономические отношения вообще определяют развитие и содержание искусства, литературы, науки, философии, права, политики, отношений между людьми, их быт и культур общества в целом. Истинную человечность культура обретает только в пятой формации, при коммунизме. В рамках других формаций человек отчужден от культуры и самого себя, пребывает скорее в рабском состоянии, нежели в состоянии раскрытия своих потенциальных возможностей творческих сил.
Историю человеческого общества, как последовательность событий, распадающихся на несколько стадий развития, рассматривал и основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт (1798-1857). Он выделял теологическую стадию, метафизическую и научную (положительную). Теологическая стадия длиться от самой древности до XIV в. и характеризуется религиозным мировоззрением, рассматривающих динамику общества и культуры как результат детальности сверхъестественных сил. Метафизическая стадия продолжается с XIV по начало XIX в. и характеризуется философско-идеалистическим мировоззрением, полагающим в основу мира, общества и культуры различного рода абстрактные сущности – идеальный дух, идею, разум, абсолютное Я и т.п. С начала XIX в. начинает интенсивно развиваться наука, что позволяет изучать общество и природу, опираясь на истинные, то есть опытно-проверяемые основания. Идеи О. Конта были развиты французским философом-позитивистом И. Тэном (1828-1893). Этот ученый предлагал рассматривать культуру и ее элементы – культурные артефакты как результирующую динамики трех сил: расы (национальных особенностей народа), среды (природных условий и господствующего мировоззрения) и исторического момента – уникальной исторической ситуации.
Вопросы для самопроверки:
1. Что является основным признаком культуры, согласно ученым Античности и Нового времени?
2. Что объединяет культурологические концепции К. Маркса и О. Конта?
3. Как рассматривал культуру Ж.-Ж. Руссо?
4. Почему И. Кант полагал, что культура непосредственным образом связана с моралью и нравственностью?
5. В чем смысл высказывания: «Культура – это результат духовного развития человека и человечества»?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.
2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011.
Дополнительная литература:
1. Вико Д. Основания новой науки об общей природе вещей. М., 1994.
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 1992.
3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
4. Гулыга А. Гегель. М.,1970.
5. Гулыга А. Кант. М., 1981.
6. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.
7. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.
8. Кант И. Что такое просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.
9. Межуев В.М. Идея культуры. М., 2006.
10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
11. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человек // Шиллер Ф. Собр. Соч.: В 7 т. Т. 6. М., 1957.
Практические задания :
Прочтите лекции 1-5 из учебника Доброхотова А.Л. и Калинкина А.Т. Культурология в вопросах и ответах (М., 2011, Часть 1, стр. 5-8) и подготовьте доклад (5-7 мин.) по одной из следующих тем:
«Возникновение науки о культуре».
«Культурологические идеи XVIII в.».
«Культурологические идеи XIX в.».
«Развитие культурологии в XX в.».
Дата: 2019-07-30, просмотров: 253.