Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Достижение планируемых результатов образования обучающихся с ЗПР существенно затрудняют общие для всех вариантов дизонтогенеза психики и специфические психологические особенности, многократно описанные в литературе и перечисленные в ПрАООП. Предполагается, что коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей.

В 1 дополнительный класс, как уже указывалось, придут обучающиеся с различным уровнем подготовки. Большинство получило опыт учебной неуспешности. Он может преломляться в их индивидуальном сознании по-разному: как отрицанием (отсутствием осознания) имеющихся проблем, так и признаками формирования синдрома хронической неуспешности, школьных фобий и неврозов, полной (частичной) утратой и без того несовершенной мотивации к школьному обучению.

Имеющиеся у детей недостатки саморегуляции, эмоциональные проблемы, личностная незрелость, речевые трудности, а также определенный дефицит познавательных способностей и многочисленные разнообразные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (неспецифические дисфункции) могут быть в определенной мере скомпенсированы только у обучавшихся по 7.2 в 1 классе. У детей, особые образовательные потребности которых не удовлетворялись должным образом, они могли только усугубиться. Вместе с тем дети, безусловно, должны были накопить некоторый запас знаний и представлений, овладеть грамотой, счетом, но с существенными недостатками, не позволившими продолжать образование в классе, где было начато обучение. 

В связи со сказанным функция психокоррекционных занятий становится еще более значимой. Однако их приоритеты в определенной мере меняются. Они должны на первых порах максимально способствовать формированию благоприятного эмоционального климата в классе, товарищеских отношений между учащимися. Психокоррекционные занятия, как и прежде, будут выполнять и диагностическую функцию.

Необходимо обратить особое внимание на обязательность связи содержания текущих психокоррекционных занятий с проведенными ранее. Отсутствие закрепления полученных умений и навыков неминуемо приведет либо к их полной утрате, либо к проявлениям феномена «поверхностного обучения», когда дети могут репродуцировать отдельные отрывочные знания или умения, но не способны использовать их как инструмент для решения следующих учебно-познавательных и поведенческих задач.  

Важнейшей задачей психокоррекционных занятий остается преодоление недостатков системы произвольной регуляции, повышение познавательной активности и общего уровня сформированности познавательной деятельности.

Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку учебная успешность во многом зависит от школьной мотивации, познавательной активности, сформированности школьно-необходимых функций (мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, фонематических процессов). У обучающихся по варианту 7.2 наблюдается очевидный дефицит познавательных способностей (недостатки произвольной памяти и внимания, мыслительных операций, обучаемости). Успешность их коррекции, с одной стороны, зависит от достижения определенного баланса между содержанием/организацией обучения и достигнутым уровнем развития, с другой – от продуманности психокоррекционной работы.

Существенные различия между детьми обнаруживаются и в области социального развития. Определенная часть проявляет очевидный дефицит социальных способностей (отклонения в формировании личности, поведенческие нарушения, препятствующие нормальному взаимодействию со взрослыми и сверстниками). У других обучающихся на первом плане стоит лишь эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся недостаточной возможностью оценки ситуаций межличностного взаимодействия и их вероятных последствий. 

Педагог-психолог, как и учитель, должен работать в зоне ближайшего развития обучающегося. Именно в 1 дополнительном классе отчетливо проявляются трудности, связанные с перечисленными индивидуальными различиями школьников. Соответственно, при реализации любого раздела курса возникает необходимость учета указанных различий: определенной части школьников будет необходимо предъявлять задания минимального уровня сложности (соответствующего программе первого класса). Вместе с тем бо́льший календарный возраст детей позволяет надеяться на более легкое овладение предлагаемым материалом.

Поэтому в курс «Психокоррекционные занятия» в 1 дополнительном классе для уже обучавшихся по программе школьников включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию недостатков перцептивных действий, механической памяти, внимания, базовых пространственных представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим годом).

Содержание психокоррекционных занятий в первом дополнительном классе, реализуемое в модулях по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.

