Тема 4. Структура (морфология) культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель изучения темы: формирование системы знаний и представлений о структурно-динамических аспектах культуры.

 

Задачи изучения темы:

• изучить совокупность элементов, из которых состоит культура, а также связи и взаимоотношения между ним;

• рассмотреть основные классификации культуры.

Теоретический материал

 

В данной теме рассмотрим структуру (от лат. structura – «строение», «внутреннее устройство чего-либо») или морфологию (от др. греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») и динамику (от греч. δύναμις — сила, мощь) культуры. Структура культуры – это совокупность элементов, из которых она состоит, а также связей отношений между ними. Динамика культуры – это совокупность ее изменений, включающих ее формирование, развитие, расцвет и упадок, а также факторы, обуславливающие эти изменения.

Структурной единицей культуры является артефакт (от лат. аrtefactumискусственно сделанное, рукотворное). Это любой предмет неприродного происхождения, т.е. сотворенный человеком, причем как материальный, так и нематериальный, например, поступок человека, или высказывание о том, что сегодня хорошая погода, тоже являются культурными артефактами, поскольку происходят от человека и наполнены определённым смыслом. В следующей теме мы подробнее остановимся на сущности артефактов, а сейчас определим, что совокупность артефактов, связанных друг с другом особыми смысловыми отношениями образуют культурные формы – устойчивые комплексы артефактов, наличествующие практически во всех культурах и во все времена. Например, культурными формами являются: приготовление и прием пищи, свадебный обряд, похороны, ношение одежды, взаимоотношение детей и родителей, младших и старших родственников и т.п. В разных культурах эти формы будет проваляться по-разному, но общие функции, а также глубинные смысловые связи внутри этих форм культуры практически идентичны, поэтому образуют узнаваемые способы существования человека, особые формы организации его жизнедеятельности.

В свою очередь, совокупность различных культурных форм образует культурные системы. Культура всякого народа – это культурная система, поскольку состоит из бесчисленных культурных форм, обуславливающих ее уникальность и функциональность. Например, практически любая более или менее развитая культура как система включает такие формы как: семья, воспитание и образование, политика, право, отношения к собственности, отношения к природе, к окружающим людям, формы экономической деятельности, литература, искусство, досуг, мораль и нравственность и т.п.

Наиболее простая и эффективная классификация культуры – это ее деление на материальную и духовную. Материальная культура – это все чувственно воспринимаемое, что создано человеком и человечеством. Таковым, например, являются: стол, мебель вообще, автомобиль, компьютер, дом, забор, фабрика, экономическая системы страны и т.п. Но все эти материальные объекты и системы объединяет не только эта материальность, но и то, что они обладают определённой полезностью, поскольку направлены на удовлетворение определенных потребностей человека. Но полезность вещи не всегда есть только некое ее утилитарное предназначение, сводящееся к материальному. Практически всякий объект чувственно воспринимаемой части культуры включает в себя нечто не материальное, а именно – смысл, значение и ценность. Так, для кого-то автомобиль просто средство передвижения, необходимая для более комфортного существования материальная вещь, а для другого – это не просто вещь, это как минимум «мой автомобиль, с которым связано множество событий моей жизни, он ценен для, т.к. это часть моей жизни, быть может, часть моего Я». Такое положение дел очень хорошо отражает поговорка: «что моё – то золото!». Или, например, книга – это обычные материальный предмет, но его предназначение, конечно, если это действительно хорошая книга, - воплощать в себе духовность, т.е. духовную культуру, знания, смыслы, ценности, значения и в целом жизнь человека. Эти примеры демонстрирую нам, что разделение культуры на материальную и духовную в определенном смысле условно, но именно объединение материального и духовного – это ключевая, жизненно важная функция культуры, необходимая для выживания человека и человечества. Исходя из этого, можно определить, что большинство элементов материальной культуры наряду с утилитарной функцией, несут в себе и функцию символа – объекта, презентующего скрытые смыслы и значения, связующие данный артефакт со множеством других, а также с другими формами культуры или даже с культурными системами.

