В ходе реализации учебного предмета «Технология» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, подлежащие экспертной оценке в конце этапа начального образования.
Результатом изучения предмета «Технология» должна явиться коррекция недостатков моторики, регуляции, операционального компонента мышления и деятельности. Успешность решения поставленных задач оценивается учителем и членами экспертной группы, а также родителями (законными представителями) обучающегося с ЗПР и обсуждается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме с целью разработки и корректировки программы коррекционной работы с обучающимися. Учителю рекомендуется оценивать результаты (исключительно для возможности своевременной коррекции своих действий) регулярно как поурочно, так и по окончании определенного временного периода (прохождение темы, окончание четверти и т.п.).
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
Личностные результаты на конец обучения:
- формирование коммуникативной компетенции в её органичном единстве с трудовой и преобразовательной деятельностью;
- формирование уважительного отношения к трудовым достижениям;
- овладение начальными навыками преобразования окружающей материальной действительности;
- формирование и развитие мотивов трудовой деятельности;
- способность к осмыслению значения труда, осознание его ценности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам одноклассников при коллективной работе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях в преобразовании материальной действительности, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение умениями организации рабочего места и рабочего пространства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД позволяют:
- определять и формулировать цель выполнения заданий под руководством учителя;
- понимать смысл инструкции учителя;
- определять план выполнения заданий под руководством учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) о результате действий;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Познавательные УУД позволяют:
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для выполнения задания;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в информационном пространстве;
- сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
- с помощью учителя отличать новое от уже известного;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
Коммуникативные УУД позволяют:
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;
- соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;
- принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- договариваться с партнерами и приходить к общему решению;
- осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).
Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
– осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;
– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется:
– в умении использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;
– в умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя;
– в освоении культурных форм коммуникативного взаимодействия.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях;
– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.
Результатом обучения, в соответствии с АООП НОО с учетом специфики содержания области «Технология», являются освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
- формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
- формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
- формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Мастера и их профессии. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Основы культуры труда и самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное соединение). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Конструирование и моделирование.
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Практика работы с компьютером
Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Примерные темы уроков | Содержание |
1 четверть | |||
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание (4 ч). | Давайте познакомимся. Я и мир вокруг. Труд и человек. (Экскурсия) Рукотворный мир как результат труда человека. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда Я и мои друзья. Система знаков в жизни человека. Умения мастера. Технология как предмет, его содержание. Учебник и его персонажи, рабочая тетрадь. Условные и графические обозначения. Рукотворный мир как результат труда человека. Роль трудовой деятельности в жизни общества. Виды деятельности человека. Природа в художественно-практической деятельности человека. Природа и техническая среда. Изобретения человека. Природа и техническая среда. Изобретения человека. Приспособления для изменения свойств материалов и предметов. Самообслуживание. Сельскохозяйственный инструмент. | Красота окружающего мира. Мир природы. Предметный мир, созданный человеком. Изобретения природы и человека. Способы преобразования мира человеком. Ресурсы природы. Способ рассказа о себе. Анкета, способы ее заполнения. Моя анкета. Цель и способы преобразования мира человеком. Соединение различных материалов. Беседа, рассматривание иллюстраций, ролевая игра. Наблюдение за конструкторско-технологическими и декоративно-художественными особенностями предлагаемых изделий. Сравнение, простейшие обобщения. Работа с учебником, рабочей тетрадью. Придумывание символов, знаков. Рабочее место ученика. Игра «Отгадай профессию». Виды деятельности, которыми учащиеся занимаются в школе. Профессии людей, которые работают в школе. Презентация исследования «Расскажи о профессиях родителей». Составление сюжетной картины из природных материалов. Отличие природы от предметов, сделанных человеком. Превращение старинных инструментов в современные машины. Машины. Техника. Виды специальной техники. Подготовка сообщения по плану «Изобретения человека». Виды трудовой деятельности дома. Самообслуживание. Трудовые обязанности дома. Способы уборки улиц, дома, сельскохозяйственный инструмент: грабли, мела, совок, лопата и др. |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (4 часа). | Материалы и инструменты. Природный материал. | Материалы и инструменты в руках человека (введение понятий). Происхождение материалов, созданных природой. Материалы, с которыми будем работать на уроке технологии. Инструменты, с которыми будем работать на уроке технологии. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Понятие о безопасности. Правила безопасной работы на уроках технологии. Происхождение материалов, созданных природой и человеком. Способы обработки и использование в декоративно-прикладном творчестве. |