В соответствии с ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ предполагается, что программы учебных предметов реализуются учителем-дефектологом (олигофренопедагогом или же учителем начальных классов, прошедшим профессиональную переподготовку по специальности «Олигофренопедагогика»). Поэтому педагог-психолог в ходе реализации курса «Психокоррекционные занятия» учитывает рекомендации учителя, касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и профилактики отставания от класса при усвоении нового материала. При необходимости и наличии кадровых условий к проведению психокоррекционных занятий может привлекаться собственно учитель-дефектолог. В 1 дополнительном классе он может реализовывать модуль, направленный на коррекцию индивидуальных пробелов обучения, формируя необходимые учебные действия непосредственно на предметном материале.

Образовательная организация (психолого-педагогический консилиум) определяют приоритеты коррекционно-развивающей работы самостоятельно. Если проблемы обучения конкретного ученика (учеников) очевидно превалируют над другими трудностями, все психокоррекционные занятия может проводить учитель-дефектолог. Однако в этом случае он не должен превращаться в репетитора: программное содержание модулей, направленных на формирование произвольной регуляции, активизацию познавательной деятельности, формирование пространственно-временны́х представлений должно быть освоено. Последнее может осуществляться за счет организации занятий с учетом логики построения коррекционно-развивающих программ, лежащих в основе выбора содержания указанных модулей.  

Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных занятий, а также сопряженность с содержанием изучаемых учебных предметов.

Эффективность психокоррекционных занятий может быть достигнута только при обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие педагога-психолога с учителем класса, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.

Место курса в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (2 часа групповых занятий, 33 учебных недели). Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП растет постепенно: с 25-30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

Индивидуальная диагностика уровней сформированности произвольной регуляции, познавательной деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом в первой четверти за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Педагогу-психологу рекомендуется проводить свою диагностику после учителя-логопеда, поскольку в первые 2-4 недели ее результаты могут быть недостоверными.

Конкретное распределение часов на групповые и индивидуальные занятия устанавливается в зависимости от результатов психолого-педагогической и логопедической диагностики.

Рабочая программа курса «Психокоррекционные занятия», разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в образовательной организацией ежегодно и содержит только необходимые элементы[50].

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями психокоррекционная работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована и представлена следующими модулями: 

Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» или «Снова в школу» (установление позитивных отношений в классе, принятие социальной роли школьника)[51].

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения).

Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (модуль по развитию пространственно-временны́х представлений, модуль по активизации познавательной деятельности).

Развитие коммуникативной сферыи социальная интеграция (модуль по развитию способности к взаимодействию с одноклассниками);

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (модуль по обучению элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний).

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (модуль по совершенствованию познавательной деятельности на учебном материале);

Выбор модулей, последовательность и количество часов, отводимых на тот или иной модуль, определяется образовательной организацией самостоятельно. Однако начинать с адаптационного курса представляется необходимым.

Тематическое планирование, как уже указывалось, представлено в 2 вариантах.

Во время групповых занятий по курсу «Психокоррекционные занятия» психолог:

- формирует желаемые психологические качества и умения;

- ориентируется в динамике происходящих изменений, что позволяет осуществлять профилактику нарастания негативных тенденций;

- стремится сгладить негативные моменты, оказать психотерапевтическое воздействие на обучающихся, повысить групповой статус «неблагополучных» учеников;

- уточняет для себя содержание индивидуальных психокоррекционных занятий с ребенком;

- корректирует запланированное содержание групповых занятий в соответствии с детскими возможностями.

Психолог обязательно должен фиксировать любые позитивные и негативные аспекты (форма для указанной фиксации определяется в соответствии с локальным актом образовательной организации – это может быть индивидуальная карта развития, дневник наблюдения, рабочий журнал психолога и т.п.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В 1 дополнительном классе

Вариант 1[52]

 

