Абрам Кардинер (1891-1981), американский психиатр и психоаналитик. Прошел личный курс психоанализа у З. Фрейда.
Одна из первых попыток применения психоанализа в социальных исследованиях.
30-е–40-е гг.: работал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и Нью-Йоркском психоаналитическом институте. — Руководил постоянно действующим семинаром, главной темой которого была взаимосвязь между культурой и личностью в разных обществах. — Связь этого семинара с направлением «культура-и-личность» в американской культурной антропологии.
Итог многолетней работы: разработка концепции «базисного типа личности». — Проверка этой концепции как эвристического и объяснительного инструмента на материале нескольких разных обществ (танала, сикхи, алорцы, маркизцы, команчи, оджибве, сообщество Плейнвилл в США). — Сравнительный (кросс-культурный) анализ.
Другие участники проекта: Ральф Линтон, Кора Дюбуа, Эмиль Оберхольцер (тесты Роршаха) и др.
Основные произведения Кардинера:
«Индивид и его общество» (1939);
«Психологические границы общества» (1941);
«Клеймо угнетения: анализ личности американского негра» (1951).
Основная идея: между культурой и личностью в каждом обществе существует отношение соответствия. — Это соответствие устанавливается вследствие того, что личность развивается в процессе адаптации к социальному окружению и, тем самым, к образу жизни (или культуре) этого окружения.
А. Кардинер: «Человеческая личность различается в зависимости от условий, к которым она должна приспособиться… Личность человека складывается как продукт адаптационных маневров, посредством которых он приспосабливается к институтам, дабы успешно функционировать в своей среде».
Общность культурных условий, к которым людям приходится приспосабливаться в ходе социализации в рамках одного общества, обеспечивает общность «личностного ядра» у членов соответствующего общества. — Эта общая структура личности была названа базисной структурой личности, или базисным типом личности.
= В каждом обществе: свой особый базисный тип личности. (Прежде это называлось «национальным характером». — Преимущества нового понятия.)
Базисный тип личности — совокупность склонностей, установок, предрасположений и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного общества.
Базисный тип личности организуется вокруг центральных проблем адаптации.
Это не совокупность внешних поведенческих черт и привычек (ср. Фрейд).
Это «глубинная» («динамическая») структура личности, которая может внешне проявляться очень по-разному. — Адаптация происходит в значительной степени неосознанно: соответственно, базисные структуры личности фиксируются в области бессознательного.
Пример: анализ личности американского негра в книге «Клеймо угнетения»:
Решающий факт: кастовая система, статусное неравенство, угнетение.
Личность формируется, адаптируясь к условиям «угнетения».
Центральные элементы такого базисного типа личности:
— агрессивность;
— низкая самооценка.
Агрессивность (вследствие действия различного рода защитных механизмов) проявляется в таких внешне наблюдаемых чертах: поверхностность в мыслях и чувствах, сфокусированность на внешнем и простом, недоверчивость, постоянное заискивание, осторожность, нерешительность, льстивость, пассивность и безропотность, раздражительность, внешняя видимость любезности и учтивости, шутливость и юмор, страх утраты самоконтроля, ограничение аффективности и эмоциональности.
Низкая самооценка — в таких чертах:
— презрение или даже ненависть к себе;
— идеализация белых;
— ненависть к белым;
— ненависть к чернокожим.
Базисный тип личности формируется в раннем детстве — в процессе воспитания — под влиянием семейного окружения:
соответственно: общность базисного типа личности напрямую обусловлена общностью методов (обычаев) воспитания, принятых в соответствующем обществе:
= эти методы (обычаи) называются первичными институтами.
Базисный тип личности складывается в процессе адаптации к первичным институтам.
Первичные институты рассматриваются детальнейшим образом: ближайшее окружение и его состав; участие разных лиц в воспитании и характер этого участия; режим кормления; отлучение от груди; приучение к туалету; поощрения и наказания; запреты; реагирование окружающих на плач; степень телесного контакта с окружающими; регулярность и продолжительность общения с ребенком и т.д.
Базовый тип личности — благодаря действию проективных механизмов — оказывает определяющее влияние на характер вторичных институтов: это религия, искусство, фольклор, мифология, философия, идеология и т.д.
Также большое значение имеют природная среда и экономика. — Пример: изменения, вызванные у танала (Мадагаскар) климатическими переменами и сопряженными с ними переменами в техниках выращивания риса.
Совершенствование концепции «базисного типа личности»: введение понятий «модальная личность» (Кора Дюбуа, Маргарет Мид), «статусная личность» (Ральф Линтон) и т.п.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 314.