Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения.

Как указывалось ранее, в 1 дополнительный класс придут дети с различным уровнем речевой подготовки некоторых школьников.

Речевые недостатки могли быть частично скомпенсированы за период обучения в 1 классе по варианту 7.2. Однако, речевые трудности детей, обучавшихся по общей программе, могли только усугубиться, что определяет важность продуманной и разносторонней логопедической коррекции.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции.

Профилактика и своевременная коррекция нарушений чтения и письма потенциально способствует общему повышению учебной успешности. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) на коррекционных логопедических занятиях позволит младшим школьникам с ЗПР усвоить программный материал по русскому языку. Все задания на развитие лексики и грамматического строя речи, которые использует логопед на коррекционных занятиях в работе с младшими школьниками с ЗПР, способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекции недостатков произвольной памяти, внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснения значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, формируются предпосылки логического (понятийного) мышления.

Обучение умениям монологического высказывания способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».

При усвоении программного материала по учебному курсу «Логопедические занятия» обучающиеся приобретают умения ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проделанном и давать ему оценку, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.

Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции. При реализации данного курса учителю-логопеду рекомендуется выполнять следующие общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.

Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.

Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).

Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).

Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)[45].

Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).

- Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).

- Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.

- Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.

- Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.

Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить задание правильно.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2., нуждаются также в том, чтобы на занятиях логопед:

- просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;

- понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву в слове» – «Получится другое слово» и т.п.;

- постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.

В качестве наглядного материала нужно использовать рисунки с четкими контурами, яркие, контрастные, реалистичные. В начале обучения на карточке, которую рассматривает учащийся, не должно быть более двух объектов (два предметных рисунка, две буквы), их количество надо увеличивать постепенно (до пяти к концу первого года обучения).

Общеразвивающая функция логопедических занятий в 1 дополнительном классе заключается в том, что логопед:

- поясняет значение слов, не только абстрактного, но и конкретного характера, поскольку обучающиеся с ЗПР могут понимать их неверно (орлица орала);

- обучает приемам самоорганизации, в том числе в ходе выполнения заданий на самостоятельное письмо (слушаем, а потом пишем);

- реализует принцип пошаговости: разделим слово на слоги, продиктуем первый слог, запишем, теперь второй слог и т.п.;

- учит приемам опосредованного запоминания, например, создавая схематические символические изображения для воспроизведения текста.

Эффективность логопедических занятий может быть достигнута только при соблюдении принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие логопеда с учителем, психологом, выполняются рекомендации врача-невролога.

Педагог-психолог ставит учителя-логопеда в известность о том, какого уровня сформированности системы произвольной регуляции познавательной деятельности достиг каждый ребенок. В большинстве случаев первоклассники, получившие рекомендацию варианта 7.2. нуждаются в разнообразной помощи. При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом осуществляется постоянно. Его сущность заключается с одной стороны, в обеспечении единства подхода к конкретному ребенку, что зависит от общего уровня сформированности его познавательной деятельности и системы произвольной регуляции (от этого зависит сложность заданий, мера помощи и внешнего контроля). С другой стороны, следует избегать неоправданного дублирования конкретных видов работы, поскольку в этом случае дети с ЗПР часто усваивают способ решения определенных заданий, теряя к ним интерес, но не могут использовать указанный способ как средство для дальнейшего развития (например, зная обобщающие названия, не способны самостоятельно решить задачу, где надо их применить).

Первоочередное значение имеет взаимодействие логопеда с учителем. Учитель, реализуя программный материал по русскому языку и чтению, осуществляет индивидуальный подход с учетом рекомендаций логопеда, дифференцирует для обучающихся с трудностями письма и чтения объём работы на уроке и требования к оценке письменных работ.

Основной целью логопеда в работе с родителями является формирование у них позитивного взгляда на ребёнка. Родители помогают детям осознать значимость логопедических занятий. Особенно тесный контакт с родителями необходим при исправлении недостатков звукопроизношения. 

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов образования.

При планировании конкретного занятия учитель-логопед обязательно должен ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и другие индивидуально-типологические особенности. Необходимо также фиксировать любые позитивные и негативные аспекты в индивидуальной карте речевого развития.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на курсы коррекционно-развивающей области (КРО), а 6 ч на проведение коррекционно-развивающих занятий.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР определяет образовательная организация.

Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66 часа (2 часа групповых занятий, 33 учебных недели). По решению образовательной организации курсы коррекционно-развивающей области, проводимые в групповом формате, могут включаться в расписание занятий.

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом, так же как и педагогом-психологом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику, поскольку состояние речевого развития ребенка является относительно стабильным показателем, тогда как психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда может быть правильно оценено.

Рабочая программа, разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в образовательной организации ежегодно и содержит только необходимые элементы[46].

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах: 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 207.