I. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОСЛЕ Р.Э.ПАРКА: ОБЩИЙ ОБЗОР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чикагская социология после ухода Р. Парка из Чикагского университета характеризуется развитием социально-экологического подхода в различных направлениях и аспектах. — В одних случаях точкой приложения сил становятся одни грани социально-экологического подхода, в других другие.

Эволюция чикагской социологии: ее отзывчивость к новым теоретическим веяниям.

Работы Парка сохраняют свое основополагающее значение для послевоенной чикагской социологии. — Для содержащейся в них общей «схемы соотнесения» (frame of reference) характерны многомерность и открытость; это позволяет, акцентируя те или иные аспекты и возможности этой схемы, разрабатывать очень отличающиеся друг от друга подходы при сохранении их специфически «чикагской» окраски и очевидной связи с наследием Парка. — Размежевание разных подходов происходит по следующим параметрам:

 

  • Объективизм/интерпретативизм.
  • Экология/символическое взаимодействие.
  • Количественные/качественные методы исследования.

 

Крайние случаи: человеческая экология Р.Д. Маккензи (объективистский подход, почти полностью игнорирующий интерпретативную сторону социологии Парка), символический интеракционизм Блумера (интерпретативный подход, в котором полностью вынесена за скобки человеческая экология).

 

Включение столь разных подходов в «Чикагскую школу» закономерно ставит вопрос о ее единстве: многообразие ответов на этот вопрос.

 

Точка зрения Говарда С. Беккера: правильнее говорить не о «Чикагской школе социологической мысли», а о «Чикагской школе деятельности» (Г.С. Беккер). — Для чикагской социологии значима не общность формальной теории, а более тонкая трансляция социологического видения и мастерства через вовлеченность учителей и учеников в совместную исследовательскую работу (эта традиция была заложена еще во времена Парка). — Эволюция чикагской социологии.

 

Связанный с этим вопрос: была ли вообще у «Чикагской школы» своя теория? — Начиная с Парка, никто из интеллектуальных лидеров школы не писал теоретических трактатов. Вместе с тем, чикагскую социологию характеризует очевидная внутренняя связность:

 

§ неэксплицированность «теории» или только частичная ее эксплицированность;

§ «теория как аспект всего, что мы делаем» (Л. Вирт): связь социологической теории с эмпирическими исследованиями и практической деятельностью;

§ понимание «теории» как «схемы соотнесения»;

§ способ передачи/трансляции «теории» («схемы соотнесения») в Чикагской школе: на манер передачи языка или музыкального мастерства (Г.С. Беккер);

§ «имплицитная теория» (термин итальянского социолога Ф. Барбано).

 

 

Поздние исследования Э. Бёрджесса и его коллег (30-е – 50-е гг.): семья; делинквентность и преступность (возрастающее использование количественных методов анализа в этих областях); исследования старости (геронтология). — В исследованиях Бёрджесса в этот период используются преимущественно количественные методы исследования.

 

Для чикагской социологии 40-х – 60-х годов ключевыми являются следующие фигуры:

Амос Хоули: человеческая экология; организационная экология;

Родерик Д. Маккензи: человеческая экология (более объективистский вариант);

Герберт Блумер: символический интеракционизм;

Луис Вирт и Эверетт Ч. Хьюз: создали разные варианты формалистического анализа.

У Вирта и Хьюза, хотя оба ученики Парка, совершенно разные теоретические бэкграунды, разные референтные фигуры и влияния: для Вирта более значимы влияния Дж. Г. Мида и Ф. Тённиса (Р. Бендикс называет Вирта крупнейшим американским последователем Тённиса); на Хьюза больше повлияли Ч.Х. Кули, У.Г. Самнер, Р. Парк, Г. Тард, Г. Зиммель (некоторые считают Хьюза наиболее видным зиммелианцем 2-й половины ХХ в.), а также антропологи Р. Редфилд, А.Р. Рэдклифф-Браун, У. Ллойд Уорнер.

Кроме того, с социологическим факультетом Чикагского университета связан жизненный путь таких социологов, как Уильям Огборн, Эдвард Шилз, Уильям Фут Уайт и др.

 

(Историки «Второй Чикагской школы» отмечают ее неоднородность и эклектичность, а также, что немаловажно, неприязненные отношения между ее лидерами).

 

 

II. СОЦИОЛОГИЯ ЛУИСА ВИРТА

 

Луис Вирт (1897-1952). — Родился в Германии; в юности эмигрировал в США.

Сначала изучал медицину и социальную работу, потом социологию. Защитил диссертацию на социологическом факультете Чикагского университета. Один из основных участников проекта зонирования Чикаго. В 1940–52 гг. профессор социологии в Чикагском ун-те. В 1947 был избран президентом Американского социологического общества, в 1949 стал первым президентом Международной социологической ассоциации.

Темы исследований, их разнородность: известен работами в области городской социологии, исследованиями расовых отношений, положения меньшинств в современном обществе, идеологии, массовой коммуникации, национализма. Автор классической концепции урбанизма.

Важнейшие работы: «Гетто» (1928), «Урбанизм как образ жизни» (1938).

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 194.