Маршалл попытался систематически определить природу «социального класса».
Он отвергает чисто объективные и чисто субъективные теории класса.
Объективные теории: определяют класс по автоматически заданным признакам:
— доход;
— собственность;
— образование;
— род занятий.
У отдельных лиц внутри того или иного класса эти параметры различаются. — Поэтому через них класс определить невозможно.
Субъективные теории: отталкиваются от факта самоопределения индивида. — Но совершенно ясно, что классовая принадлежность индивида не создается просто волевым усилием и личным решением.
Социальный класс имеет как объективные, так и субъективные аспекты. — Класс существует там, где:
(1) есть иерархическая социальная стратификация;
(2) эта стратификация получает социальное признание; и
(3) эта стратификация обладает относительным постоянством.
Объективность класса выражается в социальных отношениях, которые он производит.
Субъективность — в базовой потребности во взаимном осознанном признании.
Признание: не просто признание чего-то уже существующего, но и активное наделение статусом. — Признание не просто фиксирует социальные классы, но и создает их. — Когда человека признают принадлежащим к определенному классу, он получает доступ к соответствующим возможностям (экономическим, социальным и прочим); иначе говоря, признание имеет объективные следствия (социальные отношения).
Социальный класс (если его условно рассматривать как группу) — не группа лиц с определенными внутренними и/или внешними атрибутами, а группа лиц со схожими социальными шансами.
Между тем: это не группа. — Маршалл категорически против реификации класса.
Социальный класс — скорее не группа, а социальная сила.
Он может быть действенным фактором, определяющим поведение и социальные отношения в обществе, там, где отсутствуют четко обозначенные классовые группы, т.е. где иерархические слои не отделены друг от друга ясными и определенными границами.
Это единый, пронизывающий все общество принцип, создающий единую схему размещения для всех его элементов. — Если общество дифференцированное и состоит из множества сообществ, то это единый принцип, применяющийся к разным сообществам (сложные классовые структуры). — В чем состоит этот принцип? — Это единый для общества стандарт более высокого или более низкого положения, определяющий для каждого лица его отношения с другими и доступ к возможностям. — Если бы лица, схожие с точки зрения отношений с другими и доступа к возможностям, встретились, они могли бы образовать группу. — Однако в типичном случае социальный класс существует не в форме группы, а в форме сходства установок.
Принцип, создающий различия между более или менее выраженными классами, действует также внутри классов, создавая более тонкие социальные расслоения.
Вследствие этого класс не является гомогенной совокупностью единиц: он внутренне неоднороден. — Маршалл предлагает перенести внимание на эти внутренние различия.
В силу этих различий солидарность класса — не исходный факт, а продукт сравнения с другими классами.
Это сравнение интенсифицируется в условиях классового конфликта.
(См. статью «Природа классового конфликта», 1938)
Классовый конфликт имеет место тогда, когда некоторый общий интерес объединяет смежные социальные слои (уровни) в противоположность более отдаленным социальным слоям (уровням).
Это объединение имеет аффективную поддержку: ресентимент против неравенства.
Ресентимент развивается на базе трех социальных процессов:
(1) сравнение: создает социальные слои и их обособление, формируя установки, стимулирующие и усугубляющие конфликт;
(2) фрустрация: возникает при осознании неравенства возможностей и возлагает ответственность за несправедливость на верхние классовые слои;
(3) подавление: (в условиях образования противостоящих партий) происходит идентификация группы лиц, против которой можно вести борьбу: разжигает конфликт между сторонами, вовлеченными в неравное сотрудничество.
Капиталистической демократии свойственно хроническое состояние несогласия между классами относительно условий сотрудничества. — Рыночная динамика постоянно создает почву для новых сравнений и обид (ресентиментов).
Джек Барбалет в книге «Эмоция, социальная теория и социальная структура» (1998)
предлагает развитие идей Маршалла:
(1) ресентимент затрагивает все классовые слои (не только низшие, но и высшие); эскалацию взаимной враждебности между классами подпитывает взаимная интенсификация чувств противостоящих классов;
(2) взаимный ресентимент может возникать не только в отношениях между классами, но и внутри классов — между разными прослойками;
(3) такие внутриклассовые конфликты, подпитываемые ресентиментом, могут возникать в современном обществе постоянно — в рамках деловых циклов, изменяющих рыночную ценность разных товаров и услуг и, соответственно, взаимное расположение индивидов и групп в стратификационной иерархии.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.