Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является значимым нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы, обоснованным спецификой речевого развития обучающихся.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

В 1 дополнительном классе могут оказаться школьники с разной степенью выраженности речевой патологии. Поэтому содержание, форма организации логопедических занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные) будут определяться спецификой конкретного класса и зависеть от возможностей Образовательной организации.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

Логопедические занятия в 1 дополнительном, также как и в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в ПрАООП разделами.

В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в подгруппах и группах.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих занятиях учащиеся должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний своих сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить отражение в планировании каждого занятия.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.

Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.

В логопедическом обследовании детей, пришедших в 1 подготовительный класс из общеобразовательной школы, оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 224.