№ п/п Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий
1 Адаптационный модуль «Давайте познакомимся» (10 часов) Знакомство.   Наш класс.   Наша учительница. Наша школа.   Вежливость.     Внешний вид.   Поздравление ко дню учителя. Игры на знакомство. Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказ-презентация об учительнице[53]. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах.  Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания. Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени. Праздник учителей. Стихи и песни о школе. Открытка для учителя. Пожелания. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок «Я в школе»).
Модуль по развитию пространственно-временны́х представлений (6 ч)   Ориентировка в пространстве.   Пространство и его план.     Пространство в нашей речи.     План классной комнаты. Игры-задания на ориентировку пространстве (справа-слева, под-над). Выделение детей, имеющих индивидуальные трудности ориентировки.   План пространства: знакомство со схематизированными планами, включающими пространственные ориентиры (право-лево, верх-низ). Пространственные термины: далеко – близко, рядом, между, над – под, из – за, из – под. Составление плана комнаты (схематические изображения/готовые графические символы) предметов.

2 четверть

2 Модуль по развитию пространственно-временны́х представлений (6 ч)   Что показывают часы. Режим дня.   Неделя. Вчера – сегодня – завтра.   Календарь[54].   Месяц.   Сезон (время года) и год.   Временные интервалы – час, полчаса, 15 минут, 5 минут. Режим дня: утро: подъем, сборы, завтрак, уроки; день: обед, прогулка, занятия, игры; вечер: семейное общение, ужин, приготовления ко сну; ночь: сон. Вчера – сегодня – завтра. Б.Заходер «Мартышкин дом». Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.   Работа с наглядным пособием (Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)[55].   Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. Лента времени. Наши дни рождения. Времена года. Презентация личных фотографий, сделанных в разное время года. Сезонные отличия. Ждем праздника. Воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели (диагностическое занятие).[56]
Модуль по развитию коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности (8 ч). Мы такие разные.   Играем, чтобы подружиться.     Почему люди ссорятся.   Дети и взрослые.   Будь внимателен (нужна помощь).     Что один не сделает – сделаем вместе. Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Игры, направленные на взаимовыборы («Каравай», «Ручеек» и пр.). Игры-соревнования команд. Литературная викторина: «Кто с кем дружит», «Угадай песню».  Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе. Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. Дети и взрослые. Различия детей и взрослых. Половозрастная идентификация (тест «золотого возраста»), Чего хотят дети от взрослых. Чего хотят взрослые от детей. Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду. «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать.  

3 четверть

3 Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности (10 часов). Поэлементное копирование образцов.   Целостное копирование образцов.   Составление плана действий.     Самостоятельное выполнение задания с оценкой полученного результата. Проверка выполнения задания одноклассником.   Игры с правилами. Выделение частей в схематическом изображении конструкции. Их последовательная зарисовка в тетради.   Самостоятельное копирование представленной схемы конструкции   Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневник-учебники-тетради-пенал). Словесный отчет.     Задания на вычеркивание (аналогично корректурной пробе). Шифровка (замена одних значков другими по определенному правилу). Поиск изображений, относимых к определенной обобщенной группе (без указания на способ).     Игра с запретом называния определенных слов (3 условия).[57] Диагностическое занятие.
Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (10часов). Развитие восприятия, перцептивного анализа и синтеза, сравнения.     Перцептивная классификация (цвет форма, величина).   Перцептивное моделирующее действие.     Развитие произвольного внимания.     Развитие зрительной памяти.     Развитие слуховой памяти.     Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам.   Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию.     Сложение узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов. Образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).   Перепутанные дорожки. Найди различия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (легкие и средней сложности) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной).     Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна)[58]. Фигуры для запоминания предъявляются через проектор. Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта (Методика Т.В. Розановой, «Точки» Н.В. Бабкиной и т.п.): 6 объектов.   Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках). Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе).   Продолжение числового ряда (в пределах изученного).   Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.

4 четверть

4 Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (9 часов). Развитие мыслительных операций. Окончи стихотворение[59] Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений[60] (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале[61].   Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками).   Отгадывание загадок.   Решение логических задач[62]. Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов.
Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции(произвольного поведения) 7 ч.     Стабилизация эмоционального состояния обучающихся.     Обучение элементарным навыкам релаксации На выбор цикл артерапевтических занятий[63]: рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др.[64]   Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.