Теперь очевидно, что духовная культура – это нечто, чувственно не воспринимаемое, но воспринимаемое или посредством интеллекта, практического разума, или же духовно, посредством «вчувсвования» в смыслы, с помощью некоего «внутреннего ока». К духовной культуре относятся: знания, ценности, идеалы, смыслы, значения, символические образы и представления и в целом вся духовная деятельность, связанная с производством духовных продуктов. Духовная культура в обществе обычно представлена нравственностью, религией, искусством, философией, наукой, тогда как материальная культура получает свое воплощение в материально-производственной сфере.

Другим вариантом классификации культуры является ее подразделение на мировую культуру и на этнические, и национальные культуры.

Соответственно, мировая культура – это совокупность взаимосвязанных материальных и духовных достижений культур разных народов. В мировой культуре выделяют доминирующие этические и региональные культуры. Так, в настоящее время можно выделить такие крупнейшие составляющие мировой культуры, как европейская, американская этнические культуры, конгломерат этнических культур стран Востока (или культуры мусульманских стран), этнические культуры народов, проживающих на территории России и стран СНГ, культуры восточных народов, где преобладает буддизм и его разновидности.

Этническая культура – это совокупность материальных и духовных продуктов и ценностей, созданным народом или группой народов, проживающих на одной территории и объеденных чувством этнической сопричастности, общностью традиций, языка и менталитета. Элементом, определяющим уникальность и своеобразие всякой этнической культуры, является система ценностей, разделяемых представителями этноса или родственных этносов. Ценности определяют нормы поведения и отношения в обществе, мировоззрение, мышление, формы восприятия и чувствования людей. Так, поведение и картина мира японца или китайца, будут очень сильно отличаться от поведения и картины мира европейца.

Национальная культура. Нация отличается от этноса наличием общей территории, экономического и лингвистического единства, государства и политического единства. Другими словами, нация чаще всего – это совокупность разных народов, являющихся гражданами единого государства. Отсюда, национальная культура – это конгломерат этнических культур, но представляющих собой некой уникальное единство.

Выделяют также народную, профессиональную, обыденную и специализированную культуры, а также культуру повседневности.

Народная культура – это совокупность культурных комплексов, наиболее близко расположенных к глубинным слоям менталитета народа. Сущность данного высказывания можно понять, обратив внимание на своеобразие любой национальной одежды, быта, языка обыденной жизни представителей этноса. Народная культура анонимна, консервативна, близка к природе, часто находит свое выражение в сказках, мифах, пословицах, поговорках, в стереотипах повседневного поведения. Народный менталитет хорошо выражает, например, самоописание одного человека, который говорит: «Я русский, потому что люблю широту полей, русские народные песни, историю русского народа, люблю Пушкина, Толстого, Достоевского, баню и верховую езду, часто надеюсь на авось или на Бога и хочу жить в просторной деревенской избе!». Вполне понятно, что данное высказывание отражает микроскопическую долю народной культуры и присущего ей менталитета, тем не менее, оно выражает их основы внутреннее единство посредством универсальных культурных символов, образов, ценностей и представлений.

Профессиональная культура – это культура, создаваемая профессиональными общностями людей, занятых в определенной сфере деятельности.

Обыденная культура – культура повседневной практической жизни человека, это часть повседневной реальности, связанная с обеспечением жизни человека, его основных потребностей. Например, подростки, приводящие вечера на скамейке за болтовней и игрой на гитаре, или старушки, ежедневно обсуждающие в очередях последние новости о ценах на ЖКХ – тем самым удовлетворяют потребность в общении, а значит, вокруг этого складывается целая совокупность смыслов и стереотипов поведения. Формы обыденной культуры не специализированы и не институализированы, т.е. не возведены в официальный ранг.

Специализированная культура – это культура институализированная, связанная с образованием и обучением в определённой сфере. Например, если болтающие ни о чем на скамейке подростки, вдруг начнут дискутировать по вопросу о влиянии идей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на русскую литературу и философию, то мы можем говорить о том, что из формы обыденной культуры они перешли в форму специализированной культуры. Такой переход вывел их за рамки обыденности, за рамки узких межличностных отношений, потребовал от них актуализации определенных знаний, логики мышления, свел с целыми пластами высококультурной жизни.

Способы реализации и воплощения обыденного и специализированного аспектов культуры можно подразделить на четыре основных блока.

