ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2[43]. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
В 1 дополнительный класс приходят школьники, которые либо обучались ранее по программе 7.2 и посещали логопедические занятия, либо пришли из общеобразовательной школы, где логопедическая работа не проводилась. В связи с этим, предлагаемая примерная программа предполагает вариативность, что нашло отражение в задачах, содержании и планируемых результатах работы.
Общая цель логопедических занятий[44] заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи курса:
- постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
- обогащение словаря, его расширение и уточнение;
- коррекция недостатков грамматического строя речи;
- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
- совершенствование коммуникативной функции речи;
- повышение мотивации речеговорения;
- обогащение речевого опыта;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
- обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
- дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
- формирование способности давать определения словам;
- формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
- овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
- профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
- умение понимать интонационную окраску высказывания;
- умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
- умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
- формировать начальные умения монологического высказывания.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 251.