Вариант 2[65]

№ п/п Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий

1 четверть

  Адаптационный модуль «Снова в школу» (7 часов). Как я провел лето[66].   Школьные правила.   План школы.     План класса.   Правила вежливости.   Игры, помогающие детям вспомнить имена друг друга, повышающие эмоциональный тонус и способствующие налаживанию контакта. Любая форма презентации своих летних впечатлений (рассказ, пантомима, рисунок).   Викторина. Рисунок «Я в школе» (цветными карандашами).   Повторение – закрепление материала прошлого года. Схематические изображения пути от входа к классу, от класса к столовой, библиотеке, спортзалу. Схематическое изображение классной комнаты. Игры на угадывание объекта.   Пиктографические изображения запрещенного и одобряемого поведения. Презентация пиктограмм. Оформление стенда.
Модуль по формированию произвольной регуляции познавательной деятельности (2 этап) (9 часов).   Планирование «Открытка к дню Учителя»[67].     Контроль.     Планирование «Сам собираюсь в школу».     План деятельности[68].     План и контроль результатов деятельности.     Игра с правилами.   Совместное со взрослым составление пошагового плана выполнения задания: выбор элементов, размещение в рамочке, наклеивание. Реализация плана. Сложение полоски из геометрических фигур по схематически обозначенному правилу. Зарисовка. Проверка результата. Графический диктант (усложненные варианты узора).   Шифровка (замена определенных цифр значками, затем буквами).   Совместное со взрослым выделение этапов приготовления задания с последующей пиктографической зарисовкой (портфель: дневник-учебники-тетради-пенал). Словесный отчет.   Задание: обозначить ориентиры и путь (стрелками) от определенного объекта до школы[69]. Распределение функций в подгруппах: организатор, исполнители, контролер). Поэтапное выполнение задания (идентификация ориентиров, внесение на схему, обозначение, расставление стрелок).     Конструирование[70] по условию.   Игра с запретом называния определенных слов (3 условия).[71]  

2 четверть

Модуль по развитию пространственно-временных представлений (7 ч). Календарь[72]:     Неделя.   Месяц.   Сезон.     Год. Работа с наглядным пособием (Т.Д. Рихтерман, Ф.Н. Блехер)[73].   Дни недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней.   Названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. Лента времени. Наши дни рождения. Времена года. Презентация личных фотографий, сделанных в разное время года. Сезонные отличия. Ждем праздника. Воспроизведение названий времен года, месяцев, дней недели (диагностическое занятие).[74]
Модуль по развитию коммуникативных навыков (7 ч).   Общение без слов.     Распознание эмоциональных состояний по мимическим проявлениям.   Распознавание эмоциональных состояний по схематическим изображениям мимики, жестам.   Внимание к партнеру по общению.   Заданный и самостоятельный выбор в подгруппах сюжетов для невербальной демонстрации[75].   Игры на невербальное взаимодействие – поддержку[76]. Игры на невербальное взаимодействие (по Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой): «Жизнь в лесу», «Птенцы», «Ожившие игрушки».     Распознавание натуральных изображений основных эмоций (радость, удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль). Вербализация чувств персонажей понятных детям художественных произведений, текстов.   Жесты одобрения, поддержки, дружбы, прощания, угрозы. Прочтение смайликов. Самостоятельное изображение символов эмоциональных состояний.     Воспроизведение движений, мимики (по разным условиям), ранжирование по признакам (рост, цвет волос и т.п.), описание партнера по общению с комплиментами («Расскажи, какая Оля красивая»).   Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».   Игры, предполагающие тесный телесный контакт между детьми в парах сменного состава.