Культура социальной организации и регуляции, которая включает в себя хозяйственную (экономическую), политическую и правовую культуры общества. Культура познания и рефлексии, включающая философскую, научную, религиозную и художественную (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, театр, кино, цирк и т.п.) культуры. Культура социальной коммуникации – совокупность социальных и специализированных способов обмена информацией. Культура физической и психической репродукции, включающая культуру физического развития, культуру поддержания и восстановления здоровья, культуру воссоздания энергобаланса человека, культуру отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.

Важным представляется деление культуры на массовую (популярную) и элитарную.

Массовая или популярная культура – это культура большинства, культура многих, это совокупность тех способов и стереотипов существования и жизнедеятельности, в рамках которых проходит жизнь среднестатистического человека. Этот виду культуры можно встретить, не выходя из дома. Достаточно включить телевизор или понаблюдать за собой в обычное время в обычных ситуациях. Обыденная культура – это культура стереотипов, усредненного мышления, заниженной рефлексии, унификации, тривиальности и массовости. В большинстве случаев, массовая культура – это культура потребления, но не творчества, она легко доступна. Основная ее функция – развлечение, избавление от скуки, удовлетворение чувственных потребностей, компенсация различных негативных проявлений жизни, нужды в чем-либо. С другой стороны, нельзя говорить о массовой культуре как только о чем-то сугубо негативном. Такова она лишь на самых примитивных и низких уровнях. «Хлеба и зрелищ!» - вот лозунг такого уровня. На более высоких уровнях массовая культура соприкасается и с высшими формами культуры и даже выражает их. Например, экранизация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005) под руководством режиссёра и автора сценария В. Бортко в целом была направлена на массового потребителя, усредненного и не хватающего с неба звезд обывателя. Но именно через эту массовость, а также посредством превосходной игры актеров широкому кругу зрителей стало доступно это бессмертное творение великого писателя, и хочется надеяться, что многих из нас эта кинокартина хоть на какое-то время вывела за рамки усредненности и обыденности.

Элитарная культура – культура привилегированных групп общества, культура меньшинства, в некоторых случаях культура одиночек. Обычно именно в этом пласте культуры появляется нечто новое, рождаются художественные шедевры, научные открытия, новые религиозные и философские концепции, именно здесь получает наибольшее развитие духовность человека. В рамках этого вида культуры главенствуют особые ценности, нормы поведение, мышления и восприятия, преобладает индивидуальность и уникальность, в противовес инфицированности и массовости популярной культуры. Естественно, не все элитарные группы относятся к элитарной культуре, а только те, что ориентированы на поистине настоящую духовность, которые не погрязли в псевдо духовности и псевдо ценностях, не ориентированы на еще большее приращение власти и денег. Но таких элит все меньше и это – характерная черта большинства современных обществ, когда, что для тех, кто внизу, что для тех, кто на верху – мамона становится единственным Богом.

В данном курсе очень важно рассмотреть феномены контркультуры и субкультуры. Контркультура – это культура, стоящая в оппозиции к общепринятым образам, смыслам, значениям и культурным ценностям. Таковы, например, культуры хиппи, панков, битников, рокеров (байкеров), скинхедов, отчасти таковой является культура футбольных фанатов. Такие культуры часто выражают циркулирующие в обществе дух бунтарства, недовольства существующим положением дел в обществе, общепринятыми ценностями и идеалами. Контркультура – это реакция на противоречия, развивающиеся в господствующей культуре, на ее кризисное состояние, контркультура, если она не превращается в антикультуру, способствует привнесению в общество новых веяний, на фоне себя самой позволяет пересмотреть многое в господствующих порядках и представления.

Субкультура – это органическая составляющая всякой целостной национальной или этнической культуры, но обладающая определенной автономностью, отличительными четами, местной спецификой. Субкультуры формируются на основе этнографических, конфессиональных, профессиональных, сословных признаков и отличаются от доминирующей культуры особым языком, образом поведения, обычаями. К субкультуре можно отнести сельскую и городскую культуры, культуру молодежи, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и проч. В отличие от контркультур, субкультуры не противопоставляют себя доминирующей культуре, не стремятся переделать существующий мир иной культуры, подорвать его устои, хотя, при наличии определенных условий, некоторые субкультуры могут превращаться в контркультуры.

Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается «субкультурный» характер молодеж­ной культуры. Под молодежной субкультурой стоит понимать культуру, создаваемую молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рас­считанную на ее массовое потребление.

Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в США в 20-30 е гг. XXв. В научном же обиходе понятие «субкультуры» стало широко применяться с 1950-х гг. благодаря исследованиям американского социолога Дэвида Рисмена. Данный термин использовался для обозначения молодежных объединений, предпочитающих ценности и стиль жизни меньшинства, отвергаемые большинством. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодёжи», отсюда появилось слово «неформалы».

Появление феномена молодежной субкультуры по времени совпало с началом перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму и «информационному обществу», основными чертами которого являются прерывность, изменчивость, плюрализм, неопределённость, фрагментарность. Эти черты характерны как для постмодернистского мировосприятия, так и для молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура является своеобразной формой адаптации к нормам, образу жизни общества, попыткой внесения изменений в старую систему ценностей, а иногда и создания новой системы ценностей общества. Таким образом, молодежная субкультура носит инновационный характер.

Молодежная субкультура является переходной стадией становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации молодого человека к миру «взрослых». Однако, с одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов, среди которых основными являются следующие: социально-экономические причины; различия между поколениями и проблема «отцов и детей»; особенности возрастной психологии молодежи; стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

Отличительными чертами молодежных субкультур очень часто являются характерные «стили». Можно выделить три основных элемента стиля: образ (элементы костюма, прическа, украшения); манера поведения (экспрессия, мимика, по­ходка) и слэнг (специфический словарь и его использование).

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три основных направления. Во-первых это различные асоциальные молодежные объединения, которые стоят в стороне от социальных проблем и не представляют угрозу обществу (панки, рокеры, мажоры). Во-вторых, это антисоциальные объединения, чей протест может принимать социально опасные, агрессивные формы (движение скинхедов). В-третьих, существуют различные просоциальные объединения, которые приносят пользу обществу; члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, заботятся об инвалидах и престарелых людях и т.д. (движение «зеленых»).

С 1960-х гг. XX в. понятие молодежной субкультуры все больше начинают связывать с понятием «контркультура». Однако эти два различных типа культуры могут в определенных случаях и не иметь ничего общего, иногда же они пересекаются или даже сливаются в одно целое, создавая некий «симбиоз».

Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. XX в. во время роста массового молодежного движения на Западе. Это было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии - все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.

На молодежную контркультуру на Западе в этот период повлияли идеи анархизма и нигилизма, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.

Иногда понятия контркультура и молодежная культура используют как синонимы, но контркультура объединяет людей по мировоззренческому признаку, а молодежная культура - по возрастному. Контркультура не является в полном смысле молодежной, но в XX в. она развивается в первую очередь в рамках молодежной культуры. Поэтому мы можем выделить в молодежной культуре особый пласт - молодежную контркультуру, принимая во внимание, что только молодежью контркультура не ограничивается и по своей сути охватывает и другие слои населения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что отличает элитарную культуру от массовой культуры?

2. Посредством чего осуществляется переход от повседневной культуры к культуре специализированной?

3. Что лежит в основе народной культуры?

4. Почему очень сложно провести четкую грань между материальными и духовными элементами культуры?

5. Какими основными факторами можно объяснить появление молодежной субкультуры?

6. Какие элементы стиля входят в молодежную субкультуру?

7. Как между собой соотносятся понятия контркультуры и молодежной субкультуры?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.

2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011.

 

Дополнительная литература:

1. Вавилина Н.Д. Социальный мир молодежи. - Новосибирск, 1999.

2. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь современной молодежи / Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская. – М., 1980.

3. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.

4. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

5. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.

6. Кант И. Что такое просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

7. Контркультура и социальные трансформации / Отв. ред. Рачков В.П. – М., 1990.

8. Межуев В.М. Идея культуры. М., 2006.

9. Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург, 2001.

10. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.

11. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути.– СПб., 2004

12. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М., 2004.

 

Практические задания :

 

Задание 1.

Прочитайте текст:

Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. Массовая культура зародилась почти столетие назад. С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. Однако ее продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Согласны ли вы с мнением автора? Напишите по этому поводу эссе и изложите свою позицию.

Задание 2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему: «Культура как социальное явление». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализованы в подпунктах.

 

Задание 3.

Выпишите из различных источников (словарей, энциклопедий, научной и учебной литературы) понятия «субкультура»/ «молодежная субкультура» Какое из рассмотренных вами понятий наиболее точно дает определение? Аргументируйте свою позицию.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 228.