III. АБРАМ КАРДИНЕР: КОНЦЕПЦИЯ «БАЗИСНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Абрам Кардинер (1891-1981), американский психиатр и психоаналитик. Прошел личный курс психоанализа у З. Фрейда.

Одна из первых попыток применения психоанализа в социальных исследованиях.

30-е–40-е гг.: работал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и Нью-Йоркском психоаналитическом институте. — Руководил постоянно действующим семинаром, главной темой которого была взаимосвязь между культурой и личностью в разных обществах. — Связь этого семинара с направлением «культура-и-личность» в американской культурной антропологии.

Итог многолетней работы: разработка концепции «базисного типа личности». — Проверка этой концепции как эвристического и объяснительного инструмента на материале нескольких разных обществ (танала, сикхи, алорцы, маркизцы, команчи, оджибве, сообщество Плейнвилл в США). — Сравнительный (кросс-культурный) анализ.

Другие участники проекта: Ральф Линтон, Кора Дюбуа, Эмиль Оберхольцер (тесты Роршаха) и др.

Основные произведения Кардинера:

«Индивид и его общество» (1939);

«Психологические границы общества» (1941);

«Клеймо угнетения: анализ личности американского негра» (1951).

 

Основная идея: между культурой и личностью в каждом обществе существует отношение соответствия. — Это соответствие устанавливается вследствие того, что личность развивается в процессе адаптации к социальному окружению и, тем самым, к образу жизни (или культуре) этого окружения.

 

А. Кардинер: «Человеческая личность различается в зависимости от условий, к которым она должна приспособиться… Личность человека складывается как продукт адаптационных маневров, посредством которых он приспосабливается к институтам, дабы успешно функционировать в своей среде».

 

Общность культурных условий, к которым людям приходится приспосабливаться в ходе социализации в рамках одного общества, обеспечивает общность «личностного ядра» у членов соответствующего общества. — Эта общая структура личности была названа базисной структурой личности, или базисным типом личности.

 

= В каждом обществе: свой особый базисный тип личности. (Прежде это называлось «национальным характером». — Преимущества нового понятия.)

 

Базисный тип личностисовокупность склонностей, установок, предрасположений и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного общества.

 

Базисный тип личности организуется вокруг центральных проблем адаптации.

Это не совокупность внешних поведенческих черт и привычек (ср. Фрейд).

Это «глубинная» («динамическая») структура личности, которая может внешне проявляться очень по-разному. — Адаптация происходит в значительной степени неосознанно: соответственно, базисные структуры личности фиксируются в области бессознательного.

 

Пример: анализ личности американского негра в книге «Клеймо угнетения»:

 

Решающий факт: кастовая система, статусное неравенство, угнетение.

Личность формируется, адаптируясь к условиям «угнетения».

Центральные элементы такого базисного типа личности:

— агрессивность;

— низкая самооценка.

 

Агрессивность (вследствие действия различного рода защитных механизмов) проявляется в таких внешне наблюдаемых чертах: поверхностность в мыслях и чувствах, сфокусированность на внешнем и простом, недоверчивость, постоянное заискивание, осторожность, нерешительность, льстивость, пассивность и безропотность, раздражительность, внешняя видимость любезности и учтивости, шутливость и юмор, страх утраты самоконтроля, ограничение аффективности и эмоциональности.

 

Низкая самооценка — в таких чертах:

— презрение или даже ненависть к себе;

— идеализация белых;

— ненависть к белым;

— ненависть к чернокожим.

 

Базисный тип личности формируется в раннем детстве — в процессе воспитания — под влиянием семейного окружения:

соответственно: общность базисного типа личности напрямую обусловлена общностью методов (обычаев) воспитания, принятых в соответствующем обществе:

= эти методы (обычаи) называются первичными институтами.

 

Базисный тип личности складывается в процессе адаптации к первичным институтам.

 

Первичные институты рассматриваются детальнейшим образом: ближайшее окружение и его состав; участие разных лиц в воспитании и характер этого участия; режим кормления; отлучение от груди; приучение к туалету; поощрения и наказания; запреты; реагирование окружающих на плач; степень телесного контакта с окружающими; регулярность и продолжительность общения с ребенком и т.д.

 

Базовый тип личности — благодаря действию проективных механизмов — оказывает определяющее влияние на характер вторичных институтов: это религия, искусство, фольклор, мифология, философия, идеология и т.д.

 

Также большое значение имеют природная среда и экономика. — Пример: изменения, вызванные у танала (Мадагаскар) климатическими переменами и сопряженными с ними переменами в техниках выращивания риса.

 

Совершенствование концепции «базисного типа личности»: введение понятий «модальная личность» (Кора Дюбуа, Маргарет Мид), «статусная личность» (Ральф Линтон) и т.п.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 314.