З четверть

3 Модуль по активизации познавательной деятельности детей с ЗПР (2-3 этап) (20 часов). Развитие аналитико-синтетической деятельности.     Развитие памяти и внимания Развитие смысловой памяти и воображения.   Символы и знаки вокруг нас. Выделение функционально-значимых частей визуально представленных и воображаемых объектов. Зарисовывание проанализированных объектов. Конструирование из плоскостной мозаики В поисках клада (урок № 2)[77]. Установление закономерностей на визуально представленном материале (с одновременным учетом 2 признаков). Закончи стихотворение[78]. Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений[79] (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале[80]. Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками). Отгадывание загадок. Решение логических задач[81].   Диагностическое занятие: корректурная проба, оценка оперативной памяти[82].   Шифровки и расшифровки[83]. Декодирование ранее созданных пиктограмм. Обучение кодированию запоминаемых литературных произведений с сериями объектов. Азбука Морзе (кодирование и декодирование слов с опорой на образец)[84]. Марки автомобилей. Дорожные знаки. Оценка запоминания информации с опорой на представленные символы.

4 четверть

Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции (произвольного поведения) 12 ч.   Закрепление изученного за год (4 часа) Стабилизация эмоционального состояния обучающихся.   Закрепление навыков эмоциональной экспрессии. Обучение элементарным навыкам релаксации. На выбор цикл артерапевтических занятий[85]: рецептивная, активная, интегративная музыкотерапия; психогимнастика, изотерапия и др.[86]   Мимическое, символическое, двигательное выражение эмоций   Релаксационные упражнения, включенные в контекст занятия.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки, пособия, монографии и журнальные статьи, создающие теоретическую основу для выбора содержания психокоррекционных занятий:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием).

Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития Пособие. М., 2015. (в пособии представлены диагностические ориентиры для определения уровня произвольной регуляции познавательной деятельности).

Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решениии проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Протченко.- М.: Генезис

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М., 2004.

Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Пособие. М., 2006.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотерапевтические упражнения, коррекционные программы /Н.В. Самоукина. Любое издание.

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс.

Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С. А. Домишкевича «Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии») / Е. Л. Инденбаум, А. А. Трушкова, С. В. Кованенко, В. С. Соловьева, И. Г. Кирилкина, О. И. Коростелева // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 41-54.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Кн.для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1991.

 

Дополнительная литература

 

Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М., 2001.

Бабкина Н.В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа.-2015.-№8.

Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 2.

Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников.- 2016.- № 7.

Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология.- 2016.- №2.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2016 (в монографии представлена комплексная программа коррекционно-развивающей работы по формированию осознанной регуляции в познавательной деятельности у детей с ЗПР, диагностические материалы).

Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.- 2016.- № 3.

Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология.-2016.- № 5.

Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Монография. М., 2009.

Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1. – С. 47-54.

Вильшанская А. Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.

Вильшанская А.Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016.- № 7.

Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе – М.: Школьная Пресса, 2008. – 123с.

Вильшанская А. Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] // Дефектология.- 2005. - № 2. – С. 57-65.

Вильшанская А. Д. Специфика формирования приема понимания скрытого смысла пословиц и поговорок у детей с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 5. – С. 13-26.

Вильшанская А. Д. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. - № 6. – С. 22-32.

Гостар А.А., Очковская Т.Ю, Величко С.А. Формирование замещающей функции мышления у дошкольников с задержкой психического развития с использованием конструирования // Дефектология.-2015.-№5.

Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет. Серия «Радуга». М.: Просвещение

Инденбаум (Шепко) Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально-уровневого подхода / Е. Л. Инденбаум (Шепко), А. Н. Косымова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5.

Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011.-№5.

Инденбаум Е.Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристика психосоциального развития. Монография. Иркутск, 2012.

Коробейников И.А., Бабкина, Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2016.-№ 1.

Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология – 2006.- №5.

Медведева Е.А., Ильина И.Б. Формирование диадного общения младших школьников с задержкой психического развития средствами арттехнологий. Монография. М., 2010.

Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.

Селиванова Т.А. Психологические условия гармонизации переживаний ребенка в художественно-творческой деятельности дошкольников и младших школьников. Дис.канд.психол.н. М., 2005.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. – М., 1996.

Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003.-160 с. 

Шапкина Т.А. Специфика психолого-педагогической работы в условиях реализации программы дополнительного образования в ДОУ // Научная дискуссия; вопросы педагогики и психологии. сб.ст. по материалам LI междунар.науч.-практ.конф.-№6 (51). - М.,Изд."Интернаука",2016.- с.185 (арт-терапевтическая программа Т.А. Селивановой).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.