Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У школьников, не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В 1 дополнительном классе
№ п/п | Раздел | Примерные темы занятий | Примерное содержание занятий |
1 четверть | |||
1 | Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения (16 часов). | Уточнение общих представлений о звуко-буквенном составе русского языка (2 ч). Лексическая тема «Как ты познаешь мир». Гласные и согласные звуки родного языка, их роль в составе слов. Звуковой анализ и синтез. Соотнесение звуков с буквами. Лексическая тема «Наш класс. Наша школа». Печатные и рукописные буквы(2 ч). Заглавные и строчные буквы (2 ч). Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены». Дифференциация букв, сходных по начертанию (2 ч). Слоговой анализ и синтез слов. Ударные и безударные слоги Лексическая тема «Осень». | Диагностическое занятие. Задания на: опознание звуков родного языка с опорой на прослушивание (губы логопеда закрыты экраном); опознание звука по видимой артикуляции и другим зрительно воспринимаемым опорам при беззвучном артикулировании (например, звуков [Ш], [С], [Ж], [Б], [П], [А], [О], [У]); различение гласных и согласных звуков: поднять сигнал-обозначение, если услышите гласный (или согласный) звук, звонкий или глухой, твердый или мягкий звук. Задания на узнавание и называние букв алфавита по инструкции: Поднимите букву, которую я назову. Назовите букву, которую я покажу. Уточнение различий в понятиях ЗВУК-БУКВА. Уточнение органов чувств: рука, язык, ухо, нос. Обогащение словаря антонимами («большой – маленький, Холодно – тепло, тяжелый-легкий») Построение диалогов в ответах на вопросы. Упражнения на уточнение и закрепление представлений о звучании и артикуляции гласных и согласных звуков и о соответствующих им буквах. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. Задания на фонематический анализ (подбор слов на заданный звук; определение места заданного звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности). Упражнения в опознании букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Уточнение предметного и глагольного словаря. Названия и назначения предметов, правила поведения в классе и в школе. Построение связного высказывания. Диагностическое задание: выбор печатных букв по заданию (из разрезной азбуки); запись рукописного варианта задаваемых букв. Определение роли букв в составе слов (обозначение соответствующего звука, обозначение мягкости согласного звука на письме). Задания на уточнение кинетико-кинестетических и зрительно-пространственных представлений образов печатных и рукописных букв. Упражнения на анализ и соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Сравнение образов строчных и заглавных букв. Уточнение функций заглавных букв. Анализ графических образов строчных и заглавных букв. Составление, прочтение и запись слов-имен собственных. Составление, запись и прочтение предложений. Закрепление представления о заглавной букве в начале предложения и заглавной букве в начале написания имен, кличек животных, названий городов и т.д. Уточнение знаний о правилах оформления предложений с опорой на анализ данных для прочтения (на доске или на наборном полотне) текстов из 2-3 предложений. Упражнения на закрепление умений поиска отдельных букв (строчных, заглавных, рукописных, печатных) из ряда предлагаемых по заданию. Задания на опознание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на друга). Опознание правильно и зеркально изображенных печатных и рукописных букв. Задания на дифференциацию букв, сходных по начертанию, количеству и пространственному расположению элементов (с опорой на тактильно-кинестетический анализ, на образные ассоциации и т.д.). Упражнения на уточнение и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав слогов. Составление графических схем звуко-слогового состава слов. Конструирование (путем использования букв разрезной азбуки) слогов из данных букв, слов – из данных слогов разной сложности (открытых, закрытых, прямых, обратных, со стечением согласных) с последующим прочтением и записью. Составление распространенных предложений при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи. Обогащение глагольного словаря (просыпаться, делать зарядку, завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, учиться, и т.д.). Упражнения в определении ударных слогов в словах. Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. Упражнения в воспроизведении слого-ритмической структуры слов с опорой на графические схемы. Составление и последующее прочтение слов с голосовым выделением ударного слога. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного слога (слова типа «зАмок- замОк»). Беседа о признаках осени. Подбор слов-определений к словам-предметам (уточнение навыков грамматического согласования слов и профилактика аграмматизма на письме и при чтении). Анализ значений слов с переносным смыслом (золотая осень, хрустальный лед и т.п.). Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по теме с последующим чтением и записью. Составление коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы. Уточнение представлений о признаках осени в живой и неживой природе. Обогащение словаря названиями предметов и явлений: календарь, погода, урожай, дни недели, осенние месяцы, а также глагольной лексикой: дуть, светить, желтеть, опадать, собирать. Аудирование текстов и стихов. Составление рассказа-описания с опорой на план. |
2 четверть | |||
