Коррекционно-развивающие упражнения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).

Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).

Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Упражнения на развитие двигательных умений и навыков.

Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.).

Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на полу.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий

1 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.) Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены. Общеразвивающие упражнения. Коррекционно-развивающие игры.
Физическое совершенствование. Гимнастика. (12 ч.)   Построение в шеренгу и в колонну.   Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу.   Упражнения без предметов и с предметами.   Прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами.   Прыжки со скакалкой.   Передвижение по гимнастической стенке.   Подлезание и перелезание под препятствия.   Пролезание в тоннель. Поднимание и переноска грузов. Простейшие виды построений. Выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя. Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики: на развитие координации и силовых способностей. Комплексы физических упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Подвижные игры на материале гимнастики. Игры с бегом и прыжками. Подвижные игры разных народов. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков, правильного дыхания в различных И.П., имитирующие ходьбу, бег животных. Выполнение команд.
Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика.  ( 8 ч.)   Ходьба парами.   Ходьба в чередовании с бегом.   Беговые упражнения с высоким подниманием бедра.   Прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением.   Броски большого мяча на дальность разными способами. Метание с места в горизонтальную цель. Общеразвивающие упражнения на материале лёгкой атлетики: на развитие координации и быстроты. Гимнастика для глаз. Подвижные игры на материале легкой атлетики. Игры с бегом и прыжками. Игры с мячом. Коррекционно-развивающие упражнения: на дыхание, на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия, на развитие точности и координации движений, на развитие двигательных умений и навыков. Выполнение команд.
Подвижные игры и элементы спортивных игр. Пионербол. (2 ч.) Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу.   Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие общей и мелкой моторики, броски, ловля, метание мяча и передача предметов. Игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища. Игры с мячом.
Способы физкультурной деятельности.  (1 ч.)     Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

2 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.) Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Общеразвивающие упражнения. Коррекционно-развивающие игры.
Физическое совершенствование. Гимнастика. (8 ч.)  Построение в шеренгу и в колонну.   Ходьба и бег в различном темпе.   Передвижение по наклонной гимнастической скамейке.   Передвижение по гимнастической стенке.   Выполнение простейших строевых команд. Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. Игры с бегом и прыжками. Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики: на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев, на развитие гибкости, координации и силовых способностей. Подвижные игры на материале гимнастики. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков, правильного дыхания в различных И.П., на коррекцию и формирование правильной осанки. Выполнение команд.
Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика. (9 ч.) Ходьба по кругу парами.   Беговые упражнения с изменением направления движения.   Прыжки в длину и высоту.   Спрыгивание и запрыгивание. Прыжки через предметы.   Передача мяча по кругу.   Метание с места в вертикальную цель.   Ходьба парами. Прыжковые упражнения. Метание мяча. Упражнения на координацию, выносливость и быстроту. Комплексы физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения на материале лёгкой атлетики: на развитие силовых способностей, выносливости, быстроты. Подвижные игры на материале легкой атлетики. Игры с мячом. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие точности и координации движений, на развитие двигательных умений и навыков, на развитие общей и мелкой моторики, на формирование  правильной осанки.
Подвижные игры и элементы спортивных игр. Футбол. (2 ч.) Удар по неподвижному мячу и остановка мяча.   Общеразвивающие упражнения: на развитие быстроты, выносливости, силовых способностей. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков. Игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища. Подвижные игры на материале футбола.
Способы физкультурной деятельности (1 ч.)   Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