2 четверть | |||
3 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (7 часов) | Пластилин. Лепка по образцу предметов различной формы. Пластилин, как соединительный материал. Бумага как материал, её свойства. Использование бумаги человеком. Инструменты для работы с бумагой. Правила безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места при работе с бумагой. Приемы работы с бумагой. Понятия шаблон, симметрия. | Пластилин: его назначение и способ изготовления. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином. Организация рабочего места. Приемы работы по соединению пластилином различных предметов, пластилин как основа для композиции. Свойства бумаги (промокаемость). Использование бумаги человеком. Приемы работы с бумагой. Работа со схемами и рисунками. Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям. Изготовление игрушки по схеме в технике оригами. Резанье бумаги ножницами. Упражнения в резании ножницами по следам сгиба, вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники. Изготовление счетного материала, или фишек для настольных игр, разметка по шаблону. Упражнения в резании ножницами по размеченным контурам. Составление узора в полосе по образцу (закладка), технические сведения: свойства бумаги(сгибается, рвётся, намокает, мнётся, режется), цвет бумаги (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, коричневый, оранжевый, фиолетовый). Понятие об аппликации (размещение в контуре элементов аппликации, сочетание цветов в орнаменте), инструменты для работы с бумагой (ножницы, клей, шаблон, карандаш). Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. |
3 четверть | |||
4 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч.). | Правила безопасной работы. Клеящие материалы. Аппликация. Приемы разметки. Текстиль. Профессии, связанные с обработкой ткани. Видеоурок, видеопутешествие на швейную фабрику. Фурнитура. Тесьма, пуговицы, мех. | Приёмы работы: складывание пополам (1 – 2 раза), из угла в угол, разглаживание по сгибу от центра к краям, разрывание и разрезание по сгибу, обводка по шаблону, вырезание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, смазывание клеем и наклеивание, рациональное использование материала. Санитарно-гигиенические правила. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Составление узора в полосе, квадрате, треугольнике, круге. Вырезание круга из квадрата. Вырезание кругов, овалов, размеченных по шаблону, и другими способами. Составление узора в круге, из кругов и овалов (тарелочка). Вырезание геометрических фигур, размеченных по шаблону, на глаз. Составление узора в контуре, украшение предмета (бабочка, предметы посуды и т.п.). Создание коллективного панно. Способы получения ткани и ниток. Сфера использования ниток и ткани. Инструменты для работы с тканью. Изготовление игрушки из ниток, лоскутков ткани (кукла, шарик, т.п.) Назначение одежды. Выбор одежды по сезону. Процесс изготовления одежды (замысел, выбор материала, выкройка, примерка, отделка). Информация о фурнитуре. Украшение одежды (способы и материалы). Изготовление по образцу из квадратных лоскутков, тесьмы и пуговиц приклеиванием панно. |
5 | Конструирование и моделирование (2 ч). | Общее представление о технологическом процессе. Технологические операции ручной обработки материалов. | Общее представление о технологическом процессе. План как один из главных компонентов созидательной деятельности. План изготовления кукол. Выбор необходимых инструментов и приспособлений. Организация рабочего места. |
4 четверть | |||
6 | Конструирование и моделирование (8 ч). | Конструирование и моделирование несложных объектов. Мебель для дома. Украшение посуды. Аппликация. Способы общения. Компьютер. | Изделие и его конструкция. Составление изделия из нескольких деталей. Разделение понятий эскиз, процесс, результат, операция. Формирование навыка выбирать необходимые материалы инструменты и действия для получения заданного результата. Составление картинного плана последовательности действий. Условные обозначения. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. Плоскостное конструирование. Проект «Чайный сервиз». Распределение задач в малой группе. Умение работать в команде. Составление изделия из нескольких деталей. Подготовка отдельных деталей. Сборка изделия. Контроль за качеством выполнения операций, следования плану. коллективное панно из различных материалов по общему замыслу с распределением изготовления элементов разным членам или группам («аквариум», «ваза с цветами» и т.п.). Источники информации. История сохранения и получения информации. Способы общения людей. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Способы получения информации. Изобретение и назначение компьютера. Компьютер и его устройство. Правила безопасной работы с компьютером. Интернет. Способы поиска необходимой информации в интернете. работа в компьютерном классе либо с интерактивной доской, имеющимися гаджетами. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
2. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И.,Анащенкова С. В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
3. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Рабочие тетради.
4. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 255.