2 | Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (14 ч). | Дифференциация звонких и глухих звуков. (2 ч) Обозначение звонких и глухих звуков на письме (дифференциация соответствующих букв). (2 ч.) Лексическая тема «Наш город. Наше село». Дифференциация твердых и мягких звуков. (2 ч) Способы обозначения мягкости на письме. (2 ч.) Дифференциация А–Я, У–Ю, О–Ё, Ы–И, Э–Е(2 ч.) Мягкий знак. (2 ч.) Лексическая тема «Зима». | Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации звонких-глухих звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схему состояния голосовых связок при произношении звонких-глухих и т.д.). Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по звонкости-глухости звуки. Придумывание слов с глухими и звонкими звуками. Соотнесение звонких и глухих звуков с соответствующими буквами. Составление слогов и слов с звонкими и глухими звуками с последующим прочтением и записью. Письмо под диктовку слов простого звуко-слогового состава, содержащих звонкие и глухие звуки. Упражнения со словами-паронимами (типа «дом-том, Толя-доля») – анализ изменения значений слов при включении звонкого или глухого звука; составление слов из букв разрезной азбуки; составление с этими словами предложений; запись пар таких слов и составленных с ними предложений. Уточнение представлений по теме. Составление рассказов по карте местности. Учить отвечать на поставленные вопросы. Разыгрывание диалогов. Пересказы. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков. Применение вспомогательных приемов для дифференциации твердых и мягких звуков (опора на тактильно-кинестетические ощущения, на схемы артикуляционных укладов). Упражнения в фонематическом анализе слов, включающих парные и непарные по твердости-мягкости звуки. Придумывание слов с твердыми и мягкими звуками. Чтение слов, включающих мягкие звуки. Анализ различий в буквенном составе слов, различающихся твердыми и мягкими звуками. Уточнение представлений о буквах, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласного [И] и соответствующей ему буквы для обозначения мягкости предыдущего согласного. Сопоставление произношения соответствующих слогов, слов (Мила – мыла и т.п.). Составление слогов и слов с мягкими и твердыми звуками с применением графических схем и букв разрезной азбуки. Последующая запись слов. Упражнения в чтении слов, включающих открытые слоги с буквами А–Я, У–Ю, О–Ё, Ы–И, Э–Е. Упражнения в произношении слов, заканчивающихся на мягкий согласный звук. Составление графических схем звуко-слогового состава таких слов. Чтение таких слов. Определение роли буквы Ь для обозначения мягкости согласного звука на письме. Составление аналогичных по структуре слов из букв разрезной азбуки с последующей записью. Уточнение представлений по теме. Дифференциация С–З, С–Ш. Скороговорки. Свободное высказывание с опорой на личные впечатления. |
3 четверть | |||
3 | Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (10 ч.) | Значения слов разных грамматических категорий (4 ч.) Лексическая тема «Моя семья. Мой дом». Место и роль слов, обозначающих названия предметов, в предложениях и текстах. (2 ч.) Место и роль слов, обозначающих названия действий и признаков, в предложениях и текстах Место и роль слов-синонимов, антонимов, обобщений в предложениях и текстах. (2 ч.) | Диагностическое занятие. Задания на актуализацию знаний о словах-названиях предметов (выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам, например, «Класс», «Магазин игрушек», «Кабинет врача», «Парикмахерская» и т.д.). Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия; на подбор слов, обозначающих признаки, к данным словам - предметам. Уточнение временных представлений. Знания учащегося о себе: имя, полное имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес. Составление рассказов о себе и о своей семье. Слова-названия предметов и их место в предложении. Конструирование предложений с заданными словами, обозначающими различные предметы (с опорой на картинки). Различия в структуре и смысле предложения и текста в зависимости от значения заданного слова (например, ручка как принадлежность для письма и ручка ребенка). Обогащение заданных и прочитанных предложений другими словами, обозначающими предметы (например, «На столе лежат книги, ….»). Упражнения на выбор слов, обозначающих действия какого-либо предмета и его признаки. Упражнения в составлении из букв и слогов разрезной азбуки слов, словосочетаний, предложений по теме с последующим чтением и записью. Составление коротких рассказов с опорой на картину и опорные слова и словосочетания, данные в нужном порядке для раскрытия темы. Беседа в форме полилога на лексическую тему. Уточнение правил участия в беседе. Упражнения на подбор слов с одинаковым значением и составление с ними предложений (по образцу). Задания на уточнение представлений о словах с противоположным значением. Составление с ними словосочетаний, предложений. Анализ значений слов-обобщений на материале прослушанных текстов. Упражнения на включение обобщающих слов в предложения и связные высказывания. |