3 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.) Физические упражнения. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Общеразвивающие упражнения. Коррекционно-развивающие игры.
Физическое совершенствование. Гимнастика.  (6 ч.)   Построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения.   Гимнастические упражнения прикладного характера.   Ходьба по гимнастической скамейке с предметами и различным положением рук.   Упражнения с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи).   Передвижение по гимнастической стенке.   Преодоление простых препятствий. Строевые действия в шеренге и колонне. Игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. Общеразвивающие упражнения на материале гимнастики. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Подвижные игры на материале гимнастики. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков, правильного дыхания в различных И.П., на коррекцию и формирование правильной осанки. Выполнение команд.
Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика. (8 ч.)   Ходьба с сохранением правильной осанки.   Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой.   Равномерный 6-минутный бег.   Прыжки в глубину с высоты.   Прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров.    Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Общеразвивающие упражнения на материале лёгкой атлетики: на развитие координации и быстроты. Подвижные игры на материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски. Коррекционно-развивающие упражнения: на дыхание, на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия, на развитие точности и координации движений, на развитие двигательных умений и навыков. Выполнение команд. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Подвижные игры и элементы спортивных игр. Баскетбол. Волейбол. (4 ч.) Стойка баскетболиста. Подвижные игры на материале баскетбола.   Подбрасывание мяча. Подвижные игры на материале волейбола.     Общеразвивающие упражнения: на развитие быстроты, выносливости, силовых способностей. Упражнения для формирования правильного  положения и движений рук, ног, головы, туловища. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков. Игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
Физическое совершенствование.   Лыжная подготовка.   (10 ч.)   Передвижение на лыжах.   Торможение на лыжах.   Подъемы на лыжах.   Спуски и торможения.     Общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах. Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте). Передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. Общеразвивающие упражнения на материале лыжных гонок: на развитие координации и выносливости. Подвижные игры на материале лыжной подготовки.  Коррекционно-развивающие упражнения: основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте; на коррекцию и формирование правильной осанки.
Способы физкультурной деятельности (1 ч.)   Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

4 четверть

Знания по физической культуре (1 ч.) Физические упражнения. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Общеразвивающие упражнения. Коррекционно-развивающие игры.
Физическое совершенствование. Гимнастика.    (6 ч.) Строевые действия в шеренге и колонне. Гимнастические упражнения прикладного характера.  Ходьба, бег, метания, прыжки. Упражнения без предметов и с предметами. Преодоление простых препятствий.     Строевые действия в шеренге и колонне. Размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки. Ходьба на пятках, носках, с заданной осанкой; стилизованная ходьба под музыку. Широкие стойки на ногах, наклоны. Воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища. Динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела). Подвижные игры на материале гимнастики. Коррекционно-развивающие упражнения: на развитие двигательных умений и навыков, правильного дыхания в различных И.П., на коррекцию и формирование правильной осанки. Выполнение команд.
Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика.   (10 ч.) Бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. Бег с высокого старта на скорость. Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта. Прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно. Прыжки по разметкам в полуприседе и приседе. Броски в стенку и ловля теннисного мяча, из разных исходных положений. Общеразвивающие упражнения на материале лёгкой атлетики: на развитие координации и быстроты. Подвижные игры на материале легкой атлетики: бег, метания и броски. Коррекционно-развивающие упражнения: на дыхание, на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия, на развитие точности и координации движений, на развитие двигательных умений и навыков. Выполнение команд.
Физическое совершенствование. Плавание. (6 ч.) Вхождение в воду. Передвижение по дну бассейна. Приседания с погружением в воду с головой. Скольжение на груди и спине с задержкой дыхания. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна. Погружение в воду. Упражнения на согласование работы рук и ног. Игры в воде. Общеразвивающие упражнения на материале плавания: на развитие выносливости. Коррекционно-развивающие упражнения: основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте; на дыхание; на развитие точности и координации движений.
Способы физкультурной деятельности (1 ч.)   Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

 

Болонов, Г.П. Физкультура в начальной школе. Методическое пособие / Г.П. Болонов. – М.: Сфера, 2005. – 128 с.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы / Н.И. Дереклеева. – М. : ВАКО , 2004. – 152 с.

Тригер, Р.Д. Физическая культура. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. М.: Парадигма, 2012.

Патрикеев, А.Ю. Зимние подвижные игры. 1-4 классы: Сценарии и методика проведения. Игры со снегом и на снегу. Игры на лыжах и коньках. Игры с использованием санок / А.Ю. Патрикеев. – М. : ВАКО, 2009. – 176 с.

 

Материальное обеспечение

 

Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (мячи, гимнастические палки, скакалки, шнуры, флажки и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения.

В конце 1 дополнительного класса обучающийся:

- понимает значение занятий физической культурой для здоровья;

- использует основные виды движений и спортивные навыки в самостоятельной деятельности;

- прыгает в длину с места, метает малый мяч на дальность;

- сохраняет устойчивое равновесие на ограниченной опоре;

- выполняет спортивные упражнения с лыжами;

- выполняет упражнения в воде;

- играет в подвижные игры, выполняет правила командного взаимодействия.

 

Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Недостаточная успешность овладения физической культурой как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.


 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 751.