4 | Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении. (10 ч.) | Предложение, его структура и основные признаки. (3 ч.) Словосочетание в составе предложения(3 ч.) Лексическая тема «День 8 Марта». Словоизменение (3 ч.) | Упражнения в прослушивании и чтении предложений. Уточнение представлений о смысловой завершенности предложения. Анализ словесного состава предложений. Составление предложений с использованием опорных слов и на основе графических схем. Чтение предложений. Определение интонационных характеристик разных предложений (вопросительных, восклицательных). Конструирование простых по составу предложений из слов, напечатанных на карточках. Последующая запись предложений. Уточнение правил оформления предложения при записи (заглавная буква, точка в конце предложения, вопросительный или восклицательный знаки). Актуализация слов по теме. Высказывания о праздновании дня 8 Марта в семье. Моделирование ситуации «Поздравления с праздником 8 марта». Составление текста – поздравления с днем 8 марта и его запись на доске. Выполнение произвольного рисунка, посвященного этому празднику (для развития мелкой моторики, уточнения зрительно-пространственных представлений, ориентировки на листе). Уточнение знаний формул речевого этикета – переписывание с доски текста поздравления с обращением к конкретному человеку (маме, бабушке, сестре, тете и т.д.) под заготовленным рисунком. Упражнения на выделение словосочетаний в составе предложения (слово-предмет + слово-признак; слово-действие + слово признак). Составление словосочетаний с опорой на картинки. Включение в словосочетания слов разных значений – синонимов, антонимов, обобщающих слов. Сравнение правильно и неверно составленных словосочетаний (с опорой на картинки). Влияние ошибок в составлении словосочетаний на их смысл. Чтение и запись словосочетаний. Упражнения на включение словосочетаний в состав предложения (с опорой на графические схемы). Составление словосочетаний и предложений с использованием новых слов на заданную тему. Чтение рассказов. Послетекстовые упражнения, пересказ. |
4 четверть | |||
4 | Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении. (6 ч.) | Словоизменение (2 ч.) Словообразование (3 ч.) Закрепление материала раздела на основе темы «Мои друзья». | Упражнения на сопоставление разных форм слова в структуре высказываний (единственного и множественного числа, мужского и женского рода, разных падежных форм). Задания на анализ форм слов в словосочетании. Включение одного и того же слова в разных его формах в словосочетания и предложения. Чтение предложений и текстов с последующим анализом изменений форм одного и того же слова в разных предложениях текста. Запись слов в разных формах (изолированно, в словосочетаниях и предложениях). Упражнения на уточнение и автоматизацию навыков образования новых слов различными способами (суффиксальным и префиксальным). Анализ значений образованных слов. Включение вновь образованных слов в различные языковые единицы – словосочетания, предложения, тексты (с опорой на картинки). Анализ звуко-слогового и буквенного состава образованных слов, сопоставление с исходными словами. Чтение и письмо цепочек слов (нос–носик; дом–домик; стол-столик и т.д.). Уточнение значения слова ДРУЗЬЯ. Свободные высказывания обучающихся о своих друзьях. Работа по составлению связного рассказа о друзьях. Задание на подбор слов для составления предложений о своем друге (слова-названия предметов, слова-признаки, слова-действия). Составление разных вариантов рассказа о друзьях: описание друга (друзей); рассказ о каком-либо событии с участием друга (друзей). Уточнение навыков правильного выбора форм слов при составлении предложений в составе рассказов. |
Связная речь и профилактика смысловых ошибок при чтении и письме. (10 часов) | Уточнение представлений о тексте как развернутом рассказе на какую-либо тему «Весна» (2 часа). Смысловые характеристики текста и его состав. (3 часа) Диалогическая речь и развитие коммуникативной активности (5 часов) | Диагностическое занятие. Слушание текста. Анализ его содержания путем ответов на вопросы и посредством опоры на соответствующую сюжетную картину. Определение главной мысли в тексте. Придумывание названия текста. Упражнения в прослушивании текстов, формулировании собственных высказываний о событиях, описанных в тексте (опора на содержание вопросов логопеда, на иллюстрации к тексту), воспроизведение последовательности текста путем выкладывания в нужном порядке опорной серии сюжетных картинок. Упражнения в выделении из текста отдельных предложений и анализ смысловой связи между ними. Чтение несложных текстов с последующим анализом смысла. Конструирование текста из данных вразброс предложений на основе анализа содержания каждого из них. Придумывание названий текстов. Анализ связи названия текста с его содержанием. Моделирование коммуникативной ситуации, например, просмотр мультфильма и последующий обмен впечатлениями в форме полилога. Уточнение правил ведения беседы: ориентирование на тему разговора, внимательное прослушивание собеседника, ответ на его вопрос, высказывание своего мнения, сообщение собственной информации по обсуждаемой теме, соблюдение очередности в высказываниях, применение формул речевого этикета. Прослушивание текстов рассказов или сказок, содержащих диалоги персонажей. Моделирование диалогов на разные темы (например, разговор по телефону с мамой, с другом; беседа о прошедшем выходном дне и т.п.). |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие ОСНОВНЫЕ методические разработки и пособия:
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Грибова, О.Е.. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова, О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Дополнительная литература
Бабкина, Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина, Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1-2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н. Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение, 2014